Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г. Богородицка.
Программа
профессионального самообразования
учителя математики М. А. Назаровой
Тема: Самостоятельная работа обучающихся на уроках математики.
Актуальность
В педагогической науке понятие Самостоятельная работа определяется как такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика
Самостоятельность является одним из главных качеств учащихся и важнейшим условием их обучения, формирует движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Развиваются такие качества, как настойчивость, увлечённость. И чем выше у учащихся уровень самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.
Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения. Если в работах под руководством учителя с его стороны постоянно осуществляется контроль за правильностью действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то в самостоятельных работах ученик сам осознаёт характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и в целом сам организует свою деятельность.
Самостоятельная работа в обучении математике необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.
Задачи, которые ставятся при проведении самостоятельной работы, различны. Это может быть отработка какого-то умения с целью довести его до навыка, проверка усвоения материала, какого-то метода, умения давать обоснования, а иногда и настоящий контроль (чаще всего это контрольные работы, которые могут быть разного объёма). В зависимости от задачи самостоятельной работы допускается или не допускается (при контрольной работе) помощь учителя, другого ученика, учебника и других пособий.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок. После изучения и закрепления у доски определённого блока нового материала я предлагаю учащимся небольшую самостоятельную работу воспроизводящего типа. Учащимся раздаются карточки – опорные конспекты с основными теоретическими понятиями, алгоритмом решения и подробным решением одного из заданий
и предлагается самостоятельно выполнить остальные задания.
Смысл контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этого широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать, прежде всего, на обучающих самостоятельных работах. Особое внимание в программе уделяется формированию практических навыков. В поддержку курса разработан комплект дидактического материала «Практикум» для проведения самостоятельных работ, который содержит как сформулированные задания, так и подробный комментарий (алгоритм) к выполнению работы.
Применение различных самостоятельных работ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.
Это позволяет учащимся выполнять работу в собственном темпе, использовать наглядную справочную информацию и точно знать какой результат они должны получить после выполнения работы.
Контроль теоретических знаний предлагается осуществлять с помощью компьютерного тестирования.
Цели:
1. профессиональный рост учителя
совершенствование качества и эффективности обучения физики.
2. развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально-исследовательской деятельности.
3. формирование представлений о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании законов физики, развитие речи учащихся, познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
4. научить школьников понимать явления, объяснять эти процессы с точки зрения физики;
5. сформировать умения применять самостоятельно полученные знания на практике.
Задачи:
1. Стимулировать мыслительную деятельность, повышать познавательную интерес учащихся. Развитие познавательной деятельности учащихся при изучении математики.
2. Расширение кругозора учащихся в понимании математических понятий .
3. Развитие знаний, умений и навыков при решении математических задач различного типа(качественные, графические, расчѐтные, экспериментальные и др.)
4. Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению самостоятельных работ работ.
5.Отобрать компьютерные программы, презентации, компьютерные тестирования по математике по разным темам.
Реализация программы рассчитана на три года (2013- 2016 гг)
Этапы реализации программы
1 этап 2013 - 2014 учебный год – подборка и изучение
материалов по теме;
2 этап 2014 – 2015учебный год - реализация практической части
программы.
3 этап 2015 – 2016 учебный год – завершающий этап.
Участники:
Учитель математики, учащиеся 5-11 классов.
Основные направление работы Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «математика» и знакомиться с новыми технологиями в области предмета «Математика» 2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по математике, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать новую литературу по математике, методике преподавания. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей. 5. Принимать активное участие в работе районном МО учителей математики. 6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни. 9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 11. Организовывать внеклассную деятельность по предмету. 13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого- педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. |