Программа социализации младших школьников
«Делу – время, потехе – час»
Программа разработана и составлена для детей младшего школьного возраста. В основу программы положены идеи и мысли Н.Е. Щурковой и О.Газмана. Чтобы сформировать личность ребенка творческой, целостной, адаптированной к любой жизненной ситуации, необходимо тренировать и воспитывать в ребенке такие качества и навыки, как:
-внутренняя свобода;
-яркое воображение;
-грамотно сформированная речь;
-свободное ощущение себя в пространстве;
-высокий уровень познавательной активности;
-самостоятельность и ответственность;
-коммуникативная грамотность;
-позитивное отношение к житейским трудностям и неудачам.
Предлагаемая нами программа позволяет осуществить данную задачу, т.к. представляет собой систему работы по организации празднично – игрового досуга младших школьников.
Цель программы: повышение уровня социализации младших школьников.
Задачи:
-создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения;
-создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развития уважительных отношений;
-формирование активной жизненной позиции, осуществление личностного развития школьников в процессе игрового взаимодействия;
Основные принципы:
- принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка;
-принцип адекватности игры систем социальных отношений в обществе;
-принцип рефлексивного последействия;
-соотношение в игре управления и самоуправления.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап
Аналитико – диагностическая деятельность.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
Составление программы социализации младших школьников посредством празднично – игровым досугом.
Второй этап
Апробация программы социализации «Делу – время, потехе – час»
Третий этап
Аналитико – диагностическая деятельность.
Выявление условий, при которых празднично – игровой досуг будет более эффективным средством социализации младших школьников.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результатом планируемых действий должно стать успешное развитие уровня социализации младших школьников:
-развитие ответственности и сознательности;
-воспитание культуры отношений между сверстниками;
-развитие творчества и инициативы.
Ожидаемые результаты состояния воспитательного воздействия опираются на опыт воспитательной работы школы и выбор наиболее значимого для младшего школьника.
Используемая в работе литература
Г. И. Василенко Дни наук в начальной школе.
Т. Г. Исакова Этическая грамматика или веселый этикет.
О. Е. Колосова Праздники в школе.
С. В. Кульневич Воспитательная работа в начальной школе:
Практические пособия.
Е. М. Минскин Игры и развлечения в группе продленного дня.
Н. К. Степанков Планирование работы классного руководителя.
Т. И. Тарабанина, Т.И. 50 развивающих игр.
Фабрика хорошего настроения . Сценарии к праздникам./Сост. Я. Корниевская.
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассные работы: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя, М.: «Первое сентября».
В. Г. Яковлев Игры для детей.
Л. Н. Яровая Внеклассные мероприятия.
Журналы: «Педсовет», «Последний звонок»
Досуговая деятельность реализуется через различные формы,
мероприятия. Тождественно понятию мероприятие – коллективно – творческое дело. Оно требует организации различных видов деятельности младших школьников: познавательной, художественной, трудовой, досуговой и т.д.
Как уже говорилось ранее, большое влияние на процесс социализации младшего школьника имеет его семейное окружение. Поэтому в культурно – досуговую деятельность необходимо вовлекать родителей, бабушек, дедушек ребенка. Это влияло не только на улучшение взаимоотношений в семье, но и стимулировало развитие самих родителей.
Тематическое планирование
программы «Делу – время, потехе - час»
№ | Название мероприятия | Срок |
1. | День знаний | |
2. | Осенний калейдоскоп (игровая программа) | |
3. | День здоровья | |
4. | Ты – турист, да я турист | |
5. | Твое поведение в школе и дома (театрализованное представление) | |
6. | Не смейте забывать учителей (праздник) | |
7. | Красный, желтый, зеленый (игра-викторина). | |
8. | Цвети, родной Башкортостан! | |
9. | Состязание ума и смекалки | |
10. | Неделя Вежливости: Ежели вы вежливы | |
11. | Русские народные игры. | |
12. | Праздник «Милостивые наши мамы» | |
13. | «Дог-шоу» | |
14. | Во что играли наши бабушки? Башкирские народные игры. | |
15. | Новогодние забавы | |
16. | Мама, папа, я – дружная семья. | |
17. | Сияние снежинок (праздник) | |
18. | У меня зазвонил телефон (ролевая игра) | |
19. | Аты – баты шли солдаты (празднично-игровая программа) | |
20. | В мире обыкновенных вещей (час творческих заданий) | |
21. | Час игр и игрушек | |
22. | Масленица. | |
23. | Мамины руки не знают скуки (КТД) | |
24. | В гостях у сказки (театрализованное представление) | |
25. | Юморина | |
26. | Защита фантастических проектов. | |
27. | Неделя Здоровья. | |
28. | Конкурсы песен, танцев. | |
29. | Фестиваль детского творчества | |
30. | Вахта памяти. | |
31. | Делу – время, потехе- час. | |
32. | По туристским тропам (туристический слет) | |
33. | Пусть всегда будем мы! | |
Тематическое планирование включает в себя мероприятия, являющиеся традиционными для школы, а также праздники, игры, занятия, которые захотели сами дети. Наиболее удачно проходят театрализованные праздники. Для этого возраста очень любят примерять на себя маски разных героев.