СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа технического кружка "Веселая стружка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа технического кружка по обработке дерева. И такая программа есть

Просмотр содержимого документа
«Программа технического кружка "Веселая стружка"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 г. НОВОПОЛОЦКА»







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела образования, Директор ГУО «СШ №3»

спорта и туризма __________ В.Н. Клыго
___________ С.Л. Марченко «___» _________201_ г.







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения по интересам

«Весёлая стружка»






Автор-составитель:

Калиновский Виталий Данилович,

педагог дополнительного образования

Возраст учащихся 10-13 лет

Срок реализации программы 1 год













Новополоцк

Пояснительная записка

Программа имеет техническую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

В объединении по интересам «Веселая стружка» ведётся работа с детьми желающими научиться обрабатывать древесину и материалы, изготавливаемых из нее. При этом создаются благоприятные психологические условия для развития трудолюбия, ответственности, активности, дисциплинированности, творческой инициативы.

Актуальность программы в том, что объединение по интересам научит ребят создавать предметы из дерева, работать с различными инструментами. Что пригодиться им в дальнейшей жизни. Программа объединения по интересам рассчитана на школьников среднего возраста.


Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.

Задачи:

-формировать научно-технические навыки;

-развивать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках в школе;

-совершенствовать навыки работы с инструментами ручного труда;

-формировать образное техническое мышление;

-пробуждать интерес к устройству технических объектов;

-формировать потребность в чтении графического изображения;

-развивать у учащихся изобретательность и интерес к творческой деятельности рационализатора;

-знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и моделирования.


Для успешной реализации программы требуется:

Необходимое количество часов

Расходные материалы: фанера 5мм и 10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный и др.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов, тем





Количество часов

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

1.     Вводное занятие. Материалы и инструменты

 

4

 

2

 

2

2.     Технические понятия

10

2

8

3.     Первоначальные графические знания и умения

 

4

 

1

 

3

4.     Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

 

14

 

4

 

10

5.     Графическая подготовка в техническом моделировании.

 

6

 

2

 

4

6.     Разработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов

20

4

16

7.     Простейшие машины и механизмы

10

2

8

8.     Элементы художественного конструирования

 

4

 

2

 

2

ИТОГО

72

19

53


Содержание программы


1 . Вводное занятие. Материалы и инструменты (4 часа)

Значение техники в жизни человека. Роль рационализаторов и изобретателей на производстве. Содержание работы кружка.


2. Технические понятия (10 часов)

Углубление знаний о свойствах различных материалов. Проводники и изоляторы. Природные и искусственные материалы. Технологические процессы на производстве. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях. Станочное оборудование. Трудовая деятельность на производстве. Механические способы обработки материалов. Техническая эстетика на производстве. Форма, цвет, пропорции.

Практическая работа. Изготовление простейшего инструмента и приспособлений. Наблюдение и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление коллекции материалов с образцами изделий из них. Изготовление моделей технических объектов по образцу, чертежу. Оформление изделий.


3. Первоначальные графические знания и умения (4 часа)

Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах, и их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа.

Расширение понятий об осевой симметрии симметричных фигурах и деталях любой формы.

Условные обозначения, применяемые в черчении. Геометрические построения на плоскости.

Практическая работа. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера). Применение масштабов при изготовлении различных моделей.

Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.

Практические занятия по чтению чертежей различных деталей.


4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей (14 часов)

Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Анализ геометрической формы предмета. Форма и её закономерность (симметрия целостность). Прямолинейные и округлые формы.

Практическая работа. Изготовление геометрических фигур из древесины. Создание силуэтов моделей машин, самолетов, кораблей из элементов геометрических тел. Изготовление контурных моделей с шиповыми соединениями (из шпона, фанеры по эскизу, шаблону, представленного воображению и собственному замыслу. Оформление изделий.


5. Графическая подготовка в техническом моделировании (6 часов)

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.

Чтение чертежей объемных деталей.

Понятие о сборочном чертеже. Чтение и составление простейших электрических схем.

Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей. Увеличение и уменьшение (чертежа детали с помощью масштаба). Чтение чертежей разверток объемных деталей при изготовлении объектов. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей. Чтение и составление электрических схем при изготовлении электрофицированных изделий. Оформление моделей по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия


6.Разработка и изготовление объемных макетов и моделей (18 часов)

Понятие о простейших геометрических телах (призма, цилиндр, конус) Элементы геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими телами. Понятие о развертках геометрических тел. Сочетание формы и цвета, узор в соответствии с особенностями формы.

Практическая работа: Изготовление геометрических тел из древесины. Изготовление макетов и деталей технических объектов различного назначения. Изготовление объемных действующих моделей. Создание образа модели технического объекта путем манипулирования геометрическими телами. Художественное оформление модели.


7.Простейшие машины и механизмы (12 часов)

Понятия о простейших конструктивных элементах детали. Их назначение и графическое и изображение. Понятие о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов их взаимодействие. Понятие о стандарте и стандартных деталях. Способы соединения деталей.

Практическая работа. Сборка моделей машин и механизмов, других технических устройств и сооружений по образцам, рисункам и чертежам. Дополнение моделей самодельными элементами. Изготовление простейших электрифицированных моделей с элементами технической эстетики.


8. Элементы художественного конструирования (4 часа)

Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Экскурсии в музей. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. Форма, как цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования.

Практическая работа. Поиски оригинальных форм изделия. Составление узоров из геометрических форм. Выполнение праздничных сувениров.


Методические условия реализации программы


Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.

Для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

  • наглядные: объяснительно-иллюстративные, графические;

  • практические: навыки работы с инструментами, древесиной, конструирование простейших машин, выжигание по дереву и т.п.;

  • наблюдение;

  • беседа.

Формы работы по программе: звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая

Методы диагностики личностного развития кружковцев:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • сравнение и анализ выполняемых работ;

  • итоговый анализ полученных умений и навыков кружковцев за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы:

  • текущий (после каждой темы);

  • итоговый (в конце учебного года проводится итоговое занятие).

Ожидаемые результаты реализации программы:

В конце обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок», выполнять изделия с подвижным соединением деталей, выжигать, выпиливать, составлять простейшие механизмы.


Список литературы для учителя:


1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1981.

3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.- М.: Просвещение, 1981.

4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.-М.: Высшая школа, 1978.

5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе


Список рекомендуемой литературы для учащихся:


1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980.

2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.- М.: Физкультура и спорт, 1978.

3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.- Л.: Судостроение, 1982.

4. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М„ 1981.

7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.-М.,1983

8. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. - М., 1987.

9. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

10. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999