Планируемые результаты освоения
курса «Избранные вопросы математики»
Программа «Избранные вопросы математики» позволяет добиться следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У учащихся могут быть сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение высказывать своё мнение и аргументировать его;
сформированность мотивации к учению и познанию;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, исследовательской и творческой деятельности;
волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные и технические трудности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания и рассуждения;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических и иных задач.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
составлять план и проговаривать последовательность действий;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).
Познавательные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приемы решения задач, применять правила и пользоваться инструкциями и основными закономерностями;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).
Предметные результаты:
По окончании изучения данного курса учащиеся должны
Знать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их систем;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание учебного курса
«Избранные вопросы математики»
Программа факультатива рассчитана на два года обучения -7 и 8 классы и содержит следующие темы:
7 класс
Страница истории
Возникновение слов «арифметика», «алгебра», « математика». Что такое язык математики. О великих ученных, много сделавших для того, чтобы алгебра стала настоящей наукой.
Задачи, которым нужна Алгебра
Старинная задача о кроликах и фазанах с точки зрения алгебры. Задача о драконах. Переход от задач, выполняемых действиями к задачам, решаемым с помощью уравнений.
Решение задач с помощью графика линейной функции
Задачи на движение на координатной плоскости. Прямо пропорциональная зависимость на графике.
Рождение степени
История возникновения и развития степени.
Действия над степенями
Перевод одних единиц измерения в другие с помощью степени. Стандартный вид числа. Применение свойств степени с натуральным показателем при вычислениях и преобразованиях. Легенда о шахматной доске.
Одночлены
Понятие «одночлен». Арифметические операции над одночленами.
Многочлены
Рождение многочлена. Использование многочленов для тех, кто хочет вести секретную переписку с друзьями. Арифметические операции над многочленами.
8 класс
Преобразование произведения в многочлен с помощью формул сокращенного умножения
Использование формул сокращенного умножения для компактной записи многочленов, при вычислениях и при решении текстовых задач. Один из способов доказательства теоремы Пифагора с помощью формул сокращенного умножения.
Разложение многочлена на множители
Различные способы разложения многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, применение формул сокращенного умножения. Использование разложение многочлена на множители при решении уравнений, в вычислениях, при решении текстовых задач.
Деление многочленов
Деление многочлена на одночлен, многочлен.
Встреча с рациональными дробями, их свойствами и действиями над ними
Область допустимых значений рациональных дробей. Использование рациональных дробей при решении уравнений и текстовых задач. Тождественные преобразования над дробями. Степень с отрицательным показателем.
Квадратные корни
Рассмотрение задач практического характера с применением понятия арифметического квадратного корня и его свойств. Применение свойств арифметического квадратного корня в вычислениях и преобразованиях.
Квадратные уравнения
Решение квадратных уравнений с помощью различных приемов: разложением на множители, по формуле, с помощью теоремы Виета. Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Неравенства второй степени с одной переменной
Различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной: метод парабол, метод интервалов.
Модуль числа в задачах различных типов
Решение уравнений, неравенств, содержащих модуль. Построение и преобразование графиков, содержащих модуль.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п / п | Тема | Всего часов |
| 7 класс, 1 час в неделю, всего 34 часа. | |
1. | Страница истории | 1 |
2. | Задачи, которым нужна Алгебра | 4 |
3. | Решение задач с помощью графика линейной функции | 2 |
4. | Рождение степени | 1 |
5. | Действия над степенями | 5 |
6. | Одночлены | 4 |
7. | Многочлены | 4 |
8. | Преобразование произведения в многочлен с помощью формул сокращенного умножения | 5 |
9. | Разложение многочлена на множители | 6 |
10. | Деление многочленов | 3 |
| Итого | 35 |
| 8 класс, 1час в неделю, всего 34 часа. | |
1. | Встреча с рациональными дробями, их свойствами и действиями над ними. | 7 |
2. | Квадратные корни | 6 |
3. | Квадратные уравнения (полные, неполные, приведенные) | 7 |
4. | Неравенства второй степени с одной переменной | 7 |
5. | Модуль числа в задачах разных типов | 8 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ п / п | Тема | Дата по плану | Дата факт. |
1. | Страница истории | | |
2. | Задачи, которым нужна Алгебра | | |
3. | Старинные задачи о кроликах и фазанах с точки зрения алгебры | | |
4. | Задача о драконах | | |
5. | Переход от задач, выполняемых действиями к задачам, решаемым с помощью уравнений | | |
6. | Решение задач с помощью графика линейной функции | | |
7. | Решение задач с помощью графика линейной функции | | |
8. | Рождение степени | | |
9. | Действия над степенями | | |
10. | Перевод одних единиц измерения в другие с помощью степени | | |
11. | Стандартный вид числа | | |
12. | Применение свойств степени с натуральным показателем при вычислениях и преобразованиях | | |
13. | Легенда о шахматной доске | | |
14. | Одночлены | | |
15. | Игра в теле знакомство с Мистером Одночленом | | |
16. | Сложение и вычитание одночленов | | |
17. | Умножение и деление одночленов | | |
18. | Многочлены. Рождение многочлена | | |
19. | Использование многочлена для тех, кто хочет вести секретную переписку с друзьями | | |
20. | Сложение и вычитание многочленов | | |
21. | Умножение многочленов | | |
22. | Преобразование произведения в многочлен с помощью формул сокращенного умножения | | |
23. | Использование формул сокращенного умножения для компактной записи многочленов | | |
24. | Формулы сокращенного умножения при вычислениях | | |
25. | Формулы сокращенного умножения при решении задач | | |
26. | Один из способов доказательства теоремы Пифагора с помощью формул сокращенного умножения | | |
27. | Разложение многочлена на множители | | |
28. | Различные способы разложения многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки | | |
29. | Способ группировки, применение формул сокращенного умножения | | |
30. | Использование разложение многочлена на множители при решении уравнений | | |
31. | Разложение многочлена на множители в вычислениях | | |
32. | Разложение многочлена на множители при решении текстовых задач | | |
33. | Деление многочленов | | |
34. | Деление многочлена на одночлен | | |
35. | Деление многочлена на многочлен | | |
| Итого | 35 | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование для 8 класса (1 час в неделю, всего 35 часов) |
1. | Встреча с рациональными дробями | | |
2. | Свойства рациональных дробей и действиями над ними. | | |
3. | Область допустимых значений рациональных дробей | | |
4. | Использование рациональных дробей при решении уравнений | | |
5. | Использование рациональных дробей при решении текстовых задач | | |
6. | Тождественные преобразования над дробями | | |
7. | Степень с отрицательным показателем | | |
8. | Квадратные корни | | |
9. | Задачи практического характера | | |
10. | Применение понятия арифметического квадратного корня и его свойств в преобразовании выражений | | |
11. | Применение свойств арифметического квадратного корня при вычислениях | | |
12. | Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни | | |
13. | Решение задач повышенной сложности | | |
14. | Квадратные уравнения (полные, неполные, приведенные) | | |
15. | Решение квадратных уравнений разложением на множители | | |
16. | Решение квадратных уравнений по формуле | | |
17. | Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета | | |
18. | Решение квадратных уравнений различными способами | | |
19. | Решение задач с помощью квадратных уравнений | | |
20. | Решение задач повышенной сложности | | |
21. | Неравенства второй степени с одной переменной | | |
22. | Решение неравенств второй степени с одной переменной | | |
23. | Метод парабол | | |
24. | Метод интервалов | | |
25. | Решение неравенств различными способами | | |
26. | Решение неравенств различными способами | | |
27. | Неравенства повышенной сложности | | |
28. | Модуль числа в задачах разных типов | | |
29. | Решение уравнений с модулем | | |
30. | Решение неравенств с модулем | | |
31. | Построение графиков функций, содержащих модуль | | |
32. | Преобразование графиков функций, содержащих модуль | | |
33. | Построение и преобразование графиков функций, содержащих модуль | | |
34. | Решение уравнений с модулем повышенной сложности | | |
35. | Решение неравенств с модулем повышенной сложности | | |
| Итого | 35 | |