СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа разработана как дополнение к курсу «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность, содержит пояснительную записку и планирование для 1-4 класса.
Программа внеурочной деятельности
«Как прекрасен этот мир»
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Авторская образовательная программа «Как прекрасен этот мир» разработана как дополнение к курсу «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность, исходя из целостного художественно-эстетического воспитания и всестороннего развития ребёнка.
Новизна программы состоит в том, что в процессе реализации программы учащиеся:
1.Получают представление: о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, новых направлениях в ДПИ (квиллинг, модульное оригами и т.д.) правилах лепки, рисования, аппликации, наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства,об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России и мира, о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
2.Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами народов, населяющих Клявлинский район: русских, мордвы, чувашей, татар, армян и с особенностями национального орнамента; со стилями национальной одежды, как способом выражения внутреннего душевного состояния человека.
3.Учатся видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду, учатся видеть прекрасное в поведении и труде людей.
Получают сведения о душевной и физической красоте человека, красоте природы и человеческих чувств.
4.Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
5.Принимают участие: в художественном оформлении школьных фольклорных праздников, мероприятий, посвященных дню народной культуры; вместе с родителями в проведении различных мероприятий художественно-эстетической направленности.
Актуальность программы.
В системе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, пространственное воображение. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует: воспитанию культуры чувств, целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи; развитию художественно-эстетического вкуса; трудовой и творческой активности. Также дает возможность творческой самореализации личности, что поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками, педагогами, осознании себя полноправным членом общества, помочь в этих устремлениях призвана предложенная ниже программа.
В целом занятия по данной программе способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного, экологического и эстетического воспитания.
Программа составлена с опорой на:
-закон «Об образовании»,
-федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Концепции стандарта второго поколения»;
-концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников;
-требования к результатам освоения общеобразовательной программы начального общего образования;
-фундаментального ядра содержания общего образования.
Возраст участников программы–7-12лет.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года и состоит из следующих этапов:
-ознакомительный 1 год обучения
(Приобретение школьником социальных знаний)
-развивающий 2 год обучения
(Формирование ценностного отношения к социальной реальности)
-исследовательский 3- 4 год обучения
(Получение опыта самостоятельного социального действия).
В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится.
В группу второго года могут поступить дети прошедшие 1 курс и вновь прибывающие при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Третий и четвёртый год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Где больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Учебная нагрузка – 1 час в неделю, за 1 год 33 часа, 2-4 год 34 часа.
Принципы построения программы.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы:
-доступность и наглядность,
-последовательность и систематичность обучения и воспитания и преемственность по годам обучения;
-единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
-единство урочной и внеклассной работы по художественно-эстетическому обучению и воспитанию;
-стимулирование познавательной активности младших школьников,
-использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
-постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго и третьего года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки).
-обучения и воспитания в коллективе.
Обучаясь, по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу, на новом, более сложном, творческом уровне.
Программа разработана с учетом:
-межпредметных и внутрипредметных связей;
-логики учебного и воспитательного процесса;
-задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру;
-развития творческого потенциала и коммуникативных способностей;
-задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Основная цель программы.
Программа направлена:
-на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,
-на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;
-развитие эстетической отзывчивости, творческого потенциала учащихся;
-формирование творческой и созидающей личности, умения видеть и изображать объекты искусства;
-реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения.
Воспитание:
-аккуратности,
-целеустремленности,
-стремления к разумной организации своего свободного времени.
-эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства,
-интереса ко всем видам пластических искусств, изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах,
-уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
-уважительного отношения к мнению сверстников при работе в группе,
Развитие:
-творческих способностей и изобразительных навыков;
-художественного вкуса,
-фантазии,
-изобретательности,
-воображения;
-пространственного воображения.
-желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
-художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основе развития творческой личности;
-умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
Получение:
-первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; о многообразии художественных материалов и приемах работы с ними.
Овладение:
-элементарной художественной грамотой;
-умениями и навыками работы разными художественными материалами, и способностями применять их в различных видах художественно - творческой деятельности.
Также определены общие задачи воспитания младших школьников:
В области формирования личностной культуры:
-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания
-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
-формирование основ морали, осознанной обучающимся, необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
-развитие у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
-принятие, обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
В области формирования социальной культуры:
-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и родного края
В области формирования семейной культуры:
-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-знакомство,обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи (национальности родного края)
Основные содержательные линии.
Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностныйхарактер, и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
Основы художественной грамоты.
Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием
Рисование с натуры и по представлению. Тематическое рисование.
Декоративные работы.
Аппликации из различных материалов.
Пластика.
Конструирование.
Экскурсии, рисование на воздухе.
Обобщающее занятие.
Планируемы результаты освоения программы.
В результате освоения программы на ступени начального общего образования у обучающихся:
сформируются:
основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,
представления о душевной и физической красоте человека, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
основы анализа произведения искусства;
начнут развиваться:
образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства;
эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;
разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Развивающий потенциал программы связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.
Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира.
Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций:
-сравнения,
-установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений,
-подведение под понятие и др.
При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям:
-целеполаганию, как формированию замысла,
-планированию и организации действий в соответствии с целью,
-умению контролировать соответствие выполняемых действий способу деятельности,
-внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.
В сфере личностных действий:
-приобщение к мировой и отечественной культуре, культуре народов, населяющих родной край;
-освоение сокровищницы изобразительного искусства,
-народных, национальных традиций, искусства других народов,
и обеспечивают формирование:
-гражданской идентичности личности,
-толерантности,
-эстетических ценностей и вкусов,
-новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,
-позитивной самооценки и самоуважения учащихся.
В ценностно-эстетической сфере:
-умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
-толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных и художественных традиций своего народа и других народов;
В трудовой сфере
-навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
-стремление использовать умения для создания красивых вещей или их украшения;
-моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В познавательной сфере.
- понимание значения искусства в жизни человека и общества;
-восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведении искусства;
-умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
-умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
-сформированность представлений о ведущих музеях России;
-способность к художественному познанию мира.
В коммуникативной сфере.
-способность вызывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
Метапредметные результаты.
-умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др).
-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях искусства;
-активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.)
-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
-формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Основные виды учебных занятий.
-занятия - вариации,
- занятия - творческие практикумы,
- занятия - импровизации,
- занятия-праздники,
- занятия-экскурсии,
- занятия-путешествия,
- занятия - сам.работы,
- конкурсы,
- занятиефантазия, игра,
- творческие вечера,
-встречи с интересными и знаменитыми людьми родного края,
-проекты на основе художественной деятельности .
Формы организации деятельности учащихся.
Одно из главных условий успеха обучения, воспитания детей и развития их творческих способностей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи и других видах ИЗО.
Если развивать у ребенка только фантазию, или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются на занятия правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы на самых первых занятиях даются в форме бесед, лекций, игры, сказки, импровизации с просмотром иллюстративного материала, и подкрепляется практическим освоением темы, выполнением разного рода практических заданий.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным работам относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс». Когда педагог вместе с учениками, выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя, ученические ошибки и, подсказывая пути их исправления.
При реализации программного содержания необходимо много наглядного материала, т.к. наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве, здесь на помощь приходят ИКТ технологии.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей.
Виды деятельности учащихся.
Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России посредством:
-восприятие явлений действительности и произведений искусства;
-изучение художественного наследия;
-встреч с представителями творческих профессий,
-видеоэкскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,
- знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.
-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
-выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.
-участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках,
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промысламив системе:
-экскурсионно-краеведческой деятельности,
-внеклассных мероприятий,
-посещение конкурсов и фестивалей, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду:
-разучивание стихотворения,
-знакомство с картинами,
-участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах.
Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей:
-знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,
-участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас»,
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества:
-изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
-выполнение декоративной и конструктивной работы (создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками бумагопластики);
-использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов(коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы);
-изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения);
-освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
-выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла: в рисунке, аппликации, художественном изделии;
-передача настроения в различных видах творческой работы (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) при помощи цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Участие вместе с родителями в проведении:
-выставок семейного художественного творчества,
-посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
-составление современного костюма с учётом народных элементов.
Участие в художественном оформлении помещений.
- создание тематических выставок, оформление школы к праздникам.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- защиты творческих работ,
- сбора портфолио достижений учащегося,
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
-выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
-подведение итогов по результатам каждого полугодия,
-участие в конкурсах различного уровня и тематики.
Отчет о работе проводится:
На первом, уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах
На втором и третьем уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные, окружные), фестивали, массовые мероприятия; элементы исследовательской и творческой деятельности.
Содержание программы.
1 этап «Ознакомительный» (1 год обучения)
Разделы программы:
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть:
знакомство с различными художественными материалами, приемы работы с ними.
основы цветоведения: основные и составные цвета; виды смешения цветов; тёплые и холодные цвета; виды цветовых контрастов.
художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.
Рисование:
Практические занятия.
с натуры и по представлению, на темы, декоративные работы .
Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием .
Знакомство с творчеством художников-пейзажистов, художников-иллюстраторов сказок.
Аппликации из различных материалов.
Теоретическая часть:
материалы для аппликаций,
бумага и ее виды, природные свойства бумаги,
техники работы с бумагой:
аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции.
вырезание, сгибание, склеивание.
простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.
Практические занятия.
Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина…
Теоретическая часть:
знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, биомассой, бумагой.
понятия рельеф, объемная пластика, бумажная пластика, ангоб.
Практические занятия
Декоративно-прикладное искусство.
Теоретическая часть.
декоративно-прикладное искусство
техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, флористика.
декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
Практические занятия
Конструирование
Теоретическая часть:
виды материалов для конструирования, особенности работы сними,
Практические занятия
выполнение тематической работы.
Экскурсии, рисование на воздухе.
Обобщающие занятия.
2 этап «Развивающий» (2 год обучения).
Разделы программы:
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.
основы цветоведения; цвет в окружающей среде; основные и дополнительные цвета и их основные сочетания в природе; основы живописи; цвет - язык живописи; рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
основы рисунка; роль рисунка в творческой деятельности; упражнения на выполнение линий разного характера; художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка; рисунок как основа графики; свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
графика; графические материалы; свойства графических материалов и приемы; прикладная графика; открытка, поздравление; шрифт и его виды, его связь с рисунком, композицией, живописью; гравюра на картоне; техника граттаж;
основы композиции; понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешанная композиция»; основные композиционные схемы.
Практические занятия.
Рисование:
с натуры и по представлению,
на темы,
декоративные работы
иллюстрирование литературных произведений.
создание творческих тематических композиций.
Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием.
беседы по истории искусств.
беседы о сценографии, макетировании
выставки, праздничные мероприятия.
Аппликации из различных материалов.
Теоретическая часть:
материалы для аппликаций.
бумага и ее виды, природные свойства бумаги, техники работы с бумагой: аппликация, вырезание, сгибание, склеивание; трансформация плоской фигуры в объемную, коллаж, полуобъемные и объемные композиции.
Практические занятия.
Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина…
Теоретическая часть:
пластические материалы и приемы работы с ними.
отличительные свойства разных глин; особенности формообразования.
средства и способы изображения в пластике; рельеф и объем:
фактура, цвет, декор.
композиция в пластике, её связь с рисунком, декоративным рисованием.
пластические свойства бумаги; бумажная пластика: материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей; формообразование в бумажной пластике; ребро жесткости в бумагопластике; плоские и объемные композиции.
Практические занятия
Декоративно-прикладное искусство.
Теоретическая часть.
декоративно-прикладное искусство - изделия, имеющие утилитарное назначение.
техника создания изделий: кистевая роспись, батик, квиллинг, оригами, модульное оригами, прикладная графика, флористика, лепка из теста.
декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
Практические занятия
Экскурсии, рисование и лепка на воздухе.
Обобщающие занятия .
3 Этап «Исследовательский» (3 -4 год обучения)
Разделы программы:
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
художественные материалы: акварель, тушь, гуашь - свободное владение ими.
рисунок. Значение рисунка в творчестве художника, передача пространства на плоскости, представление о линейной, воздушной перспективе.
графика и её материалы (тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов).
эстамп, монотипия, цветоведение, воздействие цвета на человека, гармония цветовых отношений.
композиция, основные правила композиции.
Рисование:
с натуры и по представлению, на темы,
декоративные работы, иллюстрирование литературных произведений, создание творческих тематических композиций,
создание образных работ с использованием знаний покомпозиции, рисунку, цветоведению.
упражнения набросочного характера.
работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.
Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием .
беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.
посещение выставок.
беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстрированного материала.
беседы по декоративно - прикладному искусству, обращение к иллюстрированному и предметному материалу.
Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина…
Теоретическая часть.
художественное конструирование; формообразование в бумажной пластике; объемная и рельефная пластика; инструменты и материалы; условия безопасной работы.
особенности формообразования в глиняной пластике: объем и рельеф в керамике; виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью; использование керамики в современных интерьерах.
обращение к предметам народного быта.
Практические занятия
Декоративно-прикладное искусство.
Теоретическая часть.
декоративно-прикладное искусство — художественно - выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.
техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика, квиллинг, оригами, модульное оригами и др.
декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.
Экскурсии, рисование на воздухе.Обобщающие занятия.
Тематическое планирование для 1 года обучения.
№ | Тема занятия.
| Кол-во часов | Тип занятия
| Вид изо.деятельности | Информационно-методическое обеспечение | ||||
теория | практика | ||||||||
1. | Вводное занятие. | 1 |
| Урок-игра. | Знакомство со списком инструментов и материалов, необходимых для занятий; правилами ТБ. | Инструменты и материалы для художественной деятельности. | |||
2. | Волшебные краски | 0.5 | 0.5 | Занятие-эксперимент. | Ознакомление со свойствами акварельных красок. | 1.Таблица «Цвета спектра» 2.Презентация «Виды смешения цветов» | |||
3 | Разноцветная страна. | 0.5 | 0.5 | Занятие - соревнование. | Знакомство со спектром, основными цветами, составными, видами смешения красок. | 1.Таблица «Цвета спектра» | |||
4. | Воздушные шарики. | 0.5 | 0.5 | Занятие - фантазия. | Отработка приемов рисования кругов в различных направлениях. Раскрашивание приемом «размыть пятно» | Презентация «Виды воздушных шариков» | |||
5. | Осень в родном селе. | 0.5 | 0.5 | Занятие экскурсия | Золотая осень. Отработка приема «примакива ния кисти боком», понятия тёплый и холодный колорит. | 1.Репродукции картин «Пейзаж в творчестве художников» 2.Презентация «Природа в разное время суток и года» | |||
6. | Орнаменты народов Клявлинского района. | 0.5 | 1.5 | Занятие-путешествие. | Знакомство с понятиями «симметрия», «ритм», «чередование». Орнаменты народов Клявлинского района. | 1.Задание для интерактивной доски. 2.Презентация «Виды орнаментов». | |||
7. | Коврик для волшеб ника. | 0.5 | 0.5 | Практикум | Выполнение аппликации из геометрических фигур (орнамент в квадрате). | 1.Презентация «Волшебники» 2.Песня «Где водятся Волшебники» | |||
8. | Сказочная тарелочка | 0.5 | 0.5 | Занятие –сам.работа. | Рисование замкнутого орнамента (в круге), с использованием народных мотивов промысла Хохлома. | Презентация «Виды ДПИ» | |||
9. | В гостях у эльфов. | 0,5 | 0.5 | Занятие-сказка. | Изображение фантастических животных из былин, сказок, мифов. Объяснение техники монотипия. | Запись песни Р.Шуман «Бабочки», 2.Презентация «Виды бабочек» | |||
10. | Паровозик дружбы
| 0.5 | 0.5 | Коллективная работа. | Знакомство со спектральным кругом (цвета и их оттенки), расположением цветов в радуге. | 1.Метод.таблица «Цвета спектра», 2.Презентация «Виды поездов» | |||
12. | Планета «Динотопия» | 0.5 | 1.5 | Занятие-путешествие. Коллективная работа. | Ознакомление с приёмом «прищипывания» при лепке из пластилина. | 1.Отрывок из мультфильма « Затерянный мир» | |||
13. | Морозные узоры. | 0.5 | 0.5 | Занятие-фантазия. | Выполнение орнамента в круге, ознакомление со способами деления круга на 4,6,8 и более частей. | 1.Презентация «Виды снежинок. Виды кристаллов» | |||
14. | У самого синего моря. | 0.5 | 1.5 | Сам. работа. | Ознакомление с творчеством художников –маринистов. Выполнение работы в холодной гамме. | 1.Презентация «Море в творчестве художников-маринистов. 2.Иллюстрации «Спокойное и бушующее море» | |||
15. | Солнечный город. | 0.5 | 2.5 | Занятие – образ. Коллективная работа. | Ознакомление с пропорциями тела человека. Выполнение работы в тёплой гамме. | 1.Изображения героев мультфильма «Незнайка…» 2.Таблица «Этапы изображения человека». | |||
16 | Зимний лес. | 0.5 | 1.5 | Коллективная работа.
| Знакомство со свойствами гуаши. | Презентация «Зима в творчестве художников» | |||
17 | Народные праздники Масленица. | 2 |
| Праздник. | Знакомство с традициями и обычаями. Изготовление куклы-чучела. | 1.Презентация «Народные праздники» 2.Выставка «Куклы-чучела.» | |||
18 | Мамин платок. | - | 1 | Самостоятельная работа. | Знакомство с Павлово-Посадской росписью на ткани. | 1.Презентация «Виды ДПИ» | |||
19 | Небо в природе и в искусстве | 0.5 | 0.5 | Занятие-сказка. | Отработка техники изображения по-сырому. | 1.Презентация «Небо в различное время года, время суток и т.д.» 2.Репродукции картин художников. | |||
20 | Дерево чудес. Стая птиц. | 0.5 | 1.5
| Коллективная работа.
| Закрепление навыков «вырезания путём складывания». Отработка приёма «надрезание». Выполнение работы с использованием расширенной палитры цветов. | Изображения разных деревьев. 1.Презентация «Виды сказочных птиц» 2.Репродукции картин художников-иллюстраторов. | |||
22. | Первоцветы.
| 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум.
| Ознакомление с понятием «натюрморт». Первоцветы нашего края. | 1.Презентация «Натюрморт в творчестве художников» 2.Натурная постановка. | |||
23. | Этих дней не смолкнет слава | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум. | Отработка навыков работы различными материалами (тушь, гуашь, акварель, карандаши). | 1.Презентация «День Победы»
| |||
24. | Водоёмы нашего края. |
| 1 | Работа с натуры. | Изображение животных водоёмов нашего края. | 1.Презентация «Подводный мир» | |||
25. | Экзамен художника Тюбика. |
| 1 | Повторение изученного в течение года. |
|
| |||
| ИТОГО | 33 часа |
|
|
|
Тематическое планирование для 2 года обучения.
№ | Тема занятия.
| Кол-во часов | Тип занятия. | Вид изобразительной деятельности | Информационно-методическое обеспечение | ||||
Теория | Практика. | ||||||||
1. | Вводное занятие. | 1 |
| Игра-путешествие в страну ИЗО. | Знакомство материалами и инструментами в ИЗО. | Презентация. | |||
2. | Какого цвета осень… | 0.5 | 1.5 | Экскурсия. | Зарисовки на пленэре. | 1.Стихи о лете, осени. 2.Презентация «Времена года в творчестве художников» 3.Фотографии картин местных художников-пейзажистов. | |||
3. | Осенний букет. | 0,5 | 1,5 | Занятие практикум. | Зарисовки растений с натуры. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
| 1.Стихотворение «Что такое натюрморт?» 2.Презентация «Натюрморт в тв-ве известных художников родного края» | |||
4. | Холодные и тёплые цвета. | 0,5 | 0,5 | Занятие-эксперимент. | Закрепление знаний по цветоведению: основные и дополнительные цвета, тёплый и холодный колорит. Рисование по методу ассоциаций. | 1.Презентация «Море в творчестве Айвазовского» 2.Презентация «Созидательная и разрушительная сила огня» | |||
5. | Чёрно-белое фото. | 0,5 | 0,5 | Занятие-путешествие в прошлое. | Ознакомление с понятиями: гризайль, тон, одноцветная живопись, тоновая растяжка, свет и тень, собственная и падающая тень. | 1.Презентация «Чёрно-белое кино» 2.Интерактив «Способы изменения интенсивности цвета» | |||
6. | Первый снег. | 0.5 | 0.5 | Занятие-импровизация. | Графическое изображение дерева. Упражнение «Виды линий, штрихов» | 1. Природа в творчестве художников-графиков. 2.Метод.таблица «Виды деревьев. Способы изображения» | |||
7. | В царстве Матушки Метелицы. | 0.5 | 1.5 | Занятие-сказка. | Ознакомление с творчеством Васнецова. Изображение всех предметов окружающих нас, используя геометрических фигуры. Конструктивное строение архитектурных сооружений. | 1.Презентация «В гостях у сказки» 2.Модели объёмных геометрических фигур. 3. Выставка книг «Любимые сказки» | |||
8. | В здоровом теле - здоровый дух. | 0.5 | 2.5 | Занятие -проект | Ознакомление с пропорциями тела человека, изображение человека выполняющего какое-либо действие, с атрибутами спорта. | 1.Презентация «Если хочешь быть здоров - закаляйся» 2.Метод.таблица «Пропорции тела человека» | |||
9.
| Игрушки народов Клявлинского района | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум.
| Ознакомление с приёмами лепки: вытягивание, наращивание по частям. Ознакомление с технологией лепки изделий из солёного теста. | 1.Презентация «В мире животных» 2.Видеоролик «Мастер-класс народных мастеров» 3.Выставка «Народные игрушки из глины, дерева, камня» | |||
10 | Сказочные птицы. | 0.5 | 1.5 | Декоративная работа. | Рисование сказочных птиц по мотивам городецкой, гжельской росписей на стекле. Ознакомление с понятием витраж, особенностями его выполнения. | 1.Видео «Синие узоры на снежном поле» 2.Метод.таблицы«Этапы выполнения элементов росписей» 4.Презентация «Витражи» | |||
11 | Матрёшки в национальных костюмах народов Клявлинского района | 0.5 | 1.5 | Путешествие. Коллективная работа «Хоровод» | Ознакомление с видами матрёшек, определение сходства с русской женщиной. Особенности народного костюма разных губерний России, родного края. | 1.Видеопутешествие. 2. Метод.таблицы «Виды матрёшек. Этапы изображения матрёшки. | |||
12 | Защитники земли Русской. | 0.5 | 1.5 | Видеопутешествие в прошлое. | Знакомство с историей России, особенностями одежды воинов разных эпох, национальностей. Повторение знаний уч-ся о символах России. Повторение пропорций тела человека. | 1.Презентация 2.Презентация «Флаг, герб, гимн. Что такое геральдика?» | |||
13 | Подарок для папы. | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум. | Ознакомление с условными знаками схем, основными модулями оригами. | 1.Презентация «История возникновения оригами.» 2.Выставка изделий оригами. | |||
14. | Мать и дитя. | 0.5 | 1.5 | Интегрированное. | Ознакомление с пропорциями лица человека, понятиями: анфас, профиль, три четверти и др. Изображение портрета мамы или бабушки, художественные приёмы изменения возраста в портрете. | 1.Презентация «Мать и дитя в творчестве художников разных эпох» 2.Метод.таблицы «Формы лица человека», «Этапы изображения портрета человека» | |||
15. | Пасхальный сувенир | 0.5 | 1.5 | Занятие-экскурсия. Занятие-праздник. | Ознакомление с техникой Папье-маше. Изготовление изделия и роспись его в стиле народных мастеров. | 1.Презентация «Пасхальный сувенир», «Яйца Фаберже». 2.Рассказ о празднике «Воскресения Господня» | |||
16. | Виды шрифтов. | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум | Знакомство с разными видами шрифтов, с частями букв, упражнения в выполнении различных видов шрифтов. | 1.Презентация «Виды шрифтов» 2.История возникновения письменности. | |||
17. | Этих дней не смолкнет слава. |
| 2 | Занятие-практикум | Знакомство со способами составления поздравительной открытки. Изготовление открытки для ветеранов. | 1.Презентация «День Победы»
| |||
18.
| Край родной навек любимый.
| 0,5 | 1,5 | Экскурсия в краеведческий музей. Занятие-практикум. Презентация плаката. | Плакат – как вид прикладной графики. Выполнение групповой работы. Оформление плаката о красоте родного края.
| Фотографии, вырезки из газет, журналов. 1.Презентация «Весна в творчестве местных художников. | |||
19. | Народные праздники Клявлинскогорайона Русская берёзка, Сабантуй, Акатуй, Масторава). | 0.5 | 1,5 | Занятие-ассоциация. | Выполнение коллективной работы «Хоровод дружбы народов» | 1.Презентация «Лето в творчестве художников. 2. Костюмы. | |||
| ИТОГО | 34 часа |
|
|
|
Тематическое планирование для 3 года обучения.
№ | Тема занятия.
| Количество часов | Тип занятия
| Вид изобразительной деятельности | Информационно-методическое обеспечение | ||||
Теория | Практика | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 |
| Инструктаж |
| Бланки тестов. | |||
2. | Волшебный подарок осени. | 0.5 | 1.5 | Занятие практикум. | Зарисовки растений с натуры. Знакомство с изобразительными свойствами простого карандаша. | 1.Стихотворение «Что такое натюрморт?» 2.Презентация «Натюрморт в тв-ве известных художников, художников родного края.» | |||
3. | Золотая осень в парке. | 0.5 | 1.5 | Экскурсия. Занятие практикум. | Зарисовки на пленэре. | 1.Стихи об, осени. 2.Презентация «Времена года в творчестве художников» 3.Фотографии картин местных художников-пейзажистов. | |||
4. | Экскурсия по родному краю. (особенности архитектуры народов Клявлинского района) | 0.5 | 1.5 | Коллективная работа | Изображение всех предметов окружающих нас используя геометрических фигуры. Составление экскурсионного маршрута по Клявлинскому району в технике коллаж
| 1.Презентация «Край родной навек любимый» 2.Модели объёмных геометрических фигур.
| |||
5. | Жар птица | 0.5 | 1.5 | Декоративная работа. | Ознакомление с пропорциями тела птицы. Выполнение работы в тёплой гамме. Золотая хохлома. | 1.Мультфильм «Жар-птица» 2.Изображения героев мультфильма, 3.Таблица «Этапы изображения птицы». | |||
6. | Синяя птица | 0.5 | 1.5 | Декоративная работа. | Рисование сказочных птиц по мотивам городецкой, гжельской росписей Ознакомление с понятием витраж, особенностями его выполнения. | 1.Видео «Синие узоры на снежном поле»
| |||
7. | А у нас во дворе | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум
| Ознакомление с пропорциями тела человека, изображение человека выполняющего какое-либо действие, с атрибутами спорта. Коллективная работа. | 1.Презентация «Если хочешь быть здоров - закаляйся» 2.Метод.таблица «Пропорции тела человека» | |||
8. | Как праздновали Новый год на Руси и в России | 0.5 | 2.5 | Коллективный проект. Изготовление украшений для ёлки | Познакомить с историей праздника | 1.Презентация. | |||
9. | Снеговик. | 0.5 | 1.5 | Экскурсия Практикум | Лепка из снега. |
| |||
10. | Народная мастерская. | 1 | 3 | Занятие-проект | Изготовление изделий народного творчества в стиле ремёсел народов родного края для ярмарки. | Изделия ДПИ. | |||
11. | Ярмарка. | 2 |
| Занятие-праздник. | Познакомить с обычаями на ярмарках | 1.Костюмы. 2.Презентация «В гостях у народных умельцев» | |||
12 | Сбережём планету для потомков. | 0.5 | 2.5 | Занятие практикум, коллективная работа. | Проект коллективный на экологическую тему. Способы размещения информации на плакате. | Выставка плакатов на экологическую тему. | |||
13 | Отражение в воде. | 0.5 | 2.5 | Экскурсия. Зарисовки на плэнере. | Повторение термина монотипия. Рисунок реки весной с натуры. | Презентация «У реки» | |||
14 | Этих дней не смолкнет слава. | 0.5 | 1.5 | Занятие-практикум | Коллективная работав технике коллажа «Салют Победы» | Видео «Салют Победы» | |||
15 | Цветы нашего края. | 0.5 | 2.5 | Декоративное рисование. | Ознакомление с понятием Холодный батик, Выполнение работы с соблюдением технологии росписи на ткани. | 1.Презентация «Батик как вид ДПИ» | |||
| ИТОГО | 34 часа |
|
|
|
Тематическое планирование для 4 года обучения.
№ | Тема занятия.
| Количество часов | Тип занятия.
| Вид изобразительной деятельности | Информационно-методическое обеспечение | ||||
Теория | Практика |
|
|
| |||||
1. | И снова осень к нам пришла…. |
| 2 | Практикум | Выполнение живописной работы «Осень в родном селе» | 1.Презентация «Край родной навек любимый»
| |||
2 | У истоков архитектуры. | 0.5 | 2.5 | Занятие-путешествие. | Ознакомление с понятием экстерьер, особенностями национального дома народов родного края.. Коллективная работа | 1.Презентация «Искусство зодчества» | |||
3 | Русская изба. | 1 | 2 | Экскурсия в музей Занятие-проект | Ознакомление с особенностями интерьера избы с законами линейной перспективы. Коллективный проект «В русской избе» | 1.Презентация «Дизайн интерьера» | |||
4 | Град на острове стоит. | 0.5 | 2.5 | Проект. | Выполнение проектной работы в технике бумагопластики, лепки. Знакомство с творчеством дизайнеров по экстерьеру, по ландшафту. | 1.Презентация «Древнерусский город-крепость» 2.Выставка книг. | |||
5 | Новый год и Рождество | 0.5 | 1.5 | Декоративная работа. | Изготовление изделий для украшения школы к праздникам. Продукционный коллективный проект | Презентация . | |||
6. | Средневековая улица. | 1 | 2 | Занятие-исследование | Выполнение исследовательской работы. Ознакомление с законами воздушной перспективы | 1.Презентация « Улицы средневековья»
| |||
6 | Одежда средневековой Руси. Бал в средневековом замке | 1 | 3 | Экскурсия в музей. Занятие-практикум. | Выполнение рисунков женской и мужской одежды, с использованием народных мотивов. Повторение знаний о витражах. | Иллюстрации с изображением людей в средневековых костюмах. Видео «Бал» | |||
7 | О чём говорят гербы. | 1 | 2 | Занятие-фантазия. | Повторение знаний о символах России. Ознакомление со значениями цвета в гербе, видами щитов на гербах. Изобразить герб своей семьи. | 1.Презентация «Виды гербов» 2.Выставка книг. | |||
8 | Что такое эмблема. | 1 | 1 | Занятие-фантазия. | Ознакомление с назначением эмблем. Нарисовать эмблему придуманного самими изделия. Составить альбом рисунков «Товары будущего». | 1.Презентация «Виды эмблем, их назначение» | |||
9 | Наш город, село, мой дом: настоящее и будущее | 1 | 2 | Занятие-фантазия. Занятие-практикум. | Изображение родной улицы. Повторение законов перспективы. | Фотографии ст. Клявлино. | |||
10 | Этих дней не смолкнет слава. |
| 2 | Занятие практикум | Выполнение рисунков к проекту «Победе посвящается» | Презентация «Вот они герои той войны | |||
11 | Праздничные народные гуляния и костюмы. | 1 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Занятие-проект
| Выполнение работы « Национальные праздники народов Клявлинского района». | 1.Презентация «Национальные костюмы народов родного края.
| |||
| ИТОГО | 34 часа |
|
|
|