СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана как дополнение к курсу «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность, содержит пояснительную записку и планирование для 1-4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"»

Программа внеурочной деятельности

«Как прекрасен этот мир»


Пояснительная записка.

Направленность программы.

Авторская образовательная программа «Как прекрасен этот мир» разработана как дополнение к курсу «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность, исходя из целостного художественно-эстетического воспитания и всестороннего развития ребёнка.

Новизна программы состоит в том, что в процессе реализации программы учащиеся:

1.Получают представление: о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, новых направлениях в ДПИ (квиллинг, модульное оригами и т.д.) правилах лепки, рисования, аппликации, наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства,об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России и мира, о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

2.Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами народов, населяющих Клявлинский район: русских, мордвы, чувашей, татар, армян и с особенностями национального орнамента; со стилями национальной одежды, как способом выражения внутреннего душевного состояния человека.


3.Учатся видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду, учатся видеть прекрасное в поведении и труде людей.

Получают сведения о душевной и физической красоте человека, красоте природы и человеческих чувств.

4.Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

5.Принимают участие: в художественном оформлении школьных фольклорных праздников, мероприятий, посвященных дню народной культуры; вместе с родителями в проведении различных мероприятий художественно-эстетической направленности.

Актуальность программы.

В системе художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства.

Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, пространственное воображение. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует: воспитанию культуры чувств, целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи; развитию художественно-эстетического вкуса; трудовой и творческой активности. Также дает возможность творческой самореализации личности, что поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении со сверстниками, педагогами, осознании себя полноправным членом общества, помочь в этих устремлениях призвана предложенная ниже программа.

В целом занятия по данной программе способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного, экологического и эстетического воспитания.


Программа составлена с опорой на:

-закон «Об образовании»,

-федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Концепции стандарта второго поколения»;

-концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников;

-требования к результатам освоения общеобразовательной программы начального общего образования;

-фундаментального ядра содержания общего образования.

Возраст участников программы–7-12лет.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 4 года и состоит из следующих этапов:

-ознакомительный 1 год обучения

(Приобретение школьником социальных знаний)
-развивающий 2 год обучения

(Формирование ценностного отношения к социальной реальности)

-исследовательский 3- 4 год обучения

(Получение опыта самостоятельного социального действия).

В группы первого года принимаются все желающие. Специального отбора не производится.

В группу второго года могут поступить дети прошедшие 1 курс и вновь прибывающие при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Третий и четвёртый год обучения предполагает работу с одаренными детьми. Где больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Учебная нагрузка – 1 час в неделю, за 1 год 33 часа, 2-4 год 34 часа.

Принципы построения программы.

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы программы:

-доступность и наглядность,

-последовательность и систематичность обучения и воспитания и преемственность по годам обучения;

-единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

-единство урочной и внеклассной работы по художественно-эстетическому обучению и воспитанию;

-стимулирование познавательной активности младших школьников,

-использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

-постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго и третьего года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки).

-обучения и воспитания в коллективе.

Обучаясь, по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу, на новом, более сложном, творческом уровне.

Программа разработана с учетом:

-межпредметных и внутрипредметных связей;

-логики учебного и воспитательного процесса;

-задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру;

-развития творческого потенциала и коммуникативных способностей;

-задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Основная цель программы.

Программа направлена:

-на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной,

-на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;

-развитие эстетической отзывчивости, творческого потенциала учащихся;

-формирование творческой и созидающей личности, умения видеть и изображать объекты искусства;

-реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения.

Воспитание:

-аккуратности,

-целеустремленности,

-стремления к разумной организации своего свободного времени.

-эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства,

-интереса ко всем видам пластических искусств, изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах,

-уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

-уважительного отношения к мнению сверстников при работе в группе,

Развитие:

-творческих способностей и изобразительных навыков;

-художественного вкуса,

-фантазии,

-изобретательности,

-воображения;

-пространственного воображения.

-желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;

-художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основе развития творческой личности;

-умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

-способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

Получение:

-первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; о многообразии художественных материалов и приемах работы с ними.

Овладение:

-элементарной художественной грамотой;

-умениями и навыками работы разными художественными материалами, и способностями применять их в различных видах художественно - творческой деятельности.

Также определены общие задачи воспитания младших школьников:

В области формирования личностной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания

-укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали, осознанной обучающимся, необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;

-развитие у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-принятие, обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

В области формирования социальной культуры:

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и родного края

В области формирования семейной культуры:

-формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство,обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи (национальности родного края)

Основные содержательные линии.

Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностныйхарактер, и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:

Основы художественной грамоты.

Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием

Рисование с натуры и по представлению. Тематическое рисование.

Декоративные работы.

Аппликации из различных материалов.

Пластика.

Конструирование.

Экскурсии, рисование на воздухе.

Обобщающее занятие.


Планируемы результаты освоения программы.

В результате освоения программы на ступени начального общего образования у обучающихся:

сформируются:

основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора,

представления о душевной и физической красоте человека, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

основы анализа произведения искусства;

начнут развиваться:

образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства;

эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»;

разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Развивающий потенциал программы связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира.

Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций:

-сравнения,

-установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений,

-подведение под понятие и др.

При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям:

-целеполаганию, как формированию замысла,

-планированию и организации действий в соответствии с целью,

-умению контролировать соответствие выполняемых действий способу деятельности,

-внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий:

-приобщение к мировой и отечественной культуре, культуре народов, населяющих родной край;

-освоение сокровищницы изобразительного искусства,

-народных, национальных традиций, искусства других народов,

и обеспечивают формирование:

-гражданской идентичности личности,

-толерантности,

-эстетических ценностей и вкусов,

-новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения,

-позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

В ценностно-эстетической сфере:

-умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных и художественных традиций своего народа и других народов;

В трудовой сфере

-навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

-стремление использовать умения для создания красивых вещей или их украшения;

-моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

В познавательной сфере.

- понимание значения искусства в жизни человека и общества;

-восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведении искусства;

-умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

-умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

-сформированность представлений о ведущих музеях России;

-способность к художественному познанию мира.

В коммуникативной сфере.

-способность вызывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

Метапредметные результаты.

-умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др).

-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях искусства;

-активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.)

-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

-формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

-формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Основные виды учебных занятий.

-занятия - вариации,

- занятия - творческие практикумы,

- занятия - импровизации,

- занятия-праздники,

- занятия-экскурсии,

- занятия-путешествия,

- занятия - сам.работы,

- конкурсы,

- занятиефантазия, игра,

- творческие вечера,

-встречи с интересными и знаменитыми людьми родного края,

-проекты на основе художественной деятельности .


Формы организации деятельности учащихся.

Одно из главных условий успеха обучения, воспитания детей и развития их творческих способностей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи и других видах ИЗО.

Если развивать у ребенка только фантазию, или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются на занятия правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы на самых первых занятиях даются в форме бесед, лекций, игры, сказки, импровизации с просмотром иллюстративного материала, и подкрепляется практическим освоением темы, выполнением разного рода практических заданий.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным работам относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс». Когда педагог вместе с учениками, выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя, ученические ошибки и, подсказывая пути их исправления.

При реализации программного содержания необходимо много наглядного материала, т.к. наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве, здесь на помощь приходят ИКТ технологии.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей.

Виды деятельности учащихся.

Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России посредством:

-восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-изучение художественного наследия;

-встреч с представителями творческих профессий,

-видеоэкскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,

- знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.

-прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

-выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

-участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках,

Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промысламив системе:

-экскурсионно-краеведческой деятельности,

-внеклассных мероприятий,

-посещение конкурсов и фестивалей, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок.

Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду:

-разучивание стихотворения,

-знакомство с картинами,

-участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах.

Обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей:

-знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,

-участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас»,

Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества:

-изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

-выполнение декоративной и конструктивной работы (создание моделей предметов бытового окружения человека, овладение элементарными навыками бумагопластики);

-использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов(коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы);

-изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения);

-освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;

-выбор и применение выразительных средств, для реализации собственного замысла: в рисунке, аппликации, художественном изделии;

-передача настроения в различных видах творческой работы (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) при помощи цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Участие вместе с родителями в проведении:

-выставок семейного художественного творчества,

-посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

-составление современного костюма с учётом народных элементов.

Участие в художественном оформлении помещений.

- создание тематических выставок, оформление школы к праздникам.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- защиты творческих работ,

- сбора портфолио достижений учащегося,

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

-выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

-подведение итогов по результатам каждого полугодия,

-участие в конкурсах различного уровня и тематики.

Отчет о работе проводится:

На первом, уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах

На втором и третьем уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные, окружные), фестивали, массовые мероприятия; элементы исследовательской и творческой деятельности.

Содержание программы.

1 этап «Ознакомительный» (1 год обучения)

Разделы программы:

Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть:

знакомство с различными художественными материалами, приемы работы с ними.

основы цветоведения: основные и составные цвета; виды смешения цветов; тёплые и холодные цвета; виды цветовых контрастов.

художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка.

Рисование:

Практические занятия.

с натуры и по представлению, на темы, декоративные работы .

Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием .

Знакомство с творчеством художников-пейзажистов, художников-иллюстраторов сказок.

Аппликации из различных материалов.

Теоретическая часть:

материалы для аппликаций,

бумага и ее виды, природные свойства бумаги,

техники работы с бумагой:

аппликация, коллаж, полуобъемные и объемные композиции.

вырезание, сгибание, склеивание.

простые геометрические фигуры. Трансформация плоской фигуры в объем.

Практические занятия.

Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина

Теоретическая часть:

знакомство с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, биомассой, бумагой.

понятия рельеф, объемная пластика, бумажная пластика, ангоб.

Практические занятия

Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть.

декоративно-прикладное искусство

техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, флористика.

декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

Практические занятия

Конструирование

Теоретическая часть:

виды материалов для конструирования, особенности работы сними,

Практические занятия

выполнение тематической работы.

Экскурсии, рисование на воздухе.

Обобщающие занятия.

2 этап «Развивающий» (2 год обучения).

Разделы программы:

Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

свойства живописных материалов, приемы работы с ними: акварель, гуашь.

основы цветоведения; цвет в окружающей среде; основные и дополнительные цвета и их основные сочетания в природе; основы живописи; цвет - язык живописи; рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

основы рисунка; роль рисунка в творческой деятельности; упражнения на выполнение линий разного характера; художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка; рисунок как основа графики; свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

графика; графические материалы; свойства графических материалов и приемы; прикладная графика; открытка, поздравление; шрифт и его виды, его связь с рисунком, композицией, живописью; гравюра на картоне; техника граттаж;

основы композиции; понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешанная композиция»; основные композиционные схемы.

Практические занятия.

Рисование:

с натуры и по представлению,

на темы,

декоративные работы

иллюстрирование литературных произведений.

создание творческих тематических композиций.

Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием.

беседы по истории искусств.

беседы о сценографии, макетировании

выставки, праздничные мероприятия.

Аппликации из различных материалов.

Теоретическая часть:

  • материалы для аппликаций.

  • бумага и ее виды, природные свойства бумаги, техники работы с бумагой: аппликация, вырезание, сгибание, склеивание; трансформация плоской фигуры в объемную, коллаж, полуобъемные и объемные композиции.

Практические занятия.

Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина

Теоретическая часть:

  • пластические материалы и приемы работы с ними.

  • отличительные свойства разных глин; особенности формообразования.

  • средства и способы изображения в пластике; рельеф и объем:

  • фактура, цвет, декор.

  • композиция в пластике, её связь с рисунком, декоративным рисованием.

  • пластические свойства бумаги; бумажная пластика: материалы и инструменты: бумага, картон, нож, ножницы, клей; формообразование в бумажной пластике; ребро жесткости в бумагопластике; плоские и объемные композиции.

Практические занятия

Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть.

  • декоративно-прикладное искусство - изделия, имеющие утилитарное назначение.

  • техника создания изделий: кистевая роспись, батик, квиллинг, оригами, модульное оригами, прикладная графика, флористика, лепка из теста.

  • декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

Практические занятия

Экскурсии, рисование и лепка на воздухе.

Обобщающие занятия .


3 Этап «Исследовательский» (3 -4 год обучения)

Разделы программы:

Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • художественные материалы: акварель, тушь, гуашь - свободное владение ими.

  • рисунок. Значение рисунка в творчестве художника, передача пространства на плоскости, представление о линейной, воздушной перспективе.

  • графика и её материалы (тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов).

  • эстамп, монотипия, цветоведение, воздействие цвета на человека, гармония цветовых отношений.

  • композиция, основные правила композиции.

Рисование:

  • с натуры и по представлению, на темы,

декоративные работы, иллюстрирование литературных произведений, создание творческих тематических композиций,

  • создание образных работ с использованием знаний покомпозиции, рисунку, цветоведению.

  • упражнения набросочного характера.

  • работа по методу проекта: индивидуальная, коллективная.

Беседы об искусстве. Ознакомление с художественным наследием .

  • беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала.

  • посещение выставок.

  • беседы по истории дизайна с демонстрацией иллюстрированного материала.

  • беседы по декоративно - прикладному искусству, обращение к иллюстрированному и предметному материалу.

Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина

Теоретическая часть.

  • художественное конструирование; формообразование в бумажной пластике; объемная и рельефная пластика; инструменты и материалы; условия безопасной работы.

  • особенности формообразования в глиняной пластике: объем и рельеф в керамике; виды декора: использование штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью; использование керамики в современных интерьерах.

обращение к предметам народного быта.

Практические занятия

Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть.

  • декоративно-прикладное искусство — художественно - выполненные изделия, имеющие утилитарное назначение.

  • техника создания изделий: кистевая роспись, батик, прикладная графика, цветоведение, флористика, квиллинг, оригами, модульное оригами и др.

  • декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью.

Экскурсии, рисование на воздухе.Обобщающие занятия.



Тематическое планирование для 1 года обучения.

Тема занятия.


Кол-во часов

Тип занятия


Вид изо.деятельности

Информационно-методическое обеспечение

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1


Урок-игра.

Знакомство со списком инструментов и материалов, необходимых для занятий; правилами ТБ.

Инструменты и материалы для художественной деятельности.

2.

Волшебные краски

0.5




0.5

Занятие-эксперимент.

Ознакомление со свойствами акварельных красок.

1.Таблица «Цвета спектра»

2.Презентация «Виды смешения цветов»

3

Разноцветная страна.

0.5


0.5

Занятие - соревнование.

Знакомство со спектром, основными цветами, составными, видами смешения красок.

1.Таблица «Цвета спектра»

4.

Воздушные шарики.

0.5



0.5

Занятие - фантазия.

Отработка приемов рисования кругов в различных направлениях.

Раскрашивание приемом «размыть пятно»

Презентация «Виды воздушных шариков»

5.

Осень в родном селе.

0.5




0.5

Занятие экскурсия

Золотая осень. Отработка приема «примакива

ния кисти боком», понятия тёплый и холодный колорит.

1.Репродукции картин «Пейзаж в творчестве художников»

2.Презентация «Природа в разное время суток и года»

6.

Орнаменты народов Клявлинского района.

0.5




1.5

Занятие-путешествие.

Знакомство с понятиями «симметрия», «ритм», «чередование».

Орнаменты народов Клявлинского района.

1.Задание для интерактивной доски.

2.Презентация «Виды орнаментов».

7.

Коврик для волшеб

ника.

0.5




0.5

Практикум

Выполнение аппликации из геометрических фигур (орнамент в квадрате).

1.Презентация «Волшебники»

2.Песня «Где водятся Волшебники»

8.

Сказочная тарелочка

0.5


0.5

Занятие –сам.работа.

Рисование замкнутого орнамента (в круге), с использованием народных мотивов промысла Хохлома.

Презентация «Виды ДПИ»

9.

В гостях у эльфов.

0,5






0.5

Занятие-сказка.

Изображение фантастических животных из былин, сказок, мифов.

Объяснение техники монотипия.

Запись песни Р.Шуман «Бабочки»,

2.Презентация «Виды бабочек»

10.

Паровозик дружбы


0.5



0.5

Коллективная работа.

Знакомство со спектральным кругом (цвета и их оттенки), расположением цветов в радуге.

1.Метод.таблица «Цвета спектра»,

2.Презентация «Виды поездов»

12.

Планета «Динотопия»

0.5


1.5

Занятие-путешествие.

Коллективная работа.

Ознакомление с приёмом «прищипывания» при лепке из пластилина.

1.Отрывок из мультфильма « Затерянный мир»

13.

Морозные узоры.

0.5


0.5

Занятие-фантазия.

Выполнение орнамента в круге, ознакомление со способами деления круга на 4,6,8 и более частей.

1.Презентация «Виды снежинок. Виды кристаллов»

14.

У самого синего моря.

0.5





1.5

Сам.

работа.

Ознакомление с творчеством художников –маринистов.

Выполнение работы в холодной гамме.

1.Презентация «Море в творчестве художников-маринистов.

2.Иллюстрации «Спокойное и бушующее море»

15.

Солнечный город.

0.5

2.5

Занятие – образ.

Коллективная работа.

Ознакомление с пропорциями тела человека.

Выполнение работы в тёплой гамме.

1.Изображения героев мультфильма «Незнайка…»

2.Таблица «Этапы изображения человека».

16

Зимний лес.

0.5


1.5

Коллективная работа.


Знакомство со свойствами гуаши.

Презентация «Зима в творчестве художников»

17

Народные праздники Масленица.

2




Праздник.

Знакомство с традициями и обычаями.

Изготовление куклы-чучела.

1.Презентация «Народные праздники»

2.Выставка «Куклы-чучела.»

18

Мамин платок.

-


1

Самостоятельная работа.

Знакомство с Павлово-Посадской росписью на ткани.

1.Презентация «Виды ДПИ»

19

Небо в природе и в искусстве

0.5





0.5

Занятие-сказка.

Отработка техники изображения по-сырому.

1.Презентация «Небо в различное время года, время суток и т.д.»

2.Репродукции картин художников.

20

Дерево чудес. Стая птиц.

0.5






1.5


Коллективная работа.



Закрепление навыков «вырезания путём складывания».

Отработка приёма «надрезание».

Выполнение работы с использованием расширенной палитры цветов.

Изображения разных деревьев.

1.Презентация «Виды сказочных птиц»

2.Репродукции картин художников-иллюстраторов.

22.

Первоцветы.


0.5




1.5

Занятие-практикум.


Ознакомление с понятием «натюрморт». Первоцветы нашего края.

1.Презентация «Натюрморт в творчестве художников»

2.Натурная постановка.

23.

Этих дней не смолкнет слава

0.5



1.5

Занятие-практикум.

Отработка навыков работы различными материалами (тушь, гуашь, акварель, карандаши).

1.Презентация «День Победы»


24.

Водоёмы нашего края.


1

Работа с натуры.

Изображение животных водоёмов нашего края.

1.Презентация «Подводный мир»

25.

Экзамен художника Тюбика.


1

Повторение изученного в течение года.




ИТОГО

33 часа








Тематическое планирование для 2 года обучения.

Тема занятия.


Кол-во часов

Тип занятия.

Вид изобразительной деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Теория

Практика.

1.

Вводное занятие.

1


Игра-путешествие в страну ИЗО.

Знакомство материалами и инструментами в ИЗО.

Презентация.

2.

Какого цвета осень…

0.5

1.5

Экскурсия.

Зарисовки на пленэре.

1.Стихи о лете, осени.

2.Презентация «Времена года в творчестве художников»

3.Фотографии картин местных художников-пейзажистов.

3.

Осенний букет.

0,5

1,5

Занятие практикум.

Зарисовки растений с натуры.

Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.


1.Стихотворение «Что такое натюрморт?»

2.Презентация «Натюрморт в тв-ве известных художников родного края»

4.

Холодные и тёплые цвета.

0,5

0,5

Занятие-эксперимент.

Закрепление знаний по цветоведению: основные и дополнительные цвета, тёплый и холодный колорит.

Рисование по методу ассоциаций.

1.Презентация «Море в творчестве Айвазовского»

2.Презентация «Созидательная и разрушительная сила огня»

5.

Чёрно-белое фото.

0,5

0,5

Занятие-путешествие в прошлое.

Ознакомление с понятиями: гризайль, тон, одноцветная живопись, тоновая растяжка, свет и тень, собственная и падающая тень.

1.Презентация «Чёрно-белое кино»

2.Интерактив «Способы изменения интенсивности цвета»

6.

Первый снег.

0.5

0.5

Занятие-импровизация.

Графическое изображение дерева. Упражнение «Виды линий, штрихов»

1. Природа в творчестве художников-графиков.

2.Метод.таблица «Виды деревьев. Способы изображения»

7.

В царстве Матушки Метелицы.

0.5

1.5

Занятие-сказка.

Ознакомление с творчеством Васнецова.

Изображение всех предметов окружающих нас, используя геометрических фигуры. Конструктивное строение архитектурных сооружений.

1.Презентация «В гостях у сказки»

2.Модели объёмных геометрических фигур.

3. Выставка книг «Любимые сказки»

8.

В здоровом теле - здоровый дух.

0.5

2.5

Занятие -проект

Ознакомление с пропорциями тела человека, изображение человека выполняющего какое-либо действие, с атрибутами спорта.

1.Презентация «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

2.Метод.таблица «Пропорции тела человека»

9.


Игрушки народов Клявлинского района

0.5

1.5

Занятие-практикум.


Ознакомление с приёмами лепки: вытягивание, наращивание по частям.

Ознакомление с технологией лепки изделий из солёного теста.

1.Презентация «В мире животных»

2.Видеоролик «Мастер-класс народных мастеров»

3.Выставка «Народные игрушки из глины, дерева, камня»

10

Сказочные птицы.

0.5

1.5

Декоративная работа.

Рисование сказочных птиц по мотивам городецкой, гжельской росписей на стекле.

Ознакомление с понятием витраж, особенностями его выполнения.

1.Видео «Синие узоры на снежном поле»

2.Метод.таблицы«Этапы выполнения элементов росписей»

4.Презентация «Витражи»

11

Матрёшки в национальных костюмах народов Клявлинского района

0.5

1.5

Путешествие.

Коллективная работа «Хоровод»


Ознакомление с видами матрёшек, определение сходства с русской женщиной.

Особенности народного костюма разных губерний России, родного края.

1.Видеопутешествие.

2. Метод.таблицы «Виды матрёшек. Этапы изображения матрёшки.

12

Защитники земли

Русской.

0.5

1.5

Видеопутешествие в прошлое.

Знакомство с историей России, особенностями одежды воинов разных эпох, национальностей.

Повторение знаний уч-ся о символах России.

Повторение пропорций тела человека.

1.Презентация 2.Презентация «Флаг, герб, гимн. Что такое геральдика?»

13

Подарок для папы.

0.5

1.5

Занятие-практикум.

Ознакомление с условными знаками схем, основными модулями оригами.

1.Презентация «История возникновения оригами.»

2.Выставка изделий оригами.

14.

Мать и дитя.

0.5

1.5

Интегрированное.

Ознакомление с пропорциями лица человека, понятиями: анфас, профиль, три четверти и др. Изображение портрета мамы или бабушки, художественные приёмы изменения возраста в портрете.

1.Презентация «Мать и дитя в творчестве художников разных эпох»

2.Метод.таблицы «Формы лица человека», «Этапы изображения портрета человека»

15.

Пасхальный сувенир

0.5

1.5

Занятие-экскурсия.

Занятие-праздник.

Ознакомление с техникой Папье-маше. Изготовление изделия и роспись его в стиле народных мастеров.

1.Презентация «Пасхальный сувенир», «Яйца Фаберже».

2.Рассказ о празднике «Воскресения Господня»

16.

Виды шрифтов.

0.5

1.5

Занятие-практикум

Знакомство с разными видами шрифтов, с частями букв, упражнения в выполнении различных видов шрифтов.

1.Презентация «Виды шрифтов»

2.История возникновения письменности.

17.

Этих дней не смолкнет слава.


2

Занятие-практикум

Знакомство со способами составления поздравительной открытки. Изготовление открытки для ветеранов.

1.Презентация «День Победы»


18.


Край родной навек любимый.


0,5

1,5

Экскурсия в краеведческий музей.

Занятие-практикум.

Презентация плаката.

Плакат – как вид прикладной графики. Выполнение групповой работы. Оформление плаката о красоте родного края.


Фотографии, вырезки из газет, журналов.

1.Презентация «Весна в творчестве местных художников.

19.

Народные праздники Клявлинскогорайона Русская берёзка, Сабантуй, Акатуй, Масторава).

0.5

1,5

Занятие-ассоциация.

Выполнение коллективной работы «Хоровод дружбы народов»

1.Презентация «Лето в творчестве художников.

2. Костюмы.


ИТОГО

34 часа












Тематическое планирование для 3 года обучения.

Тема занятия.


Количество часов

Тип занятия


Вид изобразительной деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1


Инструктаж


Бланки тестов.

2.

Волшебный подарок осени.

0.5

1.5

Занятие практикум.

Зарисовки растений с натуры.

Знакомство с изобразительными свойствами простого карандаша.

1.Стихотворение «Что такое натюрморт?»

2.Презентация «Натюрморт в тв-ве известных художников, художников родного края.»

3.

Золотая осень в парке.

0.5

1.5

Экскурсия.

Занятие практикум.

Зарисовки на пленэре.

1.Стихи об, осени.

2.Презентация «Времена года в творчестве художников»

3.Фотографии картин местных художников-пейзажистов.

4.

Экскурсия по родному краю. (особенности архитектуры народов Клявлинского района)

0.5

1.5

Коллективная работа

Изображение всех предметов окружающих нас используя геометрических фигуры.

Составление экскурсионного маршрута по Клявлинскому району в технике коллаж


1.Презентация «Край родной навек любимый»

2.Модели объёмных геометрических фигур.


5.

Жар птица

0.5

1.5

Декоративная работа.

Ознакомление с пропорциями тела птицы.

Выполнение работы в тёплой гамме. Золотая хохлома.

1.Мультфильм «Жар-птица»

2.Изображения героев мультфильма,

3.Таблица «Этапы изображения птицы».

6.

Синяя птица

0.5

1.5

Декоративная работа.

Рисование сказочных птиц по мотивам городецкой, гжельской росписей Ознакомление с понятием витраж, особенностями его выполнения.

1.Видео «Синие узоры на снежном поле»


7.

А у нас во дворе

0.5

1.5

Занятие-практикум


Ознакомление с пропорциями тела человека, изображение человека выполняющего какое-либо действие, с атрибутами спорта.

Коллективная работа.

1.Презентация «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

2.Метод.таблица «Пропорции тела человека»

8.

Как праздновали Новый год на Руси и в России

0.5

2.5

Коллективный проект.

Изготовление украшений для ёлки

Познакомить с историей праздника

1.Презентация.

9.

Снеговик.

0.5

1.5

Экскурсия

Практикум

Лепка из снега.


10.

Народная мастерская.

1

3

Занятие-проект

Изготовление изделий народного творчества в стиле ремёсел народов родного края для ярмарки.

Изделия ДПИ.

11.

Ярмарка.

2


Занятие-праздник.

Познакомить с обычаями на ярмарках

1.Костюмы.

2.Презентация «В гостях у народных умельцев»

12

Сбережём планету для потомков.

0.5

2.5

Занятие практикум, коллективная работа.

Проект коллективный на экологическую тему.

Способы размещения информации на плакате.

Выставка плакатов на экологическую тему.

13

Отражение в воде.

0.5

2.5

Экскурсия. Зарисовки на плэнере.

Повторение термина монотипия.

Рисунок реки весной с натуры.

Презентация «У реки»

14

Этих дней не смолкнет слава.

0.5

1.5

Занятие-практикум

Коллективная работав технике коллажа

«Салют Победы»

Видео «Салют Победы»

15

Цветы нашего края.

0.5

2.5

Декоративное рисование.

Ознакомление с понятием Холодный батик, Выполнение работы с соблюдением технологии росписи на ткани.

1.Презентация «Батик как вид ДПИ»


ИТОГО

34 часа















Тематическое планирование для 4 года обучения.

Тема занятия.


Количество часов

Тип занятия.


Вид изобразительной деятельности

Информационно-методическое обеспечение

Теория

Практика




1.

И снова осень к нам пришла….


2

Практикум

Выполнение живописной работы «Осень в родном селе»

1.Презентация «Край родной навек любимый»


2

У истоков архитектуры.

0.5

2.5

Занятие-путешествие.

Ознакомление с понятием экстерьер, особенностями национального дома народов родного края..

Коллективная работа

1.Презентация «Искусство зодчества»

3

Русская изба.

1

2

Экскурсия в музей

Занятие-проект

Ознакомление с особенностями интерьера избы с законами линейной перспективы.

Коллективный проект

«В русской избе»

1.Презентация «Дизайн интерьера»

4

Град на острове стоит.

0.5

2.5

Проект.

Выполнение проектной работы в технике бумагопластики, лепки. Знакомство с творчеством дизайнеров по экстерьеру, по ландшафту.

1.Презентация «Древнерусский город-крепость»

2.Выставка книг.

5

Новый год и Рождество

0.5

1.5

Декоративная работа.

Изготовление изделий для украшения школы к праздникам. Продукционный коллективный проект

Презентация .

6.

Средневековая улица.

1

2

Занятие-исследование

Выполнение исследовательской работы.

Ознакомление с законами воздушной перспективы

1.Презентация « Улицы средневековья»


6

Одежда средневековой Руси. Бал в средневековом замке

1

3

Экскурсия в музей.

Занятие-практикум.

Выполнение рисунков женской и мужской одежды, с использованием народных мотивов.

Повторение знаний о витражах.

Иллюстрации с изображением людей в средневековых костюмах.

Видео «Бал»

7

О чём говорят гербы.

1

2

Занятие-фантазия.

Повторение знаний о символах России.

Ознакомление со значениями цвета в гербе, видами щитов на гербах.

Изобразить герб своей семьи.

1.Презентация «Виды гербов»

2.Выставка книг.

8

Что такое эмблема.

1

1

Занятие-фантазия.

Ознакомление с назначением эмблем.

Нарисовать эмблему придуманного самими изделия.

Составить альбом рисунков «Товары будущего».

1.Презентация «Виды эмблем, их назначение»

9

Наш город, село, мой дом: настоящее и будущее

1

2

Занятие-фантазия.

Занятие-практикум.

Изображение родной улицы. Повторение законов перспективы.

Фотографии ст. Клявлино.

10

Этих дней не смолкнет слава.


2

Занятие практикум

Выполнение рисунков к проекту «Победе посвящается»

Презентация «Вот они герои той войны

11

Праздничные народные гуляния и костюмы.

1

1

Экскурсия в краеведческий музей.

Занятие-проект


Выполнение работы « Национальные праздники народов Клявлинского района».

1.Презентация «Национальные костюмы народов родного края.



ИТОГО

34 часа