
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование документа | Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ по ФГОС |
Наименование образовательного учреждения | СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Контактные данные образовательного учреждения | |
Цель программы | Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся |
Задачи программы | способствовать формированию культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств; способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества; способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности; обеспечить преемственность воспитания начального, среднего и старшего школьного образования; |
Учредители Программы | Администрация СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»» |
Вид Программы | Комплексная |
Ожидаемые результаты | У учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества; у большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума; достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний; обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее, старшее звенья; у большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям. |
Сроки реализации | 11 лет |
Источники финансирования Программы | Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь |
Законодательная база для разработки Программы | Конституция Российской Федерации Конвенция о правах ребёнка Семейный кодекс РФ? Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 №273-ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения) Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО Устав школы. |
Пояснительная записка
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее ―Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения – овладение учащимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
В структуре психики ребенка с интеллектуальными нарушениями отмечается не только недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, но и эмоций, воли, поведения, что обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения и воспитания, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.
Таким образом, на основе требований, сформулированных в Стандарте, с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребёнка с ОВЗ; ведущих мотивов и потребностей школьника; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов, социальной ситуации развития ребёнка, была разработана Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.
Цель программы: подготовка к самостоятельной жизни через создание условий для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения.
Задачи:
способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
обеспечить преемственность воспитания начального, среднего и старшего школьного образования;
способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.
Принципы реализации
Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:
Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.
Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.
Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.
Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.
Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни
Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.
Ожидаемые результаты:
у учащихся сформированы основы культуры общения, знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
у большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в среднее и старшее звенья;
у большинства обучающихся сформировано уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;
достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, наблюдается позитивная динамика посещаемости родительских собраний.
Программа воспитания и социализации направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Общие цели и задачи воспитания и социализации обучающихся с умственной отсталостью классифицированы по направлениям.
Основные направления воспитания и социализации обучающихся:
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания («Я - человек») (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность);
воспитание экологической культуры, культуры здоровья и безопасного образа жизни («Я и природа») (ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый и безопасный образ жизни); ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура);
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека («Я – патриот») (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, уважение культур и народов);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание («Дорога к прекрасному») (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности).
основы социализации. Воспитание социальной ответственности и компетентности («Я – гражданин») (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность,);
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии («Я и труд») (ценности: стремление к познанию и истине, уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
досуговая деятельность. Воспитание личности, способной самостоятельно строить деятельную жизнь («Клуб выходного дня») (ценности: самовыражение личности в творчестве и искусстве, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших)
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них уровне. Поэтому данная программа реализуется на протяжении 11 лет по трём уровням:
«Дорога детства» (1-4 классы)
«Я – подросток» (5-8 классы)
«Я – выпускник» (9-11 классы)
В представленной ниже таблице сформулированы основные задачи по направлениям воспитательной работы для каждого уровня программы.
направления уровни | «Дорога детства» | «Я – подросток» | «Я – выпускник» |
«Я – человек» | Формирование понятия о хороших и плохих поступках; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке | Формирование представлений о правилах этики, культуре речи; формирование первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях | Формирование способностей эмоционально реагировать на негативные проявления в школьном коллективе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; воспитание уважительного отношения к традициям своей семьи, школы, страны; воспитание уважительного отношения к традиционным религиям |
«Я и природа» (моё здоровье) | Формирование и отработка санитарно-гигиенических навыков; здоровьесберегающего поведения; воспитание ответственности за своё здоровье; развитие навыков самосохранения, отработка моделей безопасного поведения; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе | Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом; закладывание основ полового воспитания; закладывание основ жизнеобеспечения (ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях); формирование представлений об основах экологической культуры | Профилактика здорового образа жизни; профилактика вредных привычек; владение навыками интимной гигиены; формирование готовности следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям); развитие умений пользоваться доступными (разрешёнными) средствами самозащиты |
«Я – патриот» | формирование элементарных представлений о своей малой Родине, её людях, о ближайшем окружении и о себе; воспитание интереса к государственным праздникам; воспитание умения отвечать за свои поступки; изучение правил поведения в школе, на улице, общественных местах | | |
«Дорога к прекрасному» | Воспитание положительного отношения к аккуратности и опрятности; воспитание отрицательного отношения к некрасивым поступкам; формирование интереса к чтению, детским фильмам, спектаклям, концертам | Формирование представлений о душевной и физической красоте человека, умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие стремления создавать прекрасное; развитие эмоциональной отзывчивости к искусству | эстетическое освоение окружающего пространства, формирование эстетического вкуса; воспитание отрицательного отношения и противостояния к некрасивым поступкам и неряшливости |
План реализации программы воспитания и социализации
| понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Направления | Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры | Основы социализации. Воспитание социальной ответственности и компетенции | Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к выбору профессии | Досуговая деятельность. Воспитание личности, способной самостоятельно строить деятельную жизнь |
Ценности | нравственный выбор; смысл жизни; честь, достоинство, справедливость; милосердие; уважение; любовь и верность; вера и духовность | здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни | любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, государству и гражданскому обществу, | красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие личности | правовое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная ответственность | интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество, бережливость, выбор профессии | самовыражение личности в творчестве и искусстве уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; |
Содержание | Изучение курсов: «Этическая грамматика», «Личностное развитие» «Духовно – нравственное развитие»
| Изучение курса экологической культуры. Беседы по охране жизни и здоровья .Проведение Дней здоровья. Изучение правил дорожного движения.
| Знакомство с законодательными документами. Изучение правил поведения в школе, на улице, общественныхместах. Правовоевоспитание. Духовно нравственное воспитание. | Работа с книгой и СМИ Экскурсии в библиотеки, дома творчества, культуры, музеи | Правовое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная ответственность Изучение правил поведения для учащихся. | Генеральная уборка спален, классов . Работа по самообслуживанию Уборка территории, клумб. | Клуб выходного дня. Занимательные игры, конкурсы, викторины. Просмотр теле-передач, детских фильмов, подготовка мероприятий, выступлений |
Время | 1-4кл-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | 1-4кл.-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | 1-4кл.-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | 1-4кл.-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | 1-4кл-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | 1-4кл-16.30 8-10кл.-17.00 5-7кл-17.30 | По планам |