Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Оренбурга
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНЬКИ РОСТА»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и переживает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».
Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, как наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется».
Самое главное - научить человека делать добро и уметь его принимать.
Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Предлагаемая программа воспитательной работы «Ступени роста» построена на основе положений, отражающих общие положения воспитательной системы в российских школах.
Сущность этих положений сводится к следующему:
Воспитание направлено на всестороннее развитие ребенка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование личности;
Формирование личности ребенка происходит в коллективе, жизнь которого строится на основе принципов взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, самостоятельности и ответственности;
Воспитательные воздействия классного руководителя направлены на формирование добра, понимания, сознания и поведения детей в их единстве;
Воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, организованную деятельность на основе индивидуальных личностных особенностей учащихся;
Построение воспитательной системы класса строится на основе развития сильных качеств личности ребенка, вовлечение его в активную деятельность класса, формирование самостоятельности, самоответственности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основным системообразующим компонентом воспитательной системы является интеграция основного и дополнительного образования с учетом непрерывности, разноуровневости и многопрофильности.
Ценным средством воспитания в ЦО являются традиции, которые выполняют две важные функции: во-первых, формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство; во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает школьный коллектив и обогащает его жизнь. Гуманистическая педагогика, принципов которой придерживаются педагоги ЦО, и современная школа способствуют созданию развивающей среды, которая помогает выявлению и развитию потенциала каждой личности при условии отсутствия насилия и принуждения. Создание индивидуальных, привлекательных для детей маршрутов развития, превращение детских коллективов в средство гармоничного развития, воспитание личности – это сегодняшний путь социализации детей и подростков, развития общественных и межличностных отношений.
Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» рассчитана на 4 года и призвана заложить основу воспитательной работы с учащимися, опираясь на концепцию воспитательной работы ЦО.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является: создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, формирование личности, способной к самореализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию.
Руководствуясь основной целью программы, классный руководитель определяет ряд задач:
Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:
Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.
Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;
Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.
Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап – 2014-2015 гг. – проектный, организация диагностической деятельности с учащимися и классом в целом, разработка основных направлений работы с ученическим коллективом.
2 этап – 2015-2016 гг. – поиск эффектных форм, методов и средств организации процесса воспитания.
3 этап – 2016-2017 гг. – экспериментальный, обобщающий, проведение мониторинга удовлетворенности жизнедеятельности класса по намеченной программе учениками, родителями и классным руководителем.
4 этап – 2017-2018 гг. – коррекция и обновление содержания, направлений воспитательной деятельности.
Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде (см.схему №1)
Данное взаимодействие направлено на социально-педагогическое сопровождение школьников, на развитие основных понятий, возникающих в различных жизненных ситуациях, и обеспечение саморазвития ученика на основе рефлексии происходящего.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Общеинтеллектуальное направление:
формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать образное мышление;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Развивать творческие способности;
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Общекультурное направление:
развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни.
воспитывать и развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, способность оценивать окружающий мир по законам красоты и практической пользы.
овладение практическими умениями социально-культурного поведения.
формировать межличностное взаимодействие по аналогии с поведением взрослого, как рефлексивного управления ситуациями.
развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Духовно-нравственное:
Формировать у учащихся нравственные знания, умения и навыки совершения нравственно оправданных поступков;
Знакомить учащихся с нормами этики и формировать навыки применения данных норм на практике;
Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
Воспитывать у ребят чувства толерантности и эмпатии;
Спортивно-оздоровительное:
Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Социальное:
Социальная защита детства
Индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении. Профилактическая и коррекционная работа с учащимися, склонными к противоправным поступкам, и их семьями.
Проектная деятельность:
воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СЛУЖБАМИ И СТРУКТУРАМИ. Схема №1
МО
классных руков-лей
Зам.
директора по ВР

Классный
руководитель


Родительский комитет класса
Центр дополнитель-ного образования школы
Работа с родителями:
Проводить родительские собрания не реже одного раза в четверть.
Организовать родительский лекторий на период адаптации учащихся в школе.
Проводить индивидуальные встречи и беседы с родителями по мере необходимости.
Информировать родителей о психологической службе школы, медицинском персонале, кружковой работе школы.
Провести анкетирование родителей .
Выбрать родительский комитет, составить и обсудить план совместной работы на год.
Привлекать родителей к ремонту и оборудованию класса, проведению экскурсий, поездок, походов, мероприятий.
Подготовить класс к зиме, утеплить окна, пересадить цветы.
Составить акты обследования жилищно-бытовых условий ряда малообеспеченных учащихся на бесплатное питание в школьной столовой.
Привлекать родителей к работе по профориентации- знакомству с профессиями.
Проводить совместно спортивные праздники, соревнования.
Вовлекать родителей в подготовку и проведение классных часов.
Индивидуальная работа с учащимися:
Выявить интересы, увлечения каждого учащегося.
Вовлечь каждого во внеклассную работу в соответствии с его интересами.
Выяснить психологический климат в семье каждого учащегося, его отражение в школьной обстановке.
Получить сведения о занятости ребенка во внешкольной деятельности.
Проводить индивидуальные беседы с учащимися, если у них возникают какие- либо проблемы.
Своевременно направить проблемных учащихся к логопеду, психологу, социальному педагогу.
Характеристика класса
Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:
классные часы,
экскурсии,
ролевые игры,
конкурсы,
походы,
родительские собрания,
индивидуальные консультации с детьми и родителями,
тематические классные собрания,
психологические тренинги,
дискуссии и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«СТУПЕНЬКИ РОСТА»
Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.
На 2015-2016 учебный год (2 класс):
Способствовать формированию сплоченного коллектива.
Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.
Содержание воспитательной работы
Направление | Мероприятие, тема | Цели, задачи |
Сентябрь |
Работа с родителями | Родительское собрание «Каким быть второкласснику и как его воспитывать» | Познакомить родителей с объектом домашнего задания; помочь организовать внешкольную деятельность без вреда для здоровья |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Зачем мы ходим в школу» | Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития |
Диагностика | Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров» | Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу |
Нравственно-эстетическое | Этическая беседа – практикум «Вы сказали, здравствуйте» | Учить детей быть вежливыми с окружающими |
Нравственно-эстетическое | Поэтическая тетрадь «Здравствуй, осень, золотая!» | Использовать досуговую деятельность для развития эстетических понятий |
Работа с родителями | Клуб выходного дня «Поход в лес» | Способствовать организации совместного проведения досуга детей и родителей |
Октябрь |
Спортивно-оздоровительное | «Осенняя спартакиада» | Способствовать приобщению детей к занятиям спортом |
Нравственно-эстетическое | Брейн –ринг по сказкам | Развивать кругозор и любознательность |
Игра «От улыбки солнечной одной» | Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива |
Классный час «О лени и лентяях» | Обсудить проблему человеческой лени и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственную лень |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации для родителей | Помочь устранению проблем по выполнению д/з |
Ноябрь |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Откуда берутся грязнули?» | Формировать у обучающихся культуру сохранения здоровья через соблюдение правил гигиены |
Трудовое | Уход за комнатными растениями | Формировать ценностную ориентацию; привитие трудолюбия |
Гражданско -патриотическое | Семейный праздник «Род, родные, Родина» | Использовать досуговую деятельность для сближения детского и родительского коллектива; привитие любви к Родине |
Работа с родителями | Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» | На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления |
Декабрь |
Спортивно-оздоровительное | Конкурс рисунков «Зимние виды спорта» | Формировать положительное отношение к спорту |
Нравственно-эстетическое | «Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие) | Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учеников; воспитывать инициативность, активность |
Нравственно-эстетическое | Час общения «О чем я мечтаю» | Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность; стимулировать желание делать добро |
Нравственно-эстетическое | Новогодний карнавал | Способствовать сближению классного коллектива во внеурочное время |
Трудовое | Мастерская Деда Мороза «Конкурс на лучшую игрушку» | Вызвать интерес к совместной деятельности детей и родителей; развитие трудовых навыков |
Январь |
Спортивно-оздоровительное | Игра- соревнование «Взятие снежной крепости» | Способствовать приобщению детей к занятиям спортом |
Нравственно-эстетическое | «Путешествие эрудитов» | Развивать кругозор и любознательность |
Нравственно-эстетическое Диагностика | «Наш класс на перемене» | Обсудить поведение класса на перемене; выслушать мнение детей и принять решение о поведении класса в целом |
Нравственно-эстетическое | «Об обидах и причинах обид» | Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения |
Работа с родителями | Родительское собрание «Наказания и поощрения в семье» | Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания; рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике |
Февраль |
Трудовое | Классный час «Порядок в портфеле школьника» | Подвести детей к выводу о необходимости соблюдения порядка и личной организованности |
Нравственно-эстетическое | «Счастливый случай» (игра по чтению) | Способствовать сохранению любопытства информационной ненасыщенности; заинтересовать детей продолжением обучения |
Нравственно-эстетическое | Урок вежливости | Учить детей вежливости; развивать коммуникативные умения |
Гражданско -патриотическое | «Защита Родины – дело каждого» | Формировать нравственные качества: любовь к Родине |
Гражданско -патриотическое | «А ну-ка, мальчики» - сила нации | Развивать интерес к внеклассной деятельности |
Работа с родителями | Индивидуальные консультации для родителей | Преодоление трудностей в обучении и воспитании |
Март |
Нравственно-эстетическое | «Праздник Масленицы» | Формировать позицию признания ценности здоровья |
Нравственно-эстетическое | «А ну-ка девочки» КВН | Развивать познавательную активность, желание самосовершенствования |
Нравственно-эстетическое | Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри» | Совершенствовать коммуникативные умения; учить выражать свои мысли и чувства |
Нравственно-эстетическое | «Эгоисты. Кто они?» | Рассмотреть причины человеческого эгоизма; формировать ценностную ориентацию |
Нравственно-эстетическое | «Праздник бабушек и мам» | Учить детей делать праздник для родных и близких |
Работа с родителями | Родительское собрание «Взаимоотношения в семье» | Рассмотреть проблемы взаимоотношений в семье; поиск решений этих проблем |
Апрель |
Спортивно-оздоровительное | «Зов джунглей» спортивный праздник | Развивать кругозор и познавательную активность |
Гражданско -патриотическое | «Звездное путешествие» - игра ко Дню Космонавтики | Развивать кругозор и познавательную активность; прививать чувства патриотизма |
Нравственно-эстетическое | «С днем юмора – 1 апреля» | Формировать культуру общения |
Нравственно-эстетическое» | «Подари другому радость» | Учить детей думать о других, прислушиваться к их мнению |
Работа с родителями | Клуб выходного дня | Способствовать сближению детей и родителей |
Май |
Спортивно-оздоровительное | Игра «Зарница» | Способствовать приобщению детей к спорту |
Нравственно-эстетическое | Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе» | Способствовать сохранению любознательности; заинтересовать детей продолжением обучения |
Нравственно-эстетическое | Конференция «По страницам любимых сказок» | Развивать коммуникативные умения |
Гражданско -патриотическое | Вечер памяти, посвященный Дню Победы | Знакомить с общечеловеческими ценностями через исторические события |
Трудовое | Уборка класса | Дать возможность детям проявить свои трудовые и организаторские навыки |
Работа с родителями | Итоговое родительское собрание | Подвести итоги работы за год; наметить план работы на лето |
ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»
Для выявления результатов нами используются диагностические методики следующих авторов:
Н.Е. Щуркова «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .
Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.
Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.
Сергеева В.П. Дневник классного руководителя.- М.: ЦГЛ, 2004.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.
Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.
Классные часы. Издательство «Учитель» 2008г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.
Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М. ГИЦ Владос. 2001.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. ИНТОР, М. 1996 г.
Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.