СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной (внеурочной) работы "Ступеньки роста"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспиательной (внеорочной) работы для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной (внеурочной) работы "Ступеньки роста"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Оренбурга









ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«СТУПЕНЬКИ РОСТА»




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема человека, его духовно-нравственного мира - одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и пережи­вает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача - вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповто­римым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я».

Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов­но-нравственного общения между людьми, как наш русский философ Соловьев В.: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Доб­ро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется».

Самое главное - научить человека делать добро и уметь его прини­мать.

Школа - это одна большая семья, где каждый нужен и дорог.
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Предлагаемая программа воспитательной работы «Ступени роста» построена на основе положений, отражающих общие положения воспитательной системы в российских школах.


Сущность этих положений сводится к следующему:

  • Воспитание направлено на всестороннее развитие ребенка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование личности;

  • Формирование личности ребенка происходит в коллективе, жизнь которого строится на основе принципов взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, самостоятельности и ответственности;

  • Воспитательные воздействия классного руководителя направлены на формирование добра, понимания, сознания и поведения детей в их единстве;

  • Воспитание предполагает включение всех детей в разнообразную, организованную деятельность на основе индивидуальных личностных особенностей учащихся;

  • Построение воспитательной системы класса строится на основе развития сильных качеств личности ребенка, вовлечение его в активную деятельность класса, формирование самостоятельности, самоответственности.










ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Основным системообразующим компонентом воспитательной системы является интеграция основного и дополнительного образования с учетом непрерывности, разноуровневости и многопрофильности.

Ценным средством воспитания в ЦО являются традиции, которые выполняют две важные функции: во-первых, формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школе, надежность и постоянство; во-вторых, придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других, тем самым сплачивает школьный коллектив и обогащает его жизнь. Гуманистическая педагогика, принципов которой придерживаются педагоги ЦО, и современная школа способствуют созданию развивающей среды, которая помогает выявлению и развитию потенциала каждой личности при условии отсутствия насилия и принуждения. Создание индивидуальных, привлекательных для детей маршрутов развития, превращение детских коллективов в средство гармоничного развития, воспитание личности – это сегодняшний путь социализации детей и подростков, развития общественных и межличностных отношений.

Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» рассчитана на 4 года и призвана заложить основу воспитательной работы с учащимися, опираясь на концепцию воспитательной работы ЦО.

































ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основной целью программы является: создание условий для становления здоровой нравственно и физически личности учащегося с максимально развитыми интеллектуальными и культурно-эстетическими способностями, формирование личности, способной к самореализации, самопрезентации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию.


Руководствуясь основной целью программы, классный руководитель определяет ряд задач:

  1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;

  2. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну, готовность к защите её свободы и независимости:

  3. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии.

  4. Формировать экологическую грамотность учащихся, воспитывать понимание взаимосвязей между человеком и природой;

  5. Прививать нормы человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом.



Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.




ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1 этап – 2014-2015 гг. – проектный, организация диагностической деятельности с учащимися и классом в целом, разработка основных направлений работы с ученическим коллективом.

2 этап – 2015-2016 гг. – поиск эффектных форм, методов и средств организации процесса воспитания.

3 этап – 2016-2017 гг. – экспериментальный, обобщающий, проведение мониторинга удовлетворенности жизнедеятельности класса по намеченной программе учениками, родителями и классным руководителем.

4 этап – 2017-2018 гг. – коррекция и обновление содержания, направлений воспитательной деятельности.


Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде (см.схему №1)

Данное взаимодействие направлено на социально-педагогическое сопровождение школьников, на развитие основных понятий, возникающих в различных жизненных ситуациях, и обеспечение саморазвития ученика на основе рефлексии происходящего.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:

  • Общеинтеллектуальное

  • Духовно-нравственное

  • Общекультурное

  • Социальное

  • Спортивно-оздоровительное

  • Проектная деятельность


В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.


Общеинтеллектуальное направление:

  • формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • Развивать творческие способности;

  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Общекультурное направление:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни.

  • воспитывать и развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, способность оценивать окружающий мир по законам красоты и практической пользы.

  • овладение практическими умениями социально-культурного поведения.

  • формировать межличностное взаимодействие по аналогии с поведением взрослого, как рефлексивного управления ситуациями.

  • развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Духовно-нравственное:


  • Формировать у учащихся нравственные знания, умения и навыки совершения нравственно оправданных поступков;

  • Знакомить учащихся с нормами этики и формировать навыки применения данных норм на практике;

  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;

  • Воспитывать у ребят чувства толерантности и эмпатии;


Спортивно-оздоровительное:


  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

  • Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

  • Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;

  • Способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.


Социальное:

  • Социальная защита детства

  • Индивидуальная работа с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении. Профилактическая и коррекционная работа с учащимися, склонными к противоправным поступкам, и их семьями.

Проектная деятельность:

  • воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

  • готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;

  • развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  • развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;



СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СЛУЖБАМИ И СТРУКТУРАМИ. Схема №1


МО

классных руков-лей


Зам.

директора по ВР












Классный

руководитель













Родительский комитет класса



Центр дополнитель-ного образования школы














Работа с родителями:

  1. Проводить родительские собрания не реже одного раза в четверть.

  2. Организовать родительский лекторий на период адаптации учащихся в школе.

  3. Проводить индивидуальные встречи и беседы с родителями по мере необходимости.

  4. Информировать родителей о психологической службе школы, медицинском персонале, кружковой работе школы.

  5. Провести анкетирование родителей .

  6. Выбрать родительский комитет, составить и обсудить план совместной работы на год.

  7. Привлекать родителей к ремонту и оборудованию класса, проведению экскурсий, поездок, походов, мероприятий.

  8. Подготовить класс к зиме, утеплить окна, пересадить цветы.

  9. Составить акты обследования жилищно-бытовых условий ряда малообеспеченных учащихся на бесплатное питание в школьной столовой.

  10. Привлекать родителей к работе по профориентации- знакомству с профессиями.

  11. Проводить совместно спортивные праздники, соревнования.

  12. Вовлекать родителей в подготовку и проведение классных часов.


Индивидуальная работа с учащимися:


  1. Выявить интересы, увлечения каждого учащегося.

  2. Вовлечь каждого во внеклассную работу в соответствии с его интересами.

  3. Выяснить психологический климат в семье каждого учащегося, его отражение в школьной обстановке.

  4. Получить сведения о занятости ребенка во внешкольной деятельности.

  5. Проводить индивидуальные беседы с учащимися, если у них возникают какие- либо проблемы.

  6. Своевременно направить проблемных учащихся к логопеду, психологу, социальному педагогу.




























Характеристика класса





















































Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие:

    • классные часы,

    • экскурсии,

    • ролевые игры,

    • конкурсы,

    • походы,

    • родительские собрания,

    • индивидуальные консультации с детьми и родителями,

    • тематические классные собрания,

    • психологические тренинги,

    • дискуссии и т.д.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«СТУПЕНЬКИ РОСТА»


Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.


На 2015-2016 учебный год (2 класс):


  • Способствовать формированию сплоченного коллектива.

  • Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

  • Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.

  • Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.

  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

  • Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.

























Содержание воспитательной работы



Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь


Работа с родителями

Родительское собрание

«Каким быть второкласснику и как его воспитывать»

Познакомить родителей с объектом домашнего задания; помочь организовать внешкольную деятельность без вреда для здоровья

Нравственно-эстетическое

Классный час «Зачем мы ходим в школу»

Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития

Диагностика

Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров»

Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу

Нравственно-эстетическое

Этическая беседа – практикум «Вы сказали, здравствуйте»

Учить детей быть вежливыми с окружающими

Нравственно-эстетическое

Поэтическая тетрадь «Здравствуй, осень, золотая!»

Использовать досуговую деятельность для развития эстетических понятий

Работа с родителями

Клуб выходного дня «Поход в лес»

Способствовать организации совместного проведения досуга детей и родителей

Октябрь

Спортивно-оздоровительное

«Осенняя спартакиада»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом



Нравственно-эстетическое

Брейн –ринг по сказкам

Развивать кругозор и любознательность

Игра «От улыбки солнечной одной»

Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива

Классный час «О лени и лентяях»

Обсудить проблему человеческой лени и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственную лень


Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Помочь устранению проблем по выполнению д/з



Ноябрь

Нравственно-эстетическое

Классный час «Откуда берутся грязнули?»

Формировать у обучающихся культуру сохранения здоровья через соблюдение правил гигиены

Трудовое

Уход за комнатными растениями

Формировать ценностную ориентацию; привитие трудолюбия

Гражданско -патриотическое

Семейный праздник «Род, родные, Родина»

Использовать досуговую деятельность для сближения детского и родительского коллектива; привитие любви к Родине

Работа с родителями

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления

Декабрь

Спортивно-оздоровительное

Конкурс рисунков «Зимние виды спорта»

Формировать положительное отношение к спорту


Нравственно-эстетическое

«Путешествие в страну Мультфильмию»

(игра-путешествие)

Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учеников; воспитывать инициативность, активность

Нравственно-эстетическое

Час общения «О чем я мечтаю»

Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность; стимулировать желание делать добро

Нравственно-эстетическое

Новогодний карнавал

Способствовать сближению классного коллектива во внеурочное время

Трудовое

Мастерская Деда Мороза

«Конкурс на лучшую игрушку»

Вызвать интерес к совместной деятельности детей и родителей; развитие трудовых навыков

Январь

Спортивно-оздоровительное

Игра- соревнование

«Взятие снежной крепости»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом

Нравственно-эстетическое

«Путешествие эрудитов»

Развивать кругозор и любознательность

Нравственно-эстетическое

Диагностика

«Наш класс на перемене»

Обсудить поведение класса на перемене; выслушать мнение детей и принять решение о поведении класса в целом

Нравственно-эстетическое

«Об обидах и причинах обид»

Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения

Работа с родителями

Родительское собрание «Наказания и поощрения в семье»

Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания; рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике

Февраль

Трудовое

Классный час

«Порядок в портфеле школьника»

Подвести детей к выводу о необходимости соблюдения порядка и личной организованности


Нравственно-эстетическое


«Счастливый случай»

(игра по чтению)

Способствовать сохранению любопытства информационной ненасыщенности; заинтересовать детей продолжением обучения

Нравственно-эстетическое

Урок вежливости

Учить детей вежливости; развивать коммуникативные умения

Гражданско -патриотическое

«Защита Родины – дело каждого»

Формировать нравственные качества: любовь к Родине

Гражданско -патриотическое

«А ну-ка, мальчики» - сила нации

Развивать интерес к внеклассной деятельности

Работа с родителями

Индивидуальные консультации для родителей

Преодоление трудностей в обучении и воспитании

Март

Нравственно-эстетическое

«Праздник Масленицы»

Формировать позицию признания ценности здоровья

Нравственно-эстетическое

«А ну-ка девочки» КВН

Развивать познавательную активность, желание самосовершенствования

Нравственно-эстетическое

Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри»

Совершенствовать коммуникативные умения; учить выражать свои мысли и чувства

Нравственно-эстетическое

«Эгоисты. Кто они?»

Рассмотреть причины человеческого эгоизма; формировать ценностную ориентацию

Нравственно-эстетическое

«Праздник бабушек и мам»

Учить детей делать праздник для родных и близких

Работа с родителями

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

Рассмотреть проблемы взаимоотношений в семье; поиск решений этих проблем

Апрель

Спортивно-оздоровительное

«Зов джунглей» спортивный праздник

Развивать кругозор и познавательную активность

Гражданско -патриотическое

«Звездное путешествие» - игра ко Дню Космонавтики

Развивать кругозор и познавательную активность; прививать чувства патриотизма

Нравственно-эстетическое

«С днем юмора – 1 апреля»

Формировать культуру общения

Нравственно-эстетическое»

«Подари другому радость»

Учить детей думать о других, прислушиваться к их мнению


Работа с родителями

Клуб выходного дня

Способствовать сближению детей и родителей

Май

Спортивно-оздоровительное

Игра «Зарница»

Способствовать приобщению детей к спорту

Нравственно-эстетическое

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Способствовать сохранению любознательности; заинтересовать детей продолжением обучения

Нравственно-эстетическое

Конференция «По страницам любимых сказок»

Развивать коммуникативные умения


Гражданско -патриотическое


Вечер памяти, посвященный Дню Победы

Знакомить с общечеловеческими ценностями через исторические события

Трудовое

Уборка класса

Дать возможность детям проявить свои трудовые и организаторские навыки

Работа с родителями

Итоговое родительское собрание

Подвести итоги работы за год; наметить план работы на лето















































ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СТУПЕНЬКИ РОСТА»


Для выявления результатов нами используются диагностические методики следующих авторов:

  • Н.Е. Щуркова «Классное руководство: рабочие диагностики» - М. Педагогическое общество России. 2002 .

  • Методика изучения мотивационной сферы учащихся – Смоленск, 1998 г.

  • Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников.- М.: ЦГЛ.- 2006.

  • Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.

  • Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе.- М.: АПКиПРО, 2005.

  • Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.- М.: ЦГЛ, 2004.

  • Сергеева В.П. Дневник классного руководителя.- М.: ЦГЛ, 2004.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 -4 классы – М. «Вако», 2005г.

  2. Инсценированные классные часы в начальной школе. Издательство «Учитель» 2006г.

  3. Классные часы. Издательство «Учитель» 2008г.

  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. Творческий центр «Сфера», М. 1998 г.

  5. Рожков Н.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М. ГИЦ Владос. 2001.

  6. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. ИНТОР, М. 1996 г.

  7. Спутник классного руководителя. М., Педагогический поиск, 2002г.

  8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Праздники в начальной школе. 1-4 классы. – М АСТ, 2003г.

  9. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001г.