СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

усвоить понятие программы, структуры программы на языке Turbo Pascal, алфавит языка Turbo Pascal, научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pascal.

Просмотр содержимого документа
«программирование»

Что такое алгоритм Алгоритм  – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Что такое алгоритм

Алгоритмэто конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

О происхождении слова «алгоритм» Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми.  С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.

О происхождении слова «алгоритм»

Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.

Исполнитель  – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд. Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора Примеры: Переход в начало Переход в конец Пауза Стоп Воспроизведение

Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора

Примеры:

Переход в начало

Переход в конец

Пауза

Стоп

Воспроизведение

Система  команд  исполнителя Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.                              

Система команд исполнителя

Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

             

             

Формы  записи  алгоритмов Словесная Графическая Блок-схема

Формы записи алгоритмов

Словесная

Графическая

Блок-схема

Словесная  форма – естественный язык    Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка. Переход улицы: Остановись на тротуаре. Посмотри налево. Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2. Посмотри направо. Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4. Пример :

Словесная форма – естественный язык

Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка.

Переход улицы:

  • Остановись на тротуаре.
  • Посмотри налево.
  • Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2.
  • Посмотри направо.
  • Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.

Пример :

Блок-схема- алгоритмический язык  Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры: овал Начало или конец параллелограмм Ввод или вывод ромб Принятие решения прямоугольник Выполнение действия

Блок-схема- алгоритмический язык

Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры:

овал

Начало или конец

параллелограмм

Ввод или вывод

ромб

Принятие решения

прямоугольник

Выполнение действия

Переход  улицы Начало Подойти к переходу Дождаться зеленого света Перейти улицу Конец

Переход улицы

Начало

Подойти к переходу

Дождаться зеленого света

Перейти улицу

Конец

Программа (программирование) – запись алгоритма на языке программирования для компьютера

Программа (программирование) – запись алгоритма на языке программирования для компьютера

Свойства алгоритма:   - Дискретность  - Понятность  -Точность  - Конечность

Свойства алгоритма: - Дискретность - Понятность -Точность - Конечность

УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ  Кибернетическая модель у п р а в л е н и я  А л г о р и т м и з а ц и я С К И – с и с т е м а команд исполнителя Исполнитель алгоритмов Управляющий о б ъ е к т Объект (субъект), осуществляющий у п р а в л е н и е Д и с к р е т н о с т ь Свойства алгоритма П о н я т н о с т ь  О б ъ е к т управления Объект (субъект), в ы п о л н я ю щ и й команды управления Т о ч н о с т ь К о н е ч н о с т ь Алгоритмические с т р у к т у р ы Следование Канал передачи команд управления Прямая связь Ветвление Ц и к л Обратная связь Канал передачи данных о состоянии объекта управления Структурная методика алгоритмизации Алгоритм управления Последовательность команд управления Последовательная д е т а л и з а ц и я Построение алгоритма и з б а з о в ы х алгоритмических структур  с л е д о в а н и е  в е т в л е н и е  ц и к л Технические системы, в которых функции управляющего объекта выполняет компьютер Автоматические с и с т е м ы с программным управлением Вспомогательные Основной алгоритм алгоритмы  П р о е к т и р о в а н и е с в е р х у в н и з

УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ

Кибернетическая модель

у п р а в л е н и я

А л г о р и т м и з а ц и я

С К И – с и с т е м а

команд исполнителя

Исполнитель

алгоритмов

Управляющий

о б ъ е к т

Объект (субъект),

осуществляющий

у п р а в л е н и е

Д и с к р е т н о с т ь

Свойства

алгоритма

П о н я т н о с т ь

О б ъ е к т

управления

Объект (субъект),

в ы п о л н я ю щ и й

команды управления

Т о ч н о с т ь

К о н е ч н о с т ь

Алгоритмические

с т р у к т у р ы

Следование

Канал передачи

команд управления

Прямая связь

Ветвление

Ц и к л

Обратная связь

Канал передачи

данных о состоянии

объекта управления

Структурная методика алгоритмизации

Алгоритм

управления

Последовательность

команд управления

Последовательная

д е т а л и з а ц и я

Построение алгоритма

и з б а з о в ы х

алгоритмических структур

  • с л е д о в а н и е
  • в е т в л е н и е
  • ц и к л

Технические системы,

в которых функции

управляющего объекта

выполняет компьютер

Автоматические

с и с т е м ы

с программным

управлением

Вспомогательные

Основной

алгоритм

алгоритмы

П р о е к т и р о в а н и е

с в е р х у в н и з

УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ  А л г о р и т м и з а ц и я  Кибернетическая модель у п р а в л е н и я С К И – с и с т е м а команд исполнителя Исполнитель алгоритмов Объект (субъект), осуществляющий у п р а в л е н и е Управляющий о б ъ е к т Д и с к р е т н о с т ь П о н я т н о с т ь  Свойства алгоритма Объект (субъект), в ы п о л н я ю щ и й команды управления О б ъ е к т управления Т о ч н о с т ь К о н е ч н о с т ь Алгоритмические с т р у к т у р ы Следование Прямая связь Канал передачи команд управления Ветвление Ц и к л Обратная связь Канал передачи данных о состоянии объекта управления Структурная методика алгоритмизации Алгоритм управления Последовательность команд управления Построение алгоритма и з б а з о в ы х Последовательная д е т а л и з а ц и я алгоритмических структур  с л е д о в а н и е  в е т в л е н и е  ц и к л Технические системы, в которых функции управляющего объекта выполняет компьютер Автоматические с и с т е м ы с программным управлением Вспомогательные Основной алгоритм алгоритмы П р о е к т и р о в а н и е с в е р х у в н и з

УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ

А л г о р и т м и з а ц и я

Кибернетическая модель

у п р а в л е н и я

С К И – с и с т е м а

команд исполнителя

Исполнитель

алгоритмов

Объект (субъект),

осуществляющий

у п р а в л е н и е

Управляющий

о б ъ е к т

Д и с к р е т н о с т ь

П о н я т н о с т ь

Свойства

алгоритма

Объект (субъект),

в ы п о л н я ю щ и й

команды управления

О б ъ е к т

управления

Т о ч н о с т ь

К о н е ч н о с т ь

Алгоритмические

с т р у к т у р ы

Следование

Прямая связь

Канал передачи

команд управления

Ветвление

Ц и к л

Обратная связь

Канал передачи

данных о состоянии

объекта управления

Структурная методика алгоритмизации

Алгоритм

управления

Последовательность

команд управления

Построение алгоритма

и з б а з о в ы х

Последовательная

д е т а л и з а ц и я

алгоритмических структур

  • с л е д о в а н и е
  • в е т в л е н и е
  • ц и к л

Технические системы,

в которых функции

управляющего объекта

выполняет компьютер

Автоматические

с и с т е м ы

с программным

управлением

Вспомогательные

Основной

алгоритм

алгоритмы

П р о е к т и р о в а н и е

с в е р х у в н и з

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами . Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.

Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .

Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы A, B, C, …, X Y, Z Латинские строчные  буквы a, b, c,…, x, y, z Арабские цифры 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические,  препинания, скобки и другие Специальные символы

Алфавит языка

Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные

буквы

A, B, C, …, X Y, Z

Латинские строчные

буквы

a, b, c,…, x, y, z

Арабские цифры

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,

препинания, скобки и другие

Специальные

символы

= и Начало или конец комментария * и * " width="640"

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

Неделимые элементы

Знак операции

присваивания

: =

Знаки больше или равно,

меньше или равно

= и

Начало или конец

комментария

* и *

Словарь языка Паскаль

Словарь языка Паскаль

Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin do начало выполнить else иначе for для if если of or из или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до (до тех пор, пока) var переменная while пока

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

do

начало

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

or

из

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

повторять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор, пока)

var

переменная

while

пока

Простые типы данных Название Обозначение Целочисленный Вещественный Допустимые значения integer real Символьный - 32 768… 32 768 Область памяти 2 байта со знаком Строковый =(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38 char логический string Произвольный символ алфавита 6 байтов 1 байт Последовательность символов длиной меньше 255 boolean 1 байт на символ True и False 1 байт Типы величин

Простые типы данных

Название

Обозначение

Целочисленный

Вещественный

Допустимые значения

integer

real

Символьный

- 32 768… 32 768

Область памяти

2 байта со знаком

Строковый

=(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38

char

логический

string

Произвольный символ алфавита

6 байтов

1 байт

Последовательность символов длиной меньше 255

boolean

1 байт на символ

True и False

1 байт

Типы величин

Структура программы на языке Паскаль Структура программы Служебное слово program  и имя программы Заголовок программы Описание констант( const ) и  описание переменных ( var ) Описание данных Начинается словом begin  и заканчивается словом  end  с точкой Описание действий

Структура программы на языке Паскаль

Структура программы

Служебное слово program

и имя программы

Заголовок программы

Описание констант( const ) и

описание переменных ( var )

Описание данных

Начинается словом begin и

заканчивается словом end

с точкой

Описание действий

Раздел описания переменных Имена переменных var  i, j: integer x: real a: char  Вещественный тип Целый тип Символьный тип

Раздел описания переменных

Имена переменных

var

i, j: integer

x: real

a: char

Вещественный тип

Целый тип

Символьный тип

Общий вид программы program ;  const ;  var ; begin    ;  ;…… … Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.  end .

Общий вид программы

program ;

const ;

var ;

begin

;

;……

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

end .

Пример: А :=10; в:=5; S:=A+в; Р:=A*в; " width="640"

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.

Общий вид оператора:

Команда присваивания

:= значение

Пример: А :=10;

в:=5;

S:=A+в;

Р:=A*в;

Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a:=10; b:=5; s:=a+b 5 10 15 Оперативная память b s a 10 5

Выполнение оператора присваивания

Процессор

10 + 5

a:=10;

b:=5;

s:=a+b

5

10

15

Оперативная память

b

s

a

10

5

Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие. В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Самое главное

Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.

В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;

2) описание используемых данных;

3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Опорный конспект Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Структура программы Алфавит языка Паскаль Латинские прописные  буквы Заголовок программы Латинские строчные  буквы Описание данных Арабские цифры Описание действий Оператор присваивания: :=

Опорный конспект

Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Структура

программы

Алфавит языка

Паскаль

Латинские прописные

буквы

Заголовок программы

Латинские строчные

буквы

Описание данных

Арабские цифры

Описание действий

Оператор присваивания: :=