Что такое алгоритм
Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
О происхождении слова «алгоритм»
Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося арабского ученого Аль-Хорезми. Как научный термин первоначально оно обозначало правила выполнения действий в десятичной системе счисления, автором которых был Аль-Хорезми. С течением времени это слово приобрело более широкий смысл и стало обозначать любые точные правила действий.
Исполнитель – человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.
Кнопка вкл/выкл электропитания на корпусе монитора
Примеры:
Переход в начало
Переход в конец
Пауза
Стоп
Воспроизведение
Система команд исполнителя
Команды, которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнитель формально выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
Формы записи алгоритмов
Словесная
Графическая
Блок-схема
Словесная форма – естественный язык
Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка.
Переход улицы:
- Остановись на тротуаре.
- Посмотри налево.
- Если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2.
- Посмотри направо.
- Если нет транспорта, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.
Пример :
Блок-схема- алгоритмический язык
Для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры:
овал
Начало или конец
параллелограмм
Ввод или вывод
ромб
Принятие решения
прямоугольник
Выполнение действия
Переход улицы
Начало
Подойти к переходу
Дождаться зеленого света
Перейти улицу
Конец
Программа (программирование) – запись алгоритма на языке программирования для компьютера
Свойства алгоритма: - Дискретность - Понятность -Точность - Конечность
УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ
Кибернетическая модель
у п р а в л е н и я
А л г о р и т м и з а ц и я
С К И – с и с т е м а
команд исполнителя
Исполнитель
алгоритмов
Управляющий
о б ъ е к т
Объект (субъект),
осуществляющий
у п р а в л е н и е
Д и с к р е т н о с т ь
Свойства
алгоритма
П о н я т н о с т ь
О б ъ е к т
управления
Объект (субъект),
в ы п о л н я ю щ и й
команды управления
Т о ч н о с т ь
К о н е ч н о с т ь
Алгоритмические
с т р у к т у р ы
Следование
Канал передачи
команд управления
Прямая связь
Ветвление
Ц и к л
Обратная связь
Канал передачи
данных о состоянии
объекта управления
Структурная методика алгоритмизации
Алгоритм
управления
Последовательность
команд управления
Последовательная
д е т а л и з а ц и я
Построение алгоритма
и з б а з о в ы х
алгоритмических структур
- с л е д о в а н и е
- в е т в л е н и е
- ц и к л
Технические системы,
в которых функции
управляющего объекта
выполняет компьютер
Автоматические
с и с т е м ы
с программным
управлением
Вспомогательные
Основной
алгоритм
алгоритмы
П р о е к т и р о в а н и е
с в е р х у в н и з
УПРАВЛЕНИЕ И АЛГОРИТМЫ
А л г о р и т м и з а ц и я
Кибернетическая модель
у п р а в л е н и я
С К И – с и с т е м а
команд исполнителя
Исполнитель
алгоритмов
Объект (субъект),
осуществляющий
у п р а в л е н и е
Управляющий
о б ъ е к т
Д и с к р е т н о с т ь
П о н я т н о с т ь
Свойства
алгоритма
Объект (субъект),
в ы п о л н я ю щ и й
команды управления
О б ъ е к т
управления
Т о ч н о с т ь
К о н е ч н о с т ь
Алгоритмические
с т р у к т у р ы
Следование
Прямая связь
Канал передачи
команд управления
Ветвление
Ц и к л
Обратная связь
Канал передачи
данных о состоянии
объекта управления
Структурная методика алгоритмизации
Алгоритм
управления
Последовательность
команд управления
Построение алгоритма
и з б а з о в ы х
Последовательная
д е т а л и з а ц и я
алгоритмических структур
- с л е д о в а н и е
- в е т в л е н и е
- ц и к л
Технические системы,
в которых функции
управляющего объекта
выполняет компьютер
Автоматические
с и с т е м ы
с программным
управлением
Вспомогательные
Основной
алгоритм
алгоритмы
П р о е к т и р о в а н и е
с в е р х у в н и з
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Специальные
символы
= и Начало или конец комментария * и * " width="640"
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
: =
Знаки больше или равно,
меньше или равно
= и
Начало или конец
комментария
* и *
Словарь языка Паскаль
Служебное слово языка Паскаль
Значение служебного слова
and
и
array
массив
begin
do
начало
выполнить
else
иначе
for
для
if
если
of
or
из
или
procedure
процедура
program
программа
repeat
повторять
then
то
to
до (увеличивая до)
until
до (до тех пор, пока)
var
переменная
while
пока
Простые типы данных
Название
Обозначение
Целочисленный
Вещественный
Допустимые значения
integer
real
Символьный
- 32 768… 32 768
Область памяти
2 байта со знаком
Строковый
=(2,9 *10 -39 …1,7*10 +38
char
логический
string
Произвольный символ алфавита
6 байтов
1 байт
Последовательность символов длиной меньше 255
boolean
1 байт на символ
True и False
1 байт
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Структура программы
Служебное слово program
и имя программы
Заголовок программы
Описание констант( const ) и
описание переменных ( var )
Описание данных
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Описание действий
Раздел описания переменных
Имена переменных
var
i, j: integer
x: real
a: char
Вещественный тип
Целый тип
Символьный тип
Общий вид программы
program ;
const ;
var ;
begin
;
;……
…
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
end .
Пример: А :=10; в:=5; S:=A+в; Р:=A*в; " width="640"
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
Команда присваивания
:= значение
Пример: А :=10;
в:=5;
S:=A+в;
Р:=A*в;
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
5
10
15
Оперативная память
b
s
a
10
5
Самое главное
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.
В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Опорный конспект
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Структура
программы
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Заголовок программы
Латинские строчные
буквы
Описание данных
Арабские цифры
Описание действий
Оператор присваивания: :=