Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель МО: _____________/ Кузнецова Е. Н. Протокол №_____ от 30.08.2017 | «Согласовано» Зам. директора: ________________/ Грекова О. А. 30.08.2017 | «Согласовано» Родители обучающегося: ____________/ ____________ 30.08.2017 | «Утверждено» Директор школы: ________________ / Архиреева Е. А. Приказ №_______ от 01.09.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС:
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
АОП 8.2.
индивидуальное обучение
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-I
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297
«Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
«Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599
16. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня
2013г. № ИР-535/07
17. Программа для 1 – 4 классов специальных образовательных учреждений под редакцией В. В. Воронковой 2011 г.;
18. Учебный план образовательного учреждения.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни..
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. Принципы и подходы к формированию программы Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на ограниченный период времени (один год).
І. Цели образовательно-коррекционной работы
У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации.
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 1 класса (вариант 2) составлена на основе Адаптированной Основной Образовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вариант II, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности; программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой.
ІІ. Общая характеристика учебного предмета
Занятия по коррекционному курсу «Двигательное развитие» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе занятий учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру).
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
ІІІ. Описание места учебного предмета
Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
ІѴ. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Овладение начальными навыками адаптации в классе.
Развитие мотивов учебной деятельности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
Развитие элементарных пространственных понятий
Знание частей тела человека
Знание элементарных видов движений
Умение выполнять исходные положения
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием
Ѵ. Содержание учебного предмета
Общеразвивающие и корригирующее упражнения
Дыхательные упражнения в образном оформлении.
Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.
Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя».
Дыхание через нос, через рот.
Изменение длительности вдоха и выдоха.
Дыхание в ходьбе с имитацией.
Движение руками в исходном положении.
Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.
Наклоны, приседания.
Прикладные упражнения
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
Подвижные игры.
ѴІ. Методическое обеспечение программы
Ковер
Игрушки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Первая четверть |
1. | Дыхательные упражнения. | 1 | | |
2. | Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки. | 1 | | |
3. | Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет. | 1 | | |
4. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Развивающие упражнения. | 1 | | |
5. | Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях. Игровые упражнения. | 1 | | |
6. | Изменение длительности дыхания. Развивающие упражнения. | 1 | | |
7. | Изменение длительности дыхания. Игровые упражнения. | 1 | | |
8. | Дыхание при ходьбе. Развивающие упражнения. | 1 | | |
9. | Дыхание при ходьбе. Игровые упражнения. | 1 | | |
10. | Движение руками в исходных положениях. Развивающие упражнения. | 1 | | |
11. | Движение руками в исходных положениях. Игровые упражнения. | 1 | | |
12. | Движение предплечий и кистей рук. Развивающие упражнения. | 1 | | |
13. | Движение предплечий и кистей рук. Игровые упражнения. | 1 | | |
14. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Развивающие упражнения. | 1 | | |
15. | Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа. Игровые упражнения. | 1 | | |
16. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. Развивающие упражнения. | 1 | | |
Вторая четверть |
17. | Хлопки в ладоши с изменением темпа. Игровые упражнения. | 1 | | |
18. | Наклоны головой. | 1 | | |
19. | Наклоны туловищем. Развивающие упражнения. | 1 | | |
20. | Наклоны туловищем. Игровые упражнения. | 1 | | |
21. | Сгибание стопы. Развивающие упражнения. | 1 | | |
22. | Сгибание стопы. Игровые упражнения. | 1 | | |
23. | Перекаты с носков на пятки. Развивающие упражнения. | 1 | | |
24. | Перекаты с носков на пятки. Игровые упражнения. | 1 | | |
25. | Приседания. Развивающие упражнения. | 1 | | |
26. | Приседания. Игровые упражнения. | 1 | | |
27. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Развивающие упражнения. | 1 | | |
28. | Отстукивание и отхлопывание разного темпа. Игровые упражнения. | 1 | | |
29. | Ходьба ровным шагом. Развивающие упражнения. | 1 | | |
30. | Повторение. | 1 | | |
31. | Ходьба ровным шагом | 1 | | |
32. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Развивающие упражнения. | 1 | | |
Третья четверть |
33. | Ходьба по кругу, взявшись за руки. Игровые упражнения. | 1 | | |
34. | Ходьба на носках Развивающие упражнения. | 1 | | |
35. | Ходьба на носках Игровые упражнения. | 1 | | |
36. | Ходьба в медленном и быстром темпе Развивающие упражнения. | 1 | | |
37. | Ходьба в медленном и быстром темпе Игровые упражнения. | 1 | | |
38. | Ходьба по линии Развивающие упражнения. | 1 | | |
39. | Ходьба по линии Игровые упражнения. | 1 | | |
40. | Ходьба на носках Развивающие упражнения. | 1 | | |
41. | Ходьба на носках Игровые упражнения. | 1 | | |
42. | Захват предметов Развивающие упражнения. | 1 | | |
43. | Захват предметов Игровые упражнения. | 1 | | |
44. | Передача предметов Развивающие упражнения. | 1 | | |
45. | Передача предметов Игровые упражнения. | 1 | | |
46. | Бросание мячей Развивающие упражнения. | 1 | | |
47. | Бросание мячей Игровые упражнения. | 1 | | |
48. | Перекатывание мячей Развивающие упражнения. | 1 | | |
49. | Перекатывание мячей Игровые упражнения. | 1 | | |
50. | Перекатывание мячей | 1 | | |
Четвертая четверть |
51. | «Солнышко и дождик». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
52. | «Солнышко и дождик». Игра. | 1 | | |
53. | «Воробушки и кот». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
54. | «Воробушки и кот». Игра. | 1 | | |
55. | «Кот и мыши». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
56. | «Кот и мыши». Игра. | 1 | | |
57. | «У медведя во бору». Знакомство с правилами игры. | 1 | | |
58. | «У медведя во бору». Игра. | 1 | | |
59. | «Ручеёк». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
60. | «Ручеёк». Игра. | 1 | | |
61. | «Снежинки и ветер». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
62. | «Снежинки и ветер». Игра. | 1 | | |
63. | «Найди пару». Знакомство с правилами игры | 1 | | |
64. | «Найди пару». Игра. | 1 | | |
65. | «Хитрая лиса». Игра. | 1 | | |
66. | Повторение. | 1 | | |
| Итого: 66 часов | | | |