Директор МОУ "СОШ" п.Новопокровка
______________ Михайлов С.В.
«_10_» _мая_ 2017г.
ПРОГРАММА
летнего школьного лагеря с дневным пребыванием
(направление: экология)

Составила: Еспаева О.Н., учитель географии
Девиз лагеря:
У Фортуны есть девиз:
Ни когда не падать вниз!
И на суше и в воде,
будем первыми везде!
Девиз программы: "Мы фортуной называемся,
нам фортуна улыбается!"
В детском оздоровительном лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребёнок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по группе, ко взрослым людям.
Пояснительная записка
к программе ДОЛ дневного пребывания «Фортуна» при МОУ СОШ п.Новопокровка Варненского муниципального района
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.
Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:
Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15- 20 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных и нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав МОУ СОШ п.Новопокровка
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Инструкции по правилам безопасности.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Программа.
Материально-технические условия предусматривают:
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
большой спортивный зал;
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
ТСО;
художественные средства, игры настольные и др.;
хозяйственный инвентарь;
аудиотека, фонограммы;
канцелярские принадлежности;
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор;
Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
Кураторы отрядов:
Руководители творческих мастерских
№ | ФИО | Должность |
-
| Еспаева О.Н. | Начальник лагеря |
-
| Аристова Л.Г. | Библиотекарь |
-
| Пономарчук | Инструктор по спорту |
-
| Лопатина Т.Ю. | Воспитатель |
-
| Сафронова Н.М. | Воспитатель |
-
| Ургубаева А.С. | Воспитатель |
Актуальность проблемы
Экологический лагерь дневного пребывания «Фортуна» организуется на базе МОУ "СОШ" п.Новопокровка. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;
Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.
Задачи программы:
Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.
Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Фортуна» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Зелёный островок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:
Экологическое направление.
Художественно – эстетическое направление.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Патриотическое направление.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;
Основные формы работы:
Экологический десант
Операция « Тропинка»
«Экологическое ассорти»
«Зеленый патруль»
Участие в экологических акциях
Художественно – эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения;
прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение кинотеатров, музеев;
Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)
Игровые творческие программы
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры («День рекордов»)
Праздники («Творческая волна – 2017»)
Выставки, ярмарки
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Патриотическое направление
Задачи патриотической деятельности:
Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;
формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;
формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;
возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.
Основные формы работы:
Марафон сказок.
День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»
« Это ты, моя Россия!»
Спортивные соревнования «Снайпер»
Беседа «Символика Российской Федерации»
Игра «Зарничка»
Оздоровительная работа.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,
«Назовись»;
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона».
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь») Беседы в отрядах Цветопись Народный форум (фабрика достижений лагеря) |
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила безопасности при терактах»
«По предупреждению кишечных заболеваний»
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»
«Если ты один дома»
«Безопасность в доме»
«Правила поведения с незнакомыми людьми»
«Правила поведения и безопасности человека на воде»
«Меры доврачебной помощи»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Беседы:
«Как ухаживать за зубами?»
«Путешествие в страну Витаминию»
«Как беречь глаза?»
Агитбригада «Уроки безопасности при пожаре»;
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, стенных газет;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
- Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»
Кружки
- Кружок «Сказочник»
- Кружок « Умелые руки»
- Кружок «Айболит»
Ожидаемый результат.
укрепление здоровья детей;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;
создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков самообслуживания;


Результат оценивается по следующим направлениям:
Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).
Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.
Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.
Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.
Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).
Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.
Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.
Награждение за активное участие в мероприятиях.
Схема взаимодействия пришкольного лагеря
«Фортуна» с социумом в реализации программы
Сельская
библиотека
Школьный музей
Сельский дом культуры
«ФОРТУНА»
Районная детская библиотека
Районный музей
Школьная библиотека
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Экран настроения


Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 - 9.00 Приём детей
9.00 - 9.15 Утренняя линейка
9.15 - 09.30 Зарядка
09.30- 10.00 Завтрак
10.00 - 11.00 Отрядные дела
11.00 - 12.00 Культмассовые мероприятия
12.00 -13.00 Свободная деятельность по интересам
13.00 - 13.30 Обед
13.30 – 14.00 Уход детей домой
14.00 – 14.30 Подведение итогов дня (Пед.планёрка)

ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЕ | Ответственные |
01.06. «День знакомств» «День защиты детей» | 1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Праздник детства. Развлекательная программы 3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей» 4. Операция «Уют» | Воспитатели, Дом культуры Воспитатели |
День второй 02.06. «Открытие лагеря Фортуна» | 1. Минутка здоровья «Бодрость» 2. Беседа «Осторожно огонь» 3. Занятия в кружках, библиотеке 4. Подвижные игры на воздухе 5. Веселыми тропинками лета (открытие смены) «Здравствуй ЛЕТО!» | Инстр. по спорту Воспитатель Воспитатель, библиотекарь Инстр. по спорту Воспитатели |
День третий 03.06. «День игр, игрушек, шариков и бантиков» | 1.Минутка безопасности «Мы и дорога» 2.Выход на стадион. 3. Кем быть? Познавательно-игровая программа 4.Спортивно-развлекательный праздник «Шар-Ах, Шоу!» | Воспитатель Инстр. по спорту Дом культуры Инстр. по спорту |
День четвертый 05.06 «День экологии» | 1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых) 2.Экологический десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов) 3. Спортивные игры на воздух 4. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе 5. Беседа «Планета в опасти» | Мед.работник Воспитатель Инстр. по спорту Воспитатель Библиотекарь |
День пятый 06.06. «День Пушкина» | 1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию» 2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги» 3. Выход в спортзал 4. Конкурс талантов «По сказкам Пушкина» | Мед.работник Воспитатель Инстр. по спорту Библиотекарь |
День шестой 07.06. «День талантов» | 1. Минутка здоровья «На зарядку, становись!» 2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги» 3. Выход на природу 4. "Мир цветов" викторина | Инстр. по спорту Воспитатель Воспитатель Библиотекарь |
День седьмой 08.06. «День Волшебных сказок» | 1. Минутка здоровья «Книги о здоровье» 2. «Путешествие по стране сказок…» читательский марафон 3. Конкурс рисунков «Волшебные краски» | Библиотекарь Сельская библиотека Воспитатель |
День восьмой 09.06. «Летняя карусель» | 1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами?»» 2. "Экологическая пятница" 1ч. 3. Выход на экскурсию 4. "Летняя музыкальная карусель" Музыкальный калейдоскоп | Мед.работник Библиотекарь Воспитатель Воспитатель |
День девятый 10.06. «День России» | 1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, скутер» БДД 2. День России «Мы граждане России» 3. Я рисую Россию! 4. Спортивно-игровой праздник «Символика России» | Воспитатель Сельский клуб Воспитатель Инстр. по спорту |
День десятый 13.06. «День Фантазий и Юмора» | 1.Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2. «Заповеди в стихах о поведении в лесу» 3. Спортивные игры на свежем воздухе 4. Юмористический конкурс «Эти забавные животные» | Воспитатель Библиотекарь Инстр. по спорту Воспитатель |
День одиннадцатый 14.06. «День Следопытов» | 1.Минутка безопасности «Один дома…». 2.Экскурсия в музей 3.Игра на местности «Следопыт» 4. Конкурсная программа "Этикет или просто хорошие манеры" | Воспитатель Воспитатель Инстр. по спорту Дом культуры |
День двенадцатый 15.06. «День Олимпийцев» | 1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?» 2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков» 3. Развлекательная игра «Хочу всё знать!» 4. Игры на свежем воздухе | Мед.работник Воспитатель Библиотекарь Инструктор по спорту |
День тринадцатый 16.06. «День здоровья и спорта» | 1. Утренняя гимнастика для ума 2.Конкурс-путешествие «Путешествие по городу Здоровейску» 3. "Экологическая пятница" 2ч. 4. Развлекательная игра «Весёлые старты» | Воспитатель Дом культуры Библиотекарь Инстр. по спорту |
День четырнадцатый 17.06. День «Лесное путешествие» | 1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?» 2. Путешествие в страну краеведения «Экология нашего края» 3. Виртуальная экскурсия "Лесные тропы" 4.Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей | Воспитатель Дом культуры Воспитатель Инстр. по спорту, воспитатель |
День пятнадцатый 19.06. «Забавный день Экологии» | 1.Минутка безопасности «Как вести себя с электрооборудованием?» 2."Экологический марафон" 3.Спортивно-развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти» | Воспитатель Библиотекарь Инстр. по спорту, воспитатель |
День шестнадцатый 20.06. «Волшебный день » | 1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Театрализованная игровая программа по экологии "Закалдованные ужастики" 3. Мульт-ассорти "Волшебные мультфильмы" 4. Спортивные игры на свежем воздухе | Мед.работник Дом культуры Воспитатель Инстр. по сорту |
День семнадцатый 21.06. «Разноцветный День» | 1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры». 3. Своя игра! 4. Конкурс талантов «Творческая волна» | Мед. работник Воспитатель Библиотекарь Воспитатель |
День восемнадцатый 22.06. «День расставаний» | 1.Минутка здоровья «Гигиена. Что это?» 2. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» 3. Игры на свежем воздухе 4. Праздничный концерт, посвященный закрытию лагерной смены «Расстаются друзья» | Воспитат, мед. работник Воспитатель Инструктор по спорту Вся смена |