Коробков Д.А.
.
Программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» составлена для индивидуального обучения на дому для обучающегося 12 класса. Программа составлена на 99 часов (3ч. в неделю).
формирование организационных умений: работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
развитие восприятия, представлений, приобретение умения планировать и предвидеть результаты работы;
воспитание готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительное отношение к труду взрослых;
развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, скоординированности движений рук, четкости и ловкости рабочих движений, правильности выполнения рабочих приемов, правильного использования инструментов;
речевое развитие: расширение и обогащение словаря;
эстетическое воспитание: воспитание умения работать не только быстро, но и правильно, красиво;
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности ребёнка. Коррекционная работа выражается в формировании элементарных умений:
В процессе профессионольно-трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
- «Изготовление ручки для ножовки».
Формирование умений обучающегося включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются рисунками.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
№ | Тема урока | Дата |
Заделка пороков и дефектов древесины. | |
1 | Техника безопасности при работе в столярной мастерской. | 03.09 |
2 | Дефекты и пороки древесины. | 03.09 |
3 | Группы пороков древесины. Определение формы пороков. | 03.09 |
4 | Дефекты обработки и хранения. | 10.09 |
5 | Шпатлевка: назначение, виды. Пр -р. Выявление на древесине дефектов. | 10.09 |
6 | Пиломатериалы. Виды, назначение. | 10.09 |
| Изготовление разметочного инструмента. | |
7 | Разметочный инструмент. Пр-р. Ознакомление с инструментом. | 17.09 |
8 | Материал для инструмента. Пр-р. Качество материала. | 17.09 |
9 | Угольник: назначение, устройство. Выполнение чертежа угольника. | 17.09 |
10 | Точность разметочного инструмента. Разметка основных частей угольника. | 24.09 |
11 | Изготовление деталей. Строгание деталей. | 24.09 |
12 | Изготовление угольника. Обработка колодки. . | 24.09 |
13 | Точность подгонки. Подгонка деталей. . | 01.10 |
14 | Сборка угольника. Склеивание деталей угольника. | 01.10 |
15 | Проверка качества изготовления. Проверка углов соединения. | 01.10 |
16 | Лакирование изделия | 08.10 |
| Изготовление аптечки. | |
17 | Аптечка: назначение, формы. | 08.10 |
18 | Ознакомление с образцами. | 08.10 |
19 | Аптечка. Устройство. Детали. | 15.10 |
20 | Подбор материала. | 15.10 |
21 | Технические требования к аптечке. | 15.10 |
22 | Подбор фурнитуры. | 22.10 |
23 | Размеры аптечки. | 22.10 |
24 | Эскизирование аптечки. | 22.10 |
25 | Разметка сторон. | 12.11 |
26 | Выпиливание сторон. | 12.11 |
27 | Подгонка сторон. | 12.11 |
28 | Сборка сторон. | 19.11 |
29 | Размеры ящика. | 19.11 |
30 | Разметка сторон | 19.11 |
31 | Порядок пиления сторон. | 26.11 |
32 | Выпиливание сторон. | 26.11 |
33 | Способы сборки ящика. | 26.11 |
34 | Сборка ящика. | 03.12 |
35 | Способы отделки. | 03.12 |
36 | Обработка сторон. | 03.12 |
37 | Обработка ящика | 10.12 |
38 | Изготовление дверцы. | 10.12 |
39 | Разметка и пиление. | 10.12 |
40 | Сборка ящика и дверцы. Крепление дверцы. | 17.12 |
41 | Изготовление ручки. Установка ручки. | 17.12 |
42 | Окончательная отделка изделия. Покрытие лаком. | 17.12 |
| Изготовление столярно-мебельного изделия. | |
43 | Мебель: виды мебели, назначение. | 24.12 |
44 | Назначение мебели для помещений | 24.12 |
45 | Комплектование мебели. | 24.12 |
46 | Ознакомление с производством мебели. Чтение технических документов. | 14.01 |
47 | Чертеж, эскиз, сборочный чертеж. Разборка шкафа. | 14.01 |
48 | Табурет. Назначение, виды. Разметка ножек. | 14.01 |
49 | Проножка, назначение. | 21.01 |
50 | Крышка: назначение, виды. | 21.01 |
51 | Крышка, назначение, отделка. | 21.01 |
52 | Разметка мест соединения. Обработка кромок шкуркой. | 28.01 |
| Изготовление скамейки. | |
53 | Скамейка, назначения, виды. Ознакомление с рисунками. | 28.01 |
54 | Скамейка, устройство, формы. Ознакомление с образцами. | 28.01 |
55 | Назначение эскиза. Эскизирование изделия. | 04.02 |
56 | Формы и размеры сидения. Пиление сидения. | 04.02 |
57 | Обработка сидения. Обработка шкуркой. | 04.02 |
58 | Назначение ножек. Ознакомление с образцами. | 11.02 |
59 | Формы ножек. Разметка ножек. | 11.02 |
60 | Размеры ножек. Выпиливание ножек. | 11.02 |
61 | Способы обработки. Обработка ножек. | 18.02 |
62 | Назначение проножки. Составление эскиза. | 18.02 |
63 | Формы проножки. Пр-р. Разметка проножек. | 18.02 |
64 | Черновая обработка деталей. Строгание кромок. | 25.02 |
65 | Чистовая обработка деталей. Строгание торцов. | 25.02 |
66 | Разметка отверстий сиденья. | 25.02 |
67 | Разметка отверстий ножек. | 04.03 |
68 | Размета отверстий в кромке. | 04.03 |
69 | Способы соединения деталей. Подгонка деталей. | 04.03 |
70 | Приемы работы с саморезами. Подбор саморезов. | 11.03 |
71 | Приемы работы с отверткой. Подгонка деталей. | 11.03 |
72 | Способы соединения деталей. Соединение деталей саморезами. | 11.03 |
73 | Требования к качеству изделия. Проверка узлов соединения. | 18.03 |
74 | Способы отделки изделия. Покрытие лаком. | 18.03 |
| Изготовление вешалки для одежды | |
75 | Вешалка, назначения, виды. Ознакомление с рисунками. | 18.03 |
76 | Вешалка, устройство, формы. Ознакомление с образцами. | 08.04 |
77 | Назначение эскиза. Эскизирование изделия. | 08.04 |
78 | Формы и размеры вешалки. | 08.04 |
79 | Пиление основных частей вешалки. | 15.04 |
80 | Обработка поверхностей наждачной шкуркой. | 15.04 |
81 | Соединение частей вешалки. | 15.04 |
82 | Разметка и просверливание отверстия под крючок. | 22.04 |
83 | Изготовление крючка вешалки. | 22.04 |
84 | Сборка всех частей. | 22.04 |
85 | Лакирование изделия. | 29.04 |
| Изготовление ручки для ножовки. | |
86 | Ножовка: назначение, устройство. | 29.04 |
87 | Ознакомление с ножовками имеющимися в мастерской для продольного и поперечного пиления. | 29.04 |
88 | Детали ножовки: полотно, ручка, крепеж. Разборка ножовки, регулировка, сборка ножовки. | 06.05 |
89 | Ручка ножовки: назначение, устройство. Ознакомление с образцами ручек из разных материалов. | 06.05 |
90 | Технические требования к ручке ножовки. Подбор материала и инструмента для изготовления ручки. | 06.05 |
91 | Черновая разметка заготовки ручки. Обработка ручки - выстрогать заготовку по толщине. | 13.05 |
92 | Выкружная пила и ее назначение. Просверлить отверстия в заготовке, правила безопасного сверления. | 13.05 |
93 | Шаблон и его назначение. Пр-р. Разметить контур ручки по шаблону. | 13.05 |
94 | Обработка заготовки ручки. Сделать пропилы выкружной пилой по контуру. | 20.05 |
95 | Установка полотна в ручке. Разметить и изготовить паз для полотна ножовкой. | 20.05 |
96 | Сборка ножовки на винтах. Пр-р. Просверлить отверстия под винты в ручке, закрепить полотно винтами. | 20.05 |
97 | Проверка ножовки. | 27.05 |
98 | Лакирование изделия. | 27.05 |
99 | Подведение итогов. | 27.05 |
1. М. Геронимус «150 уроков труда» « Арктус» Тула 1997 г.
2. А. Журавлёв «Столярное дело», 6-9 классы», Москва «Просвещение» 1992 г.
3. С.Л. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
4. С.Л. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2017. 365 с.