Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Красноуфимская районная детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ФОРТЕПИАНО»
по учебному предмету
Музыкальный инструмент (фортепиано)
( вторая ступень)
2017
«Рассмотрено» « Утверждаю»
Методическим советом МБОУ ДО Директор «Красноуфимская РДШИ» ________Кузнецова Л.В.
«____»__________20 г «____» _____________20 г
Разработчик: Г.Н.Двойнишникова – зав.фортепианным отделением, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание изучаемого курса
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списоклитературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства в детских школах искусств. За основу взята комплексная программа 2008г., созданная авторским коллективом ДМШ им. В.В.Андреева г.Санкт – Петербурга и одобренная научно- методическим центром по художественному образованию (директор И.Е.Домогацкая).
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 (10) – 13(14) лет. Дети приступают к обучению по данной программе после окончания трехлетнего срока обучения по общеразвивающей программе в области музыкального искусства «фортепиано».
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано 2-я ступень) со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с четвертого по шестой годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов |
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |
Количество недель | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | | |
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | | | 204 |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | | | 204 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | | | 408 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 408 часов, из них: 204 часа – аудиторные занятия, 204 часа – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являют
продолжение формирования навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
подготовка к переходу наиболее талантливых детей на обучение по предпрофессиональным программам, а также подготовка детей к поступлениию в учебные заведения следующей ступени.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – продолжение формирования игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
II.Содержание изучаемого курса
1 год обучения
1.Репертуар: 10-15 произведений
2-3 полифонических произведения;
1-2 прозведения крупной формы;
5-7 пьес (включая ансамбли и самостоятельно подготовленную пьесу);
5-7 этюдов.
2. Гаммы:
1 полугодие - диезные гаммы;
2 полугодие – бемольные гаммы
Гаммы в прямом движении в 4 октавы;
Аккорды с обращениями;
Арпеджио: короткие, длинные;
Хроматические гаммы в прямом движении.
3. Чтение нот с листа
Примерный репертуар для исполнения на академическом концерте и техническом зачете
Э.Мелартин. Соч. 80 Сонатина соль минор №2
П.Чайковский. Соч.39 Детский альбом. Вальс
Ф.Э.Бах. Сонатина
А.Купревич. Осенний эскиз
И.С. Бах. Менуэт соль мажор
Д.Шостакович. Танцы кукол. Шарманка
Гаммы ля мажор, ми – минор
А.Гедике. Соч.32. этюды №№ 19,23,29
Гаммы ми мажор, фа диез минор
И.Беркович. Маленькие этюды №№ 37, 38. 44
Гамма ми бемоль мажор, соль минор
К.Черни. Этюды соч. 266 № 1,2.3.4
Второй год обучения
1.Репертуар: 10-15 произведений
2-3 полифонических произведения;
1-2 произведения крупной формы;
5-7 пьес (включая ансамбли и самостоятельно подготовленную пьесу);
5-7 этюдов
2.Гаммы:
1 полугодие - диезные гаммы
2 полугодие - бемольные гаммы
Гаммы в прямом и противоположном движении в 4 октавы;
Аккорда с обращениями;
Арпеджио: короткие, длинные, ломаные;
Д7 - арпеджио короткие и длинные (для продвинутых детей);
Хроматическая гамма в прямом и расходящемся движении.
3.Чтение нот с листа
Примерный репертуар для исполнения на академическом концерте и техническом зачете
М.Глинка. Двухголосная фуга до мажор
Р.Шуман. Веселый крестьянин
К.Ф.Бах. Сонатина «Каролина»
Д.Кабалевский. Соч.27. Кавалерийская, Скерцо
Ф.Кулау. Соч.20. Сонатина №1
Э.Григ. Вальс
Гаммы ми мажор, си минор
А.Лемуан. Этюды. Соч.37 №№ 28,29,33
Гаммы си мажор, фа минор
Л.Шитте. Этюды соч.68 №7, 10.11
Третий год обучения
Репертуар: 10-15 произведений, в том числе:
2 полифонических произведения;
2 произведения крупной формы;
5-6 пьес, включая ансамбли;
5-6 этюдов на различные виды техники;
1-2 самостоятельные пьесы (по трудности на 2 класса ниже).
2.Гаммы:
1 полугодие - диезные гаммы
2 полугодие – бемольные гаммы
Гаммы по требованиям 5 класса ( для продвинутых детей в терцию, сексту);
Д7 двумя руками короткие и длинные арпеджио с обращениями
Учащиеся, готовящиеся к поступлению в заведения следующей ступени, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения. Они играют 11 видов длинных арпеджио.
3.Чтение с листа
Примерный репертуар для исполнения на выпускном экзамене
И.Пахельбель. Чакона
Ф.Шпиндлер. соч. 17 Сонатина.
М.Глинка. Прощальный вальс
Г.Бертини. Соч.29Этюд №16
Г.Гендель. Аллеманда
Б.Дварионас. Вариации
Д.Рочеролл. Давай буги
Г.Беренс. Соч.61. Этюд №19
И.С.Бах. Инвенция ля минор (двухголосная)
М.Клементи. Сонатина до минор
В.Зиринг. Хроматический этюд
А.Хачатурян. Подражание народному
III.Требования к уровню подготовки учащегося
Выпускник имеет следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
Промежуточная аттестация проводится каждую четверть:
I; IIIчетверти – технические зачеты,
II; IV четверти – академические зачеты.
Формами текущего и промежуточного контроля являются: участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей фортепиано, рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.
На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебно-методическая литература 1. Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва, 1990г.
2. Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры. Ижевск. 2009г.
3. Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.
4. Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1991 г.
5. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г.
Рекомендуемая нотная литература: А11еgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова
Хрестоматия для фортепиано. Бакулов
Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов
А11еgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова
Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман, Натансон
Этюды. Педагогический репертуар
Бах. Нотная тетрадь
Хрестоматия 4 класс
Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.
Пьесы. Ред. Колос
Детский альбом. Чайковский
Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков
А11еgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова
Альбом сонатин. Ред. Сорокина
Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая
Полифонические пьесы. Ред. Томакина
Этюды для начинающих. Ред. Терентьева
Этюды. Ред. Бакулов
Маленькие этюды. Шитте
Этюды. Ред. Карафинна
Этюды. Ред. Дельнова
Этюды. Черни - Гермер
50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г.
60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г.
Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова
Избранные этюды. Ред. Натансон
Этюды, пьесы. Ред. Михалик
Избранные этюды, г. Москва
Полифонические пьесы. Ред. Дельнова
Полифонические пьесы. Хрестоматия
Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев.
Полифонические пьесы. Ред. Копчевского
Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г.
Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников.
Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского
Сонатины и вариации. Ред. Левин
Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г.
Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.
Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г.
Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г.
Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г.
Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984
Прокофьев. Детская музыка, 1987 г.
Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г.
Полифонические произведения украинских, советских композиторов. Вып. 1,1979г.
Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г.
Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г.
Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г.
Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г.
Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г.
Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г.
Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г.
Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г.
Юный пианист. Вып. 2, 1971 г.
Пьесы Удмуртских композиторов.
Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова
Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных
Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов
Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740
Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г.
Чайковский. «Времена года»
Используемая литература:
1.А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано».М., 1971г.;
А.Алексеев, «Очерки по методике обучения игры на фортепиано»; Выпуск 1, М., 1950г;
Л.Боренбойм, Вопросы фортепианной педагогики
и исполнительства. М., 1961г.;
И.Браудо, « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе» М., 1965г.;
Вопросы фортепианной педагогики» Под ред. В.Нотансона вып.1,2,3., М., 1963г, 1967г, 1971г;
Е.Гнесина Подготовительные упражнения. М., 1963г.;
Н.Голубовская «Искусство педализации» Л., 1967г.
Г.Коган «Вопросы пианизма» М., 1958г.;
Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой» Л., 1971г.;
Е.Либерман,«Творческая работа пианиста с авторским текстом» М., 1988г.;
А.Николаев, Работа над этюдами и упражнениями, М., 1967г.;
С.Савшинский «Пианист и его работа», Л., 1968г.;
С.Савшинский «Работа пианиста над техникой»,Л.,1968г.;
С.Савшинский Режим и гигиена работы пианиста»,
Л., 1968г.;
Б.Теплов, «Мастера советской пианистической школы», М., 1954г.
Б.Теплов, «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.;
М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога», М.,1968г.;
М.Фейгин, «Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано», М.,1960г.;
А.Шацов, «Некоторые вопросы фортепианной техники», М.,1947г.;
А.Шайов, «О методике работы с учащимися», М.,1947г.;
А.Шацов «Фортепианная педагогика» М., 1947г.;
Л.Маккинон. «Игра наизусть”, изд. «Классика-XXI». М., 2006г.;
- Как выучить играть на рояле. «Классика-XXI”. М., 2006г.;
- И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», «Классика-XXI». М.,2001г.
- Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.;
- С.А.Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковский». «Классика-XXI». М.,2009г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Хотынецкая детская школа искусств
Рецензия
На дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано) Срок обучения – 4 года.
Составитель: Рябцева Светлана Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств».
Данная образовательная программа представляет собой составительский труд, направленный на качественное обучение детей в учреждениях дополнительного образования.
Содержание работы включает в себя разделы, необходимые при разработке рабочих программ:
-Пояснительная записка.
-Содержание учебного предмета.
-Требования к уровню подготовки учащихся.
-Формы и методы контроля, система оценок.
-Методическое обеспечение учебного процесса.
-Список литературы и средств обучения.
В пояснительной записке подробно излагаются основные аспекты целостного художественно-эстетического развития личности и приобретение ею музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Программа имеет методический материал, который может быть использован как педагогом начинающим, так и профессиональным, имеющим в прошлом многолетний опыт работы.
Большое внимание уделено подбору учебного материала. Перечень рекомендуемого репертуара, состоящего из разнообразных по жанрам и стилям произведений, соответствует возрастным особенностям детей.
Рецензируемая программа, грамотно написана и логично структурирована, снабжена необходимым списком учебной литературы, в который включены современные издания.
Программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент»(фортепиано) может быть рекомендована для использования в образовательном процессе детской школы искусств.
Рецензент: преподаватель 1 категории музыкально-теоретических дисциплин Коваленко И.Н. ______________
« ___» _____________ 2014г.
18