Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева»
"РАССМОТРЕНО" на заседании МО протокол № 1 30.08.2019 г. "СОГЛАСОВАНО" Зам. директора по УВР ________А.В.Прокопчук30.08.2019 г. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на педагогическом совете МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева Протокол № 11 от 29.08.2019 г. | "УТВЕРЖДАЮ" Директор ______И.В.Нагаева 30.08.2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
геометрик
2 класс
Учитель: Петкун Татьяна Николаевна
Нестеров
2019
Пояснительная записка
Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МБОУ СОШ г.Нестерова на кружке моделирования «Геометрик». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».
Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
овладение навыками пространственного ориентирования;
вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
развитие воображения, умения фантазировать.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 4 года обучения (135 часов), занятия проводятся
в 1 классе один раз в неделю, всего 33 часа;
во 2-4 классах раз в неделю, всего 102 часа.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит из двух видов деятельности:
1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.
2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Продолжительность занятий 45 минут.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Учебно-тематический план
Класс | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
2 класс | | 34 | 17 | 17 |
Плоскостное конструирование | 5 | 2.5 | 2.5 |
Плоскость и объем | 9 | 4,5 | 4,5 |
Конструирование по собственному замыслу | 6 | 3 | 3 |
Периметр | 2 | 1 | 1 |
Объем геометрических тел | 2 | 1 | 1 |
Симметрия | 2 | 1 | 1 |
Тематическое конструирование | 8 | 4 | 4 |
Многогранники | 12 | 6 | 6 |
Конструирование по собственному замыслу | 4 | 2 | 2 |
Объем | 2 | 1 | 1 |
Изучение основ теории вероятности | 2 | 1 | 1 |
Изометрические проекции | 2 | 1 | 1 |
| Симметрия | 2 | 1 | 1 |
Тематическое конструирование | 10 | 5 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Плоскостное конструирование. Знакомство с растительностью жарких стран. | 1 |
2 | Плоскостное конструирование. Растения жарких стран. | 1 |
3 | Плоскостное конструирование. Знакомство с животными жарких стран. | 1 |
4 | Плоскостное конструирование. Животные жарких стран. | 1 |
5 | Плоскостное конструирование. Животные и растения жарких стран. Групповые работы. | 1 |
6 | Плоскость и объем. Понятие призма. | 1 |
7 | Плоскость и объем. Понятие основание. | 1 |
8 | Плоскость и объем. Понятие грань. | 1 |
9 | Плоскость и объем. Понятие ребро. | 1 |
10 | Плоскость и объем. Понятие вершина. | 1 |
11 | Плоскость и объем. Треугольная призма из развертки. | 1 |
12 | Плоскость и объем. Треугольная призма из развертки. | 1 |
13 | Плоскость и объем. Предметы на основе треугольной призмы. | 1 |
14 | Плоскость и объем. Предметы на основе треугольной призмы. | 1 |
15 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
16 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
17 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
18 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
19 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
20 | Конструирование по собственному замыслу. | 1 |
21 | Периметр. Понятие выпуклых и невыпуклых многоугольников. | 1 |
22 | Периметр. Конструирование на основе выпуклых и невыпуклых многоугольников. | 1 |
23 | Объем. Единицы измерения объема. | 1 |
24 | Объем. Конструирование кубов. | 1 |
25 | Симметрия. Понятие ось симметрии. | 1 |
26 | Симметрия. Конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии. | 1 |
27 | Тематическое конструирование. Знакомство с современными техническими средствами. | 1 |
28 | Тематическое конструирование. Городской транспорт. | 1 |
29 | Тематическое конструирование. Водный транспорт. | 1 |
30 | Тематическое конструирование. Воздушный транспорт. | 1 |
31 | Тематическое конструирование. Военная техника. Парад Победы. | 1 |
32 | Тематическое конструирование. Бытовая техника. | 1 |
33 | Тематическое конструирование. Групповая работа. | 1 |
34 | Тематическое конструирование. Групповая работа. | 1 |
Содержание
2 класс
Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (5 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.
Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».
Тема № 2: «Плоскость и объем» (9 ч)
Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».
Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)
Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.
Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 4: «Периметр» (2 ч)
Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.
Практическое задание: конструирование выпуклых и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).
Тема № 5: «Объем» (2 ч)
Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).
Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».
Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)
Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.
Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».
Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч)
Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.
Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).
Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.
Рекомендации
Использование на занятиях набора «Геометрия» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.
Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях.
В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование
Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрик»)
Обеспечение программы методическими видами продукции:
1. Мультимедийные презентации занятий –
- «Многоугольники»
- «Четырехугольники»
- «Логический квадрат»
- «Периметр многоугольника»
- «Куб»
- «Объем»
- «Симметрия»
- «Каталог геометрических фигур и тел»
- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»
- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».
Дидактический материал представлен:
Материально-техническое оснащение занятий:
Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 10 штук;
Мультимедийное оборудование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрик».