СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного модуля по математике Геометрик 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного модуля по математике Геометрик 2 класс»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева»



"РАССМОТРЕНО"

на заседании МО

протокол № 1

30.08.2019 г.


"СОГЛАСОВАНО"

Зам. директора по УВР

________А.В.Прокопчук30.08.2019 г.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на педагогическом

совете МАОУ СОШ г. Нестерова имени В.И. Пацаева


Протокол № 11 от 29.08.2019 г.


"УТВЕРЖДАЮ"

Директор ______И.В.Нагаева

30.08.2019 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

геометрик

2 класс



Учитель: Петкун Татьяна Николаевна













Нестеров

2019



Пояснительная записка


Программа «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» имеет научно-познавательную направленность и реализуется в МБОУ СОШ г.Нестерова на кружке моделирования «Геометрик». Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.


Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;

  • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

  • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;

  • овладение навыками пространственного ориентирования;

  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;

  • развитие воображения, умения фантазировать.


Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.


Сроки реализации программы - 4 года обучения (135 часов), занятия проводятся

в 1 классе один раз в неделю, всего 33 часа;

во 2-4 классах раз в неделю, всего 102 часа.


Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).


Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;

  • конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;

  • ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;

  • вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;

  • иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;

  • конструировать симметричные фигуры;

  • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.


Продолжительность занятий 45 минут.


Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Учебно-тематический план


Класс

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

2 класс




34

17

17

Плоскостное конструирование

5

2.5

2.5

Плоскость и объем

9

4,5

4,5

Конструирование по собственному замыслу

6

3

3

Периметр

2

1

1

Объем геометрических тел

2

1

1

Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

8

4

4

Многогранники


12

6

6

Конструирование по собственному замыслу

4

2

2

Объем

2

1

1

Изучение основ теории вероятности

2

1

1

Изометрические проекции

2

1

1


Симметрия

2

1

1

Тематическое конструирование

10

5

5

Календарно-тематическое планирование

 №

Тема урока

Количество часов

1

Плоскостное конструирование. Знакомство с растительностью жарких стран.

1

2

Плоскостное конструирование. Растения жарких стран.

1

3

Плоскостное конструирование. Знакомство с животными жарких стран.

1

4

Плоскостное конструирование. Животные жарких стран.

1

5

Плоскостное конструирование. Животные и растения жарких стран. Групповые работы.

1

6

Плоскость и объем. Понятие призма.

1

7

Плоскость и объем. Понятие основание.

1

8

Плоскость и объем. Понятие грань.

1

9

Плоскость и объем. Понятие ребро.

1

10

Плоскость и объем. Понятие вершина.

1

11

Плоскость и объем. Треугольная призма из развертки.

1

12

Плоскость и объем. Треугольная призма из развертки.

1

13

Плоскость и объем. Предметы на основе треугольной призмы.

1

14

Плоскость и объем. Предметы на основе треугольной призмы.

1

15

Конструирование по собственному замыслу.

1

16

Конструирование по собственному замыслу.

1

17

Конструирование по собственному замыслу.

1

18

Конструирование по собственному замыслу.

1

19

Конструирование по собственному замыслу.

1

20

Конструирование по собственному замыслу.

1

21

Периметр. Понятие выпуклых и невыпуклых многоугольников.

1

22

Периметр. Конструирование на основе выпуклых и невыпуклых многоугольников.

1

23

Объем. Единицы измерения объема.

1

24

Объем. Конструирование кубов.

1

25

Симметрия. Понятие ось симметрии.

1

26

Симметрия. Конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

1

27

Тематическое конструирование. Знакомство с современными техническими средствами.

1

28

Тематическое конструирование. Городской транспорт.

1

29

Тематическое конструирование. Водный транспорт.

1

30

Тематическое конструирование. Воздушный транспорт.

1

31

Тематическое конструирование. Военная техника. Парад Победы.

1

32

Тематическое конструирование. Бытовая техника.

1

33

Тематическое конструирование. Групповая работа.

1

34

Тематическое конструирование. Групповая работа.

1


Содержание


2 класс


Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (5 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций на тему «Животные жарких стран», список фигур.

Практическое задание: конструирование растений и животных жарких стран.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Коллекция ТИКО-поделок».


Тема № 2: «Плоскость и объем» (9 ч)

Теория: понятия «призма», «основание», «грань», «ребро», «вершина».

Практическое задание: конструирование треугольной призмы из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (6 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 4: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятия – «выпуклые» и «невыпуклые» многоугольники, вычисление и сравнительный анализ периметра многоугольников.

Практическое задание: конструирование выпуклых и невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 5: «Объем» (2 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнительный анализ объемов кубов (малого и большого).

Практическое задание: конструирование кубов (большого и малого) из ТИКО-деталей, измерение объема кубов с помощью наполнителя.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».


Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур на основе осевой симметрии.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».


Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Выставка современных технических средств», список фигур для конструирования.

Практическое задание: моделирование фигур для выставки (транспорт, бытовая, военная техника и т.п.).

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.




Рекомендации


  • Использование на занятиях набора «Геометрия» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой.

  • Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в 3 – 4 классах работу в тетрадях.

  • В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование

  • Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется разложить конструктор по деталям (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)


Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО» (кружок моделирования «Геометрик»)


Обеспечение программы методическими видами продукции:


1. Мультимедийные презентации занятий –

- «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Куб»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».





Дидактический материал представлен:


  • Схемы плоскостных фигур

  • Схемы разверток многогранников

Материально-техническое оснащение занятий:


  • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия» - 10 штук;

  • Мультимедийное оборудование.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрик».