СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Фантазия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа обучения театральному искусству позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Фантазия"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА TOMCKA

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа - интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г. Томска

г. Томск, ул. Сибирская 81г, тел. 44-24-84, факс 44-25-11, e-mail: sc-[email protected]




PACCMOTPEHO

на Педагогическом совете протокол № 3 от 28.12.2021

УТВЕРЖДЕНО

И № 22 г. Томска

Аникина






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности


«Фантазия»

Возраст: 10-13 лет Срок реализации 6 месяцев







Разработчик и исполнитель: Ковшова М.Е.,

учитель начальных классов











Томск - 2021 г.

Пояснительная записка

Программа обучения театральному искусству позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственньй мир, формирует активную жизненную позицию. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей младшего и среднего школьного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются задачи, ориентированные на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. В основе данной программы лежат дифференцированный и деятельностньй подходы: развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Воспитание чувства прекрасного, способности взаимодействовать со сверстниками, выражать эмоции социально-приемлемыми способами, приобретение обучающимся нравственных моделей поведения - все это и делает программу дополнительного образования «Фантазия» актуальной.

Методическая направленность программы «Фантазия» базируется на современных концепциях и теоретических трудах Н. Ветлугиной, О. Радыновой, Л. Выготского, Н. Клюевой, М. Чистяковой, Е. Алябьевой, Н. Кряжевой; на знании авторских методик Л. Артемовой, Э. Чуриловой, А. Бурениной, А. Антипиной, М. Маханевой.

Педагогическая целесообразность

Программа реализует межпредметные связи с уроками «ручной труд», «речевая практика», «музыка». Программа позволяет закрепить полученные знания в игровой форме, а также развивать познавательные процессы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовой базы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №27a . Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден

приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г № 1599).

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации № 1726-p от 04 сентября 2014 г.

Приказ Минпросветения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиНа 2.4.2.3286-15 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07. 2015 №26).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, от 29.05.2015 №996- р.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШИ №22 г. Томска от 01.09.2016 No247-o.

Программа развития МБОУ ООШИ №22 г. Томска «Образование для всех и для каждого» (2018-2020) от 29.03.2018 № 173-o.

Направленность программы: Художественная.

Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и обратного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Цель:

Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе.

Задачи:

Обучающие:

  • создать условия для развития творческой активности детей;

  • познакомить детей с различными видами театра;

  • приобщить к лучшим образцам детской литературы через постановки сценок и спектаклей;

  • формировать у детей простейшие образно-выразительные гения, учить имитировать характерные движения различных персонажей.

Воспитательные:

    • сплотить группу, сформировать положительную атмосферу в детском коллективе;

    • научить детей формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом.

Развивающие:

развивать разносторонние представления о действительности;

    • корригировать и развивать коммуникативную сферу детей с OB3, фантазию и воображение;

    • сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности.

Описание разделов. Программа реализуется в 5 разделах. Раздел «Удивительный мир театра» расширяет представления детей о театре, спектаклях, видах театра, а так же о профессиях, которые задействованы в постановке спектакля.

Раздел «Играем в театр» знакомит детей со спецификой теневого театра, пальчикового театра, кукольного театра бибабо, драматического театра. Дети осваивают специфику театральной деятельности через непосредственное проигрывание эпизодов произведений. В этот раздел включены игры и упражнения для развития сценической речи.

Раздел «Давайте жить дружно» знакомит детей с разными моделями общения, прививает нравственную модель общения между людьми через проигрывание эпизодов разных произведений. Работа над данным разделом предполагает использовать упражнения, игры направленные на развитие пластики и телодвижения обучающихся.

Раздел «Мы - артисты» направлен на подготовку спектакля по сказке «Кошкин дом», подготовку декораций, костюмов.

Раздел «Театральная семья» направлен на подготовку спектакля по сказке «Грибок - теремок», подготовку декораций, костюмов.

Уровень данной программы - «Стартовый уровень»

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Специфика целеполагания: Формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени.

Прогнозируемая результативность:

-Мотивация личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту.

-Освоение образовательной программы.

-Участие в общешкольных, общегородских мероприятиях.

Срок реализации 5 месяцев

Объем 34,85 часа (1 гpyппa), 41,6 часа (2 гpyппa) Форма обучения — очная, групповая.

Особенности набора свободный. Возраст 10-13 лет

Количество в гpyппe 12 человек. Состав — постоянный.

Вид занятий — беседа, выставка, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, праздник, практическое занятие, репетиция, спектакль, творческий отчет.

Режим занятий 2 раза в неделю, всего 2, 25 часа в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Во время прохождения учебной программы у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а также более эмоционально отзывчивыми.

В результате обучения по программе ребёнок Знает:

  1. Что такое театр

  2. Чем отличается театр от других видов искусств

  3. С чего зародился театр

  4. Какие виды театров существуют

  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:

  1. Об оформлении сцены

  1. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале Умеет:

    1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

    2. Образно мыслить

    3. Концентрировать внимание

    4. Ощущать себя в сценииеском пространстве Приобретает навыки:

      1. Общения с партнером

      2. Элементарного актёрского мастерства

      3. Образного восприятия окружающего мира

      4. Адекватного и обратного реагирования на внешние раздражители

      5. Коллективного творчества

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Уровень достижений обучающихся отслеживается путём входного, текущего и итогового контроля.

Входной контролъ проводится в начале обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, скорректировать учебно-тематический план. Он проводится в форме собеседования.

Текущий контроль осуществляется при последующем проведении образовательной деятельности, основной целью которого является определение степени усвоение детьми учебного материала. Изучаются результаты творческой деятельности детей.

Итоговый контроль - по завершению всего курса учебной программы с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний. Итоговый контроль проводится в виде показа спектакля-драматизации.

Учебный план (1 группа)


Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

«Удивительный

мир театра»

2

5

7

Наблюдение, oпpoc

2

«Играем в театр»


6

7

Творческая работа

3

«Давайте жить

дружно»

1

6,85

7,85

Игры и упражнения

4

«Мы — артисты»

1

7

8

Отчетная выставка

5

«Театральная

семья»

1

4

5

Творческая работа

Учебный план (2 группа)

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

всего

1

«Удивительный

мир театра»

2

5

7

Наблюдение, опрос

2

«Играем в театр»

1

7

8

Творческая работа

3

«Давайте жить

дружно»

2

7

9

Игры и упражнения

4

«Мы — артисты»

2

9,6

11,6

Отчетная выставка

5

«Театральная

семья»

1

5

6

Творческая работа

Содержание программы

  1. раздел «Удивительный мир театра»

Цель: расширить представления детей о театре, спектаклях, видах театра, а также о профессиях, которые задействованы в постановке спектакля.

Театр. Театральный коллектив. Сценическое пространство. Изучение правил по технике безопасности.

Тема 1. «Введение в искусство» Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Тема 2. «Что такое театр»

Тема 3. «Театральный буфет»; «Кто работает в театре? «Закулисье» Тема 4. «Что такое настроение»

Тема 5 . «Разновидности игр - драматизаций» Тема 6. «В гостях у сказки»

Тема 7. «Путешествие в театр»

  1. раздел «Играем в театр»

Цель: познакомить детей со спецификой теневого театра, пальчикового театра, кукольного театра бибабо, драматического театра. Дети осваивают специфику театральной деятельности через непосредственное проигрывание эпизодов произведений. В этот раздел включены игры и упражнения для развития сценической речи, игры на сплочение. Работа с скороговорками и чистоговорками. Правила артикуляции. Работа над дикцией. Дыхательная и речевая гимнастика.

Тема 1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Журнальный фотоколлаж. Тема 2. «Освоение способов перевоплощения»

Тема 3. «Зрители - артисты»

Тема 4. «Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации» Тема 5. «Игры-спектакли»

Тема 6. «Игра в пересказывании сказок и историй наоборот»; Тема 7. «Выступаем!»

  1. раздел «Давайте жить дружно»

Цель: привить нравственную модель общения между людьми через проигрывание эпизодов разных произведений. Работа над данном разделом предполагает использовать упражнения, игры направленные на развитие пластики и телодвижения обучающихся.

Игры на вежливые действия и обращения: «Приветствие», «Знакомство», «Продавец и покупатель», «Симпатии», «В театре», «Разговор по телефону», «Гости», «Письмо».

Тема 1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Самые слова». Тема 2. «Давайте жить дружно»

Тема э. «Береги природу» Тема 4. «Добрые поступки Тема 5. «В мире животных» Тема 6. «Мир вокруг нас» Тема 7. «Веселое приветствие»

  1. раздел «Мы - артисты»

Цель: подготовить спектакль по сказке «Кошкин дом».

Тема 1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Сказочные загадки» Тема 2. «Мой голос».

Тема 3. «Страна волшебных слов». Тема 4. «Кошкин дом»

Тема 5. «Ох, какой я Колобок» Тема 6. «Страна Фантазия» Тема 7. «Разное настроение» Тема 8. «Волшебный сон»

  1. раздел «Театральная семья»

Цель: подготовить спектакль по сказке «Грибок - теремок».

Тема 1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Цветик-семицветик» Тема 2. «Грибок-теремок».

Тема 3. «Путешествие по сказкам»

Формы фиксации результатов

  • журнал учёта работы педагогов

  • фото - видеоархив

  • портфолио

Методическое обеспечение

Методы работы: словесные, наглядные, практические, проблемные, творческие, игровые. Педагогические технологии: здоровьесберегающая, групповая, личностно- ориентированная, игровая, технология КТД.

Методическое оснащение

Разработки занятий, сценарии праздников, тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, игр.

Наглядно-дидактический материал: объемный, схематический, картинно-динамический, звуковой, смешанный.

Материально-техническое обеспечение

Помещения: учебный кабинет, мастерская, сценическая площадка. Учебное оборудование: классная доска, столы и стулья, декорации.

Технические средства обучения: компьютер, принтер, ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

Инструменты: музыкальные инструменты.


Список литературы
  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось 89, 2001. — 115 с.

  2. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. - 1998. - №5.

о. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры — занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развмтии. — СПб.: Союз, 2001. — 309 с.

  1. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Начальная школа. - 1994. - № 3.

  2. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. — 192 с.

  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.

  4. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003. — 509 с.

  5. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: Современное слово, 1998. — 480 с.

  6. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. — Л.: ЛГИТМИК, 1986. — 154 с.

  7. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. — К.: Издательство Красноярского университета, 1987. — 151 с.

  8. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей: Метод. пособие для образовательных учреждений /. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.

  9. Kox И. Э. Основы сценического движения. — Л.: Искусство, 1962. — 566 с., с ил.

  10. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. — 208c.

  11. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.


Список литературы для детей и родителей
    1. Браиловская Г. «Ушки-неслушки»;

    2. Бродский А. «Новичок»

    3. Берестова В. «В кукольном театре»;

    4. Дурова Н.В. «Очень важный разговор» — М.: Мозаика-Синтез, 2000.

    5. Медведева В. «У меня кругом друзья»;

    6. Павлова В. «Вежливые слова»;

    7. PHC «Теремок»

    8. Тимершина Р. «Где лежало «спасибо»;

    9. Чистякова М.И.. «Пальчиковая гимнастика для развития речи младших школьников», изд. ACT, 2007;

    10. Чурилова Э. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». — М.: Просвещение: Владос, 2004;































Приложение 1

Календарный учебный график (1 группа)

N.

Срок

Раздел, тема

ЧіlСЫ


1


1 .01

«Удивительный мир театра»

«Введение в искусство» Вводное занятие, инструктаж по ТБ.


1

2

14.01

«Что такое театр»

1

3

20.01

«Театральный буфет»; «Кто работает в театре?

«Закулисье»

1

4

21.01

«Что такое настроение»

1

5

27.01

«Разновидности игр - драматизаций»

1

6

28.01

«В гостях у сказки»

1

7

03.02

«Путешествие в театр»



8


04.02

«Играем в театр»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Журнальный фотоколлаж.

1

9

10.02

«Освоение способов перевоплощения»

1

10

11.02

«Зрители - артисты»

1

11

17.02

«Чтение или рассказывание сказки с элементами

драматизации»

1

12

18.02

«Игры-спектакли»

1

13

25.02

«Игра в пересказывании сказок и историй

наоборот»;

1

14

02.03

«Выступаем!»



15


03.03

«Давайте жить дружно»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Самые слова».


1

16

10.03

«Давайте жить дружно»

1

17

16.03

«Береги природу»

1

18

17.03

«Добрые поступки»

1

19

30.03

«В мире животных»

1

20

31.03

«Мир вокруг нас»

1

21

06.04

«Веселое приветствие»

1


22


07.04

«Мы - артисты»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Сказочные загадки»


1

13.04

«Мой голос».

1

24

14.04

«Страна волшебных слов».

1

25

20.04

«Кошкин дом»

1

26

21.04

«Ох, какой я Колобок»

1

27

27.04

«Страна Фантазия»


28

28.04

«Разное настроение»

1


29


12.05

«Театральная семья»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Цветик-

семицветик»



30

18.05

«Грибок-теремок».


эl

19.05

«Путешествие по сказкам»


Календарный учебный график (2 гpyппa)

38

/#OK

Раздел, тема

ЧіlCЫ


1


09.01

«Удивительный мир театра»

«Введение в искусство» Вводное занятие, инструктаж по ТБ.


1

2

15.01

«Что такое театр»

1

э

16.01

«Театральный буфет»; «Кто работает в театре?

«Закулисье»

1

4

22.01

«Что такое настроение»


5

23.01

«Разновидности игр - драматизаций»

1

6

29.01

«В гостях у сказки»


7

30.01

«Путешествие в театр»




8


05.02

«Играем в театр»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Журнальный фотоколлаж.

1

9

06.02

«Освоение способов перевоплощения»

1

10

12.02

«Зрители - артисты»

1

11

13.02

«Чтение или рассказывание сказки с элементами

драматизации»

1

12

19.02

«Игры-спектакли»


13

20.02

«Игра в пересказывании сказок и историй

наоборот»;


14

26.02

«Выступаем!»

1


15


27.02

«Давайте жить дружно»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Самые слова».


1

16

04.03

«Давайте жить дружно»

1

17

05.03

«Береги природу»

1

18

11.0

«Добрые поступки»

1

19

12.03

«В мире животных»

1

20

18.03

«Мир вокруг нас»

1

21

19.03

«Мир вокруг нас»


22

01.04

«Веселое приветствие»



23


02.04

«Мы - артисты»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Сказочные загадки»



24

08.04

«Мой голос».


25

09.04

«Страна волшебных слов».


26

15.04

«Кошкин дом»

1

27

16.04

«Кошкин дом»

1

28

22.04

«Ох, какой я Колобок»

i

29

23.04

«Ох, какой я Колобок»


30

29.04

«Страна Фантазия»


31

30.04

«Разное настроение»


32

06.05

«Разное настроение»


33

07.05

«Волшебный сон»



э4


13.05

«Театральная семья»

Вводное занятие, инструктаж по ТБ. «Цветик- семицветик»



35

14.05

«Грибок-теремок».


36

20.05

«Путешествие по сказкам»


37

21.05

«Путешествие по сказкам»