Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Программа
коррекционной работы
по русскому языку с обучающимися
с заниженным уровнем мотивации.
для обучающихся 3 классов
Выполнила: Логунова Е.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луги
г. Луга
20_14_
Содержание.
Пояснительная записка ………………………………………………….
Учебно-тематический план ……………………………………………...
Содержание изучаемого курса …………………………………………
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Литература ……………………………………………………………...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс рассчитан на 34 часа (1 год обучения).
Участники: дети с заниженным уровнем мотивации по русскому языку из 3 классов
Отличительные особенности детей с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
1.Имеют более низкие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют пассивную познавательную потребность.
3. Не испытывают радость от умственного труда.
Категории детей
1.Дети с низким общим уровнем умственного развития.
2.Дети с признаками умственного недоразвития в определенной области.
3.Обучающиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственными резервами.
Стратегия работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
Успешность работы с такими детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в системе в начальной школе.
При выявлении этой категории обучающихся учитываются их учебные проблемы в какой- либо деятельности ( в данном случае в области русского языка)
Этот этап (3 год обучения) характеризуется тем, что мотивированные дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно для детей с заниженным уровнем мотивации по русскому языку организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Это является основным принципом коррекционной работы.
Важным фактором, влияющим на развитие не мотивированной группы обучающихся по русскому языку и на выявление скрытых возможностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе и система дополнительных занятий, отслеживание результатов коррекционной деятельности в личных листах мониторинга.
Условия успешной работы с обучающимися с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с указанной выше группой обучающихся.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Работа с родителями:
Оказывается консультационная помощь.
По материальной обеспеченности семья: со средним и низким материальным достатком.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семья:
Социально неблагополучная в воспитательном отношении.
По взаимоотношениям: негармоничная.
По семейным ориентациям: не ориентированная на взаимно успешную деятельность, общение и сотрудничество.
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
Проблемная с педагогической точки зрения. | Безразличие или чрезмерная агрессивность по отношению к своим и чужим детям, к педагогическому составу школы, деформированное представление о родительской любви в сочетании с неразумной требовательностью, зачастую враждебные, отношения, построенные на отсутствии доверия к своему ребёнку, не продуманное поощрение самостоятельности | Заторможенное развитие личности, неадекватная самооценка (чрезмерно завышенная или заниженная) |
Содержательный уровень
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 3 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у обучающихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Актуальность программы:
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на развитие личности, способной проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие детей (включая детей, чья мотивация к обучению на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто детей, у которых есть серьезные проблемы в дальнейшем качественном развитии их способностей.
Проблема работы с обучающимися с заниженным уровнем мотивации по русскому языку чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко адаптируются в современном обществе
в этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
в школе должны быть свои традиции.
школа должна давать современное образование.
в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по русскому языку в системе дополнительного образования.
Способы достижения обучающимися соответствующего уровня образованности:
1) индивидуальный образовательный маршрут;
2) изучение материала в определённой последовательности;
3) проведение практических работ;
4) преемственность;
5) логичность;
6) учёт возрастных особенностей.
Общие принципы отбора содержания материала:
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
Принцип педагогической помощи, наставничества.
Принцип гуманного отношения к детям через выстраивание субъект-субъектного взаимодействия в процессе общения.
Принцип преемственности в воспитательных воздействиях.
Принцип природосообразности и соответствия технологий, методов взаимодействия индивидуальным особенностям детей.
В курсе переработано большое количество подобной литературы, в том числе и новинок.
Практически все они представляют собой набор отдельных упражнений, не выстроенных в отдельную цельную систему. Программа работы с детьми с заниженным уровнем мотивации по русскому языку - это системно организованная программа. Работать с ней удобно – ведь это подробная разработка годового курса с расширенным тематическим набором рекомендаций.
Ведущая идея курса:
Представленный материал ориентирован на то, чтобы методические объединение начальной школы могло выстроить собственную программу коррекционной работы по русскому языку для следующего этапа развития обучающихся (возраст 4-5 классы). Таким образом, появляется возможность эффективно выявлять и развивать интеллектуальный потенциал личности каждого ребенка и помочь детям с проблемами в области русского языка, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс.
Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности обучающихся.
Основная цель курса:
Создание системы деятельности педагогического коллектива для выявления, развития способностей обучающихся, имеющих проблемы в изучении программного материала по русскому языку.
Задачи курса:
1. Реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся с заниженным уровнем интереса к русскому языку.
2. Активизировать интеллектуальные качества обучающихся в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
3. Создать оптимальные условия для выявления поддержки и развития детей с проблемами в области русского языка.
4. Совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.
5. Внедрять в учебно-воспитательный процесс все виды и формы успешной коррекционной творческой работы с детьми в области русского языка.
6.Установить сотрудничество в работе с немотивированными детьми в области русского языка с заинтересованными структурами.
Наша гипотеза:
если работа по данной программе позволит обучающимся овладеть способами мыслительной деятельности, навыками самостоятельной творческой работы, расширить кругозор, проявить себя в учебной деятельности, повысить мотивацию к обучению в целом (в частности к русскому языку), то программа является эффективной.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование системы работы с обучающимися с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
2. Повышение мотивации детей к учёбе и, как следствие, повышение успеваемости обучающихся по предмету.
3. Обеспечение преемственности в работе начальной и основной школы.
4. Повышение педагогического мастерства учителей по работе с детьми с заниженным уровнем мотивации по русскому языку.
Наблюдение, контроль над выполнением программы.
1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы соотстающими по основной программе по русскому языку детьми.
2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся выделенной группы.
3. Проведение школьных и районных конференций, творческих отчетов об эффективности внедрения новых подходов к коррекционной деятельности.
Требования к изучению курса:
В результате коррекционной работы обучающийся должен
знать/понимать:
осознавать необходимость собственного развития
понимать необходимость совершенствования своих познавательных способностей
знать основные способы работы в командах, группах;
понимать конструктивную необходимость точной передачи собственных рассуждений собеседнику
знать основные термины и грамматические категории: слово, предложение, текст, звуки, буквы, слог, состав слова (приставка, корень, суффикс, окончание),части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз, наречие, местоимение, числительное), падеж, число, род, время, главный и второстепенный член предложения.
уметь:
использовать изученные понятия для фонетического, морфологического, синтаксического разбора, для разбора слов по составу
определять падежи в тексте, склонять имена существительные по падежам
выявлять части речи по их характерным признакам, доказывать с опорой на предложенный алгоритм
выявлять ошибки в своих письменных работах, уметь их классифицировать и исправлять по заданному алгоритму
характеризовать тексты по их отличительным особенностям, доказывать с опорой на предложенный алгоритм
объяснять природу и способы образования различных форм слова
проводить самостоятельную подготовку к основным видам диагностических работ: словарным, выборочным, творческим диктантам, тестам, изложениям и сочинениям
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
формирования независимой адаптированной к постоянно меняющимся требованиям жизни личности
построения самостоятельных монологических и диалогических изречений на определённую тему
грамотного выражения своих мыслей в подробной и краткой форме
правильного ответа на поставленные вопросы и для самостоятельного построения корректных вопросов
оценки влияния неправильно развитой личности на развитие и сосуществование всего коллектива;
правильной работы с предоставляемым для изучения программным материалом;
определения своих возможностей в области наук гуманитарного цикла
для оценки последствий неправильных умозаключений
распознавания и идентификации важнейших понятий гуманитарного цикла
План
мероприятий по
работе с обучающимися 3 «А» класса
из «группы риска»
с пониженной мотивацией к обучению.
Направления работы:
Изучение нормативных документов, определяющих критерии выявления обучающихся с пониженной мотивацией.
Диагностика уровня знаний обучающихся.
Составление индивидуальных маршрутов устранения пробелов знаний и консультирование учащихся.
Работа с родителями (информирование, сотрудничество).
Формы работы:
урочная
внеурочная
индивидуальная
План дополнительных занятий по русскому языку.
№ п/п | Дата проведения | Название темы | Количество часов |
план | факт |
1 | 7.09 | 7.09 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 |
2 | 14.09 | 14.09 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
3 | 21.09 | 21.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
4 | 28.09 | 28.09 | Простые нераспространённые и простые распространённые предложения. | 1 |
5 | 5.10 | 5.10 | Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор. | 1 |
6 | 12.10 | 12.10 | Текст. Типы текстов. | 1 |
7 | 19.10 | 19.10 | Выделение темы и идеи текста. Составление простого плана. | 1 |
8 | 26.10 | 26.10 | Звуки и буквы. Фонетический разбор простых слов. | 1 |
9 | 16.11 | 16.11 | Фонетический разбор слов с йотированными гласными. | 1 |
10 | 23.11 | 23.11 | Корень слова. Родственные или однокоренные слова. | 1 |
11 | 30.11 | 30.11 | Окончание слова. Формы одного и того же слова. | 1 |
12 | 4.12 | 4.12 | Приставки и суффиксы. Образование новых слов. | 1 |
13 | 7.12 | | Разбор слов по составу. | 1 |
14 | 14.12 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Способы проверки. | 1 |
15 | 18.12 | | Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением. | 1 |
16 | 21.12 | | Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. Способы проверки. | 1 |
17 | 18.01 | | Единообразное написание приставок. | 1 |
18 | 21.01 | | Предлог и приставка. | 1 |
19 | 25.01 | | Слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного на конце и в середине слова. | 1 |
20 | 31.01 | | Слова с разделительным мягким знаком. | 1 |
21 | 1.02 | | Слова с разделительным твёрдым знаком. | 1 |
22 | 8.02 | | Части речи. Их характерные особенности. | 1 |
23 | 15.02 | | Род имён существительных. | 1 |
24 | 22.02 | | Изменение имён существительных по числам и по падежам. | 1 |
25 | 11.03 | | Мягкий знак на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки. | 1 |
26 | 15.03 | | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 |
27 | 22.03 | | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 |
28 | 29.03 | | Изменение глаголов по числам и по временам. | 1 |
29 | 12.04 | | Неопределённая форма глагола. | 1 |
30 | 15.04 | | Правописание частицы не с глаголами. | 1 |
31 | 19.04 | | Синтаксический разбор простого двусоставного распространённого предложения. | 1 |
32 | 22.04 | | Фонетический разбор слов. | 1 |
33 | 13.05 | | Разбор слов по составу. Построение цепочек родственных слов. | 1 |
34 | 20.05 | | Закрепление и обобщение пройденного материала. | 1 |
Итого: | 34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений//Начальная школа, 1997, №10
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С.Г.Шевченко. М: АРКТИ, 2001
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – М: издательство НЦ ЭНАС, 2002
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./Составители: В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- СПб: Питер, 2001
Программно-методические материалы «Коррекционно-развивающее обучение» составитель Шевченко С.Г., М., «Дрофа», 1998г.
«Занимательно о русском языке» Иванова В.А., Потихина З.А., Розенталь Д.Э.
Пособие по развитию речи. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П., М., «Просвещение»., 1987г.
Дидактический материал. Ракитина М.Г., М., «Издат-Школа», 1998г.
Русский с увлечением (сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для младших школьников), Ундзекова А., Сагирова О.
Учимся играя. Волинв В., М., «Новая школа», 1994г.
Дидактические игры в начальный период обучения. Карпова Е.В., Ярославль, «Академия развития», 1997г.
50 игр с буквами и словами. Калмыкова И.Р., Ярославль, «Академия развития», 2001г.
Занимательный словарик. Агеева И.Д., С-Пб, «Союз»,1999г.