СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования ВПК "Сокол"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования ВПК "Сокол"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области




Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от

«29» августа 2022 года Руководитель ШМО: _________/Горлач Э.В./

Согласовано заместитель директора школы по ВР

от «29» августа 2022 г.

______/Жигарева Н.В./




Утвеждаю

Директор МКОУ «Пригородненская СОШ»

Приказ №68 от

«29» августа 2022 года


_______/Карлова Н.В./






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


Физкультурно-спортивной направленности

ВПК «Сокол»

(стартовый уровень)




Возрастная категория: 12-17 лет

Срок реализации : 1 год (108 часов)




Автор-составитель:

Березицкий А.В.

педагог дополнительного

образования



Пригородняя, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик программы………………………………3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

1.2. Цель программы…………………………………………………………….6

1.3. Задачи программы…………………………………………………………..6

1.4. Планируемые результаты программы……………………………………..7

1.5. Содержание программы…………………………………………………….7

  1. Комплекс организационно-педагогических условий…………………….….15

    1. Календарный учебный график…………………………………………15

    2. Оценочные материалы…………………………………………………..15

    3. Формы аттестации……………………………………………………….16

    4. Методические материалы…………………………………………….…17

    5. Условия реализации программы………………………………...……..18

  2. Рабочая программа воспитания…………………...…………………….…….18

    1. Цель………………………………………………...…………………….18

    2. Формы и содержания деятельности…………..………………………..19

    3. Календарный план воспитательной работы……….……………..……19

Список литературы……………………………………..…………………...…22

Список литературы, рекомендованный обучающимся……...………………22

Список литературы, рекомендованный родителям ………..………………..23

Приложения……………………………………………………….……………24











  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Нормативная правовая база:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);

- Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 № 737-па;

- Приказ Министерства образования и науки Курской области от 17.01.2023 г. № 1-54 «О внедрении единых подходов и требований к проектированию, реализации и оценке эффективности дополнительных общеобразовательных программ»;

- Устав МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области от 15.12.2015 №309


Направленность программы.

Физкультурно-спортивная.

Актуальность программы.

«Больше внимания нужно уделять патриотическому воспитанию молодежи. Да, необходимо серьезно обновить эту работу, но некоторые традиционные методы, например, военно-патриотические игры, востребованы и сегодня. Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Получив знания на уроках ОБЖ, часть ребят желает попробовать и проверить себя в условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и дает возможность реализовать программа «Сокол», в которой изначально запланировано участие в таких сложных комплексных соревнованиях, как «Зарница», «Школа безопасности» участие в дальних походах, в поисковой работе, где подросткам нужно не только показать их умения и навыки в несложных видах спорта, но и глубокие теоретические знания по истории, правила дорожного движения, медицине и т.д.

Кроме того, эти соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки, спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся подготовку их к самостоятельной жизни в обществе.

Отличительные особенности программы.

В настоящее время нет образовательных программ, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного участия в этих соревнованиях. Преподаватели стоят перед проблемой правильного распределения нагрузки и последовательности овладения теоретическими и практическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного участия в обширной программе игр. Данная программа предлагает вариант решения этой проблемы, предусматривая комплексную подготовку команд учащихся для участия в соревнованиях военно-патриотической направленности.

Уровень Программы – стартовый.

Адресат программы.

Программа направлена на обучающихся как 12-17-летнего возраста.

Объем и срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем программы: 108 ч. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 1.5 часа с перерывом в 10 минут.

Режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю по полтора часа, всего три часа в неделю. Продолжительность академического часа – 40 минут. Перерыв между часами одного занятия – 10 минут. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся по группам в составе до 10 человек.

Группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный в течение 34 рабочих недель.

Форма обучения – очная.

Форма проведения занятий.

Индивидуальная, индивидуально-фронтальная, групповая, по подгруппам, коллективно-групповая, в парах.

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

2. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно –досуговым мероприятием.

3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.

6. Выездные формы занятий - экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.

Принципы образовательной деятельности.

Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:

• гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;

• приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;

• непрерывности образования и воспитания;

• воспитывающего обучения;

- учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;

- обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего обучения;

- содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.

    1. Цель программы

Создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

    1. Задачи программы


Образовательные:

  • Формировать знания о Государственных символах России;

  • углублять знания об истории и культуре родного края, способствовать возникновению интереса к изучению истории своей семьи;

  • углублять знания об Основных событиях Великой отечественной войны;

  • углублять знания об основных положениях общевоинских уставов;

  • научить обучающихся основам стрельбы, ориентированию;

  • подготовить воспитанников к владению пневматической винтовкой, метанию гранат

  • подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитывать уважение к Российской Армии;

  • научить заниматься поисковой работой;

  • закрепить в памяти детей имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Щигровского района.



Воспитательные:

• воспитывать у молодых людей патриотизм, гражданское сознание, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, чувства любви к Родине;

• воспитывать уважительное отношение к героической истории нашего государства, его вооруженным силам; бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

• обеспечивать условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

• совершенствовать ценностно-ориентированные качества личности;

развивать у детей и подростков физические и духовно-нравственные развитие детей и подростков;

• воспитывать потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе;


Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;

  • формировать потребность в самопознании и самореализации;

  • формировать способы социального взаимодействия.

  • формировать эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;


Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.



    1. Планируемые результаты программы


Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку по следующим темам:

- основы стрельбы,

- строевые приемы без оружия,

- условные тактические знаки,

- ориентирование по карте,

- основные положения общевоинских уставов.


Обучающийся должен уметь практически:

- вести наблюдения,

- применять приёмы стрельбы из пневматической винтовки,

- метать ручные гранаты,

- выполнять строевые приёмы,

- производить разборку и сборку АК-74,

- преодолевать заграждения.


    1. Содержание программы

Учебный план

Таблица 1

Наименование темы

Теория

Практика

Всего часов

п\п





ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1

Гимнастика

-

5

5

2

Преодоление препятствий

-

5

5

3

Ускоренное передвижение

-

5

5

4

Комплексные и игровые упражнения

-

10

12

Итого

-

25

25

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

1

Строевые приемы и движения без оружия

3

9

12

2

Строевые приемы в движении и с оружием

3

9

12

Итого

6

18

24

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО

1

Введение

1

0

1

2

Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки

1

2

3

3

Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат

1

2

3

4

Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова

1

2

3

5

Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения.

1

2

2

6

Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

1

-

1

7

Приведение оружия к нормальному бою.

1

-

1

8

Правила стрельбы из стрелкового оружия.

1

2

3

9

Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям

2

2

2

10

Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия»

1

-

1

11

Средства индивидуальной защиты.

1

2

3

12

Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие

1

-

2

Итого

13

14

27

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1

Психологическая подготовка бойца спецподразделения

2

0

2

2

Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств

1

2

3

3

Тактическая подготовка

1

3

3

4

Методы и способы ведения разведки

1

3

3

5

Действия подразделений в разведке

1

2

3

6

Техника и тактика действий групп антитеррора

1

2

3

7

Боевые действия в городе

1

2

3

Итого

8

14

22

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

1

Оказание первой помощи

5

5

10

Итого

5

5

10

Календарно тематическое планирование представлено в приложении 1.


Содержание учебного плана

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (25 часов)

Тема 1. Гимнастика

Разучивание и тренировка в выполнении 1 -го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями.

Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине - подтягивание; на брусьях - сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках - прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту).Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание.

Тема 2. Преодоление препятствий

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность. Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.

Тема 3. Ускоренное передвижение

Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции. Техника бега по пересеченной местности. Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.

Тема 4. Комплексные занятия, игры

Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах - подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках - прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км. Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя.

Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, тренировка в беге на короткие и средние дистанции.

Игровые упражнения, способствующие развитию БЫСТРОТЫ.

Игровые упражнения, способствующие развитию СИЛЫ.

Игровые упражнения, способствующие развитию ЛОВКОСТИ

Игровые упражнения, способствующие развитию ГИБКОСТИ

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (24 часа)

Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.

Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы - снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй. Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.

Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.

Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ОРУЖЕЙНОЕ ДЕЛО (27 часов)

Тема 1. Введение

Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Утерянные секреты изобретателей. Новая жизнь старых изделий. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Тема 2. Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки и пистолета

Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и пистолета. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей. Неполная разборка и сборка оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою.

Тема 3. Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова (РПК) и ручных гранат.

Автомат Калашникова во всех его модификациях. Серия автоматов АК-100. Модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова (С)-74. Назначение, боевые свойства/общее устройство и принцип работы автомата (РПК). Последовательность неполной сборки и разборки автомата РПК. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия. Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата.

Принадлежности к автомату (РПК). Порядок чистки и смазки оружия и его хранение.

Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Тема 4. Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова (ПМ)

Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Последовательность неполной сборки и разборки ПМ. Чистка и смазка. Снаряжение магазина патронами. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия.

Тема 5. Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему? Специальные средства полицейского назначения.

Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение. Оружие с боеприпасами различного назначения. Специальные средства полицейского назначения, их ТТХ.

Боеприпасы к стрелковому оружию. Стандарты производства боеприпасов в странах НАТО и России. Пробивное и останавливающее действие пули. Типы и модификации пуль отечественного производства и производства стран НАТО. Боеприпасы специального назначения.

Тема 6. Правила и меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, 50 несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела.

Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры безопасности при стрельбе холостыми патронами и при использовании имитационных средств.

Тема 7. Приведение оружия к нормальному бою.

Порядок приведения оружия к нормальному бою для ведения огня днем.

Тема 8. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы. Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач.

Тема 9. Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся целям

Подготовка упора для стрельбы лежа. Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя, стоя, в перемещении. Выполнение одного упражнения учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем. Выполнение двух УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем.

Выполнение трех УУС из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по появляющимся целям днем. Выполнение одного УУС из пневматического пистолета. Выполнение двух УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба во время коротких остановок и на ходу. Выполнение трех УУС из газобаллонного пневматического пистолета. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения. Выполнение одного УУС из пистолета Макарова. Выполнение одного УУС (начальное упражнение) боевыми патронами из автомата. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат.

Тема 10. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из личного оружия»

Ношение огнестрельного оружия в зависимости от ситуации. Техника передвижения при огневом контакте с противником: комбинирование кувырков и перекатов, «лепестки», передвижения по типу «маятника», «по-македонски». Способы опережения противника при огневом контакте,

Тема 1.1 Средства индивидуальной защиты

Краткий экскурс в историю. Средства индивидуальной защиты бойца. Каски и их разновидности. Изделия «Колпак», «Маска», «Сфера». Средства бронезащиты. Степени и уровни защищенности. Требования к вышеуказанным изделиям. Стандарты изготовления данных изделий в России и странах НАТО.

Тема 12. Тактическое снаряжение бойца. Холодное оружие

Универсальные тактические комплекты. Их комплектация. Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и использование. Доработка стандартных образцов. Пошив РД и РЖ. Холодное оружие. Боевые ножи и ножи специального применения. Способы ношения холодного оружия.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (22 часа)

Тема 1. Психологическая подготовка бойца спецподразделения

Способы устранения взрывобоязни, а также боязни огня, высоты и воды.

Тема 2. Силы специальных операций армии, флота и силовых ведомств

История специальных сил, операции армий мира. История формирования групп специального назначения в СССР. Способы и методы специальной подготовки и отбора в спецподразделения в различных странах. Функции подразделений спецназа различных ведомств в России.

Тема 3. Тактическая подготовка

Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы. Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Деблокирование заграждений переднего края противника. Марш и походное охранение. Тактические учения.

Тема 4. Методы и способы ведения разведки

Способы маскировки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных средств. Маскировочные костюмы и комплекты. Целеуказание. Действия ударного отделения. Разведывательные признаки целей (объектов). Наблюдение. Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. Организация наблюдательного поста. Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой техники. Способы совершения диверсионных актов. Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории, Способы скрытого отхода с места диверсии, скрытое перемещение по местности. Борьба с хищными животными и служебными собаками.

Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Следовая работа. Тактика - специальные учения.

Тема 5. Действия подразделений в разведке

Боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ). Боевой разведывательный дозор. Основные задачи БРД. Разведгруппа (РГ) и ее задачи. Способы ведения разведки РГ водной преграды, в населенных пунктах, в горах, при встрече с препятствиями, на марше, в обороне и наступательном бою, в случае преследования, ночью и зимой. Решение ситуационных тактических задач. Возможности сил и средств разведки родов войск и специальных войск.

Тактика действий партизанских групп. Организация оповещения и связи. Создание преград для противника. Вывод из строя материальной базы противника. Организация внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов.

Источники и способы получения разведданных. Борьба с контрразведкой противника. Тактико-специальные учения.

Тема 6. Техника и тактика действий групп антитеррора

Тактика спецгруппы при захвате здания, самолета, автотехники, железнодорожного транспорта. Распределение обязанностей в группе. Группы разведки, наблюдения, обеспечения, захвата. Огневое взаимодействие в группе. Прохождение лестничных маршей, дверных проемов. Тактика спецгруппы при освобождений заложников из здания.

Форсированное проникновение в здание Применение лестниц штурмовых трапов. 'Тактика'' группы при освобождении заложников из автотранспорта и воздушных судов.

Досмотр автотранспорта и железнодорожных вагонов. Правила и тактика досмотра техники и опрашиваемых лиц. Тактика - специальные учения.

Тема 7. Боевые действия в городе

Ведение боевых действий в городе. Основные сложности городских боев. Опорные точки, Доты и Дзоты. Тактика действий при штурме городских кварталов. Взаимодействие пехоты и других родов войск. Тактика действий разведподразделений. Система радиосвязи. Антиснайперские мероприятия. Понятие «зачистка». Огневое взаимодействие в группе. Тактика штурма здания

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА (10 часов)

Тема 1. Оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние

Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.

Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.

Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненых с поля боя.

Розыск раненых в зависимости от характера обстановки и местности днем и ночью. Укрытие и маскировка раненых на поле боя и оказание им первой медицинской помощи. Порядок вызова санитара.

Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Календарный учебный график

Таблица 2

п/п

Группа

Год обучения, номер группы

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1.

Группа – 1


Сентябрь

Май

36

72

108

Очно

2.

Группа - 2


Сентябрь

Май

36

72

108

Очно



    1. Оценочные материалы

При зачислении ребёнка на программу проводится мониторинг
готовности. Целью входного мониторинга является выявление имеющихся
навыков ребёнка на данном этапе развития, а также
уровень его готовности к обучению по данной программе.

Результатом реализации данной программы являются участия в муниципальных и областных соревнованиях военно-патриотического, поискового, исследовательского характера.



    1. Формы аттестации

Таблица 3

Показатели

Критерии

Степень выраженности

Методы

п/п



оцениваемого качества


1.Теоретическая подготовка

1.1.

Теоретические

знания(по

основным

разделам

учебно -

тематического

плана

программы)

Соответствие

теоретических

умений и

навыков

ребенка

программным

требованиям

• Низкий уровень (ребенок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренных программой);

• Средний уровень (ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого)

• Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно).

Наблюдения, беседы, опрос

1.2

Владение специальной термино­логией

Осмысленность и правиль ность использо вания

специальной терминологии

• Низкий уровень (ребенок как правило, избегает употреблять специальные термины);

• Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

• Высокий уровень (специальные термины ребенок употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

Собеседование, наблюдение

2. Практическая подготовка

2.1

Практические умения и навыки, предусмотренн ые программой (по основным разделам учебно -тематического плана

программы)

Соответствие

практических

умений и

навыков

программным

требованиям

• Низкий уровень (ребенок не овладел в достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренными программой);

• Средний уровень (ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого);

• Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой, за конкретный период и выполняет задания самостоятельно).

Практические задания

2.2

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

• Низкий уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

• Средний уровень (работает соборудованием с помощью педагога);

• Высокий уровень (работаетс оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Практические задания

2.3.

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

• Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); •Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

Практические задания

    1. Методические материалы

Наименование тем и расчасовка данного курса не могут быть предложены для идентифицирования, поскольку связаны с наличием материальной базы.

Изучение материальной части оружия и обучение стрельбе из него могут проводиться в иной последовательности, чем указано в плане, в виду наличия тех или иных типов вооружения. Например, учиться стрелять можно во время летних учебных сборов на базе войсковых частей.

Особое внимание на любых занятиях, в т. ч и при изучении учебного оружия и охолощенных боеприпасов, следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Стрельбу из боевого оружия рекомендуется начинать не раннее чем с 11 -12 лет.

Методы, используемые в процессе обучения.

• Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;

• Методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;

• Методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему

самостоятельных упражнений и тренировок.

• Метод убеждения - разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.

• Словесные методы - рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.

• Метод показа - демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.

• Метод упражнения - систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

• Метод состязательности - поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений обучающихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.

• Анкетирование, опрос обучающихся - позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия

на них.

• Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа): дает

возможность для согласованного воздействия на обучающегося педагогов и родителей.

Формы учебных занятий.

  1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.

  2. Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно –досуговым мероприятием.

3. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

4. Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.

5. Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.

6. Выездные формы занятий - экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.



    1. Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы имеется

• Спортзал;

• Открытую специально оборудованную спортивную площадка;

• Спортивный инвентарь;

• Туристический инвентарь;

• Военно-полевая форма для членов клуба;

• Учебный класс.

  1. Рабочая программа воспитания

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

    1. Цель

Рабочая программа воспитания по дополнительному образованию МКОУ «Пригородненская СОШ» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала кружка «Сокол». Эта работа осуществляется в следующих формах:

  • Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.

  • Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на кружке предметов, явлений, событий через:

  • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

  • использование на кружке информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы

  • Использование воспитательных возможностей содержания кружка для формирования у курсантов российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций

- создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции

- воспитывать уважение к историческому прошлому России в целом  и своего родного края в частности;

  • Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.

  • Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.

  • Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на занятиях эмоционально-комфортной среды.

  • Воспитание чувства патриотизма, верности Родине, готовности к службе Отечеству и его защите;

  • Развитие инициативы, самостоятельности, общественной активности;

  • Формирование здорового образа жизни, физическое развитие подростков;

  • Организация досуга;

  • Формирование у подростков любви к армии.


    1. Формы и содержания деятельности

Программа ВПК «Сокол» обуславливает качественную подготовку учащихся к районным и республиканским соревнованиям в соответствии с Положениями (в рамках реализации данных программ).

Военно-спортивные соревнования «Зарница», «Школа безопасности» предусматривают подготовку учащихся в различных областях: туризм, ориентирование, пожарное дело, правила дорожного движения, спортивную, медико-санитарную подготовку.

    1. Календарный план воспитательной работы

Таблица 4

Название мероприятия, события

Формы проведения

Сроки и место проведения

Ответственные

1.

«Уроки мужества»

выступления

сентябрь

Педагог дополнительного образования

2.

«Патриотизм и современность»

беседы

октябрь

Педагог дополнительного образования

3.

День народного единства

викторина

ноябрь

Педагог дополнительного образования

4.

«Герои вокруг нас»

беседы

декабрь

Педагог дополнительного образования

5.

Зимний этап районной военно – патриотической игре «Зарница - 2023», посвященной Героям России, участвующей в специальной военной операции на Украине

игра

январь

Педагог дополнительного образования

6.

День защитников Отечества

игра

февраль

Педагог дополнительного образования

7.

Встреча с участниками боевых действий, воинами запаса и военнослужащими,


беседы

март

Педагог дополнительного образования

8.

Военно-прикладная игра «Кубок Победы»


игра

апрель

Педагог дополнительного образования

9.

День Победы

акции

май

Педагог дополнительного образования



Список литературы

Список литературы, рекомендованный обучающимся

1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.

  1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. - 186 с.

  1. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. - М.: Изд-во «Знание», 1979. - 380 с.

6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт. -сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».

  1. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

  1. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

  2. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.

  3. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 134с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основа безопасности жизнедеятельности. /Авт. -сост. Г. А.Колодницкий,

  1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт. -сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  2. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е.

  1. Никульшина. - Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. - 190 с.

16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому
воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин,
под ред. А. К.Бруднова. - М.: Мнемозина, 2000. - 192 с.

17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство,

1994. - 328 с.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.

19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с.

20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников,
сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

Список литературы, рекомендованный родителям

  1. Волков А.П. Знай и умей. М., 1990.

  2. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. М., 1996.

  3. Никифоров Ю.Б. Учись наслаждаться движением. М., 1989.

  4. Гаткин Е.Я. Безопасность ребенка. М., 2007.

  5. История России в 20 веке. Любое издание.

  6. Основы безопасной жизнедеятельности. М., «Просвещение», 2002.

  7. Это должен знать каждый. М., 2005.

Приложения 1

Календарно-тематический план занятий

п/п

Наименование темы

Теоритическ ое занятие

Практическо е занятие


1

Введение. Инструктаж техники безопасности на занятиях. Правила и меры безопасности при обращении с оружием.

1



2

Стрелковое оружие России и боеприпасы к нему. Специальные средства полицейского назначения

1

1


3

Строевые приемы и движения без оружия

1



4

Строевые приемы и движения с оружием

1



5

Приведение оружия к нормальному бою. Тактика боя в курсе подготовки «Стрельба из пневматической винтовки»

1



6

Ведение огня с места по неподвижным и появляющимся

мишеням

1

1


7

Психологическая подготовка бойца спецподразделения

1



8

Ведение огня с места по неподвижным мишеням

1

1


9

Психологическая подготовка бойца спецподразделения

1



10

Строевые приемы и движения без оружия

1

1


11

Строевые приемы и движения с оружием

1

1


12

Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя

1



13

Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки

1

1


14

Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя

1



15

Материальная часть и ТТХ пневматической винтовки

1

1


16

Оказание первой медицинской помощи

1



17

Силы спецопераций армии

1



18

Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими

1



19

Розыск раненных на поле боя. Вынос с поле боя

1



20

Методы и способы ведения разведки

1



21

Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих и правила пользования ими

1



22

Строевые приемы и движения без оружия

1

2


23

Строевые приемы и движения с оружием

1

1


24

Техника и тактика действий антитеррористических групп

1



25

Техника и тактика действий антитеррористических групп

1



26

Психологическая подготовка бойца спецподразделения

1



27

Техника и тактика действий антитеррористических групп

1



28

Методы и способы ведения разведки

2



29

Действия подразделения в разведке

1



30

Действия подразделения в разведке

1



31

Строевые приемы и движения с оружием

1

1


32

Действия подразделения в разведке

1



33

Строевые приемы и движения без оружия


1


34

Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова

2



35

Боевые действия в городе

1



36

Средства индивидуальной защиты

1



37

Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова


1


38

Холодное оружие

1



39

Силы спецопераций армии

1



40

Тактическая подготовка

1



41

Материальная часть и ТТХ автомата Калашникова


1


42

Психологическая подготовка бойца спецподразделения

1



43

Тактическая подготовка


1


44

Средства индивидуального медицинского оснащения

1




военнослужащих и правила пользования ими



45

Боевые действия в городе

1


46

Тактическая подготовка

1


47

Оказание первой медицинской помощи

2


48

Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с

поля боя

1

1

49

Боевые действия в городе

1


50

Оказание первой медицинской помощи

1


51

Тактическая подготовка

1


52

Средства индивидуальной защиты


1

53

Боевые действия в городе

1


54

Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с

поля боя

1


55

Материальная часть и ТТХ пистолета Макарова

1


56

Оказание первой медицинской помощи


2

57

Стрельба из пневматической винтовки


2

58

Строевые приемы с оружием


2

59

Стрельба из пневматической винтовки


2

60

Оказание первой медицинской помощи


2

61

Строевые приемы с оружием


2

62

Строевые приемы без оружия


2

63

Оказание первой медицинской помощи


2

64

Комплексные и игровые упражнения


2

65

Гимнастика. Комплекс вольных упражнений №1 и №2


2

66

Оказание первой медицинской помощи

1


67

Комплексные и игровые упражнения


2

68

Преодоление препятствий


2

69

Ускоренное передвижение


2

70

Преодоление препятствий


2

71

Оказание первой медицинской помощи

1


72

Комплексные и игровые упражнения


2

Всего часов 102






21