Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 13 г.
Россошанского муниципального района города Россоши
Утверждаю:
Заведующий МКДОУ ЦРР № 13 г.
______________Панова Л.И
Принято
на педагогическом совете
протокол №___от 2019г
Программа дополнительной образовательной услуги
«От слова к слову» по развитию речи
Для детей среднего дошкольного возраста
Руководитель: Коструб С.Н.
2018-2019 уч. год.
Оглавление
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3. Цели и задачи реализации программы.
1.4 Принципы и подходы к реализации программы
1.5.Планируемый результат освоение программы.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание деятельности
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
III. Организационный
3.1. Материально-техническое оснащение программы.
3.2. График проведения кружка.
3.3. Перечень нормативных документов и нормативно-методических документов.
3.4. Список детей
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
1.2. Актуальность.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
1.3.Цель и задачи программы:
Цель: Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;
4. Формирование умений отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц;
5. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы.
Формы проведения:
Систематическая образовательная деятельность
Игры, игровые приемы
Индивидуальная работа
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и главных педагогических принципах:
1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.
2. Принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и увлекательна для детей.
4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры.
1.5.Планируемый результат освоение программы.
1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей;
2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы;
3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы;
4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;
5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;
6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.
II Содержательный раздел
2.1. Описание деятельности.
Программа «От слова к слову»" определяет содержание и организацию образовательной деятельности воспитателя и детей направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5 лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а затем и слова.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
Содержание программы:
№ | Тема образовательной деятельности | Программные задачи | Материал |
Сентябрь |
Диагностика развития монологической, диалогической речи детей. |
Октябрь |
1. | Знакомство с мнемодорожками | Подбор слов к заданной картинке | Картинки |
2. | «Наша Таня громко плачет». | Заучивание стихотворения. Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки |
3. | «В руки овощи берем» | Чтение стихотворения Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок |
4. | «Осень | Составление 2-3 предложения с помощью мнемодорожки | картинки |
Ноябрь |
1. | «Курочка Ряба» | Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с помощью мнемотаблиц. | Текст набор картинок |
2. | «Подарки осени». | Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять мнемодорожку к знакомым стихотворениям из набора картинок | Набор картинок |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке» | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Декабрь |
1. | Рассказывание сказки «Рукавичка | Чтение сказки Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст, набор картинок по тексту. |
2. | «Варежка». | Заучивание стихотворения Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Убери лишние картинки». | Закреплять умение детей определять лишние картинки ко мнемотаблице | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Январь |
1. | «Зима» | Составление 3-4 предложения с помощью мнемодорожки из набора картинок. | набор картинок |
2. | «Елка». | Заучивание стихотворения «Елка». Д/игра «Сложи картинки по порядку». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | «Заяц» | Составление описательного рассказа . Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | набор картинок по тексту. |
4. | «Мишка, мишка, что с тобой» | Заучивание наизусть стихотворения «Падает снежок». Д/игра «Наведи порядок в картинках». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Февраль |
1. | «Зимовье зверей» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Снегири», | Заучивание стихотворения . Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Какую пользу приносят животные». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по набору слов». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Март |
1. | «Весна» | Составление 3-4 предложения с помощью мнемодорожки из набора картинок. | Набор картинок |
2. | «Стихотворение «Весна пришла».». | Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | «У Солнышка в гостях» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст , набор картинок по тексту. |
4. | «Белка шалунишка». | Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
Апрель |
1. | «Теремок» | Чтение сказки. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. | Текст, набор картинок по тексту. |
2. | Загадоки | Отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц | мнемотаблица |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям | Картинки к дидактической игре |
4. | Д/игра «Угадай стихотворение по набору слов». | Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов». | Мнемодорожки к изученным ранее стихотворениям |
Май |
1. | Стихотворение «Лягушка». | Чтение стихотворения. Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок | Текст стихотворения, набор картинок по тексту. |
2. | «Лягушка». | Заучивание стихотворения. Д/игра «Какой картинки не хватает». | Текст стихотворения, картинки к дидактической игре |
3. | Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям». | Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям | Картинки к дидактической игре |
4. | Лето | Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы | мнемотаблица |
2.2 Взаимодействие с семьей воспитанников.
месяц | Тема |
Январь | Консультация «Что такое мнемотехника?» |
Февраль | Консультация «Использование мнемотехники в развитие речи детей» |
Март | Консультация «Разучивание стихотворения с помощью мнемотехники» |
Апрель | Памятка «Правила работы по мнемотаблицам» |
Май | Консультация «Составляем и используем мнемотаблицы дома» |
III Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;
2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
4. Т.А. Егорова «Комплексные занятия по сказкам» Для детей 4-6 лет Волгоград: Учитель 2013
5.. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи
6. .Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
7..Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Хусаинова Мария Николаевна. Рецензент: Аббязова Т.Л. Мнемотехника для дошкольников. Методическое пособие для ДОУ воспитателей. Ульяновск, 2017
8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011
9. Интернет – странички.
3.2. График работы кружка
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 8 (20 мин в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий.
График работы кружка.
День недели | Время проведения | Кол-во детей |
пятница | 15.30-15.50 | 25 |
3.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
3.4 Список детей
Список детей средняя группа №6
№ | Ф.И ребенка |
| Алексеев Кирилл |
| Воронина Полина |
| Газина Амина |
| Галимьянов Артур |
| ГиндуллинаАйза |
| Денисова Вероника |
| ЗамалиеваСамина |
| Ирназарова Арина |
| Казакова Александра |
| Кузнецова Сабина |
| Низамиев Равиль |
| Насретдинов Динар |
| Павлов Андрей |
| Султанов Рамзан |
| Салимгареева Рената |
| Столяров Матвей |
| СибагатуллинаСамина |
| Хамидуллина Амина |
| Шарафутдинов Артур |
| Шайхутдинов Дамир |
| ШайхутдиновРадмир |
| Шаяхметов Булат |
| Юнусова Камилла |
| Савельев Мират |
| КаландароваРалина |
| Тарасов Дмитрий |
| ГалиуллинаИльсина |
ПРИЛОЖЕНИЕ