СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа духовно - нравственного воспитания Из глубины веков поможет организовать работу заместителя директора по Вр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Болхова
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №3
________ В.А. Сахарова
«Из глубины веков»
Программа
духовно – нравственного и патриотического воспитания
на 2017 – 2022 г.г.
Срок реализации программы 5 лет.
Возраст детей- 7-17 лет.
Разработчик программы:
Синицына Г.М.,
зам директора по ВР.
2015г.
Содержание
І. Введение
3-4стр.
Актуальность работы……………………………………………..5-7 стр.
Цель, задачи работы………………………………………………. 7 стр.
Паспорт программы ……………………………………………8-10 стр.
ІІ. Практическая часть
Пояснительная записка………………………………………10-12 стр.
Принципы работы……………………………………………12-13 стр.
Условия реализации программы……………………………13-14 стр.
Приоритетные направления работы ……………………….14-16 стр.
Основные виды деятельности. ……………………………..16-17 стр.
Основные формы деятельности …………………………….17-18 стр.
Содержание деятельности …………………………………18-33 стр.
Совместная деятельность школы, семьи, общественности..33-35 стр.
ІII. Заключительная часть
Оценка эффективности работы………………………………35-36 стр.
Ожидаемые результаты………………………………………36-39 стр.
Формы представления предполагаемых результатов…………39 стр.
Литература……………………………………………..………… 40 стр.
I.Введение.
Одной из наиболее злостных ошибок
является суждение, что педагогика -
это наука о ребенке, а не о человеке.
Нет детей - есть люди, но с другим
масштабом понятий, другими
источниками опыта, другими
стремлениями, другой игрой чувств.
Януш Корчак
1. Актуальность программы
Воспитание высоконравственного человека, для которого любовь к окружающему миру, к людям, к родной земле, к своей семье является потребностью, необходимостью , - это цель воспитания для любого общества, выстраивающего перспективу на будущее. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Вместе с этим, воспитание души школьника неразрывно, по – моему , связано с воспитанием патриотизма. Героическая история, славные её страницы должны помочь школе в сегодняшнее непростое время. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У воспитанников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В настоящее время патриотическое воспитание как никогда актуально. Сложная геополитическая обстановка России в современном мире требует от граждан страны твердости в отстаивании своих интересов, сохранения идеалов и традиций, знание истории и воспитания уважения к своему народу и гордости за его нравственные устои, подвиги, готовность отдать жизнь за сохранение государства и жизни будущих поколений. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека
и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
2. Цель и задачи программы
Целью программы является: Создание условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
В качестве основных задач выступают:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
-проведение постоянной работы по социализации обучающихся, готовности их к жизни в современной действительности;
-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
3. Паспорт программы «Из глубины веков»
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа духовно – нравственного и патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательнаа№3» г. Болхова «Из глубины веков». |
Заказчик программы | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательнаа№3». Родители учащихся МБОУ СОШ. |
Основные исполнители программы | Администрация школы, руководители кружков, секций, старшая пионервожатая, школьный библиотекарь, психолог, классные руководители, родительский комитет. |
Объект работы | Организационно-педагогические условия духовно – нравственного и патриотического и воспитания |
Предмет работы | Педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование духовно – нравственной и патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся. |
Гипотеза | Если создать систему целенаправленного духовно – нравственного и патриотического просвещения, изучения героических событий отечественной истории, жизнеописания представителей духовенства, изучения произведений духовной направленности, то можно воспитать высоконравственную личность, обладающую христианским сознанием, культурой. |
Участники программы | Обучающиеся МБОУ СОШ №3; родители; педагоги; представители духовенства, общественность. |
Сроки реализации | 5 лет (2017 – 2022г.г.) |
Этапы реализации, их цели и задачи | I этап: проектный ( сентябрь 2017- май 2018г.) Цель: подготовка условий создания системы духовно – нравственного и патриотического воспитания. Задачи: 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический (сентябрь 2018- май 2021г.) Цель: реализация программы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию «Из глубины веков». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию. 3. Вовлекать в систему духовно – нравственного и патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности социально-педагогического воспитательного пространства. 4. Проводить мониторинг реализации программы. 5. Принимать участие в мероприятиях, конкурсах по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию. III этап: аналитический (сентябрь 2021- декабрь 2022г.) Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы школы 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период.
|
6. Предполагаемый результат | Конечным результатом функционирования системы духовно – нравственного и патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России: в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил; в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего города, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
|
Социальные связи
| Администрация Болховского района, отдел образования администрации района, настоятель Введенского храма иерей Василий Лях, ДДТ, комитет по делам несовершеннолетних, ДЮСШ, ДШИ, районный краеведческий музей, библиотека. |
Нормативно-правовая база для разработки Программы | 1. Конституция РФ 2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»; 3. ФЗ РФ « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. 4. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» ( Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493) 5. «Концепция федеральной системы подготовки молодежи к военной службе на период до 2020г.» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-рг.) 6. «Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы». 7 Письмо Минобразования РФ от 25.10.1999 N 06-9ин/28-06, Генштаба ВС РФ от 26.10.1999 N 4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи». 8. Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16); 9. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16). 10. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г. 11. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г. |
II. Основная часть
1 Пояснительная записка
Город Болхов издавна славится храмами. Так, в центре города, на Красной горе, на территории древнего Болховского кремля находится главная святыня Болховской земли – величественный шестипрестольный Спасо-Преображенский собор, площадь которого вмещает до четырех с половиной тысяч человек. Из церковных древностей в нем хранились: резной образ свят. Николая Чудотворца в рост, перенесенный из Новгорода при Иване Грозном (находится в Введенской церкви), дары строителя собора стольника и воеводы И.И.Ржевского – серебряный потир пожертвованный в 1966 г., и напрестольное Евангилие1614 г.; ризы и Евангелие 1681 г. от царевны Софьи Алексеевны. Церковь Святой Живоначальной Троицы располагается рядом со Спасо-Преображенским собором на территории бывшего Кремля Это один из трех старейших храмов и самый яркий архитектурный памятник земли Болховской.
До наших дней сохранились и живут православной жизнью: Троицкий Оптин монастырь, Спасо-Преображенский собор, Троицкая церковь, Рождества Христова и Введенская церковь, Георгиевская церковь, Афанасия и Кирилла. Богата земля Болховская святыми, предстоящими у престола Божия: настоятель Оптина Троицкого монастыря архимандрид Макарий (Глухарев), священноисповедник Георгий (Коссов), Священномученник Даниил (Троицкий).
Сам образ жизни, издревле сложившийся на болховской земле, способствовал формированию у людей нравственных качеств, присущих человеку-воину, человеку-труженику, истинному патриоту своей Родины. Поэтому свойственный российскому менталитету историзм общественного сознания имеет столь глубокие корни. Обращение к этим корням, забота об исторической памяти, восстановление и сохранение традиций "малой родины" - именно такие задачи выдвигаются сегодня на первый план, когда речь идет о нравственном и патриотическом воспитании граждан. Какой народ, такая будет и Россия. Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
Первая ступень (1-4 классы) ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Внеурочная деятельность позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (5-8 классы) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют обществознание, развитие речи, история, кружок по краеведению. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов.
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, спортивно-оздоровительная, краеведческая и исследовательская деятельность.
На третьей ступени (9-11 классы) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся задумывались о чувстве любви к ближнему, о морали, о таких качествах, как доброта, отзывчивость, самопожертвование, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
2. Принципы деятельности по реализации программы.
Организация социально открытого пространства духовно – нравственного и патриотического развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
- нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
- социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
- индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
- интегративности программ духовно – нравственного и патриотического воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
- социальной востребованности воспитания – соединение духовно – нравственного и патриотического развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
3. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в школе созданы следующие условия:
1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
2. Функционирует система внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования;
3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
4. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность обучающихся;
5. Развивается школьное ученическое самоуправление;
6. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
7.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации.
4. Приоритетные направления работы в области духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе
Опыт работы показывает, что содержание и формы духовно – нравственного и патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.
Такими приоритетными направлениями стали:
1)культурно-историческое «Малая Родина»;
2)духовно-нравственное «Православие в жизни моей малой родины» »
3)гражданско- правовое «Я-гражданин»;.
4)военно-патриотическое «Дни воинской славы»;
5) спортивно-патриотическое;
6) культурно-патриотическое.
Культурно-историческое направление предполагает:
-воспитание у обучающихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;
-вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Военно-патриотическое воспитание включает в себя:
-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;
-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда;
-формирование позитивного образа Вооружённых Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Духовно-нравственное направление включает в себя:
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Гражданско-правовое направление ориентировано на:
-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
-развитие школьного самоуправления.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
5. Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся школы
Классно-урочная деятельность:
- уроки-практикумы;
- игровые формы обучения;
- интегрированные уроки;
- коллективное взаимообучение.
Внеурочная деятельность:
- исторические декады;
- проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
- викторины, олимпиады, конференции;
- познавательные классные часы.
Творческо-поисковая деятельность:
- метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;
- творческие работы;
- приёмы театрализации.
Диагностическая деятельность:
- анкетирование учащихся;
- определение уровня воспитанности;
- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.
Изучение передового педагогического опыта:
- участие в районных, областных семинарах, заседаниях заместителей директоров по воспитательной работе;
- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обучающихся;
- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.
Взаимодействие с общественными организациями:
- проведение мероприятий патриотической направленности совместно с ДШИ, ЦДТ, библиотекой, внешними общественными организациями;
- участие в конкурсах духовно – нравственной и патриотической направленности, проводимых на территории района и области.
6. Основные формы деятельности по реализации основных направлений системы духовно – нравственного и патриотического воспитания
Содержание основных направлений системы духовно – нравственного и патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Учебная деятельность
Система классных часов, нетрадиционных уроков
Работа детских творческих коллективов: кружков, секций
Работа музея, обогащение экспозиций
Конференции, лекции, семинары, концерты, праздники
Система мероприятий библиотеки
Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела
Участие в районных конкурсах, смотрах
Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, спортивных мероприятий
Участия в акциях
Работа психолого-педагогической службы
Организация встреч с воинами локальных войн, шефство над престарелыми.
Путешествия – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с гражданско - патриотическим аспектом содержания учебных предметов.
Встречи – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
Искусство – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных программ, театров, выставок и т.д.
Социальные проекты:
1.Создание детского туристического агентства «В самом сердце России»
2. «Ценности, которым нет цены…»
3. «Времен связующая нить»
7 Содержание деятельности
1 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | С чего начинается Родина?
| Формирование представлений о Родине, ее истории. Воспитание навыков самообслуживания, трудовых действий. Воспитание первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, уважение к труду старших. Вызвать стремление беречь школу, хорошо учиться. | Воспитание у учащихся потребности повседневной учебной и трудовой деятельности, вносить конкретный вклад в развитие страны | Путешествие «Святой источник Георгия Коссова» Конкурс стихов о Родине. Путешествие «Пешком в историю родного края». Проведение праздника «День знаний». Беседа «Всякая вещь трудом создана». Мудрая старость.
|
2. | -Моя семья -Мир вокруг нас | Воспитание уважения к родителям, к родословной семьи, ее боевым и трудовым традициям, любви к своему дому. Воспитание потребности в сохранении богатств и природы родной земли, традиций нашей материальной и духовной культуры. Дать яркую картину богатств родной страны, приумножения их трудом человека. |
| Уважай отца и мать. Чем славен мой род. мамы, наши папы, наши старшие друзья». Конкурс чтецов «А.С. Пушкин о красоте природы». Урок патриотизма ( ко Дню Защитников Отечества). |
3. | Деятельность | Развитие детской инициативности через различные виды деятельности. Обеспечение самостоятельных начал. |
| Игра – путешествие «Наш город» – путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города. Конкурс рисунков «Город, в котором я живу». Уход за классной кабинетом. Сохранность мебели, учебников. Конкурс рисунков «В кругу семьи». Коллективное оформление альбома «Человек и природа». Игра – путешествие во времена года. |
2 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | С чего начинается Родина?
| Углубление представлений об истории Родины. Формирование чувств патриотизма, чувства гордости за нашу Родину – Россию. Воспитание добросовестного выполнения трудовых поручений. Овладение первоначальными навыками общественно-полезного труда. | Формирование у учащихся сознательного отношения к приобретению знаний | Проверка состояния рабочего места, готовность к уроку. Беседа «Учеба – наш главный труд». Смотр знаний «Кто больше узнал – расскажи». Классный час «Город Болхов – город церквей». Путешествие на машине времени в определенный год, или в разные годы, эпохи, исторические события. |
2. | Моя семья. Мир вокруг нас | Укрепить чувства семейной гордости, чести и достоинства, чувства причастности семьи к большим патриотическим делам людей. Формирование чувства уважения и благодарности к старшему поколению. Углубление понятий о закономерности природных явлений. Приобщение к истокам отечественной культуры. |
| Беседа « Все, что тебя окружает, чем ты пользуешься, создано трудом твоих родителей». Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Самостоятельно узнать о труде родителей и рассказать об этом в классе. Беседа о временах года, сезонных явлениях природы «Природа и мир». Практическое занятие «Введение в народоведение», «Человек и семья в народной культуре» (знакомство с народно- обрядовыми традициями). |
3. | Деятельность | Развитие индивидуальных интересов и способностей учащихся.
|
| Экскурсия по городу, рассказ о героях, чьими именами названы улицы. Рисование по впечатлению и памяти «Наш город». Игра –путешествие по городам России. Нарисовать работу своих родителей (по представлению). Оформление альбома «Человек и природа». |
3 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Нравственное просвещение
| Формирование у школьников любви к людям, стремления быть сильными, мужественными; воспитание уважения к героическим подвигам старших поколений. Формирование у учащихся качества будущего защитника. | Активизация самостоятельного раздумья учащихся, Формирование у учащихся потребности в учении, познавательных интересах. | По страницам книги А. Венедиктова «Болховские курснты» Проведение анкеты- методики. Незаконченное предложение «Любить Родину – это…» «Родина начинается с …» Совесть – учитель человека. времени в определенный год, в разные годы, эпохи, истории. Проведение анкет-методик «Познавательная потребность» (установить интенсивность познавательной потребности у учащихся). «Познавательный интерес» (установить характер и силу познавательного интереса у учащихся). Внутриклассные семинары. Олимпиады по математике и русскому языку. Конкурс сочинений «Мир нужен всем». Устный журнал «По страницам любимых книг» Алексеев С.П. Они защищали Москву (Дедушкины медали «За оборону Москвы). – М.: Малыш, 1975. Богомолов В.М. За оборону Сталинграда (Дедушкины медали «За оборону Сталинграда»). – М.: Малыш,1980. Воспитательное занятие «Общение с книгой» |
2. | Моя семья. Мир вокруг нас | Формирование у учащихся стремления приобретать новые знания о природе, обществе; понимания роли человека в использовании и преобразовании природы. Приобщение к истокам отечественной культуры. |
| Воспитательное занятие вместе с родителями «Судьба семьи в судьбе страны». Беседа «Мы – твои друзья, природа». «Человек и история в народной культуре» (исторические жанры фольклора, былины, народные песни, предания, легенды). Литературная викторина «Былины" |
3. | Деятельность | Развитие индивидуальных интересов и способностей учащихся. |
| Познавательная экскурсия в музей . Оформление альбома «Человек и природа» Оформление газеты «Судьба семьи в судьбе страны». |
4 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | С чего начинается Родина?
| Формирование представлений о понятиях «Отечество», «Верность» «Любовь» | Развитие познавательных интересов, способностей. Воспитание умения самостоятельно добывать знания. | Путешествие «Святой источник Георгия Коссова» Проведение анкеты- методики «Незаконченное предложение: «Верность Родине - это…» Познавательная экскурсия в краеведческий музей. Викторина «В гостях у истории». |
2. | Моя семья. Мир вокруг нас | Формирование знания об истории родного края, России, знаний об исторических процессах и явлениях в обществе. |
| Игра-путешествие во времена года. Воспитательное занятие «Общение со школой». Проведение Дня знаний. Воспитательное занятие «Общение с природой». Проведение практических занятий «Мир вокруг нас», «Путешествие по карте России» и т.д. |
3. |
деятельность | Развитие наклонностей к творчеству. Обеспечение каждому учащемуся возможности проявить себя. |
| Устный журнал «С Днем рождения, Россия». Оформление альбома «Человек и природа». Оформление альбома «Труд моих родителей». Воспитательное занятие, оформление выставки «Народная игрушка». |
5 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Духовно – нравственное просвещение | Выявление познавательных интересов у учащихся, установление уровня развития познавательных возможностей и способностей через уроки истории, приветствие чувства любви к Родине, знания истории. | Формирование понятия «Родина», «Отечество», «патриотизм»; - раскрытие картины жизни народа нашей страны в различные исторические эпохи. | Экскурсия по Болхову «Из глубины веков» Конфликт: все «за» и «против».Слава рукам золотым! Анкета-опрос «Почему нужно знать историю своей Родины?». Участие детей в познавательных акциях «Эрудит», «Турнир юных историков». Час исторических ситуаций. Игра «Символы Родины» Конкурс «Чему учат русские пословицы» |
2. | Духовное сознание. | Формирование первоначальных элементов мировоззрения учащихся. | Формирование представлений о связях и взаимозависимости явлений в природе, обществе; -формирование понимания активной роли человека в обществе; - формирование понятия о чувстве долга. | Беседа «Каким я вижу мир». Выпуск стенгазеты « Во имя Отечества». Классный час «Война в моем доме». Час общения «Моя трудовая семья». |
3. |
Деятельность | Воспитание у ребенка: любовь к жизни, к окружающему миру, к Родине, своему народу, людям, себе; воспитание стремления к общественно- полезной деятельности; - воспитание члена детского, подросткового движения. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям. | Формирование навыков творческой деятельности учащихся с целью накопления опыта совместных дел; - знакомство с деятельностью детских общественных объединений | Беседа «Что такое долг перед людьми». Операция «Радость людям». Викторина «Традиции и обычаи страны». |
6 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Историческое просвещение | Воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, ее традициям, культуре. | Формирование познавательных интересов учащихся об общечеловеческих ценностях: «Родина», «патриот», «гражданственность» | Экскурсия «Храмы , монастыри и святыни Болхова» По страницам книги А. Венедиктова «Болховские курснты»
Литературно- историческая композиция «Русская воинская доблесть». Конкурс стихов о Родине. Экскурсия «Пешком в историю родного края». Учебная лекция «Жизнь замечательных людей в нашем городе» (можно с посещением краеведческого музея) |
2. | Культурное сознание. | Приобщение учащихся к истокам отечественной культуры. | Формирование понимания своей роли как патриота, смысла долга перед Родиной как гражданской обязанности; - развитие чувства ответственности и сопричастности к судьбе своего народа, Отечества; - обогащение знаниями о самобытной культуре России, ее обычаях, традициях, православных праздниках, христианстве. | - Вечер «Судьба семьи в судьбе Родины». - Практикум «Разговор о жизни». - Игра «Расскажи сказку о Родине» - Игра-путешествие «История нашего края». - Викторина «Узнай это место». - Цикл часов общения «Человек и история в народной культуре» (исторические жанры фольклора, былины, исторические песни, предания, легенды); «Культура России». |
3. | Деятельность | Воспитание жителя Болхова. | Организация взаимодействия ребенка с городом, способствующая формированию его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, соответствующих цивилизованному человеку; - развитие у учащихся эмоционально- ценностных ориентаций через осмысление истории культуры России, Орловской области, Болхова; - приобщение учащихся к проявлению реальной жизни города. | Посещение музея города. Пешеходные экскурсии, маршруты выходного дня; - сочинение «Характер моего города»; - час общения «Мой город». Создание летописи: - летопись родных мест; - моя родословная; - мои земляки в годы Великой Отечественной войны |
7 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Духовно – нравственное просвещение | Изучение познавательных интересов учащихся в процессе изучения «Истории Отечества». | Овладение практическими и интеллектуальными умениями и навыками в процессе изучения истории; - приобщение к самой большой ценности народа – его языку, воспитание любви к языку. | Экскурсия по Болхову «Из глубины веков» Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством. Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей». Участие в предметных олимпиадах, викторинах. Практикум «Урок мышления», «Аукцион знаний», «Занимательная грамматика». Конкурс ораторов. Публичная защита проектов (история, русский язык). Дидактическая игра «История слов». |
2. | Духовно – нравственное сознание. | Формирование культуры межличностных отношений. | Мировоззренческая подготовка личности. | Сочинение «Для чего нужен людям мир». Диспут «Можно ли выбрать Родину». Практикум «В тебе взрослеет гражданин». Игра «Разброс мнений» |
3. | Деятельность | Воспитание жителя Земли. | Осознание учащимися как нравственной ценности причастность к судьбе Отечества, его прошлому,настоящему, будущему; - сохранение национальной самобытности, поддержание чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры. | Час общения «Я люблю свою Русь». Беседа «Труд народа Родину славит». Устный журнал: «Виват, Россия», «Отечество славлю…» Праздник «День России». Проведение тематических чтений по периодам развития Российского государства. Игра «Патриотический выбор». |
8 класс
№ | Основные направления | задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Патриотическое просвещение | Развитие логического, ассоциативного мышления, активизация мыслительной деятельности учащихся. | Совершенствование представлений и понятий о патриотизме; - содействие пониманию и принятию учащимися общечеловеческих ценностей: Родина, Отечество, Патриот, Человек, Земля, Мир. | Экскурсия «Храмы , монастыри и святыни Болхова» Участие в олимпиадах, смотрах знаний по истории Отечества. Исторический КВН |
2. | Духовно – нравственное сознание. | Философско- мировоззренческая подготовка личности. | Разъяснение материальности мира, основных свойств и закономерности его развития; - развитие потребности и умения правильно разбираться в явлениях общественной жизни страны. | Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты?..». Устный журнал: «Глобальные проблемы современности» Сократовская беседа «Общество. Отечество. Я». Деловая игра «Твои права и обязанности, гражданин». |
3. | Деятельность | Воспитание человека мира | Формирование целостного восприятия окружающего мира и человека как неотъемлемой и высшей ценности; - формирование чувства ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя земли; - формирование патриотического поведения, обеспечивающего сохранения на Земле человека, мира. | Участие во Всемирном Дне Земли. Ролевая игра «Открытая кафедра». Игра «Люди, милые, примите в человечество меня». Организация и работа в различных экологических и патриотических движениях: «Возрождение России», «Школа юных патриотов».
|
9 класс
№ | Основные направления | задачи | Виды деятельности, формы занятий | |
воспитательные | учебные | |||
1. | Духовно – нравственное просвещение | Формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; учащимися универсальных общечеловеческих ценностей: Родина, Отечество, Патриотизм, Человек, Земля, Природа. Философско- мировоззренческая подготовка личности. | Обогащение знаниями, расширение кругозора и познавательных интересов учащихся. Совершенствование умений сравнивать, анализировать, обобщать факты действительности. | Беседа «Отец Василий Ермаков: не ищите чудес и старцев». Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством. Защита Отечества». - практикум «Человек и обыватель». - гражданский форум «Потеря человечности». Час общения: «Умом Россию не понять». Исторический конкурс «Россия в датах». |
2. | Патриотическое сознание. | Формирование истинного отношения к Родине, отождествление понятий «Я» и «Россия». |
| Конференция «Приоткрыв страницы истории». Диспут «Героизм истинный и ложный». Проблема противоречий». Операция «Герои рядом». Встречи с замечательными людьми района, города. Брейн - ринг «Великие полководцы». |
3. | Деятельность | формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; национальной гордости, развитие гражданских и патриотических чувств школьников. |
| Операция «Семейный альбом». Турнир знатоков истории Российской Армии». Участие в спортивных праздниках «День города», «День Победы». |
10 класс
№ | Основные направления | Задачи | Виды деятельности, формы занятий | ||
воспитательные | учебные | ||||
1. | Духовно – нравственное просвещение | Содействие глубинному пониманию и принятию учащимися общечеловеческих ценностей. Осознание места и роли человека в обществе. Философско- мировоззренческая подготовка личности. | Развитие у старшеклассников умения обнаруживать объективные закономерности в частном и случайном. Развитие умений разбираться и анализировать явления общественной жизни. | Экскурсия «ХРАМЫ, МОНАСТЫРИ и СВЯТЫНИ БОЛХОВА» «Десять заповедей» – основа нравственности человечества. свобода». Практикум «Счастье и смысл жизни». Практикум «Детская преступность». Гражданский форум «Экология Орловской области вчера, сегодня, завтра» Круглый стол «Демократия и власть: проблемы и решения». Литературно- музыкальные композиции по творчеству А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Рубцова и др. Правовой турнир. | |
2. | Патриотическое сознание. | Приобщение учащихся к системе культурных ценностей отражающих, богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества, народа. |
| Конференция «Листая страницы истории». Творческий вечер «По выставочным залам Третьяковской галереи». «Суд над историей». Час общения «Сыны и дочери России». Диспут по книге «Горячий снег» (или просмотр и обсуждение кинофильма). Праздник русских забав для учащихся начальной школы. Проведение экскурсий по улицам города для учащихся начальной школы. Веселые гулянья: «Проводы русской зимы». | |
3. | Деятельность | Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и дальнейшем обогащении. |
| - Поисковая работа. Работа в школьном музее. Линейка Памяти. Праздник улицы (микрорайона). Сохранение школьных традиций. |
11 класс
№ | Основные направления | задачи | Виды деятельности, формы занятий | ||
воспитательные | учебные | ||||
1. | Духовно – нравственное просвещение | Формирование общечеловеческой морали, воспитание уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации. Философско- мировоззренческая подготовка личности. | Формирование умения диалектически мыслить, выявлять и аргументировать закономерности и взаимосвязи природы и общества. Совершенствование умения отстаивать и утверждать в спорах понятий и взглядов гуманистической личности. | Беседа «Отец Василий Ермаков: не ищите чудес и старцев». Практикум «Боевые традиции России». Гражданский форум: «Военная служба. Какая армия нам нужна». Литературные вечера: «Россия Блока», «О доблести, о подвигах, о славе». «Патриотическая лирика Маяковского» Литературно- музыкальные композиции по творчеству С.Есенина, В.Высоцкого. Турниры правовых, юридических, экономических знаний Часы общения: «Свобода и долг», «Я и мир». | |
2. | Гражданское сознание. | Формирование устойчивых взглядов и убеждений правильного понимания гражданственности и патриотизма. |
| Конференция «Белые пятна истории». Круглый стол «Проблемы экологии». Вечер благодарности ветеранам ВОВ. Диспут «Называться человеком легко, быть человеком труднее». Диспут «Истинный патриот. Кто он?». | |
3. | Деятельность | Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, реализация их способностей, воспитание социально-значимой целеустремленности. |
| Поисковая работа «Выпускники школы, избравшие профессию учителя». Линейка Памяти «В память героям ВОВ». Концерт для ветеранов ВОВ. |
8. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию
МБОУ СОШ №3 активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы.
1 С администрацией района:
-участие в параде, посвященном Дню Победы;
-участие в проведении спортивных праздников и массовых культурных мероприятий.-участие в патриотических акциях, посвященных ликвидаторам Чернобыльской аварии, награждение ветеранов ВОВ памятными медалями ;
-благоустройство территории города;
2С настоятелем храма св. Афанасия и Кирилла иереем Сергеем Клягиным:
-беседы,
-посещение храма
-помощь в уборке территории храма.
3 С учреждениями дополнительного образования
- кружковая деятельность;
- соревнования;
- спартакиады;
- конференции;
- конкурсы
- исследовательская деятельность.
4.Учреждениями культуры
-посещений выставок в краеведческом музее;
-обзоры литературы, книжные выставки;
- библиографические уроки;
-конференции, исследовательская деятельность;
-встречи с интересными людьми;
-экскурсии;
-концертная деятельность.
5. С комиссией по делам несовершеннолетних:
-профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних;
-тематические беседы инспекторов по делам несовершеннолетних;
-тематические беседы инспекторов ГИБДД;
-совместные рейды в неблагополучные семьи;
-профориентационная работа по линии МВД;
6. С советами ветеранов ВОВ :
-патриотические акции;
-проведение «Дня пожилых людей»;
-концертные программы
-участие в мероприятиях, посвященных патриотическим праздникам, Дням российской славы и памятным дням: День Победы; День Защитника Отечества; День памяти воинов-интернационалистов и др.
7.Учреждениями здравоохранения (врачами-специалистами):
-медицинские осмотры и комиссии;
-лекции врачей;
-санитарное просвещение и пропаганда здорового образа жизни.
8. Семьями учащихся
- проведения родительских конференций;
- организация родительского лектория;
- организации совместных мероприятий;
III.Заключение.
Оценка эффективности работы по данным направлениям.
Оценка результативности работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно – нравственными и патриотическими и количественными параметрами.
Духовно – нравственные и патриотические параметры:
Сформированность навыков: самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение личностного начала, берущие начало в духовном становлении личности; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: честность, доброта, совестливость, любовь к Родине; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); отсутствие детей с девиантным поведением; участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате данной работы ожидается:
1. В школе, как в образовательной системе: создание работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию; обогащение содержания воспитания; вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности
2. В образе выпускника:
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости засопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
Ожидаемые результаты
Предметные
Дети будут знать: свою национальную принадлежность, традиции российского народа и историю России; государственные праздники и символику Российского государства; ценности многонационального российского общества; разнообразие природы, народов, культур и религий Российского государства.
Дети научатся: уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов; овладеют начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире; быть самостоятельными и ответственными за свои поступки; уважать и ценить старшее поколение, людей труда, героев и защитников своего Отечества; любить и беречь природу своего края, своей Родины.
личностные
Учащиеся должны приобрести способность и готовность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные:
Учащиеся должны иметь представление: способах решения проблем творческого и поискового характера; об умении планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; о начальных формах познавательной и личностной рефлексии; о различных способах поиска, сбора, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; о конструктивном разрешении конфликтов посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Итогами нашей деятельности станет:
1. Формирование установок на приоритет духовно-нравственных основ:
- знакомство с духовно-нравственными традициями различных социальных групп (нашего города);
- формирование терпимости к этим традициям;
- формирование патриотизма, как чувства уважения, гордости и ответственности перед своей семьёй, своим Отечеством;
- профилактика национальной, религиозной неприязни;
- побуждение учителей, обслуживающего персонала, родителей к демократическому общению;
- оценивать своё поведение, опираясь на моральные нормы и этические понятия;
- формировать здоровый образ жизни.
2. Создание организационно-педагогических условий для формирования:
1) компетентности:
- ликвидация правовой безграмотности;
- знакомство с государственной символикой, органами государственной власти в РФ;
- профилактика противоправного поведения;
- формирование основ экономического мышления.
2) установок на активную жизненную позицию:
- организация самоуправления;
- построение взаимоотношений У-У, У-П на основе уважения прав человека, толерантности;
- соблюдение устава школы всеми членами образовательного процесса;
- формирование осознанного участия в общешкольных мероприятиях.
3. Создание организационно-педагогических условий для актуализации
активной социальной позиции у учащихся и педагогов.
- создание условий для самореализации ученика, профессиональной деятельности педагогов;
-формирование умений вести дискуссии, логично отстаивать свою точку зрения;
- учить уважать мнение другого;
- уметь слушать и слышать оппонента;
- развивать лидерские качества;
- привлекать школьников к решению социальных проблем;
- анализировать профессиональные склонности, возможности и требования общества.
3. Формы представления предполагаемых результатов и их внедрения.
1. Создать целостную систему обновленного духовно - нравственного патриотического воспитания «Из глубины веков».
2. Предложить методические разработки мероприятий.
3. Провести тематические: педсовет, родительское собрание, учёбу классных руководителей.
4. Оформить буклет «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание во внеклассной работе».
5. Разместить наработанный материал на сайте школы
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Итоги анкетирования родителей, учащихся хранятся у директора школы. По ним проводится аналитическая работа, поиск путей решения проблем.
16