Пояснительная записка.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Наше общество заметно утрачивает традиционное культурное и патриотическое сознание. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Таким образом, главной задачей воспитательного процесса на данное время является создание условий для воспитания духовно и культурно нравственной личности, а также для развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать свои интересы и интересы своего государства. В связи с этим проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Общая характеристика курса
Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания волновали человечество во все времена, особенно в периоды социально- экономических и культурных трансформаций. Их актуальность очевидна и в настоящее время, в частности в современной России.
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность, озлобленность все больше распространяется в детской среде. Все это, а также мировоззренческая дезориентация, наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей.
На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Эти проблемы современности обострили общественное внимание к религиозному поиску духовно-нравственных основ воспитания. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции. Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам "жизни общества" стало первоочередной задачей воспитания.
Важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Духовно-нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие ребенка и определяет зрелость психофизиологической личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Нормативно-правовая база реализации программы:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124—ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Гражданский кодекс РФ;
Семейный кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Устав МБОУ СОШ № 17
Основная цель – формирование у детей и подростков культурно-нравственных ориентиров, при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, основанных на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.
Задачи духовно-нравственного развития делятся на общие и специфические для каждой ступени обучения.
Общие:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;
выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.
Специфические задачи:
| Семья | Школа |
1 ступень (1 – 4 классы) | -формирование отношения к семье как основе российского общества; -формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; -формирование представления о семейных ценностях; -пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; -формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; -формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; -формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; | -формирование основ российской гражданской идентичности; -формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; -укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; -формирование патриотизма и гражданской солидарности; -формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной -принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; -формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; -формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. |
2 ступень (5 – 9 классы) | -формирование готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; -укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; -формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; -развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный -самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; -принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; -трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; -осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; | -формирование готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, - социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; -готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; -способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; -свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; -укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. |
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Основные направления программы
1) Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
4) Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В среднем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности среднего звена школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Содержание программы «Мир нравственности»
Содержательная часть программы составлена отдельно для каждой ступени образования:
1 ступень (1 - 4 класс) – «Мир вокруг нас».
2 ступень (5 - 9 класс) – «Тропинка к своему я».
Программа предусматривает следующие направления:
Открытие пути ребенку к собственному «я»
Стимулирование интеллектуальной, духовной деятельности учащихся
Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития общества. Действия, предпринятые ими для служения семье, классу, школе, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств, уважения к традициям и этического сознания.
1 – 4 класс «Мир вокруг нас».
Цели: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, нравственных чувств и этического сознания, ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Задачи:
элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, области, района, села;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
различение хороших и плохих поступков;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
стремление к опрятному внешнему виду;
элементарные представления об основных профессиях;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
Содержание программы по направлению
«Мы– патриоты своей страны» | любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
«Мы – нравственная личность» | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
«Мы и труд» | уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. |
«Мы и красота мира» | красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. |
5 – 9 класс «Тропинка к своему я».
Цель: создание условий для формирования социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества; социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.
Задачи:
формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию, реализации творческого потенциала;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности;
формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
формирование морали;
усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни;
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
формирование российской гражданской идентичности;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение нравственных ценностей семейной жизни;
знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Содержание программы по направлению
«Культура общения» | традиции общения в семье; культура общения в современной семье; терпимость к ближним; культура спора, этикетные ситуации. |
«Самовоспитание» | познание самого себя; самовоспитание, определение цели и составление плана самовоспитания на неделю, работа над собой; терпение; «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
«Общечеловеческие нормы нравственности » | об источниках наших нравственных знаний, совесть – основа нравственности; честь; заветы предков; россияне о любви к Родине; наша малая родина; нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
« Искусство и нравственность » | нравственное содержание древних мифов; красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. |
Планируемые результаты освоения программы
«Мир нравственности»
При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно ‑ нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Мир нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
1 ступень – «Мир вокруг нас»:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
2 ступень – «Тропинка к своему я».
В результате прохождения программного материала обучающиеся научатся:
1. Знать и понимать каким должен быть воспитанный человек.
2. понимать требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
3. передавать краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
4. знать пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
Смогут научиться:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука и уроки нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Москва, «Просвещение», 2012г.
Примерная основная образовательная программа общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010г.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2012. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2013 г.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, Москва, «Просвещение», 2011 г.
Интернет – ресурсы:
http://www.videouroki.net
http://www.zavuch.ru
http://nsportal.ru
http://infourok.ru/
Приложение 1
План программы духовно-нравственного воспитания учащихся
МБОу СОШ № 17 п. Табачный на 2017-2018 учебный год.
№ п/п | Дата проведения | Мероприятие | Ответственный за проведение |
| 01.09.2017 г. | Классный час «День знаний». «2017-2018 год – Первичная организация РДШ | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 04.09.2017 г. | Классный час «Беседа о Конституции РФ» | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 11.09.2017 г. | Беседа о вреде курения (в том числе и курительных смесей) и алкоголя | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 18.09.2017 г. | Классный час «Подвержены ли вы стрессу?» | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 25.09.2017 г. | Классный час День воинской славы России – день окончания Второй мировой войны»; | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 25.09.2017 г. | Классный час "Умей владеть собой" | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 28.09.2017 г. | Внеклассное мероприятие - 111 лет со дня рождения Н. Островского, советского писателя | Головская В.А. |
| 02.10.2017 г. | Классный час - Международный день пожилых людей 1 октября – День пожилых людей | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 04.10.2017г. | Классный час – Всемирный день защиты животных | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 15.10.2017 г. | Внеклассное мероприятие - День рождения Михаила Лермонтова | Головская В.А. |
| 19.10.2017г. | Классный час «Сквернословие в моей жизни» | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 06.11.2017 г. | Классный час «Учимся общению без предрассудков» | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 13.11.2017 г. | Классный час « Семья. Взаимоотношения родителей и детей» | Щербина О.А. (педагог-психолог) |
| 21.11.2017 г. | Внеклассное мероприятие - 21 ноября – международный день отказа от курения. Акция «Я не курю!» | Демидова Е.В. Головская В.А. школьный медицинский работник |
| 28.11.2017 г. | Классный час «Взаимоотношения в коллективе. Как предотвратить конфликты? | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 01.12.2017 г. | Классный час, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом. | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 11.12.2017 г. | Классный час «Азбука прав и обязанностей» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 12.12.2017 г. | Классный час, посвященный Дню Конституции | Гоовская В.А. Демидова Е.В. |
| 25.12.2015 г. | Общелицейское мероприятие «Новый-Новый-Новый год! | Романова Ю.Ю., Шушкова М.М. |
| 15.01.2018г. | Внеклассное мероприятие - 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829), поэта, драматурга, дипломата | Головская В.А. |
| 25.01.2018 г. | Классный час «Откровенность» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 05.02.2018 г. | Классный час «Умеешь ли ты быть не таким как все?» | Щербина О.А. (педагог-психолог) |
| На протяжении всего учебного года | Встреча с ветеранами ВОВ, а также жительницей блокадного Ленинграда Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ и их семьям Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны | ст. вожатая Демидова Е.В. |
| 15.02.2018 г. | «Роль православной церкви в защите Отечества» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 16.02.2018г. | Внеклассное мероприятие, посвященное выводу советских войск из Афганистана. | Демидова Е.В. Головская В.А. |
| 21.02.2018г. | Общешкольный конкурс, посвященный военно-патриотической песне. | ст. вожатая классные руководители |
| 07.03.2018 г. | Общешкольное мероприятие, посвященное дню «8 марта - международный женский день» | ст. вожатая классные руководители |
| 21.03.2018 г. | Классный час «Всемирный день прав потребителя» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 22.03.2018 г. | Акция «День воды», посвященная 22 марта - Всемирному дню водных ресурсов. (Учащиеся вместе с руководителями приняли участие в эко-проекте) | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 02.04.2018 г. | Классный час-беседа «Международный день единения народов мира» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 17.04.2018 г. | Внеклассное мероприятие «Трезвая Россия – общее дело!» | Медицинский работник |
| На протяжении всего года | Возложение цветов к памятнику, павшим в боях ВОВ на территории школы | Старшая вожатая |
| 18.04.2018г. | Классный час-беседа «День космонавтики» | Демидова Е.В. Головская Е.В. |
| 25.04.2018 г. | Классный час-беседа «Международный день солидарности молодежи» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 09.05.2018 г. | Общешкольное мероприятие, посвященное Дню Победы. | Старшая вожатая |
| 29.05.2018г. | Классный час-беседа «31 мая - Всемирный день без табака» | Головская В.А. Демидова Е.В. |
| 30.05.2018 г. | Общешкольное мероприятие «Праздник детства». | Старшая вожатая |
| Каждое учебное полугодие | Отчетное выступление участников студенческого объединения творческой молодежи в виде театральной постановки на сюжетах произведений русской литературы | Романова Ю.Ю. |
Приложение 2
1