Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.
Задачи:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
Формирование толерантности, подготовка учащихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми.
Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
Укрепление здоровья школьников, формирование отношения к своему здоровью как к ценности.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
1 направление
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
«Я - гражданин»
Цели:
воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства;
формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
— признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, межэтнический мир.
Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию
Познавательные беседы, классные часы:
День народного единства.
16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности).
«Гражданин и обыватель».
«Разрешение конфликтов без насилия».
«Что значит быть культурным?»
«От правовых знаний к гражданской позиции».
«Великие русские полководцы».
«С чего начинается Родина?»
«Мой район, мой дом».
«Я – гражданин России»
«Герои России»
«Символика родного края»
«Символы России»
Уроки мужества
День юного героя-антифашиста
Проектная деятельность:
Исследовательский проект «Достойное поколение».
Социальный проект «Память поколений»
Социальный проект «Книга памяти моей семьи»
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ».
Организация и проведение спортивной военно-патриотической игры «К защите Родины готов!»
Конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели».
Конкурс строя и песни «Статен и строен – уважения достоин».
Выставки «Реликвия воинской славы».
Конкурс стихов «Я люблю тебя, Россия»
Выставка, посвященная открытию Дороги Жизни
Конкурс рисунков «Моя малая Родина»
Выставка «Открытка ветеранам»
Досугово-развлекательная деятельность:
Школьные праздники на военно-патриотическую тематику.
Концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.
Проведение дней воинской славы России под девизом «Этих дней не смолкнет слава».
Праздник «Народы России»
Краеведческая деятельность:
Образовательные экскурсии «Невский пятачок», «Дорога Жизни», «900 дней» и т.д.
Экскурсии в школьный музей
Игровая деятельность:
Цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения.
Правовая игра «Дебаты».
Конкурсы знатоков «Я знаю Конституция РФ», «Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека».
Проблемно-ценностное общение:
Социальное творчество (акции):
Акция «Мое Отечество», «Родной край».
Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин».
Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).
Акция «Бессмертный полк».
Акция «Забота».
Акция «Волна памяти».
Акция «Пока горит свеча».
Сбор информации о выпускниках школы «Моя семья в истории моей школы».
Акция «Вахта памяти»
Акция « Россия – это мы»
Месячник гражданско-патриотического воспитания:
Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана.
Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!».
Уроки, посвященные столетию Первой Мировой войны.
Праздник, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне.
Военизированная эстафета «Вперед, мальчишки!»
Слёт кадетских классов
Радиопередачи, посвященные Великой Отечественной войне и праздникам России.
2 направление
воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Человек и его нравственность»
Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Задачи:
формирование духовно-нравственных ориентиров;
развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;
повышение уровня воспитанности учащихся;
развитие умений и навыков социального общения;
воспитание культуры общения, культуры поведения;
создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;
формирование социальной активности личности учащихся;
формирование представления о базовых национальных российских ценностях;
формирование представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
воспитание уважения к людям разных возрастов.
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Мероприятия по воспитанию нравственных чувств и этического сознания.
Творческая деятельность:
Проблемно-ценностное общение:
Диспуты «Надо ли любить всех?», «Каким бы я хотел видеть своего друга?», «Может ли доброта исцелить человека?»; Интеллектуальная дуэль.
Эссе на нравственно-этические темы.
Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады:
День вежливости.
Классные часы, посвященные правилам поведения в школе.
Конкурс плакатов, рисунков, выпуск школьной газеты.
Игра «Школа вежливых наук»
Игра - путешествие «Рецепты хорошего тона»
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):
Урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов.
Благотворительная акция «Ты не один».
Благотворительная акция « Улыбнись, малыш».
КТД «Новогодний праздник».
Акция милосердия «От сердца – к сердцу».
Акция «Помогай ветеранам».
Радиопередачи, посвященные культуре поведения, православным праздникам
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
праздник «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»; «Широкая Масленица», «Гой ты, Русь, моя родная!» (семейные традиции), «Рождество Христово»; «День Славянской письменности».
Концерт песен и плясок народов России.
Познавательные беседы:
«Мировые религии и их основатели».
«Основы православной веры».
«Русские пословицы и поговорки ».
«Искусство в мировых религиях».
Классные часы, беседы:
«Давайте жить дружно».
«День рождения класса».
«Голубая планета Земля».
«В человеке должно быть все прекрасно…».
«Правила поведения в общественных местах».
«Как не стать жертвой преступления, мошенничества».
«Азбука вежливости, или Этикет на каждый день».
Работа с родителями:
Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья».
Совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры.
Конкурс стихов и рисунков «Моя семья»
Посещение театров, филармонии и кинотеатров, выставок в музеях и т.п.
3 направление
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
«Человек и труд »
Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности подростка, развитие трудовых навыков и умений.
Задачи:
сформировать систему мотивов на основе потребности подростков в самовыражении в общественно оцениваемых делах, потребности в общении, вовлекающем его в систему социальных отношений;
организовать общественно - полезную социальную деятельность;
создать отношения партнерства и сотрудничества в ходе осуществления общественно - полезной деятельности;
формировать гуманистическое отношение к миру;
знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами; усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии
разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии
создавать возможности для приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов
воспитывать безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;
поощрять и поддерживать самообразование, занятия в библиотеках, музеях, лекториях и т.п.
Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; бережливость.
Мероприятия по воспитанию трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением родителей разных профессий:
• «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».
• «Воспитываю себя сам».
• «Деньги в доме – результат труда родителей».
• «Товар, рынок, купля-продажа».
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
• День школы.
• Конкурс поделок из природного материала «Здравствуй, осень!»
• День матери.
• Акция «Мастерская Деда Мороза».
• Выставки декоративно-прикладного творчества.
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурсы:
• «Все профессии важны».
• «Ученье – труд».
• «Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами».
• «Природоохранительная деятельность».
Конкурс рисунков:
• «Наши родители на работе».
• «Кем я хочу стать»
Фестиваль «Все работы хороши – выбирай на вкус».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
• «День дублера».
• «Я экскурсовод».
• «Мы путешественники».
Игровые ситуации:
• «Самообслуживание в семье и школе».
• «Выполнение классных поручений» (дежурный, староста и т.д.).
• Игровые ситуации по мотивам различных профессий.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность):
• Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и пришкольной территории (акция «Чистота вокруг нас», акция «Чистая школа»); оформление класса и школьного двора, изготовление кормушек и подкармливание птиц, изготовление различных игрушек к праздникам, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса к Новому году; акции по сбору макулатуры «Помоги библиотеке»).
• Шефская помощь класса ветеранам труда и войны, престарелым и инвалидам.
Проектная деятельность:
• Презентации учебных и творческих достижений.
• Конкурс презентаций «Труд нашей семьи».
• Конкурс презентаций «Мир профессий», «Ученье – труд».
Видеоэкскурсии и путешествия:
Ознакомительные видеоэкскурсии на предприятия, в общественные места:
• «Какие бывают виды труда».
• «Виды профессий».
Трудовая деятельность:
• Работа в кружках, спортивных секциях и других учреждениях дополнительного образования.
• Природоохранительная деятельность.
• Работа трудовых бригад
• Сотрудничество с Центром молодежных инициатив (трудоустройство несовершеннолетних).
Экскурсии на предприятия города.
Посещение Ярмарки профессий.
Конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия.
Школьные олимпиады.
Встречи с людьми разных профессий.
4 направление
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
«Человек и природа»
Цель: популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
воспитание экологической культуры, бережное отношение к растениям и животным;
воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни;
приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности.
Ценности: жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Мероприятия по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Беседа-размышление:
• «Обсудим произведения художников-анималистов».
• «Обсудим прочитанные произведения (по выбору учителя «Человек и животные»).
• «Гармония природы – сельский и городской пейзаж».
• «Экологический плакат».
Классные часы:
• «Правила поведения на природе».
• «Нужно ли охранять домашних животных?».
• «Что такое экологическая безопасность».
• «Путешествие с комнатными растениями по странам света».
• «Какие профессии нужны природе?».
• «Экологические праздники».
• Школа «Экологической грамотности».
Краеведческая деятельность, видеоэкскурсии:
• «По экологической тропе».
• «С кем дружат деревья?».
• «В Зоопарк – животные из Красной книги».
• «Поле, как сообщество почвы, растений и животных».
• «Время посадки деревьев и кустарников».
Экологические акции:
• «Вырасти цветы» (комнатные растения для мамы).
• «Убери свой участок».
• «Развесим кормушки пернатым друзьям».
• Экологическая акция «Помоги библиотеке».
• «Отдадим в добрые руки».
• Акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Экологические праздники:
• Январь – «Пошла коляда».
• Февраль – «Масленица».
• Март – «День птиц», (22 марта – «Встреча весны»).
• 22 апреля – Международный День Земли.
• 18-22 апреля – День заповедников и национальных парков.
• 3 мая – День Солнца.
• 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.
• Июль – День океанов.
• Сентябрь – «Осенины» (праздник урожая).
• 11 декабря – Международный день гор.
Целевые прогулки:
• Прогулка в Бернгардовский парк
• Организация походов выходного дня (проект «Семейный выходной»).
• Походы
Трудовая деятельность:
• Совместная трудовая деятельность.
• Создание экологической среды.
• Экологические субботники.
Игровая деятельность:
• КВН «Что? Где? Когда?».
• КВН «Кто как весну встречает?».
• Брейн - ринг «Природа и мы».
Проектная деятельность:
• Экологические проекты: «Мы – как часть природы», «Птицы нашего края», «Водоемы нашего края», «Наша еда» (история отечественной и зарубежной кулинарии», летняя исследовательская работа по изучению природы, почвы, растений и водоемов местности.
Творческая деятельность (конкурсы, выставки, олимпиады):
• Экологические конкурсы, олимпиады, выставки.
• Выставка фотографий «Времена года».
• выставка фотографий «Удивительное рядом».
5 направление
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
«Человек и культура»
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
• развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
• формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
• овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
• формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, художественное творчество.
Мероприятия по воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Познавательные беседы:
• «Как видит и отображает мир художник».
• «В мире красоты музыкальных звуков».
• Беседы на основе просмотренных видео и кинофильмов и их обсуждение (по выбору обучающихся).
• Классный час «Интеллект. Наука. Культура» и др.
Беседа-размышление:
• «Кого мы называем добрыми?».
• «Все, что волшебно, то манит» и др.
• «Что такое благородство»
Этическая беседа:
• «Симпатия и антипатия».
• «Чувства», «Любовь торжествует над миром»
• «Какую одежду нам выбирать»
Проблемно-ценностное общение:
• Диспут «Красота сердца дорого стоит!» ( на примере сравнения красоты души литературных героев).
• Диспут «Красота тела или чистота сердца…?».
Проектная деятельность:
• Литературные проекты по различным тематикам.
• Предметные недели в течение учебного года
Творческие конкурсы:
• «А ну-ка мальчики!».
• «А ну-ка, девочки!».
• Литературное кафе.
• Работа научного общества «Интеллект»
• Интеллектуальный марафон
• Концерты художественной самодеятельности
• Дни театра (театральные премьеры)
• Праздник «День наук»
6 направление
по формированию ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
«Человек и здоровье»
Цель: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
профилактика вредных привычек, алкоголизма, наркомании, табакокурения в подростковой среде;
сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
сформировать представления о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного поколения), активный здоровый образ жизни, здоровье нравственное и психологическое.
Мероприятия по здоровьесбережению учащихся.
Познавательные беседы, классные часы:
• участие в массовых мероприятиях «День защиты детей»; «День здоровья».
• Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
• Мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом.
• Спортивный праздник «Со спортом по жизни».
• Смотры физической подготовки.
• Вовлечение учащихся в детские объединения, секции.
• Система профилактических мер по ПДД и ОБЖ.
• Классный час «Безопасность поведения на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев».
• Классный час «Гигиена питания. Понятие о витаминах. Десять заповедей правильного питания».
• Встречи с медицинскими работниками.
• Беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний».
• Профилактическая программа «Профилактика наркомании».
• Проведение классных часов по вопросам безопасного поведения на улице, дома, в школе.
• «Осторожно, огонь!».
• «Я – пассажир!».
• «Я – пешеход!».
• «Город – источник опасности».
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):
- День Здоровья «Турслет»
- Спортивный праздник «Со спортом по жизни».
- Агитбригада «Здоровым быть здорово!».
- Районный конкурс «Безопасное колесо».
- Детско-юношеская, оборонно-спортивная игра «Зарница»
- Осенний кросс
- Лыжные соревнования «Снежная тропа»
- Веселые старты
- соревнования по баскетболу
- соревнования по плаванию
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурс рисунков «Рисуем дорожные знаки».
Конкурс на лучший ролик на тему «Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них».
Игровая деятельность:
• Игра «Мы выбираем здоровье».
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
• Акция «Спорт против наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам».
• Акция «Детство – территория свободная от вредных привычек».
• Акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
• Организация социального проекта «Самый здоровый ученик».
Проектная деятельность:
• Проект «Город без ДТП».
• Организация социального проекта «Самый здоровый ученик».
Тренировочные занятия по эвакуации:
• по сигналу «Пожар».
• по сигналу «Внимание! Всем!».
Посещение и обсуждение содержания видеофильмов по безопасности жизнедеятельности:
• «Улица полна неожиданностей».
• «Основы противопожарной безопасности».
• «Коллективные средства защиты».
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.
Общешкольные внеклассные мероприятия по профориентации учащихся.
Проведение конкурсных программ:
“Юные модельеры” (7-8-е классы)
“Рукодельницы” (5-9-е классы)
“Волшебные узоры” (5-9 классы).
Конкурсы рисунков и сочинений “Моя будущая профессия”.
Знакомство с образовательными услугами города и района:
участие в “Ярмарке профессий”;
встречи с представителями ВУЗов, ССУЗов;
оформление стенда “Мир профессий”.
Проведение недели по профориентации “Дороги, которые мы выбираем”.
Организация тематических классных часов, праздников “Мир профессий”.
Проведение классных мероприятий “Профессии наших родителей”.
Организация встреч с людьми различных профессий “Мое место в государстве”.
Организация и проведение экскурсий на предприятия.
Организация элективных курсов и работы предметных кружков.
Проведение школьных, сетевых олимпиад.
Проведение предметных недель.
Проектная деятельность учащихся.
Проведение научно-практических конференций учащихся 8-9 классов в рамках ресурсного центра.
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся.
Проведение выставок творческих работ учащихся 5-6-х классов на тему «Профессии наших родителей».
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение).
Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся.
Диагностика интеллектуального развития и профсклонностей и интересов учащихся.
Социологический опрос учащихся.
Ознакомление родителей с исследованиями классных руководителей по выявлению склонностей и способностей ребенка.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Цель работы: Создание условий для повышения качества социального партнерства школы и семьи в процессе формирования у детей гражданской позиции, для веры в духовный и нравственный смысл собственной жизни, стремление к самореализации, позволяющей вносить личностный вклад в создание правового государства и развитие гражданского общества.
Задачи:
включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
правовое просвещение родителей;
оказание помощи родителям в семейном воспитании;
совместная со школой организация социальной защиты детей;
организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.
Формы работы: Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Наиболее распространенные коллективные формы:
родительские собрания (классные и общешкольные);
дни открытых дверей;
«круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания;
родительский лекторий;
вечер вопросов и ответов;
диспут;
встречи с администрацией, учителями класса.
Групповые формы:
Индивидуальные формы:
Организация совместной деятельности детей и родителей:
формы познавательной деятельности (творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков;
формы трудовой деятельности (оформление кабинета, трудовой десант);
формы досуга (праздники, концерты, спектакли, просмотр кинофильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы веселых и находчивых, семейные конкурсы).
Методы работы:
информирование;
обмен опытом;
совместная деятельность;
индивидуальная деятельность родителей;
исследование;
взаимопосещение занятий родителей с учащимися;
выборочное посещение семей;
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Ценностный потенциал:
1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.
2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребность делать добро.
3. Уважение в своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников.
4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах.
5. Участие в школьном самоуправлении.
6. Тактичность.
7. Реализм.
8. Потребность общения с прекрасным.
Познавательный потенциал:
1. Знание своих психофизических особенностей.
2. Абстрактно-логическое мышление.
3. Стремление к познанию Истины.
Творческий потенциал:
Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.
Коммуникативный потенциал:
Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающий потенциал:
Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.