МБОУ «Авторский лицей Эдварса № 90»
Программа
элективного курса
«Путешествие по стране Грамматика»
по английскому языку для 9-х классов.
Составитель программы:
Савченко Марина Вениаминовна
учитель английского языка
МБОУ «Авторский лицей Эдварса №90»
Ульяновск, 2025
Пояснительная записка.
Новое политическое мышление привело к расширению международных связей нашей страны. Развитие и углубление сотрудничества с другими странами во всех сферах жизни, науки, производства, культуры обусловливают реальную необходимость того, чтобы человек владел иностранным языком, и при этом умело использовал его в самых разнообразных ситуациях общения. В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре.
Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения языков привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам. Единая форма аттестации выпускников в форме ГИА и ЕГЭ предполагает освоение учащимися как базовых, так и специальных знаний по предмету. Программа курса призвана способствовать овладению таких знаний и их применению в мере, соответствующей требованиям современных образовательных стандартов.
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 9-х классов, изучающих английский язык.
Программа курса соответствует предметному курсу, направленному на углубление учебного предмета – английский язык и на подготовку к ГИА и ЕГЭ в части одного из его разделов «Лексика и грамматика».
Актуальность курса заключается в том, что практическую пользу будут иметь школьники, которые хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания иностранного языка. Изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований, развить учебную мотивацию школьников, подготовит их как к сдаче экзамена, так и к успешному обучению в школе.
Социальная значимость курса.
В содержание курса входят языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в ситуациях письменного и устного общения.
Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Важным результативным навыком является способность ориентироваться в различных видах тестовых заданий.
Курс предполагает использование в учебном процессе проектной технологии, элементов проблемного обучения, информационных технологий и игровых методик, что способствует самообразовательным целям обучающихся в интересующих их сферах человеческой деятельности и их профессиональным намерениям ближайшего будущего.
Связь программы курса с общеобразовательной программой.
Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов по иностранным языкам. Курс предполагает повторение и обобщение лексико-грамматического материала общеобразовательной программы по английскому языку, а также практическая работа с материалами повышенного и высокого уровня сложности. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата ЕГЭ, требующего обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
Отличительные особенности курса и принципы отбора материала:
- новизна
Учащиеся продуктивно овладевают грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно. Осуществляется развитие профессионально-ориентированных умений письменного перевода текстов с иностранного языка на русский.
- доступность
Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала.
- преемственность
Материал логично расширяется и углубляется из языковых курсов, построенных по программе базисного учебного плана для общеобразовательной школы. С одной стороны, повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английского глагола, условных предложений и косвенной речи, не изучавшимися в базисном курсе.
- научность
Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в нём. Материалы используемых пособий разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание и порядок проведения Единого государственного экзамена по иностранному языку.
- аутентичность
Несомненным достоинством данного курса является использование аутентичных материалов по грамматике, взятых из англоязычных источников. Таким образом, реализована идея о необходимости и возможности для обучаемых изучать язык на образцах оригинального языка, а не на адаптированных, русифицированных текстах, создающих ложный образ английского языка, который надо в дальнейшем преодолевать.
- межпредметная связь
Содержание элективного курса тесно связано с такими предметами как русский язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения, развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами) и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение сравнивать, обобщать, систематизировать).
Стремясь к тому, чтобы курс максимально способствовал практическому овладению языком, материал для учащихся представлен с учетом следующих параметров:
1) интерференция русского языка при изучении английского;
2) грамматическая норма и отклонения от неё;
3) сравнительный анализ грамматических структур;
4) основные способы перевода на русский язык видовременных форм глагола, условных предложений и предложений в косвенной речи;
5) использование тренировочных упражнений и тестов с высокочастотной лексикой, применимой на любом профиле обучения.
Программа элективного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни.
Цель курса – углублённое изучение некоторых разделов грамматики английского языка в школе с одновременной подготовкой к ГИА и в последующем к ЕГЭ по предмету.
Грамматический материал, представленный в элективном курсе, охватывает одну из наиболее сложных частей речи английской морфологии: глагол и его видовременные формы в действительном и страдательном залогах, а также разделы синтаксиса: косвенная речь и условные предложения.
Приоритетные задачи курса:
1) ознакомить учащихся с экзаменационным форматом;
2) повторить и обобщить материал по тем разделам грамматики и лексики, которые входят во все основные части экзамена;
3) совершенствовать навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
4) развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах
экзаменационных задания;
5) развивать языковое чутьё, формировать умения языковой догадки;
6) развивать общую коммуникативную компетенцию учащихся в части анализа информации, отбора содержательных элементов и их логической организации; аргументации своего мнения и принимаемых решений в ходе речевого взаимодействия;
7) сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
8) научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
9) развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи курса:
Общеобразовательные (учебные) – углублённое изучение и совершенствование грамматических навыков употребления видовременных форм английского глагола в действительном и страдательном залогах; продуктивное усвоение косвенной речи и условных предложений; обучение распознаванию и правильному переводу сложных грамматических конструкций; ознакомление со стратегиями выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Развивающие – развитие речемыслительной деятельности учащихся; развитие умений делать лингвистические наблюдения в отношении грамматических структур и обобщать их в виде языковых правил; развитие логики, способности к догадке, сравнению и сопоставлению грамматических явлений; развитие интереса учащихся к грамматике английского языка.
Воспитательные – формирование желания и умения учиться; воспитание интереса и положительного отношения к изучаемому языку; осознание необходимости изучения грамматики как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
Практические – овладение навыками использования двуязычных словарей и другой справочной литературой для решения переводческих задач; практическое использование изученного языкового материала во время выполнения тестовых заданий при сдаче экзамена по английскому языку.
Структура курса.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 1 год обучения (34 часа) по 1 часу в неделю и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно, только опираясь на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Курс состоит из вводного занятия (1 час), 5 тематических разделов (от 4 до 7 часов) и итогового занятия (1 час). Предусмотрены резервные уроки (2 часа).
Содержание курса.
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с целью, задачами курса и его содержанием. Диагностический тест (с целью выявления пробелов в знаниях по изучаемым темам).
I раздел. Систематизация видовременных форм глагола в действительном залоге. (4 ч)
Повторение основных форм английского глагола. Составление сводной таблицы видовременных форм английского глагола в действительном залоге. Наречия и другие слова, показывающие на время и аспект (составление схемы). Тренировочные (обучающие) тесты на сравнение Present Simple и Present Continuous; Present Continuous и Present Perfect Continuous; Present Perfect и Present Perfect Continuous; Present Perfect и Past Simple; Past Perfect и Past Perfect Continuous; Future Tenses. Закрепляющий тест по данному разделу по всем видовременным формам глагола в действительном залоге. Анализ теста.
II раздел. Страдательный залог. (7 часов)
Диагностический тест. Страдательный залог: общие сведения (образование). Употребление видовременных форм английского глагола в страдательном залоге. Составление сводной таблицы видовременных форм глагола в страдательном залоге. Переходные и непереходные глаголы. Типы пассивных конструкций (прямой, косвенный и предложный пассив). Особенности употребления некоторых глагольных форм и предлогов в страдательном залоге. Способы перевода предложений с глаголом в страдательном залоге на русский язык. Причины более широкого употребления страдательного залога в английском языке. Тренировочные тесты по данному разделу по всем видовременным формам глагола в страдательном залоге. Закрепляющий тест на сравнение действительного и страдательного залогов. Анализ теста и коррекция ошибок.
III раздел. Условные предложения. (5 часов)
Диагностический тест. Условные предложения: общие сведения. Типы условных предложений и использование в них различных наклонений (I тип – реальное условие; II тип – маловероятное условие; III тип – нереальное условие; Смешанный тип). Систематизация типов условных предложений (составление таблицы). Другие случаи использования союза if. Способы перевода условных предложений. Тренировочные тесты. Закрепляющий тест по данному разделу на знание всех типов условных предложений. Анализ и коррекция ошибок.
IV раздел. Косвенная речь. (7 часов)
Диагностический тест. Косвенная речь: общие сведения. Правила перевода прямой речи в косвенную. Согласование времен в косвенной речи. Изменения местоимений и показателей времени. Глаголы, используемые для перевода прямой речи в косвенную. Разница в употреблении глаголов tell, say, ask. Утверждения в косвенной речи. Вопросы и краткие ответы в косвенной речи. Неполные (эллиптические) предложения в косвенной речи. Повелительные предложения и просьбы в косвенной речи. Разговорные формулы в косвенной речи (приветствие, прощание, знакомство, приглашение, благодарность, извинение, совет). Тренировочные тесты. Закрепляющий тест по данному разделу на знание косвенной речи. Анализ теста и коррекция ошибок.
V раздел. Грамматика в формате ЕГЭ. (7 часов)
Диагностический (пробный) тест. Основные подходы, приёмы, стратегии выполнения экзаменационных заданий из раздела ЕГЭ «Грамматика и лексика». Тренировочные тесты для закрепления полученных знаний по грамматике английского языка и формирование навыков выполнения заданий в формате ЕГЭ. Закрепляющий тест на материале ЕГЭ 2010 г. Анализ и коррекция ошибок.
Итоговое занятие. (1 час)
Итоговый тест по всему изученному материалу. Анализ теста. Подведение итогов. Зачёт.
Методы обучения:
- коммуникативный;
- проблемный;
- грамматически-ориентированный.
Формы обучения:
- выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий;
- составление речевых высказываний, основанных на прослушанной и увиденной информации, с раскрытием предложенных опций;
- выполнение различных лексических и грамматических упражнений;
- парная работа;
- самостоятельная работа.
Учебно-тематический план
Unit | Theme | Language Work (theory & practice) | Lessons |
Introduction: the aim, tasks of the course. Diagnostic test. | 1 |
I | Tense Review (Active Voice) | Revision: Tense formation structures. The verb forms. Time expressions as tense markers. Progress tests: Present Simple & Present Continuous; Present Continuous & Present Perfect Continuous; Present Perfect & Present Perfect Continuous; Present Perfect & Past Simple; Past Perfect & Past Perfect Continuous; Future tenses. Achievement test: Tense forms compared (Active Voice). | 4 |
II | Passive Voice | Diagnostic test. Theory & Progress tests: The Passive (general: form, use). Passive Voice of the verb (all grammar tenses). Transitive & non-transitive verbs. Verbs with two objects in the passive. Passive Structures (The Direct Passive, The Indirect Passive, The Prepositional Passive). Translating passive structures. Infinitive & -ing forms in the passive. Using get instead of be in the passive. Using by and with. Reasons for using passives. Achievement tests: Review of Passive Voice. Tense forms compared (Active & Passive Voices). | 7 |
III | Conditionals | Diagnostic test. Theory & Progress tests: Conditionals (introduction). Types of conditional sentences. Real situations with if, can, unless, provide, as long as, should, Imperative (Conditional I). Unreal situations with if, were, might, could, were to (Conditional II). Unreal situations with if, might (Conditional III). Mixed conditions. Other if sentences. Translating conditionals. Achievement test: Review of Conditionals. | 5 |
IV | Reported Speech | Diagnostic test. Theory & Progress tests: Reported Speech (introduction). Sequence of tenses. Present situations & special cases. Pronouns & time adverbials. Indirect statements. Indirect questions. Indirect requests, offers, orders, instructions, etc. Verbs tell & say, tell & ask. Achievement test: Revision of Reported Speech. | 7 |
V | Grammar for English Exam | Diagnostic test. Strategy of fulfilling the exams tasks. Exam 2008, 2009. Progress tests: different grammatical tasks from the examination papers. Achievement test: Exam 2010. | 7 |
Review of the Course: Final Test. Correcting Mistakes. | 1 |
Optional Lessons | 2 |
Формы работы:
«мозговой штурм»; лекция; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок.
Формы контроля:
текущие – перевод, грамматический тест;
итоговые – тест в формате ЕГЭ.
Предполагаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны знать:
формат ГИА и ЕГЭ и основные типы заданий;
критерии оценки уровня развития коммуникативной компетенции;
лексико-грамматический материал, соответствующий общеобразовательной программе по английскому языку;
видовременные формы английского глагола в действительном и страдательном залогах;
условные предложения I, II, III и смешанного типов;
правила перевода прямой речи в косвенную;
культурные особенности, страноведческие факты, формирующие достаточно высокий уровень социокультурной компетенции учащегося.
основные подходы и приемы выполнения экзаменационных заданий (в формате ЕГЭ) из раздела грамматики.
Учащиеся должны уметь:
распознавать дифференциальные признаки всех видовременных форм английского глагола при чтении, понимать разницу в их употреблении;
правильно переводить на русский язык видовременные формы английского глагола в действительном и страдательном залогах, условные предложения и предложения в косвенной речи;
работать с различными видами тестов – тесты на выбор, на подстановку, на подбор соответствий, на поиск ошибок, на выбор по критерию истинный – ложный, а также восстанавливать пропущенные слова в связном тексте.
Учащиеся должны использовать:
различные способы систематизации грамматического материала (конспектирование, составление и заполнение таблиц, построение схем);
приобретённые знания и умения в практической деятельности для сдачи экзамена по английскому языку;
полученные навыки для продолжения образования в соответствии со своими профессиональными планами.
В качестве ожидаемого результата предполагается повышение общего уровня владения английским языком.
Критерии оценивания.
Система оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых заданий различного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового контроля, а также для коррекции ошибок.
Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь, которая обеспечивает управление учебным процессом и способствует повышению эффективности обучения английскому языку.
В начале каждого тематического раздела проводится диагностический тест (Diagnostic Test) для выявления пробелов в знаниях по данной теме. Теоретический материал сопровождается текущими обучающими тестами (Progress Tests), которые позволяют отработать материал по предложенным разделам английской грамматики. В конце каждого раздела предлагаются закрепляющие тесты или тесты достижений (Achievement Tests), позволяющие оценить полученные знания. Завершает элективный курс финальный тест (Final Test) для итогового контроля знаний и получения зачёта по данному курсу. После выполнения учащимися тестов обязательно проводится анализ и коррекция ошибок.
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 90% и выше – «отлично», тест выполнен на 75% и выше – «хорошо», 60% и выше – «удовлетворительно», ниже 60% - «неудовлетворительно». Для получения зачёта необходимо выполнить итоговый тест с оценкой не ниже «удовлетворительно».
Оценка результативности работы по программе курса.
1. Итоги работы по учебной программе подводятся после проведения пробного экзамена в формате ГИА и ЕГЭ и последующего совместного с учащимися анализа типичных ошибок, их причин и способов устранения. Планируется создание с учащимися пакета рекомендаций и памяток для последующих поколений выпускников, сдающих ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
2. Основное внимание уделяется самоконтролю знаний и умений учащимися. Анализируется выполнение домашних работ, письменных творческих заданий. Итоговой диагностикой полученных знаний является репетиция экзамена.
3. Важным аспектом работы курса является диагностика удовлетворённости учащихся учебным процессом и его результатами в форме промежуточного и итогового анкетирования. Поскольку экзамен включает в себя задания разных уровней сложности, способность учащихся справиться с ними демонстрирует влияние образовательного процесса на их развитие и повышение коммуникативно-речевой компетентности.
4. Критерии оценки компетентности учащихся в различных видах языковой и речевой деятельности основываются на критериях оценивания, разработанных Федеральным Институтом Педагогических измерений.
Учебно-материальная база
Для обеспечения образовательного процесса имеется:
Список используемой литературы
Афанасьева Н.Р., Гичева Н.Г., Гоголь О.В., Дворжец О.С. Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 288 c.
Блинова С.И. Тесты и контрольные работы по грамматике английского языка. – СПб.: Издательство «Союз», 2003. – 256 c.
Высотова И.Е., Гриднева Т.Г. Английский язык. Учебное пособие для студентов гуманитарных университетов. – Томск: Издательство ТГПУ, 2004. – 208 с.
Гичева Н.Г., Дворжец О.С., Черкашина Л.П. 1200 тестов по английскому языку. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 256 с.
Гузеева К.А., Трошко Т.Г. Английский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
Единый государственный экзамен по английскому языку. Демонстрационный вариант 2004, 2006 гг. // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 7-8 // 2006. – № 3. – С. 19-20.
Жималенкова Т.М., Мыльцева Н.А. Универсальный справочник по грамматике английского языка. – М.: Глосса, 1995. – 224 с.
Кошманова И.И. Тесты по английскому языку. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Рольф», 2000. – 256 с.
Кузеванова Н.И., Талзи Л.В. Exam Drive. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. – Обнинск: Титул, 2003. – 64 с.
Кузьменкова Ю.Б., Жаворонкова А.Р., Извольская И.В. Revising, Reading and Reasoning for your English Exams. Английская грамматика и лексика в тестах и текстах. – Обнинск: Титул, 2002. – 160 с.
Кузьменкова Ю.Б. Tests, Texts and Topics for your English Exams. – Обнинск: Титул, 2001. – 152 с.
Материалы областной олимпиады школьников по английскому языку: Методическое пособие. / Составители: Агафонова Е.Г., Ананьева Л.Г., Глухий Я.А., Смирнова Н.Д. – Томск: Издательство ТГПУ, 2005. – 60 с.
Мильруд Р.П. Fifty-Five English Grammar Tests Towards International Exams. // Методическая мозаика // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 23-27.
Николенко Т.Г. Тесты по грамматике англ. языка. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 160 с.
Пособие по английскому языку для поступающих в Томский политехнический университет. / Сост.: Казак О.Г., Николаенко Н.А. – Томск: Изд-во ТПУ, 2000. – 124 с.
Романова Л.И. Английский язык: Будь готов к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 336 с.
Тесты по английскому языку. 5-11 кл. / Сост. В.В. Логинов. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 332 с.
Цебаковский С.Я. Кто боится английских глаголов? Пособие для изучающих, изучавших и недоучивших английский язык. – Обнинск: Титул, 2000. – 112 с.
Чадаева М.А. Английский язык. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.
Digby Beaumont & Colin Granger. The Heinemann ELT English Grammar. An Intermediate Reference and Practice Book. Oxford: Macmillan Heinemann ELT, 1998.
John & Liz Soars. Headway. Pre-Intermediate. Workbook. Oxford: OUP, 2000.
Luke Prodromou. First Certificate Star. Practice Book. Grammar and Vocabulary. Oxford: Macmillan Heinemann ELT, 2000.
Michael Swan & Catherine Walter. How English Works. A Grammar Practice Book. Oxford: Oxford University Press, 1997.
Michael Vince. First Certificate Language Practice. Oxford: Macmillan Heinemann English Language Teaching, 2003.
Raymond Murphy. English Grammar in Use. A self-study reference book for intermediate students. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.