Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей им. Д.А.Фурманова
городского округа Кинешма Ивановской области
155800, Ивановская область, г. Кинешма, ул. им. Ленина, д.42 факс/телефон(49331) 5 66 64, е-mailSchoolfurman@ mail. ru |
|
ПРИНЯТО | | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | | Директор лицея |
Педагогического совета. | | Воронова И.В. |
Протокол № 1 от 30 августа 2018 г. | | Приказ № от 30 августа 2018 г. |
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного предмета русский язык
Составитель учитель русского языка и литературы Румянцева Т.Н., высшая квалификационная категория. |
«Трудные вопросы русской грамматики»
год составления РП - 2018
срок реализации РПП – 1год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс предназначен для реализации в 10 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года, рассчитан на 1 час в неделю (34 ч за учебный год).
Курс «Трудные вопросы русской грамматики» расширяет и углубляет рамки учебной программы. Он состоит из следующих разделов: «Введение», «Морфология и орфография», «Морфология и словообразование» , «Явления переходности в грамматике русского языка», «Морфология и культура речи», «Грамматика. Синтаксис и пунктуация». В содержании современной школьной программы эпизодически рассматриваются вопросы функциональной омонимии знаменательных и служебных частей речи, морфологические и синтаксические нормы языка, вопросы культуры речи. Это нередко создает у учащихся трудности при подготовке к итоговой аттестации. В данном курсе внимание сосредотачивается на трудных вопросах , предполагающих повторение, систематизацию и углубление сведений из области морфологии и синтаксиса во взаимодействии со словоупотреблением , явлениями грамматической омонимии , вопросами культуры речи. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами правки и редактирования текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам словарей и справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Вокруг нас происходит размывание языковой нормы, уже обусловившее кризис русской речи, поэтому важно восстановить уважение к нормативному строю языка в его речевом функционировании . Человек, владеющий речевой культурой и нормами письменной речи, сегодня остро необходим современному обществу. Для решения практических задач курса , формирования устойчивых навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа.
Данный элективный курс актуален, т.к. открывает новые возможности с одной стороны для углубления содержания лингвистического образования , с другой стороны обеспечивает условия эффективной подготовки к ЕГЭ.
Основная форма реализации содержания программы – учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ. Для совершенствования практических умений учащихся и отслеживания результатов используются задания формата ЕГЭ.
Цели обучения русскому языку согласуются с важной задачей , связанной с необходимостью готовить учеников к выпускному экзамену. Независимо от формы его проведения старшеклассники должны продемонстрировать результаты освоения родного языка:
владение всеми видами речевой деятельности, способность использовать язык в различных сферах и ситуациях общения; владение информационными умениями, основными нормами литературного языка, нормами речевого поведения в различных сферах общения
Задачи курса:
• формирование представления о русском языке как целостной структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;
• развитие и совершенствование орфографических, пунктуационных умений и навыков, углубление теоретических знаний по грамматике русского языка, развитие познавательного интереса к родному языку;
• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;
• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;
• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.
создать условия для успешной подготовки к экзаменам по русскому языку
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
тестовые задания и тренировочные упражнения;
практикум;
работа с различными видами лингвистических словарей;
знакомство с многоаспектностью существования слова;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате выпускник должен :
соблюдать в практике письма и речи орфографические, пунктуационные , морфологические и речевые нормы современного русского литературного языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности ;
различать грамматические омонимы;
владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора;
правильно вычленять грамматическую основу предложения;
выполнять разбор сложных синтаксических конструкций
Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов русской грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне.
Личностные результаты:
- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками,
- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
-Умение самостоятельно определять цели учебной, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.
-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-владение различными приёмами редактирования текстов;
-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;
-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4
-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы.
-
3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ»
1. Введение. 1ч
Основы языкознания. Язык, его структура.
2.Грамматика. Морфология и орфография. 9ч.
Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и чередующиеся. Корни-омофоны. Правописание н-нн в различных частях речи. Правописание н-нн в кратких прилагательных и кратких причастиях. Правописание не с различными частями речи. Правописание частиц не и ни. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание сложных слов. Правописание союзов, предлогов и частиц.
3. Морфология и словообразование. 3ч.
Типичные морфемные модели имен существительных , прилагательных , глаголов , наречий. Основные способы образования слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, сложение, бессуффиксный и неморфологические(морфолого-синтаксический, лексико-семантический)
4.Явления переходности в грамматике русского языка. 7ч
Явления переходности в системе частей речи. Дифференциальные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Понятие о функциональной омонимии. Лексические и грамматические омонимы. Переходные случаи между существительными и прилагательными(субстантивация).Переходные явления между прилагательными и причастиями(адъективация) . Переходные явления между прилагательными и местоимениями(прономинализация). Переходные явления между наречиями и существительными (адвербиализация).Свойства существительных, образованных суффиксальным способом от числительных. Краткие прилагательные и их функциональные омонимы. . Местоимение что и его функциональные омонимы. Местоимение это и его функциональные омонимы .Омонимия в сфере служебных частей речи.
Сходство и различие союзов и союзных слов. Отличие частиц от других частей речи.
5.Морфология и культура речи. 5ч.
Морфологические нормы употребления существительных. Морфологические нормы употребления прилагательных. Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм. Морфологические нормы употребления числительных. Морфологические нормы построения словосочетаний и предложений. Морфологические нормы сочетания подлежащих и сказуемых.
Основные категории грамматики . Имя существительное: род отдельных слов, в том числе несклоняемых, особенности в образовании падежных форм, Имя прилагательное: семантические оттенки полной и краткой форм, специфика образования полной и краткой форм степеней сравнения; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, которая вызвана местоимениями. Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императив. Деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; связь деепричастия с подлежащим (семантическая) и сказуемым (синтаксическая).
Имя числительное, склонение составных числительных, как количественных, так и порядковых (счетных слов), числительные собирательные и возможность их образования; предлоги и их употребление в речи, производные предлоги и их грамматически правильное использование в тексте; речевое функционирование союзов; частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы;
Основные случаи согласования слов в тексте. Моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.
6. Грамматика. Синтаксис и пунктуация. 9ч
Структура простого и сложного предложения. Грамматическая основа. Трудные случаи определения типов сказуемого Способы выражения подлежащего и сказуемого. . Трудные случаи определения составных сказуемых. Безличное предложение. Способы выражения именной части. Вводные слова и члены предложения..Типы сложного предложения .Сложные предложения с различными видами связи
Синтаксический разбор предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДАЮ |
Директор лицея |
Воронова И.В. |
Приказ № от 30августа 2018 г. |
Календарно-тематический план курса
№ урока п/п. | № В четв | № В теме | Тема урока | Вид учебной деятельности | Дата проведения |
| | | | | План | Факт |
Введение ( 1ч) |
1 | 1 | 1 | Введение. Мофология и синтаксис как основные разделы грамматика. | Осознают понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязь различных единиц и уровней языка, языковая норма и её функции. Выполняют упражнения. Строят монологическое высказывание. | 7.09 | |
Грамматика. Морфология и орфография. |
2 | 2 | 1 | Трудные случаи в применении орфографических правил правописания безударных гласных в корне слова. Разграничение омонимичных корней слов. | Различают омонимичные корни, выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы. Строят монологическое высказывание по теме. Производят самоконтроль своей деятельности. | 14.09 | |
3 | 3 | 2 | Трудные случаи в применении орфографических правил правописания Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. | Проводят морфологический анализ слова (его отнесенность к определённой части речи)Выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы, связанные с правописание н-нн в различных частях речи. Строят монологическое высказывание по теме. Производят самоконтроль своей деятельности. | 21.09 | |
4 | 4 | 3 | Правописание Н-НН в различных частях речи | 5.10 | |
5 | 5 | 4 | Трудные случаи в применении орфографических правил правописания НЕ с разными частями речи | Проводят морфологический анализ слова (его отнесенность к определённой части речи).Выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы, связанные с правописание. | 12.10 | |
6 | 6 | 5 | Трудные случаи в правописании наречий. Слитное, раздельное , дефисное написание наречий | 19.10 | |
7 | 7 | 6 | Слитное , дефисное , раздельное написание слов | 26.10 | |
8 | 8 | 7 | Правописание служебных частей речи.. | 9.11 | |
9 | 1 | 8 | Правописание частиц не и ни | 16.11 | |
10 | 2 | 9 | Диагностика знаний по теме «Грамматика. Морфология и орфография» | Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности. | 23.11 | |
Морфология и словообразование. | |
11 | 3 | 1 | Морфологический и неморфологический способ образования существительных. | Владеют основными терминами и понятиями раздела. Употребляют их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию. Понимают принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием. Осознают разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Совершенствуют навыки словообразования прилагательных ,глаголов,наречий. | 30.11 | |
12 | 4 | 2 | Словообразование прилагательных и глаголов | 7.12 | |
13 | 5 | 3 | Особенности словообразования наречий. | 14.12 | |
Явления переходности в грамматике русского языка. |
14 | 6 | 1 | Функциональные омонимы. | Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления. Работают над понятиями : субстантивация и адъективизация, адвербиализация, грамматическая омонимия. Разграничивают части речи. Пишут слова в соответствии с орфографическими нормами. | 21.12 | |
15 | 7 | 2 | Омонимия внутри знаменательных частей речи(субстантивация и адъективизация) | 28.12 | |
16 | 6 | 3 | Отличие наречий от слов категории состояния и кратких прилагательных. Адвербиализация. | 11.01 | |
17 | 1 | 4 | Переход знаменательных частей речи в служебные. | 18.01 | |
18 | 2 | 5 | Разграничение союзов и союзных слов. | 25.01 | |
19 | 3 | 6 | Отличие частиц от других частей речи | 1.02 | |
20 | 4 | 7 | Различение грамматических омонимов | 8.02 | |
Морфология и культура речи. |
21 | 5 | 1 | Грамматическая правильность русской речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол и его формы. . | Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают грамматические и орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполняют упражнения.Строят монологическое высказывание. | 15.02 | |
22 | 6 | 2 | Грамматическая правильность русской речи. Имя числительное. Местоимение. Служебные части речи. | 22.02 | |
23 | 7 | 3 | Грамматические нормы построения словосочетания и предложения | 1.03 | |
24 | 8 | 4 | Грамматические нормы координации подлежащего и сказуемого | 15.03 | |
25 | 9 | 5 | Грамматические ошибки ( морфологические и синтаксические)и приемы их устранения | 22.03 | |
Грамматика. Синтаксис и пунктуация. |
26 | 1 | 1 | Грамматическая основа предложения: проблемы и решения. | Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Выполняют упражнения. Анализируют структуру предложения. Используют в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выявляют случаи нарушения синтаксических норм, выполняют коррекцию нарушений. | 5.04 | |
27 | 2 | 2 | Безличное предложение. Формы выражения сказуемого. | 12.04 | |
28 | 3 | 3 | Различные виды осложнения предложения | 19.04 | |
29 | 4 | 4 | Отличительные признаки вводных слов от членов предложения. | 26.04 | |
30 | 5 | 5 | Типология и анализ сложного предложения | 3.05 | |
31 | 6 | 6 | Сложные синтаксические конструкции. Пунктуация в них | 10.05 | |
32 | 7 | 7 | Типичные случаи нарушения синтаксической нормы. | 17.05 | |
33 | 8 | 8 | Диагностика знаний по теме « Грамматика. Синтаксис и пунктуация» | Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности. | 24.05 | |
34 | 9 | 9 | Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков | Самостоятельно определяют цели, задают критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. | 31.05 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Диагностика знаний по теме «Грамматика. Морфология и орфография»
ПРОФЕССОР.
В ближайший вечер Поля в подробностях рассмотрела своего нового знакомца. Как и в прошлый раз, он сидел в профиль к ней, но в этом заключалось и некоторое преимущество: не мешали очки, не заслоняла книжка, служившая ему как бы ширмой от посторонних наблюдателей. У него было продолговатое, аскетической худобы, овеянное непримиримым величием и не без оттенка надменной гордости лицо с матовым цветом кожи и с небрежной, чуть сединою тронутой бородкой; как бы ветерком вдохновения вздыбленные волосы его были умеренно длинны, и слегка мерцающие тени лежали во впадинах над высоким лбом. Всё это придавало ему образцово-показательную внешность стойкого борца за нечто в высшей степени благородное, что в свою очередь вызывало самые глубокие к нему симпатии. И при одних поворотах он напоминал некоего православного миссионера с Курильских островов, а при других — даже пророка древности, приговорённого к мученическому костру... если бы не странное, к прискорбию, устройство глаз у Александра Яковлевича. Время от времени там, в глубине, под бесстрастно опущенными веками начиналась быстрая беготня зрачков, мало подходящая для проповедника не только слова Божия, но и менее возвышенных истин. Какое-то неотвязное воспоминание преследовало этого человека, так что каждую четверть часа требовалось ему удостовериться в отсутствии поводов для беспокойства. Наверное, река жизни основательно потрепала его на порогах, прежде чем вынесла в устье заслуженного общественного признания.
(По Л. Леонову.)
208 слов
1) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ
2) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Те, кто посетил авиасалон фотовыставку «Карусель», не остались равнодушными.
2) По мнению Льва Толстого, что «сколько сердец —столько родов любви».
3) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.
4) Старый принцип разработчиков компьютеров, который постепенно перешел в международный фольклор, гласит: «Человек думает, компьютер работает».
5) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его действия.
6) Работа, требующая интеллектуальных усилий, благотворно сказывается на умственной деятельности человека, помогая сохранить ясность ума до глубокой старости.
7) В фабулу романа включены факты, не только не соответствующие действительности, а также воспринимаемые как просто нелепые.
8) Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы.
9) Современная молодежь для физического самосовершенствования выбирают фитнесцентры по месту жительства.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
3.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
вин..грет
приг..рюнился
предприн..мать
прим..рение
к..сички
4) Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..радостный, не..говорчивый;
пр..обрёл, пр..украсил;
не..писуемый, р..зыграть;
фел..етон, ад..ютант;
по..скочить, о..гадать.
5) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё.
испыт..вать
толк..тня
запрост..
раскрепощ..нность
разб..вать
6) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
кол..тся
кача..щий
самокле..щиеся
дремл..щий
наве..т
7) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он бежал (не)быстро, а медленно.
(Не)занятый делом человек никогда не может наслаждаться полным счастьем.
Ещё видны остатки (не)растаявшего на полях снега.
Через два дня состоялся далеко (не)лёгкий разговор.
Мотивы его поступков так и остались (не)понятыми.
8) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.
(ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.
Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.
Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.
(ПО)ТОМУ, как человек одет, часто делается вывод о его служебном статусе, профессии, а ТАК(ЖЕ) о его положении в обществе.
9)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Во время дождя мощё(1)ая гранё(2)ыми плитами мостовая мгнове(3)о превращалась в беше(4)ый водя(5)ой поток.
15) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Было особенно тихо и немноголюдно и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки.
2) Мне тяжело вспоминать своё прошлое и Петербург и свою любовь.
3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем.
4) И вот уже и трепещут и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев.
5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней.
Диагностика знаний по теме « Грамматика. Синтаксис и пунктуация»
1) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
2 ) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Двенадцать ... Сейчас (1) наверно (2)
Прошёл он через посты.
Час... Сейчас он добрался
к подножию высоты . .
Два ... Он теперь (3) должно быть (4)
Ползёт на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал ( 5) рассвет.
(К. М. Симонов)
3) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Заговорил Пётр Петрович (1) привычка (2) которого (3) сводить всякий разговор к спору (4) очень утомляла коллег.
4) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По М.С. Крюкову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
5) Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?
1) Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.
2) Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.
3) Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.
4) Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.
5) Каждый человек способен понять и признать, что из-за ложно раздутого чувства собственного достоинства он иногда делает опрометчивые шаги, совершает ошибки.
5) Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?
1) Предложения 1–8 содержат рассуждение.
2) В предложениях 17–20 представлено повествование.
3) Предложения 21–24 включают элемент описания.
4) В предложениях 27–28 перечислены последовательные действия персонажа.
5) В предложении 22 представлено повествование.
6)Из предложения 8 выпишите глаголы, употреблённые в переносном значении. Выписывайте слова в той форме, что стоят в предложении.
7) Среди предложений 26−29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
8) Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».
Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3) эпитеты
4) общественно-политическая лексика
5) вводное слово
6) вопросно-ответная форма изложения
7) цитирование
8) диалектизм
9) ряды однородных членов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г