СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Просмотр содержимого документа
«Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Черемшанская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА






«Утверждаю» Директор

МАОУ Черемшанская СОШ

_______________/Болтунов Н.Е.








Программа групповых коррекционно-развивающих занятий

для детей с умственной отсталостью

на 2019 – 2020учебный год






















Составил педагог-психолог

Липина Н.В.



Пояснительная записка

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.

Задачи программы:

• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• формирование образа «Я», навыков самопознания;

• развитие эмоционально – волевой сферы;

• освоение навыков работы в коллективе;

• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:

1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2. Соотношение деятельности психолога и педагога.

3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).

Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:

• низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

• затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;

• сравнительно элементарная мотивация отношений;

• недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

• нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.

Несформированность умственной деятельности у детей с умственной соответствует особенностям их эмоциональной сферы:

• недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

• неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.

В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:

• Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью.

• Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

• Деятельностный принцип

• Принцип комплексности методов психологического воздействия

• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).


Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана для детей с умственной отсталостью в возрасте от 8 до 12 лет.

Участники программы: дети младшего школьного возраста и подростки с умственной отсталостью, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности).

Групповые коррекционно-развивающая занятия рассчитаны на 34 занятия (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 20-30 минут

№ занятия Тема Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений

(без подробных описаний) Количество часов

1 2 3

1-2 Знакомство. Установление доброжелательных взаимоотношений. преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения. Приветствие со свечой

Упражнение «Барометр настроения».

Упражнение-тренинг «Ласковое имя»

Упражнение-тренинг «Танцы на газете».

Конструирование

Ритуал прощания. «Кисточка – ласковица» 2

3-4 Я не один, нас много. обращение к собственным чувствам; развитие внимания к окружающим людям Приветствие со свечой Упражнение 1 «Цвета радуги»

Упражнение 2 «Письмо о себе»

Упражнение 3 «Горячий стул»

Упражнение 4 «Моя жизнь, мои роли»

Упражнение «Если бы я был…»

Игра-тренинг «Волшебный лес чудес»

Игра-тренинг «Скучно, скучно так сидеть» - «Лишний стул»

Ритуал прощания 2

5-6 Я и мир вокруг меня сформировать позитивное отношение к происходящим событиям Приветствие.

Упражнение 1 «Цвета радуги»

Упражнение 2 «Письмо о себе»

Упражнение «Мое отношение к миру».

Упражнение 4 «Моя жизнь, мои роли»

Написание сочинения

Ритуал прощания 2

7 Наши имена познакомить детей с разными именами, их значением, дать возможность почувствовать собственную значимость, укреплять уверенность в себе.

Упражнение «Моё имя»

Беседа: «Что означают наши имена»

Упражнение «Создание дерева дружбы»

Работа в парах. Упражнение «Собери разбитую тарелку», «Найди пять отличий»

Упражнение «Зеркало» 1

8-9 Я такой как все

Цель: формирование позитивного отношения к окружающим, укреплять уверенность в себе Приветствие

Упражнение «Зеркало»

Беседа в порах

Упражненин-тренинг «Подари свою улыбку»

Упражнение «Конструктор настроения».

2

10 Общения и умения знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений. Приветствие

Упражнение 1 «Какой я в общении?»

Упражнение 2 «Общение — это...»

Лекционное упражнение 3 «Как укреплять свою коммуникабельность»

Упражнение 4 « Гость»

Упражнение 5 «Найди свою пару»

Ритуал прощания 1

11-12 Наши эмоции Развитие эмоциональной сферы у учащихся имеющих интеллектуальную недостаточность.

Игра «Лото настроений».

Игра «Угадай эмоцию».

Задание: нарисуй «Картинку с настроением».

Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон».

Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба».

2

13 Напряженность и тревожность Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие самопознания. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Упражнение «Пластилин - силач».

Упражнение 3 «Ассоциация».

Упражнение 4 «Стаканчик».

Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».

Игры с пуговицами. «Событие»

Упражнение «Аплодисменты

1

14-15 Эмоции и чувство сформировать навыки коммуникативного общения, развивать эмоционально-волевую сферу, научить выражать эмоции и чувствовать эмоциональное состояние других людей. Упражнение «Я – это ты»

Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий»

Релаксация “Луг-лес-река-луг”

Упражнение “Клубочек”

Упражнение «Вредные привычки»

2

16 Волшебные руки

Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему. Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий Упражнение «Приветствие

Упражнение «Такой поступок мне к лицу»

Упражнение «Испуганный Ежик»

Игра «Волшебные руки»

«Аплодисменты»

1

17 Злость, гнев

разрядка агрессивных тенденций в поведении, в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии Упражнение «Доброе животное»

Упражнение «Кошки - собаки»

Упражнение «Круг друзей».

Упражнение «Не сердись улыбнись»

1

18-19 Тема: Эмоции

определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Занятия «Дружба начинается с улыбки»

Упражнение «Цвет настроения»

Упражнение «Угадай эмоцию»

Упражнение «Круг друзей».

2

20 Музыкотерапия Прослушивание и знакомство с разной музыкой Музыка и песни разных стран 1

21-22 Узнаём друг о друге показать детям, что в них много общего и много различий; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитание терпимости к окружающим.

Игра «Пять имён».

Игра-тренинг «Водяной»

Игра – тренинг «Ветерок».

Ритуал прощания. «Кисточка – ласковица» 2

23 Волшебные средства понимания

познакомить с интонированием речи; учить относиться внимательно друг к другу; учить пользоваться мимикой лица при изображении эмоций; показать, как мимика помогает в общении; развитие внимания, эмпатии «Ласковое имя»

Упражнение-тренинг «Интонация»

Упражнение-тренинг «Кто тебя позвал?»

Игра-тренинг «Интервью дракона»

Упражнение «Не сердись улыбнись»

1

24 Вот я какой!


обобщение знаний; повышение самооценки ребёнка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим. Приветствие со свечой

Упражнение «Ассоциация»

Упражнение-тренинг «Ладошки»

Упражнение «Пересядьте те, кто …»

Упражнение-тренинг «Пион и колючий ёжик»

Упражнение-тренинг «Я – хороший, мы – хорошие»

Упражнение «Не сердись улыбнись»

1

25 Страх , тревога обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме «Дружба начинается с улыбки»

Чтение притчи «Куда ты идешь».

«Упражнение клоун»

занятия «Эстафета дружбы».

1

26-27 Это интересно выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Упражнение «Внимание»

Задания дорисуй не достающее 2

28-29 Хочу сказать приятное другому человеку

формирование эмпатических реакций ребенка.

Приветствие со свечой

Упражнение «Барометр настроения».

Упражнение-тренинг «Ласковое имя»

Упражнение «Похвали себя» Упражнение «Комплемент»

Аплодисменты »

2

30 Расслабляемся вместе Снятие эмоционального напряжения «Графическая музыка».

пословицы,

Игры с пуговицами. «Событие»

Упражнение «Аплодисменты».

1

31 Чувство собственного достоинства Формирование углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи класса Упражнение «Пожелания»

Упражнение«Самый-самый»

Упражнение «Мое качество»

Упражнение «Скульптура»

Упражнение «Уступки»

Ритуал прощания. «Я рад был общаться с тобой».

1

32 Поработаем бумагой Умения и навыки работы с бумагой.

Конструирование цветов, аппликации

1

33 «Это – я» - я рисую свой портрет помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе

Упражнение «Зеркало»

Физминутка «Есть или нет?»

Упражнение «Мой портрет»

Упр. «Дерево дружбы»

1

34 Прощание Закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, закрепление дружеских отношений между членами группы Упражнение «Карусель»

Упражнение «Я к вам пишу…»

Упражнение «Я - это Я»

Упражнение « Я говова всем спасибо» 1

Всего 34





Требования к уровню подготовки обучающегося

Обучающийся должен знать:

- Первичное представление о психологии;

- Особенности собственного эмоционального мира;

- Эмоциональные проявления в общении;

Обучающийся должен уметь:

- Распознавать эмоциональные состояния других людей;

- Управлять собственными эмоциями, чувствами;

- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.



Ожидаемые результаты программы:

своевременное выявление обучающихся имеющими проблемы в развитии и обучении, отслеживание положительной динамике и результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ.

– создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, наличие соответствующих материально-технических условий);

– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

– формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;

– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействие с другими организациями;










Перечень учебно-методического обеспечения


1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006

2. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2011

3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогичускаядиогностика умственного развития детей. 2-е изд. Перераб.-М.Просвещение.Владос 1995г.

7. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М: «Бук-Мастер»1993г.

8. 6. Маллер А.Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью. (Инст.дефектологии М:Ж. Дошк.воспит№5 1991г. Стр69)

9. Рубенштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение 1986г.