ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Английский язык» 1 класс создана на основе:
Закона РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции).
Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373
Рабочая программа по английскому языку для учащихся первого класса составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения)
Учебного плана МБОУ МБОУ «Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2 имени героя Советского Союза Б.К.Кузнецова»
Методического письма Министерства Образования и Науки РТ № 16708/14 от 25.08.2014 «О введении учебного предмета «Иностранный язык» в 1 классах общеобразовательных организаций Республики Татарстан».
В современном обществе знание иностранного языка становится необходимой частью личной и профессиональной жизни человека. Востребованность иностранного языка в обществе, в свою очередь, повышает его статус как учебного предмета в системе общеобразовательной подготовки школьников. Сейчас изучение иностранного языка в школе начинается уже со второго класса. Столь раннее начало обучения пугает родителей и даже учителей. Новые учебники предъявляют высокие требования к 7-8 летним детям.
Актуальность данной программы заключается в том, что возросший статус иностранного языка, как средства общения, явился стимулом внедрения в практику раннего обучения иностранных языков. Начало приобщения ребенка к иностранному языку в дошкольном и младшем школьном возрасте целесообразно и оправдано, поскольку именно этот период развития ребенка является наиболее сензитивным для начала формирования иноязычной коммуникативной компетенции. У маленького ребенка прекрасно развита долговременная и оперативная память и все, что он учит в это время, надолго запоминается. Раннее обучение иностранным языкам подготавливает ребенка к освоению курса иностранного языка в общеобразовательной школе, то есть формирует в обучаемом вторичную языковую личность (совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне).
Новизна программы. Деятельностный характер предмета «Звездный английский» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включить иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Педагогическая целесообразность программы. Анализ методической литературы показал, что, несмотря на отсутствие общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения дошкольников иностранному языку, существует реальная возможность систематического обучения данному предмету на специальных занятиях в условиях детского сада или учреждения дополнительного образования. Раннее обучение иностранным языкам позволяет реализовать идею непрерывного образования школьников. Данная программа знакомит младших школьников с основами иноязычной культуры, т. е. сообщает детям базовый объем знаний, умений, навыков, таким образом, является подготовительным этапом к чтению и письму.
Особенностью программы является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания речи на слух), а также вырабатывание моторных навыков, способствующих успешному развитию речемыслительных процессов.
Цель: развитие лингвистических способностей младших школьников посредством активизации их творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей персептивных, речевых, моторно- графических навыков;
Способствовать формированию у детей учебных умений;
Способствовать развитию познавательного интереса к праздникам, традициям, обычаям страны изучаемого языка.
Развивающие:
Развивать психологические функции ребенка:
память (произвольную, непроизвольную);
внимание (произвольное, непроизвольное);
мышление (наглядно-образное, логическое);
воображение (репродуктивное, творческое).
Развивать специальные способности, необходимые для обучения иностранному языку:
Развивать навыки и умения детей работать в команде.
Обучить продуктивному использованию интернет-технологий. Воспитательные:
Воспитывать понимание, уважение, толерантности к другой культуре;
Воспитывать правильную оценку себя и других;
Воспитывать доброе, дружеское отношение к другим детям;
Воспитывать культуру поведения и культуру умственного труда;
Воспитывать навыки организации самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения.
Условия реализации программы
Срок реализации программы «Звездный английский» - 1 год. Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет. Количество учащихся в группе - 15 человек.
Форма обучения очная с применением дистанционных технологий и/или электронного обучения.
При организации обучения в очной форме с применением дистанционных технологий и/или электронного обучения образовательный процесс организуется в форме видеоуроков, видеозаписей, аудиозаписей, презентаций, которые педагог разрабатывает сам или использует опыт других педагогов (текстовых, мультимедийных, фото, видео и др. материалов) и отправляет по электронной почте. Возможно изменение срока реализации программы при сохранении объема часов. Занятия организуются индивидуально или группами в свободном режиме. Организация общения с детьми и родителями будет осуществляться с помощью приложения-мессенджера
«Viber». Для обеспечения текстовой, голосовой и видеосвязи через Интернет педагог может использовать платформу для онлайнконференций «Zoom» или программу
«Skype».
Формы организации самостоятельной работы обучающихся при дистанционном обучении: тесты, викторины, домашние задания, самостоятельные работы.
Ценностные ориентиры содержания курса
Данная программа способствует раннему обучению английского языка и дает великолепные возможности для того, чтобы пробудить у ребенка интерес и уважение к культурному и языковому многообразию мира. Роль английского языка неоценима в развивающем, познавательном, а также воспитательном плане.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочного курса Личностные результаты:
формирование первоначального представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека;
способствовать дальнейшему формированию у детей интереса к английскому языку, к культуре страны изучаемого языка;
приобретение начального опыта использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознания личностного смысла овладения иностранным языком;
нравственно-этическое оценивание.
Деятельностный характер освоения содержания программы способствует достижению метапредметных результатов, т.е. формированию универсальных учебных действий.
Коммуникативные:
Обучающиеся должны осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных данной программой; строить элементарные монологические высказывания о себе и об окружающем мире.
В области чтения:
Обучающиеся должны уметь правильно, с английским произношением прочитать слово, предложение, текст. Максимально правильно понять и перевести прочитанное (текст, построенный на знакомом языковом материале).
Обучающиеся должны понимать и адекватно реагировать на реплики партнеров по общению в пределах сфер, тематики и ситуаций общения, обозначенных программой; понимать просьбы и указания педагога, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями на занятии;
полностью понимать короткие высказывания, преимущественно монологического характера, построенные на знакомом языковом материале; воспринимать и понимать на слух общее содержание небольших и несложных аутентичных текстов.
Регулятивные:
Целеполагание;
Развитие морально-этического сознания;
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Познавательные:
Общеучебные:
Умение структурировать знания;
Выделение и формулирование учебной цели;
Выделение необходимой информации.
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий – т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
умение сотрудничать с педагогом дополнительного образования и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения детьми предметных задач. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы.
На межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Виды УУД | |
Познавательные | Проба на определение количества и качества сказанных слов. Фронтальный устный опрос. |
Регулятивные | Работа с пазлами, плакатом. Смысловая линия (что я могу, умею делать; я могу, я знаю как). |
Коммуникативные | Рисуночные анкеты, вопросы |
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения школьники должны знать:
40-50 слов на английском языке;
8-10 готовых речевых образцов: Я…(имя), Мне…(возраст), Я вижу…, Я умею…, Я люблю…, Я имею…, У меня все хорошо…. Сколько тебе лет?, Как тебя зовут?, Умеешь ли ты?, Как дела?
7-10 стихов, песен, рифмовок.
представлять себя и свою семью;
перечислять названия животных, цветов, частей тела, продуктов;
считать предметы;
называть действия.
приветствовать на английском языке, благодарить за услуги;
участвовать в небольшом диалоге, спрашивать о делах, интересах собеседника, о его семье, прощаться; представлять себя и свою семью;
считать предметы;
называть действия;
выражать мнения о том, что нравится;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Теоретический материал | часы | Количество изучаемой лексики | Количество речевых конструкций |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с программой «Звездный английский». Ознакомление с инструкцией по технике безопасности. | 1 | 2 слова (hello, bye-bye)+ 6 героев ( Мам, папа, Тич, Фло, Фред, Китти). | 2 фразы: What s your name? - I m… |
2 | Знакомство «Hello». Счет (1 до 10) Цвета | Знакомство с приветственными словами, героями и новыми фразами. Знакомство с числительными. Обучение счету, новым грамматическим структурам говорения. Беседа-презентация разноцветных красок. | 5 | 2 слова (hello, bye-bye)+ 6 героев ( Мам, папа, Тич, Фло, Фред, Китти). 4 слова (hello, hi, good-bye)+ 6 героев (+Бин, Поппи,) 1-10, (red,orange, green, yellow, brown) | 4 фразы: What s your name? - I m… Can you see? Where’s…? here! |
3 | Школьные принадлежности Цвета | Знакомство со школьными принадлежностями Беседа-презентация разноцветных красок. | 5 | 6 слов (pencil, rubber, crayon, ruler, notebook, pencil case + 6 слов (pink, purple, blue, black, white, grey, orange) | 4 фразы: Pass the pencil, please! Here! Thanks! I’ve got.. |
4 | Моё лицо | Презентация на тему «Моё лицо» на английском языке. Обучение новым грамматическим структурам говорения. | 5 | 7 cлов ( face, eyes ,ears, nose, mouth, hair) 4 слова (big, small, happy, sad) | 4 фразы: Close your eyes. Open your mouth. Look! He/she’s got… |
5 | Новый год | Презентация новогодней лексики. Знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества в англоязычных странах. | 2 | 5 слов (a tree, a star, a bell, a ball, New Year) + 2 слова (a candle, a card) | Happy New Year! We wish you a Merry Christmas! |
6 | Мои увлечения Деньги | Презентация новой лексики- глаголы на английском языке. Обучение новым грамматическим структурам говорения. | 5 | 8 cлов (walk, run, jump,dance, sing, climb, play football, say hello) 4 слова (ball, car, teddy, pound) | 4 фразы: It’s my/your turn. It can/it can’t |
5 | Животные | Беседа-презентация названий животных на английском языке. Обучение новым грамматическим структурам говорения. | 5 | 8 слов ( cat, dog, turtle, fish, mouse, parrot, rabbit, hamster) 4 слова (feather, penguin, duck, peacock) | 4 фразы Can I have a parrot? Yes,OK. No, sorry. What’s your favourite animal? |
6 | Еда | Презентация названий продуктов питания на английском языке. Обучение новым грамматическим структурам говорения. | 5 | 6 cлов ( apples, bananas, oranges, lemons, tomatoes, peppers, carrots, peas) +diagrams | 4 фразы: I’m hungry/thirsty I like/I don’t like |
Программно-методическое обеспечение
Содержание программы подчиняется следующим принципам:
личностно-ориентированный - максимальная ориентация системы обучения на личность ребенка, его реальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Для успешного усвоения иностранного языка важны проявление ребенком собственной активности, радость и удовольствие от общения друг с другом на иностранном языке, от всей деятельности на занятии;
интегративность – данный принцип делает процесс обучения более эффективным, поскольку интеграция иностранного языка с другими предметами способствует интенсификации обучения иностранному языку;
социокультурная направленность - обучение должно быть направлено на взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие ребенка. Использование аутентичного материала обеспечивает наиболее естественное овладение английским языком;
сознательность – формируется определенное отношение ребенка к собственной речи, производятся осознаваемые операции с языком;
последовательность - системное введение лексики (первое занятие – 2-
слова, второе занятие – закрепление, последующие – активизация с использованием речевых конструкций, плюс 2-4 новых слова);
результативность- этот принцип обеспечивает соответствие целей, поставленных программой и возможности их достижения в ходе учебного процесса.
Методы и приемы, используемые во время занятия, обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала во время занятия.
К основным методам следует отнести ознакомление (через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки); отработку (особое место отводится игре, происходит формирование навыка легко и с удовольствием ); применение (знание материала доводится до автоматизма. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.
Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии (самообучение).
Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»).
Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося с одним педагогом (обучение «один к одному»).
Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения,
позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
Основными видами деятельности обучающихся являются:
Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, разминка язычка.
Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
Работа с картинками, флэш-карточками, постерами (описание, детализация, диалог, игры, сравнение).
Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок.
Разучивание песен.
Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
Творческие и ситуативные игры: ролевые, интервью, бытовые сюжеты.
Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
Работа с видеоматериалом: просмотр и обсуждение мультфильмов на английском языке.
Тестирование.
Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе.
Учитывая их, можно выделить приемы работы на занятиях английского языка:
Повышение мотивации учения;
Коммуникативная направленность;
Игровая методика;
Индивидуальный подход к детям.
Средства реализации программы:
Учебно-тематические планы;
Методические указания и методическое обеспечение программы;
Методическое сопровождение к праздничным урокам, включая культурологическую информацию;
Дидактические и демонстрационные материалы;
различные средства наглядности: видео, звуковые записи; мультимедиа.
Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана.
Для усиления воспитательного эффекта, формирования ценностей и развития личностных качеств обучающихся в рамках образовательной программы проводятся мероприятия профилактического, профориентационного, досугового характера, а также конкурсные мероприятия.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
Патриотическое и гражданское воспитание.
Воспитание культуры поведения.
Трудовое воспитание.
Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Работа с одаренными детьми.
Воспитание здорового образа жизни.
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Средства обучения | Количество |
1 | Флэшкарты по темам | 140 шт. |
2 | Буклет ксерокопируемых материалов | 2 шт. |
3 | Книга карточек по историям из книги для учащихся | 2 шт. |
4 | Книга для учащихся | 2 шт. |
5 | Перчаточная игрушка – Нортон | 1 шт. |
6 | Волшебная коробка для материалов к занятиям | 1 шт. |
7 | Постеры | 8 шт. |
8 | Ксерокопируемые персональные альбомы | 2 шт. |
9 | Аудиодиски | 4 шт. |
10 | Книга для педагога с ксерокопируемыми тестами | 1 шт. |
11 | Учебный кабинет | 1 |
12 | Столы | 6 шт. |
13 | Стулья | 12 шт. |
При очном обучении с использованием дистанционных технологий необходимо разъяснить родителям и обучающимся требования к организации рабочего места: «Рабочее место обучающегося при освоении программы с использованием дистанционных технологий должно быть организовано дома и соответствовать необходимым нормативам и требованиям, быть оборудовано компьютером, имеющим доступ к сети Интернет, колонками, рабочей поверхностью, необходимыми инструментами».
Список литературы:
Бим И.Л. Иностранные языки в школе/ И.Л. Бим №5 1991г., с.11-14.
Бонк Н.А. Английский для малышей / Н.А. Бонк. –М.; 1996г
Биболетова М.З. Английский язык для маленьких / М.З. Бибалетова
Верещагина И.Н. Книга для учителя/И.Н. Верещагина – М.:
Великобритания: Лингвострановедческий словарь –М.; Русский язык. 1999г
Грызулина И.П. Я играю и учу английский / И.П. Грызулина – М., 1993г., с.5- 8.
Гурин Ю.В. Английский для малышей: Учим буквы, запоминаем слова / Ю.В. Гурин–CПб.; 2007г.
Епанчинцева Н.Д. Учимся говорить по-английски в первом классе начальной школы/
Епанчинцева Н.Д. Учимся говорить по-английски в детском саду .
Епанчинцева Н.Д. Примерная «Сквозная» программа раннего обучения английскому языку.
Обучение детей в детском саду и первом классе начальной школы/Епанчинцева Н.Д.-Белгород 2008г.
Скультэ В. Английский для детей – М., 2014г.,
Трифонова Н.М. Мои первые английские слова/ Н.М Трифонова– М.:2006г
Шалаева Г.П. Времена года. Английский для детей/ Г.П. Шалаева– М.: 2007г
Шалаева Г.П. Все обо мне. Английский для детей/ Г.П Шалаева. – М.: 2007г.
Шалаева Г.П. Английский язык. Первый учебник вашего малыша/ Г.П Шалаева. – М.: 2006г.
Сара Филлипс Incredible English. Учебник - Oxford University Press/ 2006.
Сара Филлипс Incredible English. Пособие для педагога – Oxford University Press/ 2008.
Литература для детей и родителей
Бонк Н.А. Английский для малышей / Н.А. Бонк. –М.; 1996г.
Бонк Н.А. Английский для малышей. Руководство для преподавателей и родителей / Н.А. Бонк. – М.; 2004г.
Гурин Ю.В. Английский для малышей: Учим буквы, запоминаем слова / Ю.В. Гурин–CПб.; 2007г.
Шишкова И.А,Вербовская М.Е. Английский для малышей. Руководство для преподавателей и родителей/ И.А Шишкова, М.Е.Вербовская – М.:2005г
Шалаева Г.П. Английский с 3-х лет.Готовимся к школе/ Шалаева Г.П. – М.: 2006г.
Шишкова И.А,Вербовская М.Е. Английский для малышей. Раздаточные материалы/ И.А
Литература для детей и родителей
Интернет-ресурс:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (08.07.16)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.07.16)
Приложение 1
Карта развития ребенка
ФИО, возраст
Уровень сложности | Уровень развития интегративных качеств |
| Любознательность, активность | Эмоциональность, отзывчивость | Овладение средствами общения и средствами взаимодействия со взрослыми | Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками | Способность управлять своим поведением и планировать свои действия |
Балл: | | | | | |
Обработка результата:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты, 2 балла – отдельные компоненты не развиты,
З балла – все компонеты хорошо развиты.
Полученный балл за уровнь развития интегративных качеств переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню сложности обучения соответствует развитие данного ребенка:
1- 2 балла – начальный уровень; 3 - балла – базовый уровень.
Приложение 2
Этапы педагогического контроля
Карта с показателями усвоения тем
ФИО ребенка
Тема | Знания материала по теме | Степень самостоятельности в работе | Уровень обучения |
| Слабо владеет | Хорошо владеет | Свободно владеет | Постоянная помощь | Иногда требует помощи | Работает самостоятель но | |
Работа с литературными источниками
№ № | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее су- щественная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиогра- фическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в ре- шении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
5