СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "От низшего к высшим"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «От низшего к высшим» адресована учащимся 5-9 класса. Она позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "От низшего к высшим"»

Пояснительная записка



Программа кружка «От низшего к высшим» адресована учащимся 5-9 класса. Она позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней.

Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения природе родного края, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым источникам информации по теме исследования, а так же использовать различные методы исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др.

Целью программы является:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Программа внеурочной деятельности «От низшего к высшим» рассчитана на 32 часа, 1 час в неделю.

Результаты освоения программы

  1. Уметь: узнавать и определять наиболее распространенных животных в своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды) с использованием атласа-определителя;

  2. Сравнивать животных по характерным признакам;

  3. Приводить примеры приспособления животных к различным условиям окружающей среды;

  4. Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

  5. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учебно – тематическое планирование


пп

Название раздела

Количество часов

Из них


Теория

Практика

1

Введение

2

2


2

Мир одноклеточных животных.

3

1

2

3

Мир беспозвоночных животных.

9

8

1

4

Холоднокровные животные.

7

7


5

Теплокровные животные.

6

6


6

Бережное отношение к животным.

4

2


7

КВН Занимательная зоология

1

1



ИТОГО

32

29

3



Содержание программы

    1. Введение.

Инструктаж по технике безопасности.

Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Многообразие животного мира Новосибирской области.

    1. Мир одноклеточных животных.

Пресноводные простейшие. Амёба протей.

Практическая работа №1 Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практическая работа №2 Приготовление микропрепаратов. Клетка животных.

Что показал нам микроскоп.

Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии.

    1. Мир беспозвоночных животных.

Кишечнополостные – самые «жгучие» из морских животных.

Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры.

Черви. Морские черви – пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства».

Моллюски. Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам. Устрицы. Мидии.

Рапана. Жемчужница. Тридакна.

Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук – олень, щелкуны, божья коровка, жуки – могильщики, жуки – навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница – предсказатель погоды. Бабочки – путешественницы (репейница, совка– гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Бабочки – вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки).

  • гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак – отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки – морские жёлуди и морские уточки. Практическая работа №3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

    1. Холоднокровные животные.


Рыбы. Окунь – брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь.

Гамбузия – обитатель солёной и пресной воды.

Викторина « В мире рыб».

Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли.

Решение кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова».

Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

По следам ящеров.

Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?»

    1. Теплокровные животные.

Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. Решение чайнворда «Невероятный случай».

Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах.

Загадки о зимующих птицах.

Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая».

Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла.

Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка.

Головоломка «Чьи следы?».

Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие».

    1. Бережное отношение к животным.

Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране.

Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных).

Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей».

    1. КВН Занимательная зоология.




































Календарно-тематическое планирование



пп

Наименование темы

Количество часов

Инструктаж по технике безопасности.

1

Предмет и методы изучения зоологии.

1

Исследования природы с помощью микроскопа.

1

Правила работы с микроскопом.

1

Многообразие животного мира Новосибирской области.

1

Пресноводные простейшие. Амёба протей.

1

Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии.

1

Кишечнополостные – самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры.

1

Черви. Морские черви – пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства».

1

Моллюски. «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна.

1

Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук – олень, щелкуны, божья коровка, жуки – могильщики, жуки– навозники, скарабей.

1

Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница – предсказатель погоды

1

Бабочки – путешественницы (репейница, совка – гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник).

1

Бабочки – вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки).

1

В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак – отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки – морские жёлуди и морские уточки.

1

Рыбы. Окунь – брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия – обитатель солёной и пресной воды.

1

Викторина « В мире рыб».

1

Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли.

1

Решение кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова».

1

Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

1

По следам ящеров.

1

Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?»

1

Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. Решение чайнворда «Невероятный случай».

1

Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах, о зимующих птицах.

1

Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая».

1

Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла.

1

Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?»

1

Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие»

1

Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране.

1

Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных).

1

Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей».

1

КВН Занимательная зоология.

1


Итого

32

Литература:


    1. Биология. Экология. Животные. С.В. Суматохин. Сборник заданий и задач с ответами пособие для учащихся основной школы Москва; « Мнемозина» 2003

2.Жизнь животных в семи томах, под редакцией члена - корреспондента АН СССР

Ю.И.Полянского, издание 2-ое переработанное Москва: «Просвещение» 1987

  1. Занимательная биология. Акимушкин А. - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304

  2. Занимательная биология. 6-8 классы. Ю.Д. Дмитриев. Москва

Издательский дом Дрофа 1996

  1. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей – М.АСТ – Пресс 1999 г.А.И. Рахманов «Птицы – наши друзья» - М. Росагропромиздат 1

  2. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные». И.И. Акимушкин «– М. Мысль, 1998 г. 382 с.

  3. 300 вопросов и ответов о животных океана. В.А. Алексеев. Ярославль «Академия развития», 1997