СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по географии "Занимательная география"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по географии "Занимательная география"»


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17







Программа кружка «Занимательная география»





Автор: учитель географии

Жерздева Ю.А.


















2013-2014гг.


Пояснительная записка


Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.

Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.

Программа предназначена для детей с 7-го по 10-й класс, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 34 часов, 1 час в неделю.


Основные дидактические цели курса:

- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;

- развитие интереса к изучению географии;

- расширение кругозора учащихся в области географии;

- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;

- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.


Задачи и основные идеи курса:


- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- развивать умение работать в группе;

- совершенствовать ораторское мастерство.

Прогнозируемый результат обучения:

в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.






























Содержание программы

Каменная летопись планеты

Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

В мире песка и камня

Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Каньоны мира

Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

В мире падающей воды

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Эти удивительные озёра

Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

В мире мрака и безмолвия

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Грозное дыхание Земли

Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

Тепло поземных вод и природных фонтанов

Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

Этот удивительный ледяной мир

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

В глубинах неизведанного

Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

Гиблые места

Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.

















Тематическое планирование


Раздел, тема

Час

Игра

Литература



Каменная летопись планеты

2



1

Каменная летопись планеты.

Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

1

Игра «Азы географии» по материалам географии 6 класса.

Авторская разработка.


2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

1

Игра «Царь горы». Командная игра по заданиям Международного географического соревнования школьников в ЮАР.

География в школе. №2 2003г., с.70.




В мире песка и камня

5




3

Что такое пустыня?

Как образовались пустыни?

Какие бывают пустыни?

1

«Что? Где? Когда?»

География в школе №8 2002г. с.64


4

Где расположены самые известные пустыни мира?

Свирепые ветры пустынь.

Вода и жизнь в пустыне.

1

КВН «Союз Земли и воды»

География в школе №3 2002г. с.75


5



5

Сахара крупнейшая пустыня мира.

Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

Интеллектуальная игра «Большая семёрка»

География в школе №5 1998г. с. 88


6

Пустыня Кающихся Грешников.

Каменная симфония пустыни Гоби.

1

Географическая игра «Угадай»

География в школе №5 2002г. С.77


7

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

КВН «У нас в гостях Япония»

География в школе №2 1997г. с. 84



Каньоны мира

2




8

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

Конкурс знатоков географии «Большое географическое ралли»

География в школе №6 2001г. С.87


9

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

Игра «Поле чудес»

География в школе №4 1998г. с. 76



В мире падающей

воды

4




10

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

Географический КВН

География в школе №6 1998г. с. 85


11

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

Географическая викторина

География в школе №6 1998г. с. 89; 91


12




Водопады Игуасу и Гуагира.

Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

Олимпийский забег. Командная игра по заданиям географической олимпиады Воронежской области.

География в школе №8 2000г. с. 65


13

Карельский водопад Кивач.

Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.

Культ праздников водопадов.

1

Кто хочет стать миллионером.

География в школе №2 2004г. с. 64



Эти удивительные

озёра

2




14

Самые большие озёра мира.

1

КВН по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Мировой океан».

География в школе №7 2000г. с. 76


15

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

Вопросы - шутки

География в школе №1 2000г. с. 81



В мире мрака и

безмолвия

6




16

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

1

«Выше гор могут быть только горы…..»

Авторская разработка с использованием источников:

География в школе №1 2000г. с. 81.

«География занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям 6-8 классы» с. 76; 144


17

Сказочный мир подземных дворцов.

1

Экологическая игра

География в школе №3 1999г. с. 63


18

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

1

Командная игра по теме: «Общая характеристика природы России»

География в школе №1 1999г. с. 62


19

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

Вечер «Знатоки географии»

География в школе №1 2001г. С.78


20

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.


1

«Встреча Нового года»

География в школе №9 2002г. С. 67; 70



Грозное дыхание

Земли

3




21

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

Географическая викторина «Интеллектуальный лабиринт»

География в школе №8 2003г. С.63


22

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

«Последний герой». 8 класс.

География в школе №8 2003г. С.65


23

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты.

Вулканический туризм.

1

Командная игра «Внутренние воды России»

География в школе №1 1995г. с. 51



Тепло подземных вод и природных фонтанов

2




24


Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

Игра «Кто хочет стать миллионером» по теме «Страны мира»

География в школе №2 1996г. с. 39


25

Гейзеры Северной Америки.

Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

Командная игра «Олимпийский меридиан» по материалам 5-й Всероссийской олимпиады школьников по географии.

География в школе №4 1996г. с. 68



Этот удивительный ледяной мир

3




26

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

«Что бы это значило?»

География в школе №5 1995г. с. 67


27

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.

1

Школьная географическая викторина

География в школе №2 1994г. с. 52


28

Великие оледенения прошлого.

1

Игра «Пойми меня»

Авторская разработка



В глубинах неизведанного

4




29

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Занимательные природные процессы и явления»

Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль. Академия развития. 2006.


30

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

Игра «Пирамида»

Авторская разработка

31

Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

Игра «Шаг вперёд, два назад» на тему: «По материкам и странам»

Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль. Академия развития. 2006.


32

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

«Путешествие в Картляндию».

Авторская разработка.



Гиблые места

2




33

Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны.

1

Игра «Земля»

Авторская разработка


34

Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти.

1

Викторина «Самое-самое в России»

Авторская разработка