Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Школа №508
ПРОГРАММА
Кружка по научно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Я - исследователь»
Автор программы Резе О.И.
Воспитатель ГБОУ
Школа №508, с/п 5
Москва, 2015
Содержание:
Пояснительная записка
Концепция
Актуальность
Цель
Задачи
Принципы, лежащие в основе программы
Методы реализации программы
Предполагаемые результаты
Продолжительность реализации программы. Возраст детей
Формы и режим ООД
Педагогическая диагностика. (Приложение 1)
Учебно-тематический план (Приложение 2)
Форма проведения итогов реализации программы
Законодательно – нормативное обеспечение программы.
Соответствие требованиям ФГОС
Преемственность
Техническое оснащение ООД и дидактический материал
Список литературы
Пояснительная записка
Концепция программы
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детской образовательной организации в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского
поведения.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
1.2. Актуальность
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Цель программы.
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост посредством экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить детей с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость.
-Формировать умение следовать устным инструкциям.
-Знакомить детей с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый,
сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий;
-Расширять развитие поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Развивающие:
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- Мелкую моторику рук и глазомер.
- Творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
- Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Формы и методы реализации программы.
Формы проведения ООД: игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах, тройками и т.д.).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
. Предполагаемые результаты:
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
быстрое включение в активный познавательный процесс;
самостоятельное пользование материалом;
постановка цели и нахождение путей ее достижения;
самостоятельность при поиске открытий;
проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
настойчивость в отстаивании своего мнения;
расширение кругозора детей;
развитие критического мышления и речи;
развитость мускулатура пальцев;
проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
знакомство с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость;
знакомство с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий.
Продолжительность реализации программы. Возраст детей.
Продолжительность реализации программы – 1 год .
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет
Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
Формы и режим ООД.
Программа реализуется в рамках организованной образовательной деятельности кружка «Я - исследователь». Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Дни занятий выбраны исходя из интенсивности нагрузки на детей.
Продолжительность занятий с детьми не более 30 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его.
Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). Дети не читающие используют простейший вариант: заполняют таблицу (ставят любой знак); дети умеющие читать - кратко записывают результат в заготовленную форму или зарисовывают.
Педагогическая диагностика
(Приложение № 1)
Учебно-тематический план
(см. Приложение № 2)
Форма проведения итогов реализации программы.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. № 3266-1
Типовое положение «О дошкольном образовании»
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Устав ДОО
Программа развития ДОО
Положение о кружковой работе
Приказ об организации кружковой работы ДОО
Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей
Соответствие требованиям ФГОС
Работа кружка «Я - исследователь» основана на нормативных документах, в том числе:
. Преемственность
Программа кружка предполагает:
Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
Сформированность личности ребенка;
Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
. Дидактический материал и техническое оснащение ООД.
Основное оборудование:
приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, микроскоп и др.);
разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).
Дополнительное оборудование:
специальную одежду (халаты, фартуки);
контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
карточки-схемы проведения эксперимента;
индивидуальные дневники экспериментов;
правила работы с материалом;
индивидуальные дневники.
Список литературы.
«Ребёнок в мире поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова;
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков.
Л.Л.Сидорук «Физика для малышей» изд. Педагогика, 1983. «Про магниты», «Волшебный гвоздик».
. «Познавательные опыты» М., «РОСМЭН», 2002, с. 40-42.
«Большая детская энциклопедия» М., «РОСМЭН», 2003, с. 226.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
Познавательные опыты в школе и дома: перевод с английского Жукова В.А. Москва «РОСМЭН» 2002г.
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.
Савенков А.И. Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей. Ярославль. Академия развития 2009.
Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.
Ковинько Л. В. Секреты природы – это интересно. М - Линка-Пресс., 2004
Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. – СП. б.,2010
Дмитиева Н. Я. Естествознание. М.- Просвещение.,1991
Потапова Л. М. Детям о природе, экология в играх. Ярославль.,1998
Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? СП. б.,1998
Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение. М., 1997
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2003
Блинов Г. Сказки без слов (о народной игрушке). Тула.: 1974
Воспитываем дошкольников самостоятельными. СП. б., 2000
Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркаами.-М.,1999
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез,
А. И.Савенков. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.
Т. А. Кандала, И. А. Осина, Развернутое перспективное планирование. Старшая группа. По программе под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Волгоград. Учитель,2009 г