МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Рассмотрено на заседании ШМО филологического цикла протокол №5 от10.02.2021г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/Г. С. Миранова/ 12.02.2021г. | Утверждаю: Директор школы: ______/Т. Н. Мурадханова/ 12.02.2021г. |
ПРОГРАММА
кружка
"Пресс-центр"
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
О. И. Атанасова
Пояснительная записка
Школьный "Пресс-центр" предназначен для совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютером, фото и видеоаппаратурой.
Актуальность данной программы связана с необходимостью развития у подростков жизненной позиции, нестандартного мышления, способности к творческому видению и отражению реальности, результативному общению, ответственности за свои дела, слова, поступки. Все эти качества играют важную роль в журналисткой профессии и в немалой степени определяют поведение ребёнка ещё только мечтающего стать в будущем журналистом.
Данная программа кроме увеличения возможностей развития ребёнка, способствует активизации общественной жизни школы при помощи регулярного выпуска школьных газет, а также интеграции детей в информационный процесс посёлка, района, республики.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работа с рекламой.
Цель программы: творческая самореализация и самовыражение ребёнка и работников школы, формирование у учащихся твёрдой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.
Задачи:
1. предоставить каждому возможность для самореализации;
2. повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им
3. возможность искать пути их решения;
4. содействие в воспитании информационной культуры школьников;
5. развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей;
6. знакомство с жанрами газет;
7. дать представление о работе различных средств массовой информации
В данной программе принимают участие учащиеся 8 – 11 классов.
Сроки реализации данной программы: 2020/21 г.
Формы и методы работы:
1. лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
2.выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
3. работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
4. написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Структура "Пресс-центра"
Школьный "Пресс-центр" представляет собой открытую структуру. Руководит работой редакционная коллегия, которая имеет право составлять календарные планы, утверждать содержание текущего номера газеты.
В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, заместитель главного редактора, редакторы отделов, заместитель директора по информационным технологиям.
Отделы и направление их деятельности:
отдел "Новости";
отдел "Спорт и здоровье";
отдел "Досуг и юмор";
отдел объявлений и поздравлений
Текущие вопросы могут решаться главным редактором и его заместителем при условии полной последующей отчётности перед редакционной коллегией. Ответственность за подготовку материалов к печати возлагается на редакторов отделов, которые в свою очередь отчитываются о проделанной работе перед главным редактором или перед редакционным советом.
Вёрстка и макетирование газеты входят в обязанности ответственного секретаря. Заместитель главного редактора занимается вопросами распространения. В обязанности главного редактора входит общее руководство всеми этапами создания газеты, контроль за работой всей структуры в целом.
Среди авторов, представленной информации, могут быть как члены кружка, так и лица, в объединение не входящие. Первым присваивается статус штатных корреспондентов, вторым внештатных.
Школьный "Пресс-центр" создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся. Подготовка газеты требует вовлечение учащихся в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и вёрстка. При подготовке и проведении теоретических занятий к работе подключается учитель русского языка и литературы. Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.
Школьная газета - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей.
Данная программа "Пресс-центра" рассчитана на 34 часа по 1 ч в неделю. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий.
Занятия "Пресс-центра" проходят:
- теоретические вопросы - раз в неделю
- практические вопросы - (выпуск газеты) - последняя неделя месяца
Требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценок
По окончанию года обучения учащийся должен:
Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры
Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
издание газеты,
участие в конкурсах, пресс-конференциях.
Материальная база
Имеется в наличии:
Ожидаемый результат:
духовно-нравственное развитие личности;
приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Из них: |
Теория | Практика |
1 | Сентябрь | 4 | 2 | 2 |
2 | Октябрь | 4 | 1 | 3 |
3 | Ноябрь | 4 | 1 | 3 |
4 | Декабрь | 4 | 1 | 3 |
5 | Январь | 3 | 1 | 2 |
6 | Февраль | 4 | 1 | 3 |
7 | Март | 3 | 1 | 2 |
8 | Апрель | 4 | 1 | 3 |
9 | Май | 4 | 1 | 3 |
10 | Итого | 34 | 10 | 24 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Примечание |
Сентябрь |
1 | | Анкетирование: "Пресс-центр" - это для меня... Лекция "Феномен журналистики и призвание журналиста» | |
2 | | План работы на год. Распределение обязанностей. Утверждение тематики рубрик для школьного «Пресс-центра». | |
3 | | Беседа на тему: «Как работать с источником информации?». Сбор информации: интервью, диалог. Утверждение названия газеты. | |
4 | | Выпуск газеты №1 | |
Октябрь |
5 | | Подведение итогов месяца. План работы на месяц. | |
6 | | Сбор информации для школьного «Пресс-центра» (День учителя). | |
7 | | Лекция на тему: «Информационная культура школьников». Отбор и переработка информации. | |
8 | | Выпуск газеты №2 | |
Ноябрь |
9 | | Подведение итогов месяца. План работы на месяц. | |
10 | | Семинар "Новость, её сущность и качество. Композиция новостной заметки". | |
11 | | Сбор информации для школьного «Пресс-центра» (предметные недели, олимпиады). | |
12 | | Выпуск газеты №3 | |
Декабрь |
13 | | Подготовка номера школьной газеты. Сбор информации для школьного пресс-центра (Новогодняя тематика) | |
14 | | Лекция на тему: «Как правильно взять интервью» | |
15 | | Интервью: «Директор школы о школе» | |
16 | | Выпуск газеты №4 | |
Январь |
17 | | Подведение итогов месяца и полугодия. Культура ведения диалога, диспута, дискуссии (обучение). | |
18 | | Сбор информации для школьного «Пресс-центра» | |
19 | | Выпуск газеты №5 | |
Февраль |
20 | | Лекция, беседа на тему: "Типология газет. Как создаётся газета" | |
21 | | Подготовка номера школьной газеты. Сбор информации для выпуска газеты на тему: «День защитника Отечества» | |
22 | | Участие в организации праздника ко Дню защитника Отечества. Сбор информации. | |
23 | | Выпуск газеты №6 | |
Март |
24 | | Подведение итогов месяца Лекция-семинар "Работа над репортажем" | |
23 | | Сбор информации для школьного пресс-центра (Международный женский день). | |
24 | | Выпуск газеты №7 | |
Апрель |
25 | | Подведение итогов за месяц и третью четверть. Урок-практикум: «Учимся писать поздравления и оформлять их» | |
26 | | Сбор информации для школьного «Пресс-центра» на тему: «Шутки в нашей школе» | |
27 | | Лекция на тему: «Художественные приемы и методы при создании тематического репортажа» | |
28 | | Выпуск газеты №8 | |
Май |
29 | | Анализ работы за год. Отчет о работе пресс-центра за год. Планирование на новый учебный год. | |
30 | | - Сбор информации для школьного пресс-центра (майские праздники: 1 и 9 мая, последний звонок). | |
31 | | Освещение событий в школьном «Пресс-центре» о Последнем звонке. | |
32 | | Выпуск газеты №9 | |