Отдел образования Администрации Семикаракорского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована педагогическим советом протокол № 1 от 22.05.2023 г. | « Утверждаю» Приказ № 75 от 23.05.2023 г. Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ ________________ Жировов Е.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Технической направленности
«Умелые ручки».
Уровень реализации программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Тип программы: разноуровневая
Возрастная категория: от 7 до 15 лет
Срок реализации программы: 4 года
Состав группы: до 25 человек
Форма обучения: очная
ID-номер программы в Навигаторе____________
Программа реализуется на бюджетной основе Разработчик:
педагог дополнительного образования
Вострикова Светлана Николаевна
Семикаракорский район
ст. Новозолотовская
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | Раздел | Страницы |
| |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1.1 | Направленность и вид программы | 3 |
1.1.2 | Новизна, актуальность и целесообразность программы | 3 |
1.1.3 | Отличительные особенности программы | 3 |
1.1.4 | Адрес программы | 3 |
1.1.5 | Объем и сроки реализации программы, режим занятий | 4 |
1.1.6 | Форма обучения | 4 |
1.1.7 | Особенности организации образовательного процесса | 4 |
1.1.8 | Режим занятий | 5 |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 |
1.2.1 | Цель программы | 5 |
1.2.2 | Основные задачи программы | 5 |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 |
1.3.1 | Учебный план | 6 |
1.3.2 | Содержание учебного плана | 6 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 13 |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 16 |
2.2. | Формы подведения итогов и оценочные материалы | 26 |
2.3. | Оценочные материалы | 26 |
2.4. | Методическое обеспечение программы. | 27 |
2.5. | Условия реализации программы | 27 |
2.5.1 | Кадровое обеспечение | 27 |
2.5.2 | Материально-техническое обеспечение | 27 |
2.5.3 | Информационное обеспечение | 27 |
2.6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 28 |
2.6.1 | Нормативно-правовые документы | 28 |
2.6.2 | Информационные источники для педагога | 28 |
2.6.3 | Информационные источники для детей и родителей | 29 |
| | |
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
Программа рассчитана на 68 часов в год
(2 часа в неделю)
для учащихся 1-4 классов
1.1 Пояснительная записка
1.1.1Направленность и виды программы
Данная образовательная программа «Умелые ручки» является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной по форме организации- кружковой, по времени.
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности «Умелые руки».
1.1.2Новизна, актуальность и целесообразность программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года обучения. Целесообразно с первого года обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.
.
1.1.3 Отличительные особенности программы
«Юный инспектор движения» в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: проектирование, организаторские методы, информационные технологии обучения.
Главные принципы:
1. Деятельность объединения не должна нарушать учебного процесса школы;
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности;
3. Предполагает постепенное усложнение материала;
4. Добровольность участия в данном виде деятельности;
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий;
6. Доброжелательная и непринуждённая обстановка работы объединения.
1.1.4 Адресат программы
«Умелые ручки»: в работе объединения участвуют обучающиеся 1-4 классов. Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи в работе кружка в младших классах через индивидуальную помощь и наглядность.
1.1.5 Объём и срок реализации программы, режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года и содержит 68 часов в год:
1год обучения: 2 час в неделю продолжительностью по 45 минут;
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия групповые (15 человек)–2 раз в неделю по 45 минут.
Возраст детей в группах –7-15 лет.
1.1.6 Формы обучения
Форма проведения занятия – кружок. Методы работы:
практические упражнения, практические работы, практикумы;
использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация; Виды занятий:
комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практи- ческой деятельности;
занятия–путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;
конкурсы;
занятия–игры;
выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения дети получают в процессе практической работы.
Занятия начинаются с репродуктивного («делай как я») и постепенно переходят к репродуктивно-творческому виду деятельности. Изготовление большинства предлагаемых поделок рассчитано за одно занятие.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Описание ценностных ориентиров внеурочной деятельности.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры челове- чества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятель- ности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыс- лей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведе- ния в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, вы- ражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
1.1.8 Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю: четверг, пятница.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.2.1 Цели программы
Цель: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, координация движений, слабо развит глазомер. Эти обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный
1.2.2 Основные задачи программы
Задачи данной программы:
1) развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
2) овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
3) воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Занятия помогут детям познакомиться с разными свойствами материала; происхождением ручных ремесел, видами художественного творчества. На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Ручная умелость развивается в процессе обработки разных материалов. На занятиях дети овладеют такими операциями,как вырезание, скручивание, складывание, сгибание, слипание и т. д.
Расширению познавательной деятельности могут служить материалы музеев, выставок, экскурсий на природу. Нужно сообщать детям о народных праздниках; им интересно узнавать о доисторических животных.
Разнообразное выполнение заданий будут сопровождаться интересом детей к своей работе и к работе товарищей.
На занятиях следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей; личной гигиены учащихся. Перед выполнением работ, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж.
Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахрамой. Способы соединения материала с помощью пластилина, ниток, клея.
Разные способы выполнения мозаики, плетения; дети приобретают умения: складывать бумагу по прямой линии, экономно размечать детали на бумаге, соединять их, лепить разными способами. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениями и материалами. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Давать словесную характеристику изготовленным поделкам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
1.3СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1Учебный план.
1.3.2 Содержание учебного плана
1 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 20 | 4 | 16 | Музей Семикаракорской керамики |
3 | Работа с тканью | 10 | 2 | 8 | |
4 | Работа с бросовым материалом | 10 | 2 | 8 | Музй ДК ст. Новозолотовской |
5 | Работа с пластилином | 20 | 4 | 16 | |
6 | Роспись | 8 | 2 | 6 | |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | |
| Итого | 68 | 16 | 54 | |
Содержание:
вводное занятие;
беседа, ознакомление детей с особенностями кружка;
требования к поведению учащихся во время занятия;
соблюдение порядка на рабочем месте;
соблюдение правил по технике безопасности.
1) Работа с бумагой и картоном:
изготовление закладки по образцу;
знакомство с оригами;
симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев;
изготовление аппликаций по образцу;
украшение посуды;
составление узоров из полосок, кругов и квадратов;
изготовление мозаики «Сова», «Колокольчики»;
изготовление елочных гирлянд, игрушек;
изготовление карнавальных масок;
изготовление поздравительных открыток (по образцу).
2) Работа с тканью:
знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “назад иголка”);
пришивание пуговицы;
знакомство и шитье мягкой игрушки.
3) Работа с бросовым материалом:
конструирование дома для сказочных героев;
конструирование игрушек из прямоугольных коробок;
игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
4) Работа с пластилином:
лепка людей, животных, овощей (по образцу);
пластилиновая аппликация на картоне “Ваза с фруктами”, “Медвежонок” (по образцу);
лепка по замыслу детей.
5) Роспись:
1. Хохлома
Дымковская игрушка
6) Итоговое занятие:
К концу 1 года обучения школьник узнает:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
способы и приёмы обработки различных материалов.
К концу 1 года обучения школьник научится:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”, “назад иголка”.
2 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | |
2 | Работа с бумагой и картоном | 20 | 4 | 16 | Экскурсия в сосновый бор |
3 | Работа с тканью, мехом | 8 | 2 | 6 | |
4 | Работа с природным материалом | 10 | 2 | 8 | Экскурсия на природу |
5 | Работа с пластилином | 10 | 2 | 8 | |
6 | Работа с бросовым материалом | 10 | 2 | 8 | |
7 | Роспись | 8 | 1 | 7 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | |
| Итого | 68 | 14 | 54 | |
Содержание:
вводное занятие;
правила по технике безопасности;
соблюдение порядка на рабочем месте.
1) Работа с бумагой и картоном:
закладка с использованием вышивки;
аппликация из скрученной бумаги («Цветы в вазе», «Кошечка»);
обрывная аппликация («Чудо-дерево», «Анютины глазки»);
изготовление аппликации “Осенний лес”;
знакомство с папье-маше;
изготовление елочных гирлянд, игрушек;
изготовление карнавальных масок;
изготовление поздравительных открыток (по замыслу);
вырезание снежинок.
2) Работа с тканью, мехом:
стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций);
изготовление игольницы;
изготовление прихватки;
шитье мягкой игрушки;
изготовление сувениров.
3) Работа с природным материалом:
экскурсия на природу с целью сбора природного материала;
изготовление композиций из засушенных листьев;
изготовление животных из шишек и желудей;
составление композиции (коллективная работа);
работа но замыслу детей;
мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
4) Работа с пластилином:
лепка людей, животных;
пластилиновая аппликация на картоне «Осеннее дерево»;
пластилиновая аппликация на стекле (по образцу);
налепные украшения (завитки, шарики, конусы, розы).
5) Работа с бросовым материалом:
изготовление сувениров;
конструирование игрушек из прямоугольных коробок;
игрушки из пластмассовых бутылок, банок;
мозаика из кусочков пластиковых трубочек;
мозаика из кусочков клеёнки.
6) Роспись:
1. Гжель
2. Дымковская игрушка
7) Итоговое занятие:
К концу 2 года обучения школьник узнает:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения школьник научится:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
3 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | |
2 | Работа с природным материалом | 8 | 2 | 6 | Музей ДК ст Новозолотовской |
3 | Работа с бумагой | 20 | 4 | 16 | |
4 | Работа с тканью, мехом | 10 | 2 | 8 | Посещение выставок ДДЦ |
5 | Работа с бросовым материалом. | 10 | 2 | 8 | |
6 | Работа с пластилином | 10 | 2 | 8 | Музей Семикаракорская керамика |
7 | Роспись | 8 | 1 | 7 | |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | |
| Итого | 68 | 14 | 54 | |
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые руки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
4 года обучения
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | |
2 | Работа с бисером | 20 | 4 | 16 | РДК семикаракорский музей |
3 | Работа с тканью, мехом | 8 | 2 | 6 | |
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом | 10 | 2 | 8 | Музей Ново-Золотовской СОШ |
5 | Вязание на спицах,крючках | 10 | 2 | 8 | |
6 | Работа с пластилином | 10 | 2 | 8 | Беседа «Ремесленная мастерская» |
7 | Роспись | 8 | 1 | 7 | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | |
| Итого | 68 | 14 | 54 | |
Содержание:
вводное занятие;
правила по технике безопасности;
соблюдение порядка на рабочем месте.
1) Работа с бисером:
знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций;
подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения;
плетение браслетов-“фенечек”;
работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений);
плетение брошек (работа по схемам);
самостоятельное составление схем (работа в тетрадях);
панно “Стрекозы”;
плетение одной нитью;
плетение в две нити;
плетение жгута;
плетение крестиком;
плетение столбиком;
работа по замыслу детей.
2) Работа с тканью, мехом:
шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала);
изготовление плоской игрушки из ткани.
3) Работа с бумагой и бросовым материалом:
изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки);
изготовление карандашницы;
изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки);
изготовление вазы для цветов (из плстмассовой бутылки);
работа по замыслу детей.
4) Вязание на спицах:
приемы вязания;
набор петель начального ряда;
лицевые, изнаночные и кромочные петли;
накиды;
прибавление и убавление петель;
вязание шапочки и шарфика для куклы;
вязание детских варежек, носочек.
5) Работа с пластилином:
пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей);
изготовление Дымковской игрушки («Барышня», «Козлик»);
лепка сложных форм разными способами;
изготовление узоров из пластилина;
изготовление барельефов.
6) Роспись:
1. Хохлома
2. Гжель
3. Дымковские игрушки
4. Полохо-Майдановская роспись
7) Итоговое занятие:
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, вклю- чая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам са- мовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельно- сти.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятель- ности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятель- ности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной за- дачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом ин- формационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умоза- ключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследователь- ской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в ос- новном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных ва- риантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнёра
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необ- ходимую помощь.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.2 Формы подведения итогов и оценочные материалы
68 часов – 2 часа в неделю.
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии | Дата |
По плану | Факт. |
| Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | | | |
1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка; требования к поведению учащихся во время занятия; Соблюдение порядка на рабочем месте; соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
| Работа с бумагой и картоном | 20 | 4 | 16 | Экскурсия ДК ст. Новозолотовской | | |
2 | Свойства бумаги | | 2 | | | | |
3 | Изготовление закладки по образцу | | | 2 | | | |
4 | Виды бумаги. | | 2 | | | | |
5 | Изготовление аппликаций по образцу | | | 2 | | | |
6 | Знакомство с оригами | | | 1 | | | |
7 | Оригами. Сова. | | | 1 | | | |
8 | Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев | | | 2 | | | |
9 | Украшение посуды. Декоративно – прикладное искусство. | | | 2 | | | |
10 | Аппликация. Чайный сервиз. | | | 1 | | | |
11 | Составление узоров из полосок, кругов и квадратов | | | 1 | | | |
12 | Изготовление мозаики «Сова», «Колокольчики» | | | 1 | | | |
13 | Изготовление елочных гирлянд, игрушек | | | 1 | | | |
14 | Изготовление карнавальных масок | | | 1 | | | |
15 | Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | | | 1 | | | |
| Работа с тканью | 10 | 2 | 8 | | | |
16 | Инструктаж по ТБ. Виды тканей. Особенности работы с тканями. Аппликация на ткани. | | 2 | 2 | | | |
17 | Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “назад иголка”) | | | 2 | | | |
18 | Инструктаж по ТБПришивание пуговицы | | | 2 | | | |
19 | Инструктаж по ТБШитье мягкой игрушки. | | | 2 | | | |
| Работа с бросовым материалом | 10 | 2 | 8 | Музей ДК ст. Новозолотовской | | |
20 | Виды бросового материала. Особенности работы с бросовым материалом. Инструктаж по ТБ | | 1 | | | | |
21 | Конструирование дома для сказочных героев | | 1 | 2 | | | |
22 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок | | | 4 | | | |
23 | Игрушки из пластмассовых бутылок, банок | | | 2 | | | |
| Работа с пластилином | 20 | 4 | 16 | Музей Семикаракорской керамики | | |
24 | Знакомство с пластилином. Особенности работы с ним. Инструктаж по ТБ. Виды пластилина. | | 2 2 | | | | |
25 | Лепка людей, животных, овощей (по образцу) | | | 4 | | | |
26 | Пластилиновая аппликация на картоне “Ваза с фруктами” “Медвежонок” (по образцу) | | | 4 | | | |
27 | Лепка по замыслу детей. Мозаика из пластилина. Объёмные игрушки. Аппликация из пластилина. | | | 2 2 2 2 | | | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | | | |
| Итого | 68 | 16 | 52 | | | |
Тематическое планирование и содержание программы
2 года обучения (2 часа в неделю)
№ | Тема | Всего часов | Теоретичес ких | Практичес ких | Экскурсии | Дата |
По плану | Факт. |
| Вводное занятие | 1 | 1 | ----- | | | |
1 | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка; требования к поведению учащихся во время занятия; Соблюдение порядка на рабочем месте; соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | 1 | | | | |
| Работа с бумагой и картоном | 24 | 4 | 20 | | | |
2 | Разновидности бумаги. Происхождение бумаги. Закладка с использованием вышивки | | 2 | 2 | | | |
3 | Аппликация из скрученной бумаги « Цветы в вазе» | | | 2 | | | |
4 | Аппликация из скрученной бумаги «Кошечка» | | | 2 | | | |
5 | Обрывная аппликация «Чудо- дерево» | | | 2 | | | |
6 | Обрывная аппликация «Анютины глазки» | | | 2 | | | |
7 | Изготовление аппликации «Осенний лес» | | | 2 | | | |
8 | Знакомство с папье-маше. Инструктаж по ТБ | | 2 | | Семикаракорский керамический завод | | |
9 | Папье-маше. Блюдечко. | | | 2 | | | |
10 | Изготовление ёлочных гирлянд. | | | 2 | | | |
11 | Изготовление ёлочных игрушек | | | 1 | | | |
12 | Изготовление карнавальных масок | | | 1 | | | |
13 | Изготовление поздравительных открыток | | | 1 | | | |
14 | Вырезание снежинок | | | 1 | | | |
| Работа с тканью и мехом | 8 | 2 | 6 | | | |
15 | Инструктаж по ТБ. Виды тканей и меха. Стиль, стилевое единство ( беседа с показом иллюстраций) | | 2 | | | | |
16 | Изготовление игольницы | | | 2 | | | |
17 | Инструктаж по ТБ. Изготовление прихватки. | | | 2 | | | |
17 | Шитьё мягкой игрушки. | | | 1 | | | |
18 | Изготовление сувениров | | | 1 | | | |
| Работа с природным материалом | 14 | 2 | 12 | | | |
19 | Экскурсия на природу с целью сбора природного материала. | | 2 | | Экскурсия на природу | | |
20 | Изготовление композиций из засушенных листьев. | | | 2 | | | |
21 | Изготовление животных из шишек, Желудей, семян. | | | 2 | | | |
22 | Составление композиции по замыслу детей ( коллективная работа) | | | 2 2 | | | |
| Работа с пластилином | 10 | 2 | 8 | | | |
23 | Инструктаж по ТБ. Виды пластилина. Лепка людей, животных. Налепные украшения. | | 2 | 2 2 | | | |
24 | Пластилиновая аппликация «Осеннее дерево» | | | 2 | | | |
25 | Пластилиновая аппликация на стекле. Инструктаж ТБ | | | 4 | | | |
| Работа с бросовым материалом | 10 | 2 | 8 | | | |
26 | Инструктаж по технике безопасности. Что можно приготовить из бросового материала. Виды бросового материала. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | | 2 | 2 2 | | | |
27 | Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. | | | 2 | | | |
28 | Мозаика из кусочков пластиковых трубочек, кусочков клеёнки. | | | 2 | | | |
29 | Изготовление сувениров. | | | 2 | | | |
| Итоговое занятие | 1 | 1 | ----- | | | |
| Итого | 68 | 23 | 45 | | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «Умелые руки»
(2 часа в неделю) 3 года обучения
№ п/п | Раздел | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Дата проведения |
Теоретич. часы | Практич. часы |
1 | Вводное занятие | | 1 | 1 | | |
| | Беседа. Знакомство. | | 1 | | 01.09.23 |
2 | «В чудесном лесу» | | 8 | 2 | 6 | |
| | Работа с природным материалом | | 2 | | 07.09.23 08.09.23 |
| | Аппликация из листьев | | | 2 | 14.09.23 15.09.23 |
| | Поделки из шишек и желудей | | | 2 | 21.09.23 22.09.23 |
| | Изготовление открыток | | | 1 | 28.09.23 |
| | Изготовление панно | | | 1 | 29.09.23 |
3 | «Бумажный город» | | 20 | 4 | 16 | |
| | Теория. Требования к поведению учащихся во время занятия. | | 2 | | 05.10.23 06.10.23 |
| | Соблюдение порядка на рабочем месте. | | 1 | | 12.10.23 |
| | Соблюдение правил по технике безопасности | | 1 | | 13.10.23 |
| | Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация | | | 2 | 19.10.23 20.10.23 |
| | Узоры из бумажных лент (квилинг) | | | 2 | 26.10.23 27.10.23 |
| | Бумажная мозаика | | | 2 | 09.11.23 10.11.23 |
| | Оригами | | | 2 | 16.11.23 17.11.23 |
| | Изготовление подарочных открыток | | | 2 | 23.11.23 24.11.23 |
| | Изготовление игрушек –гигантов. Лисичка. Кошечка. | | | 2 | 30.11.23 01.12.23 |
| | Мозаика из бумаги. | | | 2 | 07.12.23 08.12.23 |
| | Аппликация по желанию детей. | | | 2 | 14.12.23 15.12.23 |
4 | «Ниточная страна» | | 10 | 2 | 8 | |
| | Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические | | 2 | | 21.12.23 22.12.23 |
| | Аппликация из нитяной крошки | | | 2 | 28.12.23 11.01.24 |
| | Ниткопись (изонить) | | | 2 | 12.01.24 18.01.24 |
| | Шитьё мягкой игрушки. Собачка. | | | 2 | 19.01.24 25.01.24 |
| | Изготовление настенного кармашка для расчёсок и сотовых телефонов. | | | 2 | 26.01.24 01.02.24 |
5 | Остров ненужных вещей | | 10 | 2 | 8 | |
| | Беседа. | | 2 | | |
| | Карандашница. | | | 1 | 02.02.24 |
| | Шитьё игольницы | | | 1 | 08.02.24 |
| | Изготовление подставки для чайника. | | | 2 | 09.02.24 15.02.24 |
| | Изготовление кукол из чулок. | | | 2 | 16.02.24 29.02.24 |
| | Работа с яичной скорлупой. | | | 2 | 01.03.24 07.03.24 |
6 | Лепка. Глина. Пластилин | | 10 | 1 | 9 | |
| | Виды пластилина. | | 1 | | 14.03.24 |
| | История пластилина | | | 1 | 15.03.24 |
| | Профессия скульптора. | | | 1 | 21.03.24 |
| | Дымковская игрушка. Барыня. | | | 2 | 22.03.24 04.04.24 |
| | Аппликация на стекле из пластилина | | | 2 | 05.04.24 11.04.24 |
| | Аппликация на картоне из пластилина | | | 2 | 12.04.24 18.04.24 |
| | Изготовление панно. | | | 1 | 19.04.24 |
7 | Роспись. | | 8 | 1 | 7 | |
| | Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства | | 1 | | 25.04.24 26.04.24 |
| | Виды росписи. | | | 1 | 16.05.24 |
| | Роспись дымковской игрушки. | | | 2 | 17.05.24 23.05.24 |
| | Хохломская роспись | | | 1 | |
| | Полохово-Майдановская роспись | | | 1 | |
| | Роспись по дереву. | | | 1 | |
| | Гжель. | | | 1 | |
8 | Итоговое занятие. Творческий проект | | 1 | 1 | | |
| | Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. Проект «Подарок» | | 1 | | 24.05.24 |
| ИТОГО: | | 68 | 14 | 54 | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «Умелые руки»
(2 часа в неделю)
№ п/п | Раздел | Темы | Общее кол-во часов | В том числе | Дата проведен |
Теоретич. часы | Практич. часы |
4-й год обучения |
1 | Вводное занятие | Техника безопасности на занятиях кружка. Соблюдение порядка на рабочем месте. | 1 | 1 | | |
2 | Работа с бисером. | История бисера. Материалы и инструменты при работе с бисером. «Я создам свое дерево и дам ему имя» Плетение фенечек . Плетение брошек. Плетение одной нитью. Плетение в две нити. Плетение крестиком. | 10 | 2 | 8 2 2 1 1 1 1 | |
3 | «Бумажный город» | Теория. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности Изготовление шкатулок из открыток. Изготовление карандашницы. Изготовление вазы для цветов. Изготовление карандашницы с использованием пластмассовой бутылки. Изготовление поделок из пластиковых стаканчиков и картона. Коллаж из бумаги. Работа по замыслу детей. | 28 | 4 2 | 22 2 2 4 4 4 4 2 | |
4 | «Ниточная страна» Вязание на спицах, крючках. | Приёмы вязания. Набор петель начального ряда. Вязание носочек для куклы Лицевые, изнаночные, кромочные петли. Накиды. Прибавление и убавление петель. Вязание шапочки для куклы. Вязание шарфика для куклы. | 10 | 2 | 8 1 2 2 2 1 | |
| Лепка. Глина. Пластилин | Дымковская игрушка. Конь. Аппликация на стекле из пластилина. Мамонтёнок Лепка сложных форм. Изготовление узоров из пластилина. Изготовление барельефа. Изготовление работы по замыслу детей. Профессия скульптора. | 10 | 2 2 | 8 2 2 2 2 | - |
| Роспись. | Чеканка – один из видов декоративно-прикладного искусства Виды росписи. Роспись дымковской игрушки. Конь. Хохломская роспись. Доска для кухни. Полохово-Майдановская роспись. Роспись по дереву. Гжель. | 8 | 1 | 7 1 1 1 2 1 1 | |
| Итоговое занятие. Творческий проект | Проект «Творческие люди моего города» | 1 | | | |
| ИТОГО: | 68 | 14 | 54 | |
2.2 Формы подведения итогов
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, промежуточная аттестация (декабрь и май), выставки, конкурсы.
2.3Оценочные материалы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года.
2.4 Методическое Обеспечение программы
- тесты;
- вопросы
Подведение итогов осуществляется путём конкурсных встреч, проводимых по специальному плану. Критериями выполнения программы служат: активность участия детей в конкурсах, в мероприятиях данной направленности, проявление творчества, самостоятельности.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин;
методические рекомендации по организации работы кружка;
методические пособия для изучения ТБ по программе в классах;
2.5 Условия реализации программы
Для достижения цели программы кружка «Умелые ручки» необходимо выполнение следующих условий: обеспечение ребёнку постоянной ситуации успеха, стимулирование его к достижению успехов; учёт возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения.
2.5.1 Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данной программе, должны соответствовать квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
2.5.2 Материально- техническое обеспечение программы:
Светлое и просторное помещение
Большие столы (15 штук)
Стулья (30 штук)
Компьютер
Мультимедийный проектор
Тёмные шторы
Магнитная доска, набор магнитов
Фотоаппарат
2.5.3Информационное обеспечение
обзор аналитической информации;
информационный стенд;
банк данных (разработки уроков, беседы для уч-ся, лекции и беседы для
родителей, разработки внеклассных мероприятий)
контрольные срезы, тесты
2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.6.1 Нормативно-правовые документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый МО и науки РФ -М., Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
· Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
· ООП МБОУ «СШ № 33» города Смоленска;
· Учебный план МБОУ «СШ № 33» на 2018-2019 учебный год;
2.6.2 Информационные источники для педагога
Бисероплетение. Д.В.Нестерова- М., АСТ: Астрель: Политиздат 2011;
Искусство квилинга. А.Зайцева –М., Эксмо, 2013;
Поделки из соленного теста и пластилина. Сост Майорова, Нижний Новгород, ООО
«Доброе слово», 2011;
Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. // Сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Зан- кова// Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федо- ров»,2012
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Изда- тельство «Учебная литература», 2004.
Интернет ресурсы:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Интернет ресурсы для начальной школы http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.-fcior.edu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа
:http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим до- ступа: http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим до- ступа: www.festival.1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа
:www.km.ru/education
Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим до- ступа: http://www.nsc.1september.ru
Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа:
http://www.n-shkola.ru
Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профес- сионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова:
.http://www.zankov.ru.
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
2.6.3 Нормативные источники для детей родителей
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва,2022 г.
2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2020
3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 2022
4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва,2023
5. Журнал «Делаем сами» 2022год №1-24
6. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2021год №6-12
7. Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2022.
8. М. Федотова Цветы из ткани.
9. Бисероплетение
9