Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
Центр образования естественно-научного и
технологической направленностей «Точка Роста»
МОУ–СОШ с.Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые руки»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель-разработчик:
Сарсенгалиева Алмагуль Шарипулловна
педагог дополнительного образования
г.Красный Кут
2022 г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Умелые руки» направлена на:
-создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры обучающегося, расширение его знаний о мире и о себе;
- удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности обучающихся о творчестве;
-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности обучающегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
-накопление обучающимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Программа составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 26.05.2021 г№144 -ФЗ).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 г. №533);
Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);
4. Приказ министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 №1077 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования в Саратовской области» (с изменениями от 14.02.2020 года, от 12.08.2020 года).
5. Устав МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области.
6. Положение о дополнительной общеразвивающей программе МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области
Актуальность Программы
Актуальность программы: на занятиях каждый воспитанник проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности.
Отличительные особенности программы в том, что она позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-прикладного искусства (изонить, аппликация, бумагопластика, работа с бросовым материалом), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.
1.3. Общая характеристика Программы:
В объединении могут заниматься и мальчики, и девочки от 7 до 10 лет. Набор детей - по желанию.
Возрастные особенности обучающихся 7-10 лет: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. В данном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.
Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому педагог должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет.
Сроки реализации программы: 9 месяцев.
Объем программы: 36 часов.
Форма обучения: очная.
Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу
Количество обучающихся в группе : 5-15 человека.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию у учащихся творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, орнамент, коллаж, композиция). При изготовлении объектов труда используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, кожа, пластилин, соленое тесто, самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, так называемые «бросовые» материалы.
Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей, рассуждения и т.д. Кроме того постоянное знакомство с творчеством мастеров-прикладников через изучение литературы, демонстрацию фотографий, рисунков, изделий, посещение выставок - является неотъемлемой частью программы. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов из фотоальбомов, является вспомогательным звеном в творческом поиске. Такая деятельность обогащает личность, доставляет радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству.
1.4. Цель и задачи Программы
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся
Задачи :
Обучающие:
Познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям разных видов мастерства.
Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.
Воспитательные:
Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности).
Способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал ребёнка.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, наблюдательность, воображение, память, глазомер, совершенствовать моторику рук.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели.
Развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.
1.5. Планируемые результаты освоения программы:
Предметные - совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
обучение учащихся использовать в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений.
Метапредметные - знакомство детей с различными видами декоративно -прикладного искусства;
развитие художественного вкуса, творческого потенциала и интереса к ДПТ;
развитие памяти, образного мышления, внимания, воображения, глазомера, сенсомоторики;
способствовать развитию личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, ответственности;
обучение приемам коллективной работы;
Личностные - воспитание уважительного отношения к результатам труда;
воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, целеустремленности, терпения;
воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;
развитие активности и самостоятельности;
создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего развитию интереса к образовательному процессу и творческому общению учащихся.
Отчёт о работе творческого объединения проходит в форме выставок, конкурсов, праздников. По итогам обучения учебного года проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одной из тем программы. Такой подход позволяет каждому ребёнку проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.
По итогам обучения обучающиеся
Должны знать:
основные виды работ с бумагой, природными, декоративными материалами;
общие сведения о работе с различными материалами, представленными в программе;
основные приемы работы с бумагой, декоративными элементами;
требования техники безопасности и правила личной гигиены и ТБ;
принципы работы с шаблонами и трафаретами;
Должны уметь:
уметь работать с инструментами и материалами, знать их назначение;
работать с готовыми выкройками, шаблонами с помощью педагога;
создавать простые изделия по готовому образцу (с помощью педагога);
работать с бумагой: складывать, сгибать, вырезать;
правильно подбирать цветовые сочетания;
уметь выполнять простые ручные швы при работе с тканью, нитью;
экономно расходовать материал.
Содержание программы:
Учебный план
| Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика | |
1. | Введение | 1 | 1 | 1 | Беседа (опрос), педагогические наблюдение, вводная диагностика |
2. | Работа с бумагой и картоном | 13 | 1 | 12 | |
2.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Тематическая беседа. Опрос |
2.2 | Плоскостная аппликация | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, практических заданий |
2.3 | Транспарантное вырезание в аппликации | 2 | - | 2 | выполнение практических заданий |
2.4 | Полуобъемная аппликация | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
2.5 | Объемная аппликация | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
2.6 | Геометрический орнамент | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
2.7 | Пейзажный орнамент | 2 | - | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3 | Работа с природным материалом | 12 | - | 12 | |
3.1 | Накладная аппликация из листьев | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3.2 | Силуэтная аппликация из засушенных листьев | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3.3 | Мозаика контурная из круп и семян | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3.4 | Сплошная мозаика из круп и семян | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3.5 | Орнамент предметный из природных материалов | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
3.6 | Орнамент растительный | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
4 | Работа с синтетическим материалом | 5 | 1 | 4 | |
4.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
4.3 | Работы из пластиковых бутылок | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
4.4 | Поролоновые чудинки | 2 | - | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
5 | Украшения для интерьера в технике «Терра» | 5 | 1 | 4 | |
5.1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 | Наблюдение, устный опрос |
5.2 | Коллаж из флористических материалов | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий выполнения работ |
5.3 | Коллаж из камней и ракушек | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
5.4 | Коллаж из страз и бусинок | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение, анализ качества выполнения работ, выполнение практических заданий |
6. | Творческий отчет | 1 | 1 | - | Итоговый мониторинг, выставка детского творчества |
| ИТОГО | 36 | 4 | 32 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми. Разъяснение целей и задач, содержания работы, формы занятий. Расписание занятий. Требования к дисциплине, внешнему виду. Выбор органов самоуправления. Знакомство с понятием декоративно прикладное искусство. Инструкция по технике безопасности. Вводный мониторинг. Вводный инструктаж.
Практика: Игра «Дорисуй сказку»
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, игра.
Раздел №2 Работа с бумагой и картоном -
Тема: Вводное занятие по теме «Аппликация».
Теория: С историей возникновения бумаги и картона. Со свойствами и качеством бумаги и картона, с определением плоскостная аппликация. Технологическая последовательность изготовления плоскостной аппликации «Золотая осень».
Практика: Разработка эскизов.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая работа.
2.2 Тема: Плоскостная аппликация: «Золотая осень».
Теория: Классификация аппликации (материалы, техника исполнения, содержание композиции). Виды бумаги и картона для аппликации. Правила подбора цветового решения. Правила работы с шаблонами. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Подбор бумаги по цветовой гамме. Работа с шаблонами. Вырезание и приклеивание деталей на основу. Оформление рамки из картона.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Транспарантное вырезание в аппликации. «Натюрморт».
Теория: Основы транспарантного вырезания. Демонстрация, анализ образцов. Композиционные приёмы, цветовой строй в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами, резаком Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов транспарантной аппликации «Натюрморт». Подготовка основы и рамки. Сборка аппликации «Натюрморт».
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Полуобъемная аппликация: «На лужайке».
Теория: Правила изготовления деталей полуобъемной аппликации «На лужайке», способом высечки и склеивания. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, склеивание высечек для придания объема. Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление полуобъемной аппликации.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.
Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Знакомство с понятием объемная аппликация, с видами объемной аппликации. Последовательность изготовления объемных лепестков васильков из двухсторонней бумаги, способом подкручивания. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Подбор бумаги по цветовой гамме. Подготовка основы.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.
Тема: Объемная аппликация: «Васильки».
Теория: Способы изготовления тычинок и склеивания лепестков. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Вырезание деталей по шаблону, придание объема деталям василька способом подкручивания. Изготовление тычинок и приклеивание лепестков. Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление объемной аппликации.
Формы образовательной деятельности: видео - путешествие, беседа, рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.
Тема: Орнамент: «Геометрический орнамент».
Теория: Знакомство с историей развития орнамента в России. Виды орнамента. Изобразительный, неизобразительный, комбинированный. Знакомство с работами мастеров. Понятие геометрический орнамент. Способы изготовления геометрического орнамента. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка основы. Изготовление рамки.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, презентация, практическая работа.
Тема: Орнамент: «Геометрический орнамент».
Теория: Способы вырезания деталей геометрического орнамента путем складывания бумаги. Правила вырезания мелких деталей канцелярским ножом. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом.
Практика: Вырезание деталей орнамента путем складывания бумаги по шаблону. Приклеивание деталей геометрического орнамента на основу.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Орнамент: «Пейзажный орнамент».
Теория: Способы вырезания деталей пейзажного орнамента. Виды пейзажного орнамента. Знакомство с работами мастеров России. Отличия пейзажного орнамента от геометрического. Особенности выполнения пейзажного орнамента. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом.
Практика: Разработка эскизов пейзажного орнамента. Вырезание деталей орнамента по шаблону. Приклеивание деталей пейзажного орнамента на основу.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, презентация, практическая работа.
Тема: Клубное занятие «Чудесная мастерская».
Теория: Знакомство с правилами
Практика: изготовление изделий из бумаги и картона на конкурсной основе. Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с бумагой и картоном».
Теория: Устный опрос по теме «Работа с бумагой и картоном», (определения, понятия, виды техник)
Практика: Организация выставки творческих работ по теме «Работа с бумагой и картоном».
Формы образовательной деятельности: опрос, выставка, тестирование.
Раздел №3 Работа с природным материалом
Тема: Вводное занятие по работе с природными материалами.
Теория: Знакомство с видами декоративно прикладного искусства, выполненными из природного материала. Виды, свойства и качества природных материалов. Способы заготовки материалов. Просмотр фильма «Кладовая природы».
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка оргалита наждачной бумагой.
Формы образовательной деятельности: беседа, видео-презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной полянке».
Теория: Знакомство с видами аппликаций из листьев (накладная, силуэтная). Сравнительный анализ. Свойства и качества засушенных листьев. Способы заготовки и обработки листьев. Последовательность выполнения накладной аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: Разработка эскизов накладной аппликации. Подбор и обработка листьев по цветовой гамме, по фактуре и качеству.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Накладная аппликация из засушенных листьев «На лесной полянке».
Теория: Знакомство с примерами накладной аппликации из листьев. Способы изготовления деталей аппликации путем вырезания и обламывания краев.
Практика: Вырезание деталей из листьев. Приклеивание деталей из листьев на основу в соответствии с эскизом.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория: Особенности силуэтной аппликации. Способы выполнения силуэтной аппликации. Разновидность бабочек.
Практика: разработка эскизов силуэтной аппликации, подготовка основы для работы.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Силуэтная аппликация из засушенных листьев «Бабочки».
Теория: Способы изготовления деталей силуэтной аппликации из листьев. Технологическая последовательность работы.
Практика: Вырезание деталей бабочки, приклеивание деталей бабочки на основу. Художественное оформление аппликации.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Мозаика из круп и семян.
Теория: История развития мозаики в России. Виды мозаики и природных материалов (контурная, сплошная). Материалы, используемые в контурной и сплошной мозаике (семена и крупы). Свойства и качества используемого материала. Способы заготовок семян. Просмотр презентации работы мастеров в технике мозаика из семян.
Практика: Подготовка основы для работы. Шлифовка поверхности и краев оргалита.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Знакомство с работами, выполненными в технике, контурная мозаика. Технологическая последовательность изготовления работы в технике контурная мозаика с использованием пластилина. Беседа «Мои любимые животные».
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу. Выкладывание контуров рисунка полосками пластилина.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Контурная мозаика из круп: «Мои любимые животные».
Теория: Способы выкладывания контуров рисунка из семян. Правила гигиены.
Практика: Выкладывание контуров рисунка крупами (гречка, рис, горох). Художественное оформление рисунка.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Защита сообщений «Виды сплошной мозаики из круп и семян». Знакомство с работами, выполненными в технике, сплошная мозаика. Виды букетов. Правила гигиены при работе с клеем.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу.
Формы образовательной деятельности: защита сообщений по теме, презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Сплошная мозаика из круп и семян: «Цветы в вазе».
Теория: Технологическая последовательность изготовления работы в технике сплошная мозаика с использованием клея «ПВА». Способы приклеивания семян и круп на рисунок.
Практика: Нанесение клея на рисунок, выкладывание рисунка семенами и крупами.
Формы образовательной деятельности: рассказ, практическая работа.
Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория: Характеристика новогодних сувениров. Виды, способы изготовления, Технологическая последовательность работы. Техника безопасности.
Практика: Разработка эскизов. Подготовка каркаса елки из проволоки, подготовка и обработка материалов основы для работы.
Формы образовательной деятельности: беседа, презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Новогодние сувениры из шишек и скорлупы орехов»
Теория: Способы крепления шишек на каркас. Способы декорирования елочки дополнительными элементами.
Практика: Крепление шишек на каркас. Декорирование елочки дополнительными элементами.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа. Занятие №30
Тема: Новогодняя открытка. Орнамент предметный
Теория: Знакомство с работами мастеров «Предметный орнамент». Технологическая последовательность изготовления открытки способом оформления предметного орнамента из семян тыквы, арбуза, путем приклеивания семян на основу.
Практика: Разработка эскизов. Нанесение рисунка на основу. Приклеивание рисунка на основу. Оформление рамки семенами.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Конкурсно - игровая программа «Новогодние приключения» Теория: Знакомство с правилами проведения.
Практика: игра
Формы образовательной деятельности: конкурсно- игровая программа.
Тема: Итоговое занятие по разделу: «Работа с природным материалом».
Теория: Контрольная работа по теме «Работа с природным материалом», (определения, понятия, виды техник, способы выполнения.) Промежуточный мониторинг.
Практика: Организация отчетной выставки творческих работ за полугодие.
Формы образовательной деятельности: контрольная работа, выставка.
Раздел № 4 «Работа с синтетическими материалами»
Тема: Вводное занятие по работе с синтетическими материалами.
Теория: Знакомство с историей возникновения таких материалов, как: пенопласт, поролон, пластмасса, со свойствами и способами обработки этих материалов. Демонстрация изделий из синтетических материалов.
Практика: Разработка эскизов, подготовка и сбор материалов.
Формы образовательной деятельности: беседа, видео презентация, рассказ, практическая работа.
Тема: Сувенирные игрушки из капсул «Киндер - сюрприз».
Теория: Знакомство с видами изделий из пластмассы. Понятие о пропорции и равновесии, симметрии и асимметрии. Технологическая последовательность изготовления сувениров из капсул. Техника безопасности при работе с ножницами, проволокой, шилом.
Практика: Составление схемы изготовления игрушки. Изготовление каркаса из проволоки.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
4.3. Тема: Изготовление роботов из пластиковых бутылок.
Теория: Свойства и качества пластиковых бутылок. Способы обработки пластика, путем вырезания и обжига. Технологическая последовательность изготовления игрушки из пластиковых бутылок. Техника безопасности при работе с ножницами, свечкой, шилом.
Практика: Составление схемы изготовления игрушки из бутылок. Подбор и подготовка материалов.
4.4. Тема: Изготовление роботов из пластиковых бутылок.
Теория: Способы изготовления деталей робота из пластиковых бутылок. Приемы изготовления каркаса из проволоки. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика: Вырезание деталей робота из пластиковых бутылок. Сборка деталей робота. Коллективное оформление композиции «Роботландия».
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Поролоновые чудинки
Теория: Поролон, история возникновения. Свойства и качества поролона. Знакомство с изделиями из поролона. Знакомство с понятиями симметрия, ассиметрия. Способы изготовления игрушек и поролона. Техника безопасности при работе с ножницами и проволокой.
Практика: Разработка эскизов. Составление схемы изготовления игрушки из поролона. Покраска поролона колером.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Поролоновые чудинки «Медвежонок».
Теория: Способы изготовления каркаса из проволоки. Способы изготовления деталей игрушки из поролона. Технологическая последовательность работы.
Практика: Изготовление каркаса игрушки из поролона. Изготовление деталей игрушки из поролона.
Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа
Тема: Поролоновые чудинки «Медвежонок».
Теория: Способы соединения деталей игрушки при помощи клея «Мастер». Способы художественного оформления игрушки ленточками, тканью и др. материалами.
Практика: Сборка деталей игрушки. Художественное оформление игрушки. Формы образовательной деятельности: беседа, рассказ, практическая работа.
Тема: Итоговое занятие по теме «Работа с синтетическими материалами. Теория: Тестирование по теме. Опрос.
Практика: Оформление творческих работ по теме «Работа с синтетическими материалами.
Тема: Клубное занятие «Наши руки не знают скуки»
Теория: -
Практика: конкурсно-игровая программа «Наши руки не знают скуки». Формы образовательной деятельности: конкурсно - игровая программа.
Раздел № 5 «Украшения для интерьера в технике «Терра»
Тема: Вводное занятие по теме «Украшения для интерьера в технике «Терра».
Теория: Знакомство с историей развития коллажей в технике «терра», с понятием коллаж. Знакомство с работами мастеров.
Практика: Просмотр видео презентации на тему Коллаж в технике «терра». Разработка эскизов.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа видео-презентация, практическая работа.
Тема: Коллаж в технике «Терра» из флористических материалов (круговая композиция).
Теория: Знакомство с понятием композиция, с видами и техникой вдавливание. Способы приготовления раствора из строительного ротгипса. Правила обработки основы. Особенности нанесения раствора на основу. Правила гигиены. Способы вдавливания элементов коллажа в раствор.
Практика: Обработка основы водным растворам. Приготовление раствора из строительного ротгипса. Нанесение раствора на основу по правилам. Вдавливание элементов коллажа в раствор.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа, практическая работа.
Тема: Конкурс для мальчиков «Юные защитники Отечества»
Теория: Знакомство с правилами конкурса.
Практика: игры, конкурсы.
Формы образовательной деятельности: конкурсы
Тема: Коллаж в технике «Терра» из камней ракушек «Подводное царство».
Теория: Знакомство с техникой изготовления коллажей с применением ракушек, камней, водорослей. Способы выполнения оттиска. Особенности нанесения раствора композиции «Подводное царство».
Практика: Разработка эскизов. Подготовка и нанесение раствора на основу.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа, практическая работа.
Тема: Коллаж в технике «Терра» из камней ракушек «Подводное царство».
Теория: Особенности цветового решения композиции «Подводное царство». Правила гигиены при работе с акриловыми красками. Способы крепления элементов композиции при помощи клея «Мастер» и при помощи проволоки.
Практика: Покраска фона композиции акриловыми красками. Сушка фона. Крепление деталей композиции на основу при помощи клея и проволоки. Оформление рамки.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа, практическая работа.
Тема: Сувениры для мам с использованием бусинок, страз.
Теория: Знакомство с видами сувениров в коллажной технике. с использованием бусинок и страз, декоративный стиль. Особенности составления композиции в декоративном стиле. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика: Разработка эскизов. Подбор и обработка материалов. Подготовка основы.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа, практическая работа.
Тема: Коллаж в технике «Терра» «Фантазия» с использованием бусинок, страз.
Теория: Особенности нанесения раствора на основу декоративного стиля. Способы покраски фона путем набрызга. Способы крепления элементов композиции.
Практика: Обработка основы водным раствором. Подготовка раствора и нанесение на основу. Покраска фона путем набрызга. Сушка.
Тема: Коллаж в технике «Терра» «Фантазия» с использованием бусинок, страз.
Теория: Способы декорирования рамки при помощи лент, декоративной сетки. Практика: Крепление элементов композиции. Декорирование рамки.
Формы образовательной деятельности: рассказ, беседа, практическая работа.
Тема: Коллаж в технике «Терра».
Теория: Защита рефератов «Украшения для интерьера в технике «терра». Устный опрос по теме.
Практика: Оформление выставки.
Формы образовательной деятельности: защита рефератов, опрос, выставка.
Тема: Итоговое занятие по теме: Украшения для интерьера в технике «Терра»
Теория: Тестирование, устный опрос по теме.
Практика: Оформление однодневной выставки.
Формы образовательной деятельности: конкурсно- игровая программа
Раздел № 8 «Итоговое занятие»
8.1. Тема: Итоговое занятие.
Теория: Промежуточный мониторинг. Конкурсно - игровая программа «Вместе весело»
Практика: Оформление итоговой выставки. Награждение по итогам года. Формы образовательной деятельности: игра, выставка.
К окончанию учебного года обучающиеся должны овладеть умениями:
личностными:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от изучаемых изделий ДПТ;
самостоятельно определять и объяснять общие для всех людей самые простые правила поведения, свои чувства и ощущения от увиденного, уметь рассуждать;
делать правильный выбор при совершении какого-либо поступка.
метапредметными:
определять цель работы на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания из различных источников;
делать выводы в результате работы;
сравнивать и группировать предметы и образы;
предметными:
знать виды материалов, их свойства и названия;
знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
технологическую последовательность изготовления несложных изделий.
Формы текущего контроля:
-участие в конкурсных мероприятиях разного уровня;
-наблюдение учителя за работой учащегося;
-беседа с учащимся.
Формы итогового контроля:
-выставки работ по результатам усвоения темы;
-организация и проведение итоговой выставки.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Методическое обеспечение
Формы и методы занятий:
Формы занятий: практические занятия, лекции, игры, конкурсы.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
-коллективные (фронтальные со всем составом), -групповые (работа в группах, бригадах, парах),
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом работа по образцу);
практический (выполнение работ по схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
2.2 Система условий реализации программы основана на
следующих принципах:
Для успешной реализации программы «Умелые руки» имеется:
материально - техническое обеспечение
индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:
ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, дощечки для работы
шилом и лепки, канцелярские ножи, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; клей - пистолет,
- Материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием:
бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов),
картон (обычный, цветной, гофрированный),
ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, рогожка), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа, шпагат), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин;
природные материалы (растительного и животного происхождения) (плоские и объемные), сизаль, упаковочные материалы,
«бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, бисер, бусинки, пайетки, стразы;
кожа натуральная, ротгипс, краска - аэрозоль, гуашь, водоэмульсионная, клей «Мастер», «Момент», «ПВА»,клей - карандаш и др.
Важным моментом при организации учебного процесса является воспитание бережного отношения к природе, соблюдение техники безопасности. Организация рабочего места и трудового процесса;
-распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу;
-расчёт необходимых материалов и времени;
-выбор инструментов и приспособлений, рациональных приёмов работы; -умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству.
Кадровое обеспечение
Программа «Умелые руки» реализуется педагогом, прошедшим повышение квалификации в по дополнительной профессиональной программе «Дополнительное образование на современном этапе».
Педагогические технологии, используемые для реализации программы:
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- здоровье- сберегающая технология;
- творческой мастерской;
- технология развивающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
-организационный момент и инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения; - объяснение темы и цели занятия; - вводная беседа и просмотр презентации; - объяснение материала урока и последовательности выполнения работы - физкультминутка; - выполнение практической работы; - подведение итогов и анализ работ; - рефлексия (мобилизация учащихся на оценку самого занятия); - информационный этап (сведения учащимся о предстоящем занятии)
Дидактические материалы:
раздаточные материалы; - инструкционные и технологические карты; - образцы изделий; - карточки-задания; - видео и фотоматериалы; - литература для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, пособия, альбомы); - наборы для ручного труда и шитья; - учебный кабинет; - план-конспект занятия в печатном или электронном виде; - дидактические игры.
2.3. Формы аттестации и их периодичность.
Аттестация учащихся проводится по безотметочной системе оценивания. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по уровням: высокий, средний и ниже среднего.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости,
материал анкетирования и тестирования,
перечень творческих работ,
Спектр способов и форм выявления результатов:
Беседа.
Опрос.
Наблюдение.
Праздничные мероприятия.
Выставки.
Фестивали.
Зачеты.
Конкурсы.
Открытые и итоговые занятия.
Спектр способов и форм фиксации результатов:
Грамоты.
Дипломы.
Готовые работы.
Учет готовых работ.
Журнал.
. Используемая литература
Список литературы для педагога:
Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Сайт «Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru
Сайт «Всё для детей» http://allforchildren.ru
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Список литературы для детей и родителей.
В. Ванслов. Искусство и красота. Издат.: Знание, 2014г.
Г.В. Иванова. Открытки с улыбкой. Изд.: Тригон, 2010г.
Журнал по рукоделию «Лена», спец. выпуски.
Журнал «Скап-инфо», издательство интернет портал ,2016г.
Красивый декор своими руками. - Минск: Харвест, 2015г. 10.К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
М.Дайн. Культура и традиции.-М.:Арис, 2010г.
Н.Г. Юрина. Кукольные истории. - М.:АСТ, 2015г.
Р. Гибсон. Книга увлекательных занятий.-М.: РОСМЭН, 2015г.
Список электронных ресурсов
Электронный доступ: История декоративно-прикладного
искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo-iskusstva/dekorativno-
prikladnoe-iskusstvo.html
Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство http: //www.twirpx.com/files/art/dpi/
Электронный доступ: Архитектура, изобразительное и декоративноприкладное искусство 17 - 20 веков http://www.bibliotekar.ru/avanta/31.htm
Электронный доступ: Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0
Электронный доступ: Декоративноприкладное искусствоhttp: //school .xvatit.com/index.php
Электронный доступ: Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства Электронный
доступ: http: //www.pro sv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02. htm
Электронный доступ: Художественная энциклопедия http://enc- dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
Электронный доступ: Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe- iskusstvo/
Электронный доступ: Дизайн http://www.excentrika.ru/design