МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОДРУЖЕСТВО»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета от «22» мая 2020 года № 4 | УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом Протокол № 14 от «28» мая 2020 года Председатель педагогического совета, и.о.директора ______________ А.Р. Курбанова |
Программа
«ЛЕТО ПОЗНАНИЙ»
оnline летней смены в детском лагеря
для детей 7-14лет
срок реализации программы с 1 по 30 июня 2020г.
Разработала:
Пасынкова Светлана Борисовна,
Методист
Уфа – 2020
Паспорт программы
1. | Информация о МБОУ ДО «Центр творчества «Содружество» | МБОУ ДО «Центр творчества «Содружество» Адрес: ул.Г.Мушникова, д.17 И.о.директора «ЦТ «Содружество» А.Р. Курбанова Начальник лагеря: В.С. Хузиева |
2. | Название программы | «Лето Познаний» |
3. | Автор программы | С.Б.Пасынкова, методист |
4. | Сроки реализации программы | Июнь 2020 г. |
5. | Количество участников | Дети: 120 человек.Педагогический состав: 13 человек Обслуживающий персонал: 3 человека |
6. | Цель Задачи | - организация отдыха и оздоровления учащихся школ микрорайона Инорс в летний период в режиме online; создание благоприятных условий для интеллектуальной, творческой, физической, психологической реабилитации школьников после напряжённого учебного года и разностороннего развития личности. Для детей: - Создание ситуации успешности для участников программы. - Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии с его склонностями. - Формирование и развитие у детей знаний о здоровом образе жизни. Для педагогов: - Создание социально-психологических условий для личностного развития детей с использованием дистанционных технологий. -Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации, личностном развитии. - Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов. |
7. | Ожидаемые результаты | Для детей: - Реализация интересов, духовное обогащение, пробуждение новых интересов в режиме online -Реализация склонностей и способностей в различных видах деятельности в дистанционном режиме Для педагогов: -Отработка навыков педагогического и делового общения в режиме online. -Отработка методик и форм работы с временным детским коллективом с использованием дистанционных технологий. Для детей и педагогов: -Живое общение в режиме online с друзьями и педагогами; - развитие полезных навыков; -способ творчески и активно провести время; -комфорт и безопасность. |
-2-
Содержание
1. | Пояснительная записка. | Стр.4 |
2. | Нормативно-правовая база. | Стр.5 |
3. | Цель и задачи. | Стр.5 |
4. | Принципы реализации. | Стр.6 |
5. | Механизмы реализации. | Стр.7 |
6. | Формы реализации | Стр.8 |
7. | Кадровое обеспечение. | Стр.8-9 |
8. | Методическое обеспечение | Стр.9 |
9. | Материально-техническое обеспечение | Стр.10 |
10 | Критерии эффективности. | Стр.10 |
11 | Предполагаемые результаты | Стр.11 |
12 | Приложения. | Стр.12-15 |
13. | Используемая литература. | Стр.15-16 |
-3-
Пояснительная записка
Опять смеется лето в открытое окно,
и солнышка, и света полным, полным-полно!
Опять сланцы и майки лежат на берегу,
и нежатся лужайки в ромашковом снегу.
Т.Белозеров.
Лето - это время счастливых ожиданий и исполнения множества детских мечтаний: путешествия и приключения; увлекательные шоу и игры; любимые занятия в объединениях и студиях. Время – фантазии, активной творческой деятельности, пора развития детской социализации.
В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт».
Каникулы составляют значимую часть объёма свободного времени детей, поэтому для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх. Дети ждут от каникул многого. И важно не обмануть их надежды.
А значит необходимо задуматься над тем, как:
- создать психолого-педагогические условия для личностного развития детей с применением дистанционных образовательных технологий;
- найти разнообразные формы организации деятельности и общения в период проведения мероприятий на платформе ZOOM ;
- разработка программ по направлениям, целью которых является стимулирование внутреннего роста, раскрытие творческого потенциала.
Наша программа «Лето Познаний» нацелена на получение ребёнком возможности реализоваться, открыться в различных видах деятельности в online на платформе ZOOM. Программа рассчитана на детей 7-14 лет.
Построена с учётом специфики летней смены детского лагеря с применением дистанционных образовательных технологий на базе «ЦТ «Содружество». Программа является составляющей частью социально-образовательного проекта «В объективе Инорс!»
-4-
Нормативно-правовая база
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 113)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Конвенция ООН о правах ребёнка (ООН, 1991 г.).
Устав МБОУ ДО «ЦТ «Содружество».
Социально-образовательный проект «В объективе Инорс!»
Цель и задачи программы.
Цель: организация отдыха и оздоровления учащихся школ микрорайона Инорс в летний период в режиме online; создание благоприятных условий для интеллектуальной, творческой, физической, психологической реабилитации школьников после напряжённого учебного года и разностороннего развития личности с применением дистанционных образовательных технологий.
-5-
Задачи.
Для детей:
- Создание ситуации успешности для участников программы.
- Предоставление ребёнку возможности самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами с применением дистанционных образовательных технологий.
-Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни.
Для педагогов:
-Создание социально-психологических условий для личностного развития детей с применением дистанционных образовательных технологий.
- Оказание помощи детям, имеющим проблемы в социализации и личностном развитии.
-Повышение психолого-педагогической компетенции администрации и педагогов с применением дистанционных образовательных технологий.
Принципы реализации программы
В основу программы положен ряд принципов, которые обуславливают подход к её конструированию:
1. Принцип активности.
Согласно этому принципу, на первый план выдвигаются не только предоставление ребёнку возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности – это активный процесс самостоятельного творческого конструирования личности, её совершенствование. Грамотное руководство педагогом данным принципом предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально - ролевом уровне, а активное овладение этой нормой с применением дистанционных образовательных технологий.
2. Принцип взаимодействия.
Данный принцип будет работать на организацию совместной деятельности всех педагогических работников, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы.
3.Принцип коллективной деятельности.
Программа предполагает использование возможностей временного детского коллектива c использованием дистанционных технологий.
-6-
4.Принцип профессиональной активности.
Этот принцип предполагает организацию совместной деятельности педагогических работников и детей в условиях создания системы успеха в коллективной и индивидуальной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности смены летнего лагеря «Лето Познаний». Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
5.Принцип психолого-педагогического сопровождения.
Принцип предусматривает непрерывную постоянную поддержку детей. Создание комплексной системы диагностических методик, которые работают на систему отслеживания психолого-педагогического статуса ребёнка с применением дистанционных образовательных технологий.
6.Принцип личностно-ориентированного подхода.
Данный принцип предполагает необходимость учитывать индивидуально-психологические особенности детей и в соответствии строить воспитательную работу с применением дистанционных образовательных технологий.
7.Принцип соответствия.
Предлагаемые виды деятельности и мероприятия должны соответствовать целям, задачам, нормам, избранным в качестве приоритетных на общем уровне.
8. Принцип открытости.
Широкий обмен информацией и впечатлениями о проделанной работе между педагогическим коллективом и детьми, использование приобретённого опыта для дальнейшей работы летнего лагеря.
9.Принцип взаимовыручки.
Работа педагогического коллектива и детей осуществляется через взаимную помощь в проведении общелагерных мероприятий. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей.
Механизмы реализации программы
Основными механизмами реализации программы являются следующие технологии: технология игры; понимается как форма деятельности взрослых и детей в условных ситуациях.
-7-
Основные правила: добровольность, получение удовольствия, обязательное присвоение ролей и их проигрывание;
- технология психолого-педагогического сопровождения детей, предполагает непрерывную систематическую поддержку детей всеми взрослыми. Эта технология связана с выявлением проблем у детей и решение их при обязательной активности ребёнка.
Формы реализации
Для более успешной реализации нашей программы мы используем различные формы работы с детьми в режиме online.
Беседа – эта форма хорошо знакома детям из школьной жизни, но беседы, проводимые в лагере отличаются тем, что они проводятся в более шутливой игровой форме.
Викторина - один из вариантов интеллектуального турнира. Суть её известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!», поэтому нужно помнить о корректности вопроса и его формулировки.
Вебинар - это новая технология, которая позволяет проводить конференции тренинги, опросы, встречи или презентации через интернет в режиме реального времени в режиме онлайн.
Мастер – класс- это формат практической передачи мастерства, который быстро увлекает детей в просторы творчества.
Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.д.
КТД (коллективно - творческое дело) – это спланированное, исполненное и проанализированное коллективом дело. Оно может быть различным. Это и постановка представления, и оформление газеты, отрядного уголка, и т.д.
Спортчас- форма организации физкультурно-оздоровительной работы. На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры, различные подвижные игры и состязания.
Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью. Экскурсия может быть серьёзной и шутливой.
Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочерёдном преодолении участниками одной группы определённых этапов. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута. -8-
Одной из основных форм организации является игра. Игра для детей самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности.
Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – это игра. Работа по программе предусматривает использование различных форм игры:
интеллектуальные. имитационные
драматизации. музыкальные, физические
литературные. театральные. коллективные и т.д.
Но главной остаётся сюжетно-ролевая игра. В игре дети получают роли, знакомятся с правилами, выполняют заданные действия, получают результат.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим слаженный сплоченный коллектив единомышленников. В нашей смене летнего лагеря отдыхают дети разных возрастов. Поэтому педагогический кадровый состав – это
педагоги дополнительного образования, заведующие отделов, методист, педагог-организатор.
Они знают своих детей, работали сними в течение всего года
Руководит всей жизнью смены летнего лагеря, обеспечивает благоприятные условия для реализации программы начальник лагеря «Лето Познаний» Хузиева В.С.
Итог: Педагогический состав: 13 человек. Обслуживающий персонал: 3 человека. Утверждение кадрового обеспечения лагеря проводится на педагогическом совете в мае.
Методическое обеспечение
Наличие необходимой документации, программы, плана;
-проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
-online мастер-классы, творческие задания, вебинары, коллективные творческие дела, деловые и ролевые игры, индивидуальная работа.
-9-
Материально-техническое обеспечение
Перечень используемых материалов. | Ватман, картон, краски, цв. бумага, ножницы, клей, альбомы, цв. карандаши, фломастеры, скотч, кнопки, кисти, пр. карандаши, цв. мел. |
Оборудование. | Телевизор с проигрывающей приставкой, настольные игры,компьютер, Интернет, ноутбук, аудио- проигрыватель, муз. центр, фортепиано, детские книги. |
Критерии оценки эффективности программы.
Внутренние критерии
(изучение динамик личностных характеристик детей)
1.Критерий развития творческих способностей.
Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.
Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.
2. Критерии нравственного развития.
Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.
Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.
3. Критерии здоровья.
Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.
Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.
Внешние критерии
(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)
1.Критерии удовлетворённостью программой.
Методики: опросы, анкетирование, беседа.
2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.
Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.
-10-
Предполагаемые результаты
Для детей
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление и укрепление здоровья детей.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности, социальной активности в режиме online.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате воспитательных мероприятий (разучивание песен, игр, составление проектов и др.)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Удовлетворение потребности в полноценном отдыхе.
Комфорт и безопасность.
Для педагогов:
- Отработка навыков педагогического и делового общения.
- Отработка методов и форм работы с временным коллективом детей в условиях смены летнего лагеря с применением дистанционных образовательных технологий.
-Живое общение в режиме online с детьми и педагогами;
- развитие полезных навыков;
-способ творчески и активно проявить свое педагогическое мастерство.
-11-
Приложения
Приложение № 1
План-сетка
работы смены летнего лагеря «Лето Познаний»
Дата | Мероприятия |
8.06 | «Ярмарка идей» подготовка к открытию смены летнего лагеря. Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй лагерь!» |
9.06 | Путешествие по планете «Экология»: «Будь природе другом!» Театр «Арлекин» «Кот в сапогах». |
10.06 | Праздник «Моя малая родина-родной Инорс!» Конкурс открыток «Наша малая родина-родной Инорс!» |
11.06 | Экскурсия на завод по производству минеральной воды. Театрализованное представление «Мы за здоровый образ жизни» |
15.06 | Посещение музея «Набат памяти» «Великая битва» Малые олимпийские игры «Быстрее, выше, сильнее» |
16.06 | Игра-путешествие «Кладоискатели». Посещение кино-видео центра. |
17.06 | Конкурсная программа «Угадай мелодию» Спортивная игра «Зов джунглей». |
18.06 | Костюмированная программа «Карнавал» Остров «Песенка»: «Веселушки на лесной опушке» |
19.06 | Конкур рисунков «Этой даты не забыть нам никогда» Эрудит-шоу «Морской бой» |
22.06 | Заочная экскурсия в музей «Набат памяти» «Дети и война» Детское творчество в рисунках- «Шел солдат» |
23.06 | Конкурсная программа по ПДД Игровая программа «Поиграем в театр» |
24.06 | Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Танцевальная программа «Танцы без правил» |
25.06 | Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки!» .«Музыкальная викторина» |
26.06 | Игровая мозаика.Праздник «Радуга в сердце» Закрытие смены летнего лагеря. Диагностика. |
-12-
Приложение № 2
Психолого-педагогическое сопровождение участников программы.
Результативность и успешность реализации нашей программы мы отслеживаем с помощью следующих методик:
-Методика незаконченных предложений.
-Методика определения самочувствия, активности и настроения.
-Социологические опросы.
Диагностика психо-эмоциональной комфортности на начало смены.
1.Хотел ли ты пойти в лагерь?
2 Ты общительный человек?
3.Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?
9.У тебя чаще бывает хорошее настроение?
10. Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?
Методика «Незаконченное предложение».
Когда наступают летние каникулы…
В лагерь я пришёл, чтобы…
Мне бывает интересно, когда…
Если меня обижают я…
Когда меня хвалят я…
Когда мне грустно я…
Мне бывает трудно, когда я…
Когда мне плохо я…
Когда меня ругают…
Я боюсь…
Весело - это когда…
Счастье – это когда…
Диагностика, применяемая в основной период, отслеживающая уровень комфортности пребывания ребёнка в лагере.
Найди свое место в кругу психологического комфорта.
10- высокий уровень, максимум комфортности.
7- легкий дискомфорт.
5- 50/50
3-весьма ощутимый дискомфорт.
0-низкий уровень, максимум дискомфорта.
-13-
Диагностика, используемая в итоговом периоде.
1. Время, проведённое в лагере, я бы оценил…
2. У меня в лагере было чаще хорошее настроение.
3. В лагере у меня появились новые друзья.
4. Я вновь хотел бы прийти в лагерь.
5. Самым трудным для меня в лагере было…
6. За время, проведенное в лагере, я научился…
7. Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось…
8. Уходя из лагеря, я хотел бы сказать…
Ежедневная рефлексия.
В конце дня дети рисуют на «экране настроения» разноцветные рожицы.
Смеющуюся желтую рожицу – день прошёл отлично.
Спокойную красную – день прошёл хорошо.
Унылую синею – день не удался.
И на общем экране появляется: желтое солнышко, красная звёздочка, синяя хмурая тучка.
Приложение № 3.
Критерии оценки эффективности программы.
Внутренние критерии
(изучение динамик личностных характеристик детей)
1.Критерий развития творческих способностей.
Показатели: умение оценивать проблему, принять правильное решение, найти несколько способов решения.
Методики: решение творческих ситуаций, тестирование, выполнение творческих отчётов, участие в обще лагерных мероприятиях.
2. Критерии нравственного развития.
Показатели: отношение к другим людям, отношение к себе.
Методики: наблюдения, беседы, анкетирование, самооценка, взаимооценка.
3. Критерии здоровья.
Показатели: удовлетворение в полноценном отдыхе, самооценка физического и психологического состояния.
Методики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа.
-14-
Внешние критерии
(изучение условий, обеспечивающих достижение целей программы)
1.Критерии удовлетворённостью программой.
Методики: опросы, анкетирование, беседа.
2.Критерии эффективности реализации подпрограммы.
Методики: анализ продуктов деятельности, беседа.
Используемая литература
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 113)
2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
3.Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6.Конвенция ООН о правах ребёнка (ООН, 1991 г.).
7.Устав МБОУ ДО «ЦТ «Содружество».
8.Загородный летний лагерь/Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. – М: ВАКО, 2018. – 288 с. – (Мозаика детского отдыха).
-15-
9.Копилка вожатого: проблемы эффективного взаимодействия с детьми/ авт.сост. А.П. Красичкова, Д.Н. Зимин. - Волгоград: Учитель, 2017. - 153 с.
10.Праздничный калейдоскоп. 1-4 классы: утренники, КВН, театрализованные шоу, игры, посиделки/ авт.-сост. Е.В. Шаталова. –Волгоград: Учитель, 2016. - 189 с.
11.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства / авт.-сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2017. – 237с.
12.Летний лагерь на базе школы / авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Лобачёва, Е.И. Гончарова. – М.: ВАКО, 2015. – 336 с. – (Мозаика детского отдыха).
Информационные ресурсы:
https://yandex.ru/search/?text=методическая%20разработка%20летнего%
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/10/09/
programma-leto-_2018.docx
-16-