Содержание
ПРОГРАММА 1
Пояснительная записка 3
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе 7
Система закаливания детей 14
Закаливающие мероприятия (2 младшая группа) 15
Воспитание у детей культуры здоровья, 17
Комплексно-тематический план 18
Приложение 1 21
Приложение 2 24
Приложение 3 28
Приложение 4 29
Приложение 5 35
Приложение 6 39
Приложение 7 41
Список используемой литературы 42
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».1
В. А. Сухомлинский
По данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья на сегодняшний день является наиболее важной в обществе. Дети- это наше будущее, и от состояния их здоровья зависит то, каким оно будет. Неблагополучная экологическая среда, различные отрицательные бытовые факторы, некачественное питание и вода, неудовлетворительное экономическое положение в обществе – это лишь некоторые факторы, негативно влияющие на здоровье дошкольника.
Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье на 50% зависит от образа жизни.
Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье
Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья
Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми
Создание здоровьесберегающей среды в группе
Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма
Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания
Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья
Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов
Ожидаемые результаты:
улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
оптимальное функционирование организма;
формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• оптимальное функционирование организма;
• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды
1 Физическая культура в дошкольном детстве, М. 2006