по абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. В результате чего, возникла необходимость и была создана отдельная группа, куда вошли дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, официальный диагноз и статус «ребёнок-инвалид». Возраст детей составляет 12-14 лет. В структуре заболеваний воспитанников, приведших к детской инвалидности, преобладают:
- болезни нервной системы - 100 %.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются:
- сочетание наследственной предрасположенности с неблагоприятными внешними факторами (инфекции, травмы, бытовые интоксикации);
- нахождение в асоциальной среде (алкоголизм родителей, наркомания, условия проживания);
- внутриутробное повреждение плода в связи с болезнью и травмами матери во время беременности;
- отсутствие культуры здорового образа жизни.
На основании выявленной проблемы, необходимо изменить сложившуюся ситуацию по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа должна помочь ребёнку выработать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть современным общением и поведением, а также сформировать способность к самообслуживанию, саморегуляции, самоконтролю и самооценке. Воспитанник рассматривается в его разнообразных связях с миром: гигиенических, эстетических, этических, правовых, половых, политических, экономических, трудовых, физических.
Настоящая программа составлена из нескольких разделов, каждое из которых включает в себя минимально необходимое число тем. По каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников. Работа по данной программе проходит в режиме дня на воспитательных часах. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала – уборка помещения (спален, игровых комнат и т.д.), уход за одеждой, обувью, навыки общения и др. – органично вплетаются в жизнь детей в детском доме.
Программа рассчитана на 2 года. Порядок прохождения тем в течение учебного года жёстко не фиксирован. Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: лекции, беседы, рассказ, экскурсии, инструктаж, викторины, конкурсы, игры, чтения, дискуссии, представления и т.д. Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности. Педагог свободен в избрании формы занятий, он имеет право на вариативность тематического круга занятий. По предварительной договорённости часть тем может быть распределена между педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом и др.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их абилитации в социуме и интеграции в обществе.
№ п/п | Тема | Содержание | Общие требования / Практические занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Культура поведения и азбука общения |
1.1. | Культура поведения. | Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросами к старшим; формы выражения благодарности. Культура разговора со старшими и сверстниками. Благодарности. Формы поздравления. Культура речи при пользовании телефоном. Этикет и манеры. Общие правила поведения в общественных местах. | Воспитанники должны знать: - требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя; - формы обращения с просьбой, вопросом, сопереживанием; - выражение благодарности, поздравление; - правила разговора по телефону; - правила поведения в общественных местах; - правила этикета и манеры. Воспитанники должны уметь: - следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя; - следить за собой, своей походкой и жестикуляцией; - правильно вести себя при встрече и расставании; - вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять, сопереживать, благодарить; - культурно вести себя в общественных местах |
1.2. | Азбука общения | Честность в отношении друг с другом. Плохой хороший поступок в общении. О дружбе и товариществе. | Практические занятия: Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими, сверстниками, старшими (умение здороваться, прощаться, благодарить, оказывать помощь и заботу и т.д.). Организация специальной деятельности, направленной на помощь товарищам, забота о младших, больных и пожилых (операция «Добрый поступок»). Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки и поступки товарищей. Игры «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое настоящая дружба», «Кого можно читать настоящим другом» и т.д. Организация совместной учебной, игровой, художественной, спортивной и другой деятельности. Проведение вечерних самоотчётов и бесед в группе, с отдельными воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему новому научились, кому помогли, где поступили правильно, что понравилось и т.д.) |
Раздел 2. Жилище. Одежда и обувь. Питание. |
2.1. | Жилище. | Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, варианты квартир и подсобных помещений; виды отопления. Помещения и службы детского дома; почтовый адрес и телефон детского дома. | Воспитанники должны знать: - виды жилых помещений в городе, деревне, их различия; - почтовый адрес и телефоны детского дома. Воспитанники должны уметь: - подписывать адрес на конверте. Практические занятия: Экскурсия по детскому дому. Заполнение почтовых адресов на конверте. |
2.2. | Одежда и обувь. | Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры. Повседневный уход за одеждой, предупреждение загрязнения, чистка. Виды обуви, размеры; уход за обувью – сушка, чистка, кремы; подготовка сезонной обуви к хранению. | Воспитанники должны знать: - виды одежды и обуви; правила снятия мерок (размеры); - правила ухода за одеждой и обувью. Воспитанники должны уметь: - подбирать одежду, головные уборы, обувь по размеру и сезону; различать их назначение (повседневная, праздничная, спортивная); - сушить мокрую одежду и обувь, чистить и готовить одежду к хранению, подбирать крем и чистить обувь. Практические занятия: Чистка и сушка верхней одежды и обуви. Снятие мерок, определение своего размера. |
2.3. | Питание. | Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и др.); разнообразие продуктов питания. Приготовление пищи, приготовление простых и комбинированных бутербродов, обваривание яиц, приготовление яичницы, салата, винегрета, заваривание чая. Кухонные принадлежности, приборы, посуда; правила пользования и ухода за ними. Химические средства ухода. Сервировка стола к завтраку. | Воспитанники должны знать: - различные меню завтрака, виды бутербродов, правила заваривания чая; - санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; - правила сервировки стола к завтраку; - назначение кухонных принадлежностей и посуды; - санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств по уходу за посудой. Воспитанники должны уметь: - резать ножом продукты для бутербродов; - отваривать яйца, жарить яичницу; - нарезать вареные овощи кубиками, соломкой; - накрывать на стол с учётом конкретного меню. Практические занятия: Приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы. Обваривание яиц. Заваривание чая. |
Раздел 3. Транспорт. Торговля. Связь. |
3.1. | Транспорт. | Виды транспорта, маршруты. Правила поведения в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. | Воспитанники должны знать: - наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома; - варианты проезда разными видами транспорта; - правила передвижения на велосипеде. Воспитанники должны уметь: - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); - соблюдать правила дорожного движения. Практические занятия: Экскурсия – коллективные поездки в транспорте. |
3.2. | Торговля. | Продовольственные и промышленные магазины, универсамы, их назначение. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. | Воспитанники должны знать: - основные виды магазинов, их назначение; - виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них. Воспитанники должны уметь: - выбирать продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню; - оплачивать приобретённый товар; - соблюдать правила поведения в магазине. Практические занятия: Экскурсия в продовольственный и промышленный магазины. |
3.3. | Связь. | Основные средства связи: почта, телеграф, телефон. Виды почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок отправки писем различных видов, написание адреса на конвертах. | Воспитанники должны знать: - основные средства связи; - виды почтовых отправлений; - порядок отправки посылок, переводов и др. Воспитанники должны уметь: - записывать адрес с индексом на конвертах; - составлять различные тексты телеграмм.. Практические занятия: Экскурсия на почту, отделение связи. Составление телефонограмм. |
Раздел 4. Личная гигиена. Здоровье. ОБЖ. |
4.1. | Личная гигиена. | Правила личной гигиены. Уход за волосами (мытьё, причёска). Гигиена сна. Гигиена зрения (чтения, просмотра ТВ, выполнения домашних заданий). Твой внешний вид. | Воспитанники должны знать: - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; - периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью; - правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнения домашних заданий, просмотра телепередач; - требования гигиены сна и подготовки домашних заданий. Воспитанники должны уметь: - выполнять утренний и вечерний туалеты, чистить зубы; - причёсывать волосы, подбирать шампунь; - соблюдать правила гигиены приготовления домашнего задания, гигиены зрения, сна; - следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид). Практические занятия: Выполнение утреннего и вечернего туалета. Причёсывание волос. |
4.2. | Здоровье и медицинская помощь. | Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медсестры, регистраторы, работники аптек). Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врача на дом. | Воспитанники должны знать: - виды медицинской помощи; - функции основных врачей специалистов. Воспитанники должны уметь: - записываться на приём врачу; - вызывать врача на дом; - приобретать лекарства в аптеке. Практические занятия: Экскурсия в аптеку, поликлинику. Воспитанники должны иметь представление: - о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки; - о порядке записи к врачу, приобретения лекарств; - о порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом. |
4.3. | Основы безопасности жизнедеятель-ности | Формирование умений и навыков ориентирования в дорожной обстановке. Переход через улицу. Правила обхода транспорта на остановке. Домашние опасности, электробытовые приборы. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и пожаре. Простейшие средства пожаротушения. Благо и вред от использования лекарств, средств бытовой химии. Отравление, первая помощь. Порядок вызова медицинской помощи. Меры предосторожности при общении с животными. Правила поведения с незнакомыми людьми. Поведение на улице в грозу, туман, гололёд, вечернее время. | Воспитанники должны знать: - источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе; - правила поведения при возникновении стихийных бедствий; - правила обращения с электробытовыми приборами; - правила поведения в транспорте; - правила поведения с незнакомыми людьми, домашними животными. Воспитанники должны уметь: - обращаться с электроприборами повседневного пользования; - действовать по сигналу опасности; - ориентироваться на местности; - пользоваться ножницами, ножом, иглой и т.д.; - оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.п. |
Раздел 5. Подготовка к семейной жизни. |
5.1. | Социальное направление | Что такое семья? Состав семьи, родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя и др.) Дальние и близкие родственники. Необходимость заботы и уважения друг к другу. Правила поведения в семье. Семейные праздники. Подарок. | Воспитанники должны знать: - различия между близкими и дальними родственниками; - правила поведения в семье. Воспитанники должны уметь: - различать родственные отношения в семье. Практические занятия: Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учёта состояния другого человека, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины в семье, навыки, необходимые в семейном быту. |
5.2. | Формирование нравственных представлений. | Сказки нардов мира о любви (чтение). Человеческое тело – образец пропорции и красоты (репродукции известных картин, греческая, римская скульптура). Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народов мира о любви и семье в целях: - развития у детей эталонов семейных отношений; - закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений. | Практические занятия. Тренинги и игры, развивающие эмоциональную сферу детей: - тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации; - тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и др.) |
Раздел 6. Учреждения и организации. |
6.1. | Учреждения. | Детский сад, школа, дом культуры, библиотека. Их назначение. | Воспитанники должны знать: - виды детских учреждений, их назначение; - адреса местного дома культуры и библиотеки, их назначение; - правила поведения в доме культуры и библиотеке. Воспитанники должны уметь: - правильно вести себя во время игр, просмотров фильма, чтения книг, журналов. - обратиться к работнику дома культуры, библиотеки. Практические занятия. Экскурсии в библиотеку, дом культуры. |
Раздел 7. Жизненное и профессиональное самоопределение. |
7.1. | Жизненное и профессиональное самоопределение. | Твой режим дня. Время – богатство, друг и враг. Можно ли планировать свою жизнь. Твой жизненный план (первоначальное представление о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.). Мир труда (основные группы и типы профессий). Интересы, склонности, задатки и способности. Виды профессиональных учебных заведений. | Примерные формы работы: Встречи с людьми разных профессий. Вечера «Защиты профессии». Викторины по миру профессий, экскурсии. Комплексные сюжетно-ролевые игры. |
Раздел 8. Ты и закон. Полезная экономика. |
8.1. | Ты и закон. | Правила поведения в детском доме. Ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная). Что такое правонарушение? Права и льготы выпускников детского дома. Зачем нужно знать законы? Символы нашего государства. Наша малая Родина. Зачем нужны полиция, суд, армия? | Воспитанники должны знать: - правила поведения в детском доме (права, обязанности и ответственность воспитанника); - ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная); - права и льготы выпускников детского дома; - символы нашего государства. Воспитанники должны уметь: - рассказывать о своей малой Родине. - отвечать за свои дела и поступки. |
8.2. | Полезная экономика. | Понятие бюджета в семье. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды, обуви культурные потребности и др.). Расходы на питание и содержание жилища. Оплата коммунальных услуг. | Воспитанники должны знать: - основные статьи расходов в семье; - правила учёта расходов; - периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг; - примерную стоимость одежды, обуви, мебели и др. Воспитанники должны уметь: - подсчитывать расходы; - производить коммунальные и другие платежи. |
Раздел 9. Основы экологии и краеведения. |
9.1. | Экология. | Значение природы как условие жизни людей. Охрана природы. Лес и его жизнь. Экология и здоровье человека. | Воспитанники должны знать: - правила поведения в лесу, на природе Воспитанники должны уметь: - ориентироваться на местности. Практические занятия. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. |
9.2. | Краеведение. | Природа родного края. Растительный и животный мир нашего района. Климат, сезонные явления. Экологические проблемы. | Воспитанники должны иметь представление: - о климате, сезонных явлениях. Воспитанники должны уметь: - рассказывать о природе, растительном и животном мире своего района, края Практические занятия. Экскурсия в краеведческий музей п. Чегдомын, Новый Ургал. Прогулка в пригородный лес. |