МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района Московской области
Утверждаю
Директор Удельнинской
гимназии
_______ Н.А. Арюлина/
Приказ № от
«» сентября 2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
(базовый уровень)
6 «А», «Б», «В», « Г» классы
Составитель: Кононова Мария Игоревна,
учитель биологии
2019 – 2020уч.год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12. 2003 г. № 21/ 12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 5.03. 2004 г. № 1089. Примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. – Москва, Дрофа, 2014г. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2009, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, работы с различными источниками информации.
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Таким образом, одной из главных задач является обеспечение высокой биологической и прежде всего экологической и природоохранительной грамотности.
Содержание программы
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
6 класс (34 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Резерв времени — 2часа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.
Основные виды учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
III. Планируемые предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 6 КЛАСС»
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Общее количество часов — 34, в неделю — 1час.
Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику.
дата | № уро ка | Тема урока | Основы учебно-исследовательской деятельности | Основное содержание темы, термины и понятия |
| Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов) |
02.09-06.09 | 1 | Строение семян двудольных растений | Лабораторная работа№1 Изучение строения семян двудольных растений | Строение семян Особенности строения семян двудольных растений . |
09.09-13.09 | 2 | Строение семян однодольных растений | Лабораторная работа№2 Изучение строения семян однодольных растений | Особенности строения семян однодольных растений |
16.09-20.09 | 3 | Виды корней. Типы корневых систем | Лабораторная работа№3 Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. |
23.09-27.09 | 4 | Строение корней | Лабораторная работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски | Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня. |
30.10-04.10 | 5 | Условия произрастания и видоизменения корней | | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней |
07.10-11.10 | 6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | Лабораторная работа№5 Строение почек. Расположение почек на стебле | Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега. |
14.10-18.10 | 7 | Внешнее строение листа | Лабораторная работа№6 Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. |
21.10-25.10 | 8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | Лабораторные работы №7 Строение кожицы листа Клеточное строение листа | Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. |
28.10-01.11 | 9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | Лабораторная работа №8 Внутреннее строение ветки дерева | Строение стебля. Многообразие стеблей |
11.11-15.11 | 10 | Видоизменение побегов | Лабораторная работа №9 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Строение и функции видоизмененных побегов |
18.11-22.11 | 11 | Цветок и его строение | Лабораторная работа №10 Изучение строения цветка | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. |
25.11-29.11 | 12 | Соцветия | Лабораторная работа №11 Ознакомление с различными видами соцветий | Виды соцветий. Значение соцветий |
02.12-06.12 | 13 | Плоды и их классификация | Лабораторная работа №12 Ознакомление с сухими и сочными плодами | Строение плодов. Классификация плодов. |
09.12-13.12 | 14 | Распространение плодов и семян | | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения |
16.12-20.12 | 15 | Контрольная работа №1 по теме. Строение и многообразие покрытосеменных растений |
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) |
23.12-27.12 | 16 | Минеральное питание растений | | Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвеннымпитанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. | Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». |
09.01-17.01 | 17 | Фотосинтез | | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза.. | Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза |
20.01-24.01 | 18 | Дыхание растений | | «транспирация», «устьица» | Дыхание растений, его сущность Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
27.02-31.01 | 19 | Испарение воды растениями. Листопад | | Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев |
03.02-07.02 | 20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | Лабораторная работа №13 Передвижение веществ по побегу растения | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений | Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений |
10.02-14.02 | 21 | Прорастание семян | Лабораторная работа №14 Определение всхожести семян растений и их посев | Роль семян в жизни растений.. | . Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков |
17.02-21.02 | 22 | Способы размножения растений | | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. | Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
24.02-28.02 | 23 | Размножение споровых растений | | Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». | Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений |
02.03-06.03 | 24 | Размножение семенных растений | | Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». |
09.03-13.03 | 25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | Лабораторная работа№15 Вегетативное размножение комнатных растений | Способы вегетативного размножения. | Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». |
Раздел 3. Классификация растений (6 часов) |
16.03-20.03 | 26 | Систематика растений | | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». |
30.03-03.04 | 27 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | | Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные |
06.04-10.04 | 28 | Семейства Пасленовые и Бобовые | | Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые | Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые |
13.04-17.04 | 29 | Семейство Сложноцветные | | Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные | Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные |
20.04-24.04 | 30 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. | | Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные |
27.04-01.05 | 31 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | Защита проектов | Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком | |
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) |
04.05-08.05 | 32 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | | Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». |
11.05-15.05 | 33 | Развитие и смена растительных сообществ | Экскурсия Природное сообщество и человек | Правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания | Определяют понятие «смена растительных сообществ» |
18.05-22.05 | 34 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Адыгея» | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране и Республике Адыгея Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». |
| 1- час резерв |
|
СОГЛАСОВАНО
Рук. кафедры естественных наук __________/Стрельчик С.А./
Протокол № __ от «» _августа_ 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР ____________/Тулаев К.Б./
«____» _________2019 г.
3