СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по дополнительному образованию: баскетбол/волейбол и КТП 2024-2025
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шахунская средняя общеобразовательная школа №2
Принята на заседании педагогического совета № 9 от «30» 08. 2024г. Протокол № 160/3 о-д
| Утверждено: Директор МБОУ СОШ №2 г.о. г. Шахунья _______________Яровикова Т.А. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности
«Баскетбол/волейбол»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся (девочки): 11-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор- составитель Растопина Ирина Ивановна
учитель физической культуры
первая квалификационная категория
г. Шахунья
2024 г.
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | |||
1.1. | Пояснительная записка | | |
1.2. | Цель и задачи программы | | |
1.3. | Планируемые результаты | | |
1.4. | Содержание программы | | |
| | | |
| | | |
Раздел 2. Комплекс огранизационно - педагогических условий программы | |||
2.1. | Учебный план | | |
2.2. | Рабочая программа(учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | | |
2.3. | Условия реализации программы | | |
2.4. | Формы аттестации | | |
2.5. Методическое обеспечение программы 2.6. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы Список литературы | | ||
Приложения | | |
1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка.
Баскетбол
Настоящая дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Баскетбол» (далее – Программа) разработана с учетом: -Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; - Приказ министерства образования и науки РФ №196 от 09.11.2018год; - "Санитарно-эпидемологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.3172-14" (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г.№41 -Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и среднего общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ Шахунская СОШ №2 г. Шахуньи Нижегородской области; -Примерные рабочие программы: А.П.Матвеев,5-9классы,ФГОС: М.: «Просвещение», 2019г; -Учебник А.П.Матвеев«Физическая культура" 5,6-7,8-9 классы М.: «Просвещение», 2015г,2016г,2019г. - Программы по физической культуре В. И. Лях «Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. И. Лях/ М., - Просвещение, 2019. - Учебник: В.И. Лях «Физическая культура 10-11классы,М.: "Просвещение", 2020г. - «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» под редакцией Колодницкий Г.А. М: «Просвещение»,2013г.(в интернете) - «Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол», под редакцией Колодницкий Г.А. М:Просвещение»,2011г. Уровень: стартовый Направленность: физкультурно-спортивная Программа кружка по спортивным играм (баскетбол / волейбол) направлена на организацию работы групп девочек 5-6-7-8-9-10-11классов возраста от 11 до 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических тренировочных занятий, участие в соревнованиях, обучение начальной подготовке игр в баскетбол и волейбол. Учащиеся могут заниматься как в одной группе, так и в двух группах. Это зависит от количества детей желающих посещать спортивную секцию баскетбол и волейбол. Срок обучения может быть от 1 года до 5 лет, в зависимости от уровня физической и технической подготовленности занимающихся. Работа спортивной секций предусматривает содействие гармоническому физическому развитию, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья учащихся, изучение, закрепление, совершенствование основных элементов техники тактики игр в баскетбол и в волейбол, привитие потребности к систематическим занятиям, подготовку инструкторов и судей по баскетболу и волейболу. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств личности учащихся, умение взаимодействовать и понимать друг друга в группе. Основные показатели работы спортивной секции – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в физической, технической, теоретической подготовленности.
Актуальность программы.
Одной из серьезных проблем в нашем обществе является проблема укрепления здоровья подрастающего поколения. Выполнение задач, обозначенных «Федеральной программой развития образования в России», диктует необходимость выработки совместной стратегии педагогов, медицинских работников и семьи в отношении здоровья детей. Это связано с тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков. Массовое привлечение детей к занятиям физкультурой и спортом частично решает данную проблему, поэтому у нас в школе создана секция по спортивным играм (баскетбол/волейбол). Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол и волейбол, являются отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия баскетболом и волейболом на рост и развитие мозга ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними, способствует проявлению наследственных возможностей нервной системы. В баскетболе и волейболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действии. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации
В любом возрасте необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому начальный курс баскетбола и волейбола представлен технико-тактической подготовкой. Отличительной особенностью элементов технико-тактической подготовки является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Такие приемы техники, как передвижение, прыжки, входят составной частью в игровые действия, и отдельно не рассматриваются. Работа спортивной секций предусматривает содействие развитию физических качеств, общей и специальной физической подготовки; изучение, закрепление, совершенствование техники и тактики баскетбола и волейбола в защите и нападении; укреплению здоровья учащихся; привитию потребности к систематическим занятиям. Вместе с физическим развитием, совершенствованием технико-тактических действий, укреплением здоровья идет процесс воспитания личности учащихся, их нравственных, волевых качеств, умение понимать и взаимодействовать с товарищем по команде.
Педагогическая целесообразность: заключается в том , что занимающихся при освоении повышается мотивация к занятиям спортивными играми: баскетболом и волейболом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества, занятия способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Новизна программы и отличительные особенности:
Программа«Баскетбол/волейбол»,направлена на: -реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения, -соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения; перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; -расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; -усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Адресат программы. Программа секции по спортивным играм (баскетбол/волейбол) направлена на организацию работ группы девочек: 5-6-7-8-9-10-11 классов школьного возраста от 11 до 17 лет, занятия могут проводиться как в одной группе, так и в двух группах, в зависимости от количества детей, желающих заниматься в секции баскетбола и волейбола. Программа кружка предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в школьных и районных соревнованиях. Основными показателями работы секций по баскетболу являются выполнение учащимися программных требований, выраженных в уровне их физической, технической, теоретической подготовленности. Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы-1 год. Баскетбол 34часа.Волейбол-34часа. Всего 68часов. Наполняемость групп: 15-25 человек Режим занятий:Всего 2 часа в неделю. Баскетбол: 1 раза в неделю по 1 часу (45 минут). Всего 34 часа; Волейбол: 1 раза в неделю по 1 часу (45 минут). Всего 34 часа Формы обучения: очная, дистанционная Формы занятий: групповая и индивидуально-групповая
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условии для формирования у обучающихся целостного представления о баскетболе и волейболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния физического, духовного, нравственного здоровья и привитие интереса к здоровому образу жизни через активное участие в спортивных соревнованиях, физкультурных праздниках. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, формирование физической культуры занимающихся и их здорового образа жизни через занятия баскетболом и волейболом Обучающие:
1.Ознакомить с основными знаниями истории развития, элементами, правилами, игры баскетбол и волейбол. 2.Продолжить обучать и формировать основным элементам, умения и навыкам игры в баскетбол и волейбол . 3.Научить применять полученные знания в игровой деятельности.
4.Активизировать игровое мышление и продолжать формировать навыки командной работы.
Воспитательные: 1.Актуализировать личностные качества: уверенность, решительность, настойчивость в достижении целей, способность концентрироваться в разных игровых ситуациях 2.Содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности. 3.Способствовать созданию профилактических мер для улучшения состояния здоровья обучающихся при помощи различных упражнений игры баскетбол. 4.Создавать предпосылки для здорового образа жизни и выработать у детей устойчивое отношение против вредных привычек. 5.Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику, гибкость мышления в учебно-тренировочных действиях и в самой игре баскетбол.
Развивающие: 1. Активизировать и организовать учебную, физкультурно-спортивную деятельность с целью повышения уровня физического, интеллектуального, командно-игрового развивающего мышления обучающихся. 2. Способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости - развивать координационные способности и силу воли. 3.Развивать и формировать морально-волевые качества: внимание, память, игровую командную фантазию.
1.3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-формирование общих представлений об игре в баскетбол и волейбол, о её значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; -укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; -совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения игре в баскетбол и волейбол; -развитие интереса к самостоятельным занятиям баскетболом, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении игры в баскетбол и волейбол для укрепления здоровья человека (физического, социального, психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физического, интеллектуального, эмоционального,социального); -овладение основными приемами техники и тактики игры; -приобретение необходимых теоретических знаний; -повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу и волейболу; -подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу и волейболу.
Метапредметные результаты, формируемые в процессе освоения курса:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; -формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; -формирование умения понимать причины успеха или неудач своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов и сотрудничества.
1.4. Содержание программы
Баскетбол
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
1.1.Основы знаний
Раздел 2. Техническая и тактическая подготовка
2.1Ловля и передача мяча
2.2Ведение мяча
2.3.Финты
2.4.Броски
2.5.Игра в нападении
2.6.Игра в защите
2.7.Игровая деятельность, итоговые соревнования
Раздел 3.Общая физическая подготовка
Содержание программы
Волейбол
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
1.1.Основы знаний
Раздел 2. Техническая и тактическая подготовка
2.1 Подачи
2.2 Передачи
2.3. Нападающий удар
2.4. Блокирование
2.5. Комбинированные упражнения
2.6. Учебно-тренировочные игры
По окончании курса баскетбола и волейбола учащиеся должны владеть понятиями: в баскетболе: перемещения- повороты и остановки, передачи и ловля мяча (передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации), финты, ведение мяча, броски мяча по кольцу(броски по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении, броски мяча в кольцо с места, в прыжке со средней дистанции, штрафные броски), тактические действия в нападении: быстрый прорыв 2:1,3:2,тактические действия в защите: выбивание, перехват, накрывание мяча, игра зонной и защите, в защите игра зонной, личная защита, персональная защита, игровая деятельность. В волейболе: знать понятия техника игры и тактика игры,владеть основными техническими приемами: подачами, приемами, передачами, нападающими ударами, блокированием. Знать историю возникновения баскетбола и волейбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом/волейболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры в баскетбол и волейбол. Применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий баскетболом и волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
Занятия, предусмотренные программой позволяют: 1.Вызвать интерес к данному виду спорта, а в дальнейшем повышение мастерства в других командах. 2.Развивать у учащихся физические, технические, тактические умения и навыки в игре, нравственно-волевые качества человека, а так же чувство коллективизма. 3.Сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни и отказ от вредных привычек и других негативных явлений.
2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Баскетбол» (девочки)
1 год обучения
№ п/п | Тема. | Количество часов | Теория | Практика | |||
| | | |||||
1. | Основы знаний: Правила игры, история развития баскетбола | 1 | 1час | | |||
2. | Ловля и передачи мяча. | 4 | | 4 | |||
3. | Ведение мяча. | 4 | | 4 | |||
3. | Финты - обманные движения. | 1 | | 1 | |||
4. | Броски | 6 | | 6 | |||
5. | Игра в нападении | 6 | | 6 | |||
6. | Игра в защите. | 6 | | 6 | |||
7. | Игровая деятельность | 6 | | 6 | |||
| | | | | |||
Итого: | 34 | 1 | 33 |
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол» (девочки) 1год обучения
№ п/п | Темы | Количество занятий | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1. | Основы знаний | 1 | 1 | - |
| Понятие о технике и тактике игры. | В процессе занятии | В процессе занятии | В процессе занятии |
| Правила игры в волейбол | В процессе занятии | В процессе занятии | В процессе занятии |
2. | Технические и тактически приемы. | | | |
| Подачи | 6 | В процессе занятии | 6 |
| Передачи | 6 | В процессе занятии | 6 |
| Нападающий удар | 4 | В процессе занятии | 4 |
| Блокирование | 4 | В процессе занятии | 4 |
| Комбинированные упражнения | 6 | В процессе занятии | 6 |
| Учебно-тренировочные игры | 6 | В процессе занятии | 6 |
| Судейство игр | 1 | В процессе занятии | 1 |
| Итого: | 34 | 1 | 33 |
2.2. Рабочая программа(учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Баскетбол»(девочки) на 2024-2025 учебный год
1год обучения: объем программы 34 часа
№ | Тема | Дата по плану | Дата фактически | Количество часов |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Разминка. Основная стойка баскетболиста, передвижения правым, левым боком, спиной вперед. Повороты на стоящей сзади ноге после остановки. Борьба за мяч, не попавший в корзину. Учебная игра. | | | |
2. | Разминка. Остановка в два шага. Держание мяча. Передача мяча в движении по восьмерке с броском по кольцу. Учебная игра. | | | |
3. | Разминка. Ловля мяча летящего на средней высоте. Ловля мяча, летящего высоко (в прыжке). Ловля мяча, переданного сзади в беге по прямой линии. Учебная игра. | | | |
4. | Разминка. Ловля мяча, летящего низко (в движении). Ловля мяча одной рукой (в движении). Броски в кольцо с разных расстояний. Учебная игра. | | | |
5. | Разминка. Передача мяча двумя руками от груди (в движении). Передача мяча двумя руками сверху (в движении). Борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска. Учебная игра. | | | |
6. | Разминка. Передача мяча двумя руками снизу. Передача мяча двумя руками от плеча Нападение с одним центровым игроком. Нападение с двумя центровыми игроками. Учебная игра. | | | |
7. | Разминка. Передача мяча одной сверху «крюком» Передача мяча одной снизу. Непрерывное нападение со сменой мест. Учебная игра. | | | |
8. | Разминка. Бросок мяча одной рукой от плеча (в прыжке). Бросок мяча одной рукой (в прыжке). Нападение без центровых игроков. Учебная игра. | | | |
9. | Разминка. Бросок мяча одной рукой снизу в прыжке после движения. Бросок мяча двумя руками снизу в прыжке после движения. Нападение против зоны защиты. Учебная игра. | | | |
10. | Разминка. Бросок двумя руками вверху (после движения). Бросок мяча двумя руками от груди ( в движении). Ловля и добивание мяча от щита. Передача и рывок к корзине. Учебная игра. | | | |
11. | Разминка. Высокое и низкое ведение мяча. Ведение мяча с изменением скорости движения. Нападение против прессинга. Учебная игра. | | | |
12. | Разминка. Ведение мяча с переводом за спиной. Броски мяча после ведения. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | | |
13. | Разминка. Финты без мяча. Финты с мячом. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | | |
14. | Разминка. Ложное ведение. Ложный бросок. Бросок из-за заслона наведением. Учебная игра. | | | |
15. | Разминка. Техника игры в защите. Стойка защитника. Передвижение защитника. Бросок из-за статического заслона. Учебная игра. | | | |
16. | Разминка. Перехваты мяча. Вырывание мяча. Взаимодействие двух игроков задней линии и крайнего нападающего игрока. Учебная игра. | | | |
17. | Разминка. Вырывание мяча. Накрывание мяча. Взаимодействие игроков центрального, задней линии крайнего нападающего. Учебная игра. | | | |
18. | Разминка. Бег 2км.Упражнения на растяжение; для мышц живота. Упражнения со скакалкой. Взаимодействие центрового игрока и двух игрока задней линии. Учебная игра. | | | |
19. | Разминка. Прыжки из глубокого приседа. Упражнения для мышц спины. Личная защита по всей площадке. Учебная игра. | | | |
20. | Разминка. Упражнения для мышц груди. Прыжки вперед из глубокого приседа. Личная защита в зоне штрафного броска. Учебная игра. | | | |
21. | Разминка. Отжимание в упоре лежа на руках. Подтягивание на перекладине. Смешанная защита. Учебная игра. | | | |
22. | Разминка. Упражнения для кистей и пальцев рук, для мышц спины. Действия защитников при пробитий штрафных и разыгрывании спорных мячей. Учебная игра. | | | |
23. | Разминка. Перебрасывание мяча с руки на руку. Вращение мяча вокруг туловища. Броски в корзину с разных точек площадки. Учебная игра. | | | |
24. | Разминка. Упражнения для мышц плеча. Прыжки со скакалкой. Подтягивание. Ведение мяча на месте, между ног, за спиной, сидя. Учебная игра | | | |
25. | Разминка. Бег 3км. Упражнения для мышц живота; для мышц плеча. Позиционное нападение. Быстрый прорыв. Учебная игра. | | | |
26. | Разминка. Бросок после ведения. Бросок в движении после ловли. Бросок в прыжке с поворотом на 180 градусов Учебная игра. | | | |
27. | Разминка. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Броски из-под корзины. Разбор ошибок (правила). Учебная игра. | | | |
28. | Разминка. Передача мяча двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Правило 30 сек. Правило 3-х секундой зоны. Учебная игра. | | | |
29. | Разминка. Бросок мяча в прыжке на 180 градусов одной рукой с места. Бросок после ведения и перевода мяча за спиной. Учебная игра. | | | |
30. | Разминка. Упражнение для совершенствования техники броска в прыжке. Групповые действия. Учебная игра. | | | |
31. | Разминка. Штрафной бросок. Индивидуальные тактические действия. Учебная игра по правилам. | | | |
32. | Разминка. Игра в защите, опека игрока. Учебная игра. | | | |
33. | Разминка. Ловля катящегося мяча. Броски после ведения из 3-х очковой зоны. Учебная игра. | | | |
34. | Разминка. Передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола. Учебная игра. | | | |
Рабочая программа(учебно -тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»(девочки) на 2024-2025 учебный год
1 год обучения: объем программы 34 часа
№ | Название раздела, темы | Дата по плану | Дата фактически | Коли чест во часов |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Бег на короткие дистанций из различных и. п. Передачи мяча над собой, через сетку в парах. Бег в максимальном темпе на отрезки 10-20 м, бег «ёлочкой». Передачи мяча с изменением расстояния, траектории и направления. Учебная игра. | | | 1 |
2 | Бег с изменением скорости. Передачи мяча в сочетании с умением вести наблюдение.Бег с изменением направления, по сигналам. Передачи мяча назад за голову. Передачи мяча в прыжке. Учебная игра. | | | 1 |
3 | Соревнования в беге на короткие отрезки. Передачи мяча над собой, назад за голову в парах, в тройках. Передачи в колоннах через сетку. Учебная игра. | | | 1 |
4 | Передвижения шагом, бегом, двойным шагом, скачком, после остановок, приставным шагом. Броски набивного мяча 2 руками. Серийные приёмы мяча над собой. Приёмы мяча наброшенного партнёром. Приём мяча от нижней прямой подачи. Учебная игра. | | | 1 |
5 | В парах работа с сопротивлением. Чередование передач и приёма мяча. Приём мяча над собой. Передвижения по площадке, у сетки. Приём мяча, отскочившего от сетки на месте, с передвижением. Учебная игра. | | | 1 |
6 | Кувырки вперед, назад на месте, после передвижения. Имитация приема мяча снизу одной рукой в падении назад перекатом. Передвижение по кругу. Падение вперед на согнутые руки. Падение со скольжением на груди – животе. Учебная игра. | | | 1 |
7 | Попеременная пружинистая работа руками. Махи руками. Подачи в стену на расстоянии 6-7 м. Учебная игра. | | | 1 |
8 | Броски набивного мяча одной рукой. Подача с изменением направления полета мяча. Толчки набивного мяча из и.п. одной рукой. Подача с изменением траектории полета мяча. Учебная игра. | | | 1 |
9 | Упражнения на силу кисти, ладони. Броски набивного мяча через сетку на точность. Укороченные, удлиненные подачи. Подачи на точность по зонам площадки. Учебная игра. | | | 1 |
10 | Подачи, передачи и отбивание мяча в тройках. Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке толчком двумя ногами с разбега в один – два шага. Имитация прямого атакующего удара. Учебная игра. | | | 1 |
11 | Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Многократные удары по мячу у стены и затем с партнером. Выпрыгивание вверх из приседа, серийные прыжки в длину, выпрыгивание с отягощениями. Удары в прыжке с места по мячу. Учебная игра. | | | 1 |
12 | Броски набивного мяча двумя руками сверху из-за головы. Атакующие удары через сетку по мячу с набрасыванием партнера. Броски мячей в цель в прыжке после разбега вне сетки и через сетку. Удары через сетку с собственного набрасывания мяча. Учебная игра. | | | 1 |
13 | Упражнения на шведской стенке. Атакующие удары по ходу из зоны 4 с передач игрока из зоны 3.Приседание с отягощением. Чередование ускоренных атакующих ударов с медленными(обманными). Учебная игра. | | | 1 |
14 | Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке. Атакующие удары по ходу из зоны 2 с передач игрока из зоны 3. Серийные выпрыгивания на скамейку. Атакующие удары из зон 4,3,2 с передач игрока из зоны 3. Учебная игра. | | | 1 |
15 | Атакующие удары с передач, удаленных от сетки. Атакующие удары с передач из глубины площадки. Учебная игра. | | | 1 |
16 | Серийные прыжки с места толчком 2-мя ногами с доставанием руками подвешенных предметов; и после передвижения в стороны. Имитация блокирования в прыжке с места, после передвижения. Учебная игра. | | | 1 |
17 | Прыжки у сетки с переносом рук в парах. Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов в зонах 4,3,2 в определенном направлении. Блокирование мячей, наброшенных партнером. Блокирование атакующих ударов после передвижения. Учебная игра. | | | 1 |
18 | Блокирование атакующих ударов разного темпа. Блокирование с различного расстояния от сетки. Акцентирование на атакующий удар и блокирование. Учебная игра. | | | 1 |
19 | Упражнения по сигналам. Выбор места для приема атакующего удара, выбор места для приема подач. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером. Определение направления и траектории полета мяча при передачах, подачах и атакующих ударах. Учебная игра. | | | 1 |
20 | Броски набивного мяча через сетку одной рукой, двумя руками по сигналам. Действия связующего игрока. Выбор места блокирующим игроком. Учебная игра. | | | 1 |
21 | Атакующие удары через низкорослых блокирующих; чередование атакующих ударов и скидок; смена направления атакующих ударов в зависимости от действия защитников. Учебная игра. | | | 1 |
22 | Отработка взаимодействия игроков в зонах 2,3,4. Передача мяча связующим игроком по низкой траектории на укороченное расстояние. Отработка взаимодействия принимающего и связующего игрока. Учебная игра. | | | 1 |
23 | Имитация отвлекающего удара игроками зон 3 и 2. Варьирование длинные передачи связующим игроком по договорённости. Учебная игра. | | | 1 |
24 | Отработка взаимодействия игроков зон 4, 5, 6 игроками зон 2 и 4, приём подачи. Отработка взаимодействия игроков при передаче нападающему, находящемуся впереди связующего. Учебная игра. | | | 1 |
25 | Отработка действия игроков при передаче мяча нападающему, находящемуся сзади связующего. Отработка действия связующего игрока. Равномерное распределение передач нападающим. Учебная игра. | | | 1 |
26 | Передачи нападающим, находящимся против слабого блокирующего игрока. Изменения направления передач в зависимости от качества приёма мяча и тактического плана игры. Учебная игра. | | | 1 |
27 | Отработка взаимодействия игроков для выполнения имитирующего атакующего удара и скидки. Чередование способов атакующих ударов игроками зон 2,3,4 со скидкой. Учебная игра. | | | 1 |
28 | Организация взаимодействия игроков зон 4,5,6. Приём подач с последующим их направлением связующему игроку. Учебная игра. | | | 1 |
29 | Взаимодействия игроков при полном выключении из приёма определённого игрока. Взаимодействие игроков при атаке. Организация страховки атакующих ударов. Учебная игра. | | | 1 |
30 | Страховка игроков, выполняющих блокирование, уступом вперёд или назад. Организация страховки при атаке, расположение игроков команды. Отработка выхода связующего игрока к сетке из разных игровых ситуации. Учебная игра. | | | 1 |
31 | Организация и отработка взаимодействия игроков нападения при постановке двойного блока. Организация и взаимодействие игроков при постановке одинарного блока. Учебная игра. | | | 1 |
32 | Взаимодействие игроков команды для развития атаки, исходя из разных игровых комбинации. Групповые взаимодействия игроков в нападении защите, в зависимости от игровых ситуаций. Учебная игра. | | | 1 |
33 | Контроль за действиями игроков при выполнении различных игровых комбинаций. Организация игровой дисциплины. Разбор ошибок и игровых ситуации. Учебная игра. | | | 1 |
34 | Контроль за действиями игроков, за «применяемостью» технико-тактического арсенала в игровой деятельности необходимых для успешного ведения игры. Учебная игра. | | | 1 |
2.3. Условия реализации программы.
Техническое оснащение занятий.
• комплект съёмочной аппаратуры (видеокамера, штатив, осветители);
• микрофоны, наушники;
• расходные материалы (бумага, DVD-диски);
• библиотека справочной и технической литературы, интернет.
Методическое условия.
-Набор схем с баскетбольными и волейбольными упражнениями -видеопрезентации,видеоролики -электронно-образовательные ресурсы (буклеты) Инвентарь и оборудование спортивного зала: щиты с кольцами и с сетками - 2комплекта. гимнастическая стенка - 2шт. скамейки - 2шт. гимнастические маты - 10шт. скакалки - 4шт. мячи набивные - 7шт. мячи баскетбольные – 10шт сетка волейбольная - 1шт. волейбольные стойки - 2шт. мячи волейбольные – 10шт. тематическая литература
2.4.Формы аттестации
Виды контроля
Тестирование уровня технической подготовленности занимающихся проводится по тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся. Оценочные материалы
Форма подведения: Выполнение специализированных тестов. Во время зачета каждый учащийся демонстрирует свои физические качества. Учащиеся, успешно освоившие программу участвуют в районных соревнованиях. Оценка результатов освоения материала определяется уровнем знаний, умений и навыков. Результат заносится в таблицу
Контрольные нормативы по баскетболу для девочек.
Специальная физическая подготовка баскетболисток
Год обучения | Высота подскока(см) девочки | Бег 20м(с) девочки | Бег 40м(с) девочки | Бег 300 м (мин) девочки |
1 – 2 год | 28 | 4,5 | 4п 20 | 1,20 |
3 –4 год | 32 | 4,3 | 4п 20 | 1,15 |
5–6-7год | 34 | 4,4 | 4п 20 | 1,13 |
Техническая подготовка баскетболисток
Год обучения | Передвижения в защитной стойке (с) девочки | Скоростное ведение(с, попадания) девочки | Передача мяча (с, попадания) девочки | Броски со средней дистанции девочки | Штрафные броски ( % ) девочки |
1 – 2 год | 10,3 | 15,3 | 14,5 | 28 | 30 |
3 –4 год | 10,2 | 15,1 | 14,4 | 30 | 35 |
5–6-7год | 10,1 | 15,0 | 14,3 | 31 | 38 |
Общая физическая подготовка(баскетбол)
№ | Тест (девочки) | 11-12 лет | 13-14 лет | 15-17 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Челночный бег 3х10 м (сек) | 10.0 | 9.2 | 8.1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Прыжок в длину с места (см) | 137 | 156 | 178 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Прыжки на скакалке за 15 сек (раз) | 29 | 31 | 33 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 14 | 16 | 19 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Отжимание в упоре лежа (раз) | 10 | 12 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольные нормативы по волейболу для девочек.
| |
2.5.Методическое обеспечение программы
№ | Тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1. | Теоретические сведения | Фронтальная | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными и волейбольными упражнениями, схемы. | Музыкальный центр, учебники Персональные компьютеры, экран, мультимедийный проектор, камера, телефон с камерой | Опрос |
2. | Общая и специальная физическая подготовка | Фронтальная | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными и волейбольными упражнениями, схемы, карточки. | Музыкальный центр, камера, телефон с камерой | Тесты |
3. | Основы техники и тактики в защите и нападений | Групповая | Метод слова, показа | Таблицы баскетбольными и волейбольными упражнениями, схемы. | Музыкальный центр, камера, телефон с камерой | Проверка навы ков, умений,зна ний |
2.6. Рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы кружка"Баскетбол/волейбол"
Цели и задачи:
Цель: Создание условии для формирования у обучающихся целостного представления о баскетболе и волейболе, возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния физического, духовного, нравственного здоровья и привитие интереса к здоровому образу жизни через активное участие в спортивных соревнованиях, физкультурных занятиях. Задачи: Обучающие: 1.Ознакомить с основными знаниями истории развития, элементами, правилами, игры баскетбол и волейбол . 2.Продолжить обучать и формировать основным элементам, умения и навыкам игры в баскетбол и волейбол . 3.Научить применять полученные знания в игровой деятельности.
4.Активизировать игровое мышление и продолжать формировать навыки командной работы.
Развивающие: 1. Активизировать и организовать учебную, физкультурно-спортивную деятельность с целью повышения уровня физического, интеллектуального, командно-игрового развивающего мышления обучающихся. 2. Способствовать укреплению опорно – двигательного аппарата, развитию быстроты, гибкости, ловкости - развивать координационные способности и силу воли. 3.Развивать и формировать морально-волевые качества: внимание, память, игровую командную фантазию Воспитательные: 1.Актуализировать личностные качества: уверенность, решительность, настойчивость в достижении целей, способность концентрироваться в разных игровых ситуациях 2.Содействовать правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности 3.Способствовать созданию профилактических мер для улучшения состояния здоровья обучающихся при помощи различных упражнений игры баскетбол. 4.Создавать предпосылки для здорового образа жизни и выработать у детей устойчивое отношение против вредных привычек. 5.Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику, гибкость мышления в учебно-тренировочных действиях и в самой игре баскетбол и волейбол.
Приоритетные направления деятельности: Общей целью программы по баскетболу и волейболу является формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по баскетболу данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по баскетболу и волейболу по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований по баскетболу и волейболу, в том числе комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно – достиженческой и прикладно – ориентированной физической культуры на баскетболе и волейболе, обогащением двигательного опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в игровом виде спорта - баскетбол и волейбол. Результатом этого направления предстают умения в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по баскетболу и по волейболу . и её планируемых результатов является воспитание целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системно-структурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование).
Формы и методы воспитательной работы. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки. На занятиях по баскетболу и волейболу применяются здоровьесберегающие и игровые технологии.
Планируемые результаты: Обучающие: Основы знаний о здоровом образе жизни. Историю развития вида спорта баскетбол и волейбол . Правила игры в баскетбол и волейбол. Тактические приемы в баскетболе и волейболе. Выполнять основные технические и тактические приемы баскетболиста и волейболиста. Проводить судейство. Проводить разминку баскетболиста и волейболиста, организовать проведение игр. Развивающие: Развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе. Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране. Воспитательные: Воспитать стремление к здоровому образу жизни. Повысить общую и специальную выносливость учащихся
Календарный план воспитательной работы кружка"Баскетбол/волейбол" на 2023-2024 учебный год
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Дата проведения | Социальные партнеры |
1 | История баскетбола | беседа | 04.09.2024 | Городская библиотека на улице Ленина. |
2 | Баскетбольные старты | игровая | 02.10.2024 | Спортивный зал МБОУ СОШ №2 |
3 | Просмотр фильма "Движение вверх" | поход в кино | 16.10.2024 | ДК г.Шахунья |
4 | Блиц- турнир игры в баскетбол среди классов | соревнование | 18.10.2024-25.10.2024 | Спортивный зал МБОУ СОШ №2 |
5 | История волейбола | Беседа, показ видео, презентации | 10.01.2025 | Городская библиотека на улице Ленина |
6 | Волейбольные старты | игровая | 26.02.2025 | Спортивный зал МБОУ СОШ №2 |
7 | Просмотр видеоролика "Знаменитые волейболистки России" | поход в кино | 04.03.2025 | Кабинет информатики МБОУ СОШ №2 |
8 | Блиц- турнир игры в волейбол | соревнование | 01.04.2025-10.04.2025 | Спортивный зал МБОУ СОШ №2 |
Список литературы
Нормативная база программы
1.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации".
2.Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 г. N 06-1844.
4.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
5.Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Перспектива».
6.Лицензия на осуществление образовательной деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Перспектива»№790 от 3 сентября 2015 года.
Литература для педагога 1. А.П.Матвеев «Рабочие программы. Физическая культура»,5-9 классы ФГОС - М: «Просвещение»,2019г . 2. В.И.Лях, А.А. Зданевич «Программы для общеобразовательных учреждений «Комплексная программа 1-11 классы» - М: «Просвещение», 2008 год. 3-Рабочих программ В.И.Лях, А.А.Зданевич «Физическая культура, 10-11 классы» (Пособие учителей общеобразовательных организаций), М.: «Просвещение», 2015г. 4. Научно - методический журнал « Физическая культура в школе».- Издательский дом «Школа-Пресс 1», 2002 год, 2003 год, 2004 год, 2005 год. 5. С.Г. Арзуманов «Физическое воспитание в школе»-Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2009 г. 6. Е. Л. Гордияш, И. В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова «Физическое воспитание в школе» - Издательство «Учитель», 2007 год. 7. В.М. Видякин «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры» - Издательство «Учитель», 2007 год 8. П.А.Киселев, С.Б.Киселева «Тестовые вопросы и задания по физической культуре»- М: «Глобус»,2010г. 9. П.А. Киселев, С.Б.Киселева «Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам» - М: «Глобус»,2009г. 10. В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре,5-9 классы», М:«ВАКО»,2009г. 11.А.Н.Каинов «Организация работы спортивных секций в школе» - Волгоград: «Учитель»,2012г. 12.Под редакцией Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся: Баскетбол» М: «Просвещение»,2013г. 13.Под редакцией Колодницкий Г.А «Внеурочная деятельность учащихся: Волейбол»М: «Просвещение»,2011г. Литература для учащихся: 1. А.П.Матвеев, учебник для 5 класса «Физическая культура», М: «Просвещение»,2015г. 2. А.П.Матвеев, учебник для 6-7 класса «Физическая культура», М:«Просвещение»,2017г. 3. А.П.Матвеев, учебник для 8-9 класса «Физическая культура», М:«Просвещение»,2019г. 4. В.И. Лях, учебник для 10-11класса «Физическая культура», М: «Просвещение», 2020г.
Интернет-ресурсы для педагогов:
https://seance.ru/n/57-58/teorii-montazha/ https://videoredactor.net/stati/35-osnovy-i-principy-videomontazha.html https://videosmile.ru/lessons/videographers
http://career-inform.ru/stati/news/54-kursy/422-kak-nauchitsya-videomontazhu-uroki-dlya-nachinayushchikh.html https://www.youtube.com/results?search_query=видеоуроки+мовави
Интернет-ресурсы для детей:
https://vgrafike.ru/kak-rabotat-v-programme-movavi-video-editor/
https://www.youtube.com/results?search_query=видеоуроки+мовави
Электронные и цифровые ресурсы 1. «Физическая культура 1-11 классы, рекомендации, разработки, материалы к урокам», Волгоград: «Учитель»,2012г. 2. «Организация спортивной работы в школе», Волгоград: «Учитель»,2010 г. 3. Презентации по спортивным играм (баскетбол и волейбол)
Промежуточная аттестации в первом и втором полугодии(нормы ВФСК ГТО)
№ | Тест (девочки) | 11-12 лет | 13-14 лет | 15-17 лет |
1 | Челночный бег 3х10 м (сек) | 10.0 | 9.2 | 8.1 |
2 | Прыжок в длину с места (см) | 137 | 156 | 178 |
4 | Подъем туловища из положения лежа за 30 сек (раз) | 14 | 16 | 19 |
5 | Отжимание в упоре лежа (раз) | 10 | 12 | 14 |