СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства

Просмотр содержимого документа
«Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся»

ПРОГРАММА по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»





Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»



Утверждаю

и. о. директора ГБПОУ РО «ЧМПТ»

____________Л. Н. Середюк

«____»____________2021 г.









ПРОГРАММА

по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области

«Чертковский многопрофильный техникум»

на 2021 – 2023гг.


















с. Осиково

2021 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» на 2021 – 2023гг.

Основания для разработки программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании

в Российской Федерации».

- 1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2 Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции»;

- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);

- Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.06. 2021 № 546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»;

- Устав ГБПОУ РО «ЧМПТ»

- Внутренние нормативно-правовые акты образовательной организации, локальные нормативные акты.

Разработчики программы

Исполняющий обязанности заместителя директора по УВР

Яна Владимировна Бабушкина

Сроки реализации Программы

2021 – 2023 гг.

Исполнители программы

Администрация техникума. педагогический коллектив образовательного учреждения

Цель программы

Создание условий для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся

Основные задачи Программы

- обеспечить получение обучающимися знаний о сущности коррупции, ее общественной опасности;

- способствовать развитию навыков законопослушного, антикоррупционного поведения обучающихся, нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни;

- создать условия для эффективной реализации совместной деятельности техникума и представителей социума по вопросам антикоррупционного воспитания обучающихся

Участники программы

обучающиеся, мастера п/о, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, родители.

Перечень мероприятий

- Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде;

- Образовательная деятельность антикоррупционной направленности через изучение соответствующих тем в рамках преподавания различных учебных предметов (обществознание, история).

- Совершенствование сайта образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения информационной открытости образовательной

деятельности.

- Проведение акций, диспутов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями правоохранительных органов, родительских собраний, дней открытых дверей, других мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся

Ожидаемые результаты

- нормативно-правовая, информационно-методическая обеспеченность деятельности техникума по антикоррупционному образованию;

- формирование антикоррупционной культуры у обучающихся;

- нетерпимость обучающихся к коррупционному поведению;

- отсутствие случаев коррупционного поведения в техникуме





1. Пояснительная записка

Программа по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся ГБПОУ РО «Чертковский многопрофильный техникум» на период 2020-2023 гг. (далее – Программа) разработана во исполнение Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании».

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится техникуму. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача техникума. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, республики, но и вопрос национальной безопасности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения обучающихся (практикумы, игры, интернет - уроки, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности

педагога.

Техникум нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей.

На занятиях в техникуме важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.

Программа позволяет детализировать отдельные направления работы по

противодействию коррупции, создать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской

позиции (комплексность).

Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодёжных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнёрства).



План мероприятий по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся

п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

Ожидаемые результаты

  1. Организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному

образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде.

1.1

Создание рабочей группы по вопросу организации

антикоррупционного

образования,

антикоррупционного

просвещения,

антикоррупционной

пропаганды в техникуме

Администрация техникума

Ежегодно,

сентябрь

Деятельность рабочей группы по организации

антикоррупционного

образования,

антикоррупционного

просвещения,

антикоррупционной пропаганды

1.2

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся на уроках истории, обществознания, права, экономики, литературы

Преподаватели дисциплин

гуманитарного

цикла

В течении года

Внесены модули антикоррупционного

просвещения в рабочие

программы воспитания

1.3

Разработка программ,

планов работы по

формированию

антикоррупционного

мировоззрения и правовой культуры

обучающихся

администрация

техникума

Ежегодно,

сентябрь

Системность планирования

деятельности техникума по

антикоррупционной политике

1.4

Подбор, разработка и

актуализация

методических

рекомендаций,

направленных на

формирование

антикоррупционного

мировоззрения

обучающихся для

педагогов техникума

администрация

техникума

Постоянно

Информационно-

методическое сопровождение

формирования

антикоррупционного

мировоззрения обучающихся

1.5

Активизация деятельности органов самоуправления

техникума

администрация

техникума

Постоянно

Обеспечение открытости и

гласности в принятии решений по управлению техникума.

1.6

Подготовка методических

материалов в помощь

педагогам по антикоррупционной тематике

администрация

техникума

Постоянно

Наличие методических

материалов в помощь

педагогам по

антикоррупционной тематике

1.7

Информационная поддержка работы по антикоррупционному

образованию,

антикоррупционному

просвещению,

антикоррупционной

пропаганде через:

- сайт техникума;

- обеспечение

соответствующей литературой;

- использование ресурсов сети Интернет

администрация

техникума,

библиотекарь

Постоянно

Использование информации

по антикоррупционному

образованию, антикоррупционн

ому просвещению,

антикоррупционной пропаганде

всеми заинтересованными

лицами.

  1. Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда

2.1

Участие ответственных

лиц в курсах повышения

квалификации, семинарах,

конференциях, других

мероприятиях по

антикоррупционной

тематике.

администрация

техникума

Регулярно

Формирование

профессиональных кадров в

сфере противодействия

коррупции

2.2

Образовательная деятельность

антикоррупционной

направленности через изучение

соответствующих тем в

рамках преподавания

различных учебных предметов (обществознание,

история)

Преподаватели -

предметники

В течение

учебного

года

Совершенствование

методического обеспечения

антикоррупционного

обучения и воспитания

обучающихся

  1. Обеспечение открытости и доступности для населения деятельности техникума

3.1

Развитие сайта

Образовательного учреждения в соответствии с

законодательством

Российской Федерации

в целях обеспечения

информационной открытости

образовательной деятельности.

администрация техникума

В течение

учебного

года

Прозрачность и открытость

деятельности техникума

3.2

Организация участия

общественных наблюдателей в проведении государственной (итоговой)

аттестации обучающихся

администрация

техникума

Ежегодно,

согласно

графику

ГИА

Прозрачность и открытость

проведения процедуры

ГИА

3.3

Информирование

общественности через СМИ о проводимых мероприятиях по антикоррупционному

образованию, просвещению и

пропаганде

администрация

техникума

Постоянно

Реализация права граждан

на информацию, в том

числе на информацию о

принимаемых мерах в сфере противодействия коррупции

3.4

Проведение мониторинга и

диагностики среди родителей с целью определения степени их удовлетворенности

работой образовательного

учреждения, качеством

предоставляемых

образовательных услуг

администрация

техникума

Регулярно

Определение степени

удовлетворенности

родителей работой

техникума, качеством

предоставляемых

образовательных услуг

3.5

Проведение родительских всеобучей с привлечением

методических и информационных материалов по антикоррупционному просвещению родителей

Зам. директора по УВР, социальны педагог

2 раза в год

Формирование антикоррупционной

культуры у обучающихся

и их законных представителей.

Отсутствие случаев коррупционного

поведения в Техникуме

  1. Содержание деятельности по антикоррупционному просвещению и воспитанию,

формированию правосознания и правовой культуры обучающихся

4.1

Единый классный час «Что значит быть гражданином?»

Классные руководители

Сентябрь

Пропаганда законопослушного

поведения, разъяснение ответственности

за нарушение норм

законодательства

4.2

Социологический опрос «Что я знаю о коррупции?»

Педагог-психолог

Октябрь

Определение уровня гражданско-правовой компетентности

(знание нормативно-правовых актов, умение применить знания

на практике, умение

обеспечивать социальную

роль).

4.3

Правовой час с участием

правоохранительных органов «Мы в ответе за свои поступки»

Социальный педагог

инспектор ПОД и ЗП

Ноябрь

Создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится разъяснительная работа

4.4

Конкурс сочинений на тему: «Легко ли всегда быть честным?»

Преподаватель русского

языка и литературы

Декабрь

Привлечение внимания к

вопросам противодействия

коррупции. Умение сказать

«Нет», умение сделать свой

выбор и аргументировать его.

4.5

Классные часы в группах:

- Коррупция и закон

- Причины коррупционных правонарушений

- По законам совести

Классные руководители

В течении года

Пропаганда законопослушного

поведения, разъяснение ответственности

за нарушение норм

законодательства

4.6

Участие в общественных акциях, в том числе приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией

Классные руководители,

преподаватели дисциплин

гуманитарного

цикла

9 декабря

Повышение уровня правосознания у обучающихся и внедрение

образцов антикоррупционного

поведения

4.7

Организация проведения конкурса социальной

рекламы на антикоррупционную тематику среди обучающихся техникума

Классные руководители

март

Привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции, формирование устойчивого нетерпимого отношения к ее проявлениям

4.8

Круглый стол «Взятка и ответственность»

Преподаватели дисциплин

гуманитарного

цикла

апрель

Освоение обучающимися социального

опыта, норм и правил

поведения; формирование и

развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и

безопасного образа жизни

4.9

Дискуссия на тему: «Впереди сессия»

Зам. директора по социально-

педагогической работе

Май

Формирование комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению моральноэтических

принципов человека,

молодежи. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно

несовместимого с ценностями

современного правового государства.


Антикоррупционное воспитание - система воспитательной работы по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения в Техникуме.

В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания. К моменту окончания техникума обучающиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация обучающихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий.

Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения обучающихся в целом.

Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения

являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа

лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию обучающихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных

действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного

воспитания. Методические рекомендации - это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.

Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в системе среднего профессионального образования

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.

Коррупция (от лат. соггшпреге - «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

- коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

- коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

- коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;

- коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные

сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;

2. Стороны действуют по обоюдному согласию;

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Цель антикоррупционного воспитания- воспитывать ценностные

установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданскойпозиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

- Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями;

- Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

- Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного Действия на уроках правоведения;

- обретение опыта решения жизненных проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся;

- педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.

Заключение

Организованная в ГБПОУ РО «ЧМПТ» деятельность по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся позволит обеспечить системный подход в работе, а, именно, обеспечить:

- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека;

- формирование необходимых для правомерного поведения, компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с явлениями коррупции и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

- формирование психоэмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.