Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пржевальская средняя школа (дошкольные группы)
Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста
«Русские Богатыри»
Автор: Касастикова Ольга Владимировна.
2018-2020 г.
Пояснительная записка.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его здоровым»
Ж.Ж. Руссо.
1.1. Актуальность программы.
В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровой нации нашего государства. Работать над этим вопросом необходимо начинать с детства, лучше – дошкольного. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим
В Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования и формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: доступности и научности, непрерывности и практической целенаправленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Программа «Русские Богатыри» по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшей и подготовительной группы является парциальной, составлена на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы, М. Васильевой, В. Гербовой, в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: воспитание ценностного отношения к своему здоровью, формирование основ культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности у детей.
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и основ безопасности жизнедеятельности;
формирование представлений детей о функционировании организма человека и его возможностях;
продолжать формировать элементарные навыки личной гигиены;
воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
познакомить детей с русскими-народными играми и их значение для ЗОЖ;
воспитывать этническую идентификацию на примере национальных традиций народных игр;
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
Принцип последовательности и системности: обучающий материал систематизирован и подобран в соответствии с данным принципом и является начальной ступенью в непрерывном образовании детей по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.
Принцип легкости обучения: организация содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
Принцип сознательности и активности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Принцип развития познавательных способностей воспитанников: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Принцип природосообразности: программный материал соответствует возрасту детей и уровню их психического здоровья.
Принцип наглядности. Разработан раздаточный и методический материал по темам программы.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
Системно-деятельностный подход, позволяющий добиться целостности образовательной деятельности, при этом учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка. Основным результатом системно-деятельностного подхода является развитие личности ребенка.
Культурологический подход предполагает необходимость формирования ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к общечеловеческой культуре с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа ориентирована на детей двух возрастных категорий: дети в возрасте 5-6лет (старшая группа) и дети 6-7 лет (подготовительная группа).
1.5. Обоснование выбора содержания программы
В старшем дошкольном возрасте у детей углубляются представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. Становятся более самостоятельными, инициативными, любознательными, часто сталкиваются с непонятными жизненными вопросами, опасными ситуациями. Именно сейчас, детям необходимо дать знания по основам безопасности жизнедеятельности и прививать навыки к здоровому образу жизни.
Программа «Русские Богатыри» по формированию здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного возраста
является парциальной. За основу взята программа «От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы, М. Васильевой, В. Гербовой. Основная идея в реализации названной программы - идея формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения дошкольников. Выстраивая свою образовательную работу, я опиралась также на рекомендации таких авторов, как: Р.Б. Стёркина, Н. Авдеева, О. Князева, М. Аралина, О.А.Скоролупова.
Время и сроки реализации парциальной программы:
Программа реализуется в течение 2 лет работы с детьми старшего дошкольного возраста (2018-2019 уч. г.; 2019-2020 уч. г.). Объем времени ОД: 25 минут (старшая группа, первый год обучения); 30 минут (подготовительная группа, второй год обучения).
Занятия проводятся 2 раза в месяц, включены в НОД по программе «Я познаю мир» (1 занятие по ЗОЖ и 1 – по ОБЖ), закрепляются в самостоятельной и игровой деятельности детей. Данная деятельность соответствует требованиям программы и СанПин.
Формы организации деятельности:
совместная образовательная деятельность взрослых и детей, осуществляемая как в ходе занятий, так и в ходе осуществления режимных моментов;
свободная самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками и направлена на создание положительно-познавательной мотивации детей, организацию их внимания, активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса, формирование способов оценки детьми собственной деятельности.
Отличительной особенностью программы является формирование основ ЗОЖ и безопасного поведения в повседневной жизни, в играх, в наблюдениях, исследовательской и творческой деятельности.
Программа основана на интересных, познавательных и увлекательных для ребенка методах, способах и приемах, которые научат думать, выражать себя, проявлять творчество и применять полученные знания на практике.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы.
В конце обучения ребёнок должен знать:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
- оказывать первую медицинскую помощь;
-правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасного поведения в транспорте, в быту, на природе, на улице.
1.7. Качественные показатели результатов деятельности по программе «Богатыри»
Анализ состояния здоровья воспитанников, динамика посещаемости детьми дошкольных групп;
Уменьшение случаев травматизма детей;
Сформированность у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в разных видах деятельности;
Активность и вовлечённость семьи в планирование и организацию мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и создание безопасной среды жезнедеятельности ребёнка.
Учебно-тематический план по разделу «Безопасность жизнедеятельности» программы
«Русские Богатыри»
Учебно-тематический план
1-й год обучения - 9 часов
№ п/п | Дата | Темы |
1 | сентябрь | Огонь друг – огонь враг. |
2 | октябрь | Если ты остался дома один. |
3 | ноябрь | Как вызвать службу спасения. |
4 | декабрь | Правила поведения в транспорте. |
5 | январь | Правила поведения с животными. |
6 | февраль | Кто стучится в дверь ко мне? |
7 | март | Если вдруг потерялся… |
8 | апрель | Как правильно переходить дорогу. |
9 | май | Правила обращения с электроприборами. |
Итого: | 9 занятий | |
Учебно-тематический план
2-й год обучения - 9 часов
№ п/п | Дата | Темы |
1 | сентябрь | Внешность человека может быть обманчива |
2 | октябрь | Использование и хранение опасных предметов |
3 | ноябрь | Правила для водителей детского транспорта |
4 | декабрь | Нам на улице не страшно |
5 | январь | На вид красив, но ядовит |
6 | февраль | Игры во дворе |
7 | март | Чтение рассказа Н.Носова “Автомобиль» |
8 | апрель | На воде, на солнце |
9 | май | Развлечение «Богатыри и Змей Горыныч» |
Итого: | 9 занятий | |
Формы работы с детьми: обучающие интегрированные занятия; КВНы- викторины; экскурсии и походы;
Игровые взаимодействия: дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; игры-соревнования;
Содержание занятий первого года обучения.
Старшая группа.
Занятие 1.
Тема: «Огонь друг – огонь враг».
Цель:
Закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности.
Воспитывать уважение к профессии пожарного
Подвижная игра: «Огонь друг и враг»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку.
Авдеева, стр. 61
Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13
Занятие 2.
Тема: «Если ты остался дома один».
Цель:
Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах. Не открывать дверь незнакомым людям.
“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.58
Занятие 3.
Тема: «Как вызвать службу спасения.».
Цель:
Познакомить со службами спасения «01», »02», «03». Учить детей рассказывать по предложным картинкам, по впечатлениям из личного опыта. Воспитывать желание помогать людям в беде, чувство сострадания и ответственности.
Игра-беседа: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»
Занятие 4.
Тема: «Правила поведения в транспорте».
Цель:
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
(Авдеева, стр.114)
Занятие 5.
Тема: «Правила поведения с животными.».
Цель:
Дать знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.
Занятие 6.
Тема: «Кто стучится в дверь ко мне?».
Цель:
Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец.
Авдеева «Безопасность» стр. 46
Занятие 7.
Тема: «Если вдруг потерялся…».
Цель:
Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона
(Авдеева, стр. 129-130)
Занятие 8.
Тема: «Как правильно переходить дорогу.».
Цель:
уточнять представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов). Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их.
Дидактическая игра: «Найди и расскажи»
Цель: упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков
Занятие 9.
Тема: «Правила обращения с электроприборами.».
Цель:
Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.
Содержание занятий второго года обучения.
Подготовительная группа.
Занятие 1.
Тема: Беседа «Внешность человека может быть обманчива».
Цель:
Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
ОБЖ” Р.Б. Стеркина, стр.41
Занятие 2.
Тема: «Использование и хранение опасных предметов».
Цель:
Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах.
“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.58
Занятие 3.
Тема: «Правила для водителей детского транспорта».
Цель:
Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, за жизнь других людей.
“Правила и безопасность дорожного движения”, стр.14 (О.А.Скоролупова)
Занятие 4.
Тема: «Нам на улице не страшно».
Цель:
Закрепить знание о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, развивать игровую ситуацию.
«Правила и безопасность дорожного движения”, стр.29 (О.А.Скоролупова).
Занятие 5.
Тема: «На вид красив, но ядовит».
Цель:
Рассказать детям, что в природе существует много ядовитых грибов и растений. Не уверен – не бери.
Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)
Занятие 6.
Тема: «Игры во дворе».
Цель:
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.122
Занятие 7.
Тема: «Чтение рассказа Н.Носова “Автомобиль»».
Цель:
Учить оценивать поступки героев, иметь свое мнение о прочитанном.
“Правила и безопасность дорожного движения”, стр.21 (О.А.Скоролупова)
Занятие 8.
Тема: «На воде, на солнце».
Цель:
Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности.
“ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.108
Занятие 9.
Развлечение «Богатыри и Змей Горыныч»»
Цель: Уточнить представления детей о пожароопасных предметах; закрепить представления о правильном поведении в опасных ситуациях; знания дорожных знаков, их значение.
Планируемые результаты освоения детьми программы по ОБЖ «Русские Богатыри».
В конце обучения ребёнок должен знать:
- о необходимости обращаться к взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- правила пожарной безопасности;
- безопасные правила поведения в быту, на улице, на природе;
- безопасные правила поведения животными, насекомыми;
- безопасные правила поведения с незнакомыми людьми;
- телефон службы спасения;
- свой домашний адрес и телефон.
Ребенок должен уметь:
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила дорожного движения, правильно переходить улицу;
- бережно и внимательно относиться к природе;
- соблюдать правила безопасного поведения на озере (в разное время года)
Список литературы:
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.
В.Г.Алямовская, Г.А.Баранчукова, К.Л. Казаковцева. Опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни.
Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева. – СПб. Детство-Пресс, 2007.
Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Изучение правил дорожного движения: сценарии театрализованных занятий / авт. -сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.
Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
Черепанова, С. Н. Правила дорожного – дошкольникам / С. Н. Черепанова. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
«Основы безопасного поведения дошкольников: занятие, планирование, рекомендации»/ авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель,2008.
Учебно-тематический план по разделу «Формирование здорового образа жизни» программы «Богатыри»
Старшая группа.
Учебно-тематический план
1-й год обучения - 9 часов
№ п/п | Дата | Разделы .Темы |
1 | сентябрь | Вводное занятие. Тема: «В гостях у доктора Айболита». Раздел 1. «Я человек». 1.1. Тема: «Тело человека» |
2 | октябрь | 1.2. «Королевская осанка» |
3 | ноябрь | 1.3. «Носик, уши и глаза помогают нам всегда» |
4 | декабрь | 1.4. Тема: «Зоркие глазки». |
5 | январь | 1.5. «Внутренняя кухня человека». |
6 | февраль | 1. 6. «Витамины – наши друзья». |
7 | март | 1.7. «Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить». |
8 | апрель | 1.8. «Моё сердце». |
9 | май | 1.9. Итоговое занятие по разделу «Я – человек». Тема: «Путешествие по дороге здоровья». |
Итого: | 9 занятий | |
Содержание занятий по формированию здорового образа жизни
По программе «Русские Богатыри»
1 год обучения.
Старшая группа.
Вводное занятие.
Тема: «В гостях у доктора Айболита».
Цель: дать понятие что о здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.
Раздел 1. «Я – человек»
Занятие 1. 1.
Тема: «Тело человека»
Цель: дать понятие о том, как устроено тело человека, знания о частях тела человека.
Содержание деятельности: беседа по теме, изготовление плаката «Тело человека», выставка фотографий детей разного возраста и членов их семей.
Занятие 1. 2.
Тема: «Королевская осанка».
Цель: закрепить знания детей о строении скелета человека, о необходимости для здоровья «держать» осанку, разучить комплекс упражнений для ровной спины.
Содержание деятельности: беседа: «Королевская осанка», показ презентации «Скелет в шкафу», разучивание комплекса упражнений для осанки, музыкальные подвижные игры.
Занятие 1. 3.
Тема: «Носик, уши и глаза помогают нам всегда»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Содержание деятельности: игра- путешествие «Носик, уши и глаза помогают нам всегда» в страну звуков, красок и ароматов.
НОД «Носик, уши и глаза помогают нам всегда». Анна Жамцуева. /w.w.w.maam.ru/
Занятие 1. 4.
Тема: «Зоркие глазки».
Цель: дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека. (Строение глаза, назначение век, бровей, ресниц. Правила бережного отношения к своему зрению).
Содержание деятельности: беседа на теме: «Глаза – мои помощники»; чтение художественной литературы: отгадывание загадок; размышления по теме: «Глаза- зеркало души».
Оздоровительная деятельность: игра для глаз «Строй глазки».
Занятие 1. 5.
Тема: «Внутренняя кухня человека».
Цель: дать детям представление об органах пищеварения, закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.
Содержание деятельности: групповая беседа по теме: «Здоровая пища»,
Рассматривание плаката: «Пищеварительная система», чтение художественной литературы и фольклора (пословицы и поговорки о еде и здоровье).
Занятие 1. 6.
Тема: «Витамины – наши друзья».
Цель: закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Содержание деятельности: беседа на тему: «Витамины – наши друзья», приготовление витаминного салата, аппликация «Дары сада» (фрукты), «Богатый урожай» (овощи», чтение художественной литературы и фольклора (загадки об овощах и фруктах).
Занятие 1.7.
Тема: «Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить».
Цель: закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.
Занятие 1. 8.
Тема: «Моё сердце».
Цель: сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Содержание деятельности: разработка НОД «здоровое сердце» Постникова Вера. /w.w.w.maam.ru/
1. 9. Итоговое занятие по разделу «Я – человек».
Тема: «Путешествие по дороге здоровья»».
Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья.
Учебно-тематический план по разделу «Формирование здорового образа жизни» программы
«Русские Богатыри»
Подготовительная группа.
Учебно-тематический план
2-й год обучения - 9 часов
№ п/п | Дата | Темы |
1 | сентябрь | Вводное занятие. «В здоровом теле – здоровый дух. Раздел 2. «Я осваиваю гигиену» 2. 1. «Чистота-залог здоровья». |
2 | октябрь | 2.2. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». |
3 | ноябрь | 2.3. «Мои защитники: кожа, ногти, волосы». |
4 | декабрь | Раздел 3. «Я учусь правильно организовывать свою жизнь». 3.1. «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья». |
5 | январь | 3.2. «Режим дня». |
6 | февраль | 3.3. «Сон – лучшее лекарство». |
7 | март | 3.4. «Полезные и вредные привычки». |
8 | апрель | 3. 5. «Настроение и здоровье». |
9 | май | 3.6. «Игры – это здоровье». |
Итого: | 9 занятий | |
Физкультурный досуг: «Да здравствует мыло душистое!» (октябрь)
Завершение раздела программы, физкультурный досуг: «День здоровья» (май)
Содержание занятий по формированию здорового образа жизни
По программе «Богатыри»
2 год обучения.
Подготовительная группа.
Вводное занятие.
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух.
Цель: вспомнить основные понятия о здоровом образе жизни, что узнали в прошлом году, закрепить изученный материал. Вызвать у детей желание продолжить обучение по программе.
Содержание деятельности: беседа о здоровье, пословицы о здоровье (групповая, подгрупповая); музыкальная композиция «Если хочешь - будь здоров!». Рисование на тему: «Я за здоровый образ жизни», коммуникативная игра: «Здравствуй».
Раздел 2. «Я осваиваю гигиену»
Занятие 2. 1.
Тема: «Чистота-залог здоровья».
Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить с основными правилами личной гигиены, воспитывать навыки пользования предметами личной гигиены.
Содержание деятельности: беседа по теме: «Что такое личная гигиена», загадки о предметах личной гигиены, чтение стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоциональное восприятие текста: «Сценка про грязнулю».
Занятие 2.2.
Тема: «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Цель: формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.
Содержание деятельности: беседа о необходимости чистить зубы каждый день, чтение стихотворения Л.Фадеевой «Лечим зубы», дидактическая игра «Что полезно и что вредно для зубов». Исследовательская деятельность- рассматривание зуба, рассматривание здорового и больного зуба перед зеркалом.
Занятие 2. 3.
Тема: «Мои защитники: кожа, ногти, волосы».
Цель: закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.
Содержание деятельности: беседа о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека; какие существуют опасности от грязных рук (инсценировка стихотворения А. Барто «Девочка – чумазая»); разработка правильного алгоритма мытья рук.
Завершение раздела программы: физкультурный досуг: «Да здравствует мыло душистое!» (октябрь)
http://dohcolonoc.ru/conspect/2000-da-zdravstvuet-mylo-dushisto e.html
Раздел 3. «Я учусь правильно организовывать свою жизнь».
Занятие 3. 1.
Тема: «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».
Цель: Расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, что природа является источником здоровья. Способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Содержание деятельности: презентация: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», чтение стихотворений: «Быть здоровым это модно» Анны Никулиной, а также стихотворений о солнце, воздухе и воде; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Найди отличия»; релаксационная зарядка: «Солнце спит и небо спит…», зарисовка друзей: солнце, воздух и вода.
Занятие 3. 2.
Тема: «Режим дня».
Цель: формировать знания детей о необходимости придерживаться режима дня, для сохранения и укрепления своего здоровья.
Содержание деятельности: взаимодействие детей с родителями по сбору рисунков про режим дня, беседа о режиме дня, чтение стихотворения
С.Я.Маршака «Рано вставать, рано в кровать».
Дизайнерская деятельность- оформление альбома «Мой режим дня», совместно с родителями.
Занятие 3. 3.
Тема: «Сон – лучшее лекарство».
Цель: донести до детей и родителей информацию о пользе хорошего сна для здоровья человека.
Содержание деятельности: беседа по теме «Сон – лучшее лекарство»,
чтение стихотворения С. Михалкова «Не спать», дидактическая игра: «Плохо- хорошо»
Занятие 3. 4.
Тема: «Полезные и вредные привычки».
Цель: знакомство с понятием «привычка» и с ее видами.
Содержание деятельности: беседа по теме. Выступление детей с плакатами «Ковыряние в носу», «Ковыряние в зубах», «Постоянное жевание жвачки», «Чистка ушей подручными предметами», «Откусывание ногтей».
Чтение художественной литературы.
Стихотворение про лисичек. Чтение «Вредных советов» Г. Остера.
Занятие 3. 5.
Тема: «Настроение и здоровье».
Цель: дать детям знания о взаимосвязи настроения и здоровья.
Содержание деятельности: групповая и индивидуальная работа с датчиком настроения. Беседа по теме с элементами игры «Настроение и здоровье». Рисование на тему: «Моё настроение».
Занятие 3. 6.
Тема: «Игры – это здоровье».
Цель: познакомить детей с русскими-народными играми.
Содержание деятельности: знакомство с русскими-народными играми, сбор коллекции игр.
Завершение раздела программы физкультурный досуг: «День здоровья» (май)
Цель: воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.
Содержание деятельности: спортивный праздник: Физкульт –ура!».
Список литературы
Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. – М., АРКТИ, 2007.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005.
Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2007.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2007.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., Медицина, 2007.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. – М.: Институт ДО и СВ РАО, 2007.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоравливания. – М.: «Линка-ПРЕСС», 2004.
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.:АРКТИ, 2007.
Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
Маханева М.Ю. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. –М.: «АРКТИ», 2007.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика Синтез, 2009. – 256 с.
Сагайдачная Е.А., Яковлева Т.С. Научные основы проектирования творчески развивающих технологий физического воспитания дошкольников // Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В.Т. Кудрявцева и Н.А. Смирновой. – Дубна, 2007.
Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –– 175 с.
Харченко Т.Е. Физкультурные праздники и развлечения // Детство-Пресс, 2009.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду. – М.: «Просвещение», 2010.