СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир» (2 младшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

      Программа «Мой мир» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе.

Просмотр содержимого документа
«Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир» (2 младшая группа)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №3 г.ДУБОВКА

ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙ ОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(МКДОУ Д/С № 3 г. ДУБОВКИ)

Котовского ул., д. 13, г. Дубовка, Волгоградская область, 404002

Тел. (84458) 3-35-61



Рассмотрено

На заседании педагогического совета

МКДОУ детского сада № 3


« 01 » сентября 2015г


Протокол № 1

Утверждаю
Заведующий

МКДОУ детского сада № 3


_____________ Елесина Н.Н.

 








Программа

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир»

(2 младшая группа)










Программу разработала:

Воспитатель

МКДОУ д/с №3 г.Дубовки

Наговицына Татьяна Алексеевна



Дубовка

2015г

Пояснительная записка


Программа «Мой мир» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа по патриотическому воспитанию детей  2 младшей группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой   дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •   Закон Российской Федерации от 26.12.2012г.   «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32);

  • Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);

  •   СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26); 

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада №3 г.Дубовки;

  • Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.

  • Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.

  • Е.С.Евдокимова. Воспитание маленького волжанина. Москва «Планета» 2014г.

При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.

  2. Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.

  3. Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.

  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

  5. Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.

  6. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.

  7.  Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.

  8.  Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (дом культуры, школа, библиотека).


Программа рассчитана на 1 год обучения.

Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.
  Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;

  • экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок;

  • наблюдений;

  • показа сказок (педагогом, детьми);

  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод  представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;

  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;

  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;

  • ответов на вопросы педагога, детей;

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);

  • сообщение дополнительного материала воспитателем;

  • загадывание загадок;

  • рассматривание наглядного материала;

  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;

  • разбор житейских ситуаций;

  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;

  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);

  • оформить альбомы;

  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;

  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.



























Содержание программы:

Цель:

Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.

Задачи:

-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.

-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.

-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.

-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки).

Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:

-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.

Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».

Система и последовательность работы представлена в следующих темах:

«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,

«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».


Непосредственно образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:

-добровольное включение детей в деятельность;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец организованной деятельности.

В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.


Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:

- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;

-живой и постоянный пример воспитателя;

-искреннее участие в детских делах и проблемах;

-быть веселой и улыбчивой;

-активное использование естественных жизненных обстоятельств.

Предметно - развивающая среда

-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;

-предметные картинки;

- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;

-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;

-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.

Условия реализации программы:

Содержание предметно-развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организа​ции предметно-развивающей среды в группе. Предлагается офор​мить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа попол​нять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь ши​рокий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промы​слов, произведения устного народного творчества, образцы россий​ского флага. Предлагаемый детям материал должен в обяза​тельном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематиче​ских блоков.


Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.

-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;

-индивидуальные беседы о достижениях детей;

-совместные праздники, родительские собрания;

-дни открытых дверей;

Комплексно-тематическое планирование:


Тема

Цель:

Совместная деятельность педагога и детей

СЕНТЯБРЬ

«Моя семья».

Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру

1.Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».

2.Пальчиковая игра «Семья».

3.Игра-драматизация «Петушок и его семья».

4.Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.

5.Рассматривание фотографий «Моя семья»

6.Игровая ситуация «Поможем маме».

ОКТЯБРЬ

«Осень, осень в гости просим».

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.


1.Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.

2.Игровое упражнение «Осенние листочки».

3.Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

4.Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.

5.Предложить нарисовать «Осень»

6.Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»

НОЯБРЬ

«Мой любимый детский сад»

Поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе.

1.Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

2.Образная игра – имитация «Веселые зайчата»

3.Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»

4.Наблюдение за работой няни.

5.Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.

ДЕКАБРЬ

«Новогодние чудеса»

Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.

1.Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.

2.Практическая ситуация: «Какой я».

3.Рассматривание иллюстраций о новом годе.

4.Рисование «Украсим елочку для зайчика».

5.Предложить для игры снежинки.

ЯНВАРЬ

«Любимые игрушки»

Побудить желание и интерес детей к русской матрешке, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.

1.Песня – танец «мы веселые матрешки»

2.Рассказать о святках, игра «Маша, ты где? »

3.Д\игра «Разложите в ряд» 4.Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.

5.Предложить украсить матрешку.

6.Предложить построит стол и стул для матрешки.

7.Самостоятельные игры с матрешкой.

ФЕВРАЛЬ

«Мой папа»

Способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа.

1.Выполнить аппликацию для папы «Самолет». 2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».

3.Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».

4.Изготовление открыток для пап.

5.Совместный праздник «Вместе с папой».

МАРТ

Мамочка любимая моя»

Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме.

1.Изготовление открытки для мамы.

2.Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».

3.Разучивание закличек, потешек.

4.Принятие участие в празднике «Веселая масленица».

5. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».

6.С\ ролевые игры «Дом»,

«Привезем маме продукты»

7.Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.

АПЕРЕЛЬ

«Мои друзья»


Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».

1.Игровая ситуация «Встречаем гостей».

2.Совместный праздник с родителями «День рождение».

3.Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». 4.Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».

5.Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.

6.Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.

МАЙ

«Мой участок »

способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры).

1.Беседа «Где мы живем».

2.Экскурсия к березке, любование ее красотой.

3.Трудовой десант «Нам трудиться не лень». 4.Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой».

5.Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.





Ожидаемый результат:

Программа гражданско – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

    • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

    • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.

    • Деятельное отношение к труду.

    • Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Уровни освоения программы:

Чтобы выявить уровень знаний детей 2-й младшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.

  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).

  3. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев мы выделили уровни:
  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе (селе) неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.

  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе (селе), знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.

  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном городе (селе) – название города (села), знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.


Освоение программы на конец года:

-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;

-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;

-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;

-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.

-Использует в своей речи песенки, потешки;

- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.