МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №3 г.ДУБОВКА
ДУБОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙ ОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(МКДОУ Д/С № 3 г. ДУБОВКИ)
Котовского ул., д. 13, г. Дубовка, Волгоградская область, 404002
Тел. (84458) 3-35-61
Рассмотрено На заседании педагогического совета МКДОУ детского сада № 3 « 01 » сентября 2015г Протокол № 1 | Утверждаю Заведующий МКДОУ детского сада № 3 _____________ Елесина Н.Н. |
Программа
по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой мир»
(2 младшая группа)
Программу разработала:
Воспитатель
МКДОУ д/с №3 г.Дубовки
Наговицына Татьяна Алексеевна
Дубовка
2015г
Пояснительная записка
Программа «Мой мир» определяет содержание и организацию первых шагов детей 3-4 лет в гражданско - патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа по патриотическому воспитанию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закон Российской Федерации от 26.12.2012г. «Об образовании» (п.6. ст.2, п.2.6. ст.32);
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10. 2013 г.);
СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада №3 г.Дубовки;
Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель. – 159 с.
Арапова-Пискарева Н.А. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. М., 2005. – 136 с.
Е.С.Евдокимова. Воспитание маленького волжанина. Москва «Планета» 2014г.
При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:
Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми, ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
Принцип интеграции педагогической работы со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (дом культуры, школа, библиотека).
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в школьный музей, по селу, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
оформить альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Содержание программы:
Цель:
Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.
Задачи:
-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.
-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.
-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.
-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки).
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы:
-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.
Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».
Система и последовательность работы представлена в следующих темах:
«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,
«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».
Непосредственно образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:
-добровольное включение детей в деятельность;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец организованной деятельности.
В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.
Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:
- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;
-живой и постоянный пример воспитателя;
-искреннее участие в детских делах и проблемах;
-быть веселой и улыбчивой;
-активное использование естественных жизненных обстоятельств.
Предметно - развивающая среда
-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;
-предметные картинки;
- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;
-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;
-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.
Условия реализации программы:
Содержание предметно-развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно- развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Программа предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды в группе. Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, селе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного села, родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников
Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.
-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;
-индивидуальные беседы о достижениях детей;
-совместные праздники, родительские собрания;
-дни открытых дверей;
Комплексно-тематическое планирование:
Тема | Цель: | Совместная деятельность педагога и детей |
СЕНТЯБРЬ |
«Моя семья». | Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру | 1.Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья». 2.Пальчиковая игра «Семья». 3.Игра-драматизация «Петушок и его семья». 4.Предложить нарисовать папу, маму, бабушку. 5.Рассматривание фотографий «Моя семья» 6.Игровая ситуация «Поможем маме». |
ОКТЯБРЬ |
«Осень, осень в гости просим». | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора. | 1.Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу. 2.Игровое упражнение «Осенние листочки». 3.Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям. 4.Оформление альбома «Осень» детскими рисунками. 5.Предложить нарисовать «Осень» 6.Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие» |
НОЯБРЬ |
«Мой любимый детский сад» | Поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе. | 1.Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». 2.Образная игра – имитация «Веселые зайчата» 3.Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой» 4.Наблюдение за работой няни. 5.Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам. |
ДЕКАБРЬ |
«Новогодние чудеса» | Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой. | 1.Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен. 2.Практическая ситуация: «Какой я». 3.Рассматривание иллюстраций о новом годе. 4.Рисование «Украсим елочку для зайчика». 5.Предложить для игры снежинки. |
ЯНВАРЬ |
«Любимые игрушки» | Побудить желание и интерес детей к русской матрешке, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству. | 1.Песня – танец «мы веселые матрешки» 2.Рассказать о святках, игра «Маша, ты где? » 3.Д\игра «Разложите в ряд» 4.Рассматривание иллюстраций о зимних забавах. 5.Предложить украсить матрешку. 6.Предложить построит стол и стул для матрешки. 7.Самостоятельные игры с матрешкой. |
ФЕВРАЛЬ |
«Мой папа» | Способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа. | 1.Выполнить аппликацию для папы «Самолет». 2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты». 3.Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа». 4.Изготовление открыток для пап. 5.Совместный праздник «Вместе с папой». |
МАРТ |
Мамочка любимая моя» | Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме. | 1.Изготовление открытки для мамы. 2.Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка». 3.Разучивание закличек, потешек. 4.Принятие участие в празднике «Веселая масленица». 5. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна». 6.С\ ролевые игры «Дом», «Привезем маме продукты» 7.Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его. |
АПЕРЕЛЬ |
«Мои друзья» | Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе». | 1.Игровая ситуация «Встречаем гостей». 2.Совместный праздник с родителями «День рождение». 3.Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». 4.Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы». 5.Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами. 6.Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе. |
МАЙ |
«Мой участок » | способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры). | 1.Беседа «Где мы живем». 2.Экскурсия к березке, любование ее красотой. 3.Трудовой десант «Нам трудиться не лень». 4.Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой». 5.Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу. |
Ожидаемый результат:
Программа гражданско – патриотического воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
Деятельное отношение к труду.
Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Уровни освоения программы:
Чтобы выявить уровень знаний детей 2-й младшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
Отношение к народному творчеству.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном городе (селе) неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе (селе), знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном городе (селе) – название города (села), знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
Освоение программы на конец года:
-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;
-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;
-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;
-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.
-Использует в своей речи песенки, потешки;
- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.