Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему необходимы оптимальные связи между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в вокальной студии.
Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то впоследствии, дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.
Направленность образовательной программы – художественная.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие вокальных данных учащихся, их морально – волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение данного курса.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно – эстетического развития школьников. Развитие художественного вкуса учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительским навыкам. Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки. Учатся исполнять и анализировать музыку.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования.
Задачи:
Обучающие:
1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важнейшую часть каждого человека.
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х голосному исполнению произведений.
4.Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать и прививать любовь к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Воспитывать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.
Развивающие:
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений, используя различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Развивать потребность в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Развивать художественный вкус.
Задача руководителя :
1. Привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.
2.В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы, воспитывает чувство товарищества. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом.
3. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки.
4. Отбирая репертуар, помним об необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, что пение -мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
5. Постепенное накоплением опыта исполнения, овладения вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
6. На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением. дикцией, ансамблем, строем и и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей.
Отличительной особенностью программы «Домисоль-ка» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах вокально – хоровой работы, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов –классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения по 72 часа в год.
Методы работы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.
4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».
5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
7.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении муз. кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».
Формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
развитие музыкального слуха и ритма.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
- строение артикуляционного аппарата;
-особенности и возможности певческого голоса;
-гигиену певческого голоса;
-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-петь короткие фразы на одном дыхании;
-передавать правильный ритм муз.произведения на шумовых инструментах;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
-основы музыкальной грамоты;
-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;
-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-показывать результат элементов двухголосия.
К концу 3 года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
-соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-жанры вокальной музыки.
-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;
-точно повторять заданный звук;
-в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-петь чисто слаженно в унисон;
-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-давать критическую оценку своему исполнению;
-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Способы определения результативности:
Педагогическое наблюдение.
Участие воспитанников школы в школьных и районных мероприятиях ( концертах, конкурсах, викторинах, олимпиадах).
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
всего | теория | практика |
1 | Пение учебно –тренировочного материала. | 3 | 1 | 2 |
2 | Индивидуальные занятия. | 2 | | 2 |
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсон,муз.Т.Попатенко). | 2 | | 2 |
4 | Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик». | 2 | | 2 |
5 | Работа над песней «Пестрая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко) с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко). | 3 | 1 | 2 |
6 | Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка». | 2 | | 2 |
7 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | 2 | | 2 |
8 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | 2 | | 2 |
9 | Разбор песни «Азбука» (сл.З.Петровой, муз.А.Островского). | 2 | | 2 |
10 | Разбор песни «Алфавит» ( сл.И.Резника, муз. Р.Паульса). | 2 | | 2 |
11 | Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит». | 2 | | 2 |
12 | Работа над словами в песнях«Азбука», «Алфавит». | 2 | | 2 |
13 | Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» (сл.В.Викторова, муз.Д.Кабалевского). | 2 | 1 | 1 |
14 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | 2 | | 2 |
15- 16 | Пение упражнений на интонирование «Домисолька», «Семь подружек». Разбор песни «Нотный хоровод» (сл.Н.Френкель, муз.В.Герчик). | 4 | 1 | 3 |
17- 18 | Работа над художественным образом в песне «Нотный хоровод». | 4 | | 4 |
19 | Работа над звуковедением в песне «Нотный хоровод». | 2 | | 2 |
20-21 | Работа над выученным репертуаром. | 4 | | 4 |
22 | Индивидуальные занятия. | 2 | | 2 |
23 | Разбор песни «Нотная тетрадь» (сл.М.Садовского, муз.З.Компанеец). | 2 | | 2 |
24 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь». | 2 | | 2 |
25 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь». | 2 | | 2 |
26 | Разбор песни «Колыбельная Волховы» (муз.Н.Римского-Корсакова). | 2 | | 2 |
27 | Работа над песней. «Колыбельная Волховы». | 2 | | 2 |
28 | Работа над звуковедением в песне «Колыбельная Волховы». | 2 | | 2 |
29 | Работа над характером исполнения песни «Колыбельная Волховы». | 2 | | 2 |
30 | Разбор песни «Здравствуй, детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева). | 2 | | 2 |
31 | Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство». | 2 | | 2 |
32 | Разбор песни «Доброе утро» (сл.Солодаря, муз.Д.Кабалевского). | 2 | | 2 |
33 | Работа над выразительным пением в песне «Доброе утро». | 2 | | 2 |
34 | Работа с песней «Доброе утро» с фонограммой. | 2 | | 2 |
35- 36 | Повтор всего репертуара. | 4 | | 4 |
Учебно – тематический план 2 года обучения |
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | всего | теория | практика |
1 | Пение учебно –тренировочного материала. | 3 | 1 | 2 |
2 | Индивидуальные занятия. | 2 | 1 | 1 |
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой,муз.Г.Струве). | 3 | 1 | 2 |
4 | Работа над дикцией в песне «Моя Россия». Исполнение попевок «Осень, в гости просим», «Дождик припусти». | 2 | | 2 |
5 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова) с солистами. Разбор песни «Патриотическая песня» (сл.А.Машистова, муз.М.Глинки). | 2 | 1 | 1 |
6 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня». | 3 | 1 | 2 |
7 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | 2 | | 2 |
8 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | 2 | | 2 |
9 | Разбор песни «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова). | 2 | | 2 |
10 | Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса). | 2 | | 2 |
11 | Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | 2 | 1 | 1 |
12 | Работа над словами в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | 2 | | 2 |
13 | Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского). | 2 | | 2 |
14 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | 2 | | 2 |
15 | Пение упражнений на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня). | 2 | | 2 |
16 | Работа над художественным образом в песне «Бояре, а мы к вам пришли». | 2 | | 2 |
17 | Работа над звуковедением в песне по подгруппам «Бояре, а мы к вам пришли». | 2 | | 2 |
18 | Работа над выученным репертуаром. | 3 | 1 | 2 |
19 | Индивидуальные занятия. | 2 | | 2 |
20 | Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова). | 2 | 1 | 1 |
21 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька». | 2 | | 2 |
22 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Реченька». | 2 | 1 | 1 |
23 | Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова). | 2 | | 2 |
24 | Работа над песней. «Песня-спор». | 2 | | 2 |
25 | Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта). | 2 | | 2 |
26 | Работа над характером исполнения песни «Весенняя». | 2 | | 2 |
27 | Разбор песни «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина). | 2 | | 2 |
28 | Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету». | 2 | | 2 |
29 | Разбор песни «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева). | 3 | 1 | 2 |
30 | Работа над выразительным пением в песне «Большой хоровод». | 3 | | 3 |
31 | Работа с песней «Большой хоровод» с фонограммой. | 2 | | 2 |
32 | Повтор всего репертуара. | 4 | 2 | 2 |
Учебно – тематический план 3 года обучения.
№ п/п | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
всего | теория | практика |
1 | Пение учебно –тренировочного материала. Повторение песенного репертуара. | 2 | | 2 |
2 | Индивидуальные занятия. | 2 | | 2 |
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Домовой» (сл. А.Усачева). | 2 | | 2 |
4 | Работа над дикцией в песне «Домовой». Исполнение попевок. | 2 | | 2 |
5 | Работа над песней «Домовой» с солистами. Разбор песни «Добрый наш учитель» | 3 | 1 | 2 |
6 | Работа над песней «Домовой».Работа над мелодическими скачками в песне «Добрый наш учитель». | 2 | 1 | 1 |
7 | Работа над словами в песне «Добрый наш учитель». | 2 | | 2 |
8 | Работа над выразительным пением в песне «Добрый наш учитель». | 2 | | 2 |
9 | Работа с песнями «Домовой», «Добрый наш учитель». | 2 | | 2 |
10 | Разбор песни Я.Дубравина «Незнайка»(сл.В.Суслова) | 2 | | 2 |
11 | Работа над мелодической линией в песне «Незнайка». | 2 | | 2 |
12 | Работа над словами в «Незнайке». | 2 | | 2 |
13 | Работа над хроматизмами в песне «Незнайка». Разбор песни «Баба Яга» М.Славкина (сл. Е.Каргановой). | 3 | 1 | 2 |
14 | Работа над художественным образом в песне «Незнайка» и над ритмом и мелодией в песне «Баба Яга». | 2 | | 2 |
15 | Пение упражнений на интонирование. Работа над песней «Незнайка» и над словом в песне «Баба Яга». | 3 | 1 | 2 |
16 | Работа над художественным образом в песне «Баба Яга». | 2 | | 2 |
17 | Работа над песней «БабаЯга». | 2 | | 2 |
18 | Работа над выученным репертуаром. | 2 | | 2 |
19 | Индивидуальные занятия. | 2 | | 2 |
20 | Разбор песни Г.Падольского «Песенка о смешной обезьянке» | 2 | | 2 |
21 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 2 | | 2 |
22 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 3 | 1 | 2 |
23 | Работа над образом в песне «Песенка о смешной обезьянке». | 2 | | 2 |
24 | Разбор песни «В каждом маленьком ребенке». | 2 | 1 | 1 |
25 | Работа над песней «В каждом маленьком ребенке». | 2 | | 2 |
26 | Работа над звуковедением в песнях «Вкаждом маленьком ребенке» и «Песенка о смешной обезьянке». | 2 | | 2 |
27 | Работа над характером исполнения песни «В каждом маленьком ребенке».Разбор песни С.Соснина «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского). | 2 | | 2 |
28 | Работа над мелодией и словом в песне «Снежный карнавал». | 2 | | 2 |
29 | Работа над звуковедением в песне «Снежный карнавал». | 2 | | 2 |
30 | Работа над выразительным пением в песне «Снежный карнавал». | 3 | | 3 |
31 | Работа с песней «Снежный карнавал» с фонограммой. | 3 | | 3 |
32 | Повтор всего репертуара. | 4 | | 4 |
Содержание программы
1.Музыкально-теоретические дисциплины.
Вводное занятие.
История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности. Проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков - их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов. Прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания.
Учащиеся должны знать:
технику безопасности на уроках вокала;
певческие голоса и их характеристики;
строение голосового аппарата;
Учащиеся должны уметь:
применять на практике полученные знания;
определять певческие голоса;
брать дыхание.
2. Вокальная работа.
Формирование певческих навыков. Роль распевки.
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа.
Певческая установка.
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения. Охрана голоса.
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя.
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа.
Артикуляция. Дыхание.
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Единство художественного образа и исполнительства.
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности.
Работа над тембровой окраской.
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа.
Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив).
Сценическая постановка художественного номера.
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа.
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон.
Пение фальцетом, речитативом. Дикция.
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Ритмические особенности сольного произведения.
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.
Работа над музыкальным и сценическим образом.
Работа с микрофоном. Сольное исполнение номера.
Итоговое занятие.
Подготовка к отчетному мероприятию. Прогон номеров. Подведение итогов работы.
Учащиеся должны знать:
физиологические особенности голосового аппарата;
положения корпуса и головы исполнителя во время пения;
понятие интонация;
основные дирижёрские жесты;
понятие артикуляционный аппарат;
понятие художественный, музыкальный образ;
тембр, ритм, речитатив, унисон, фальцет, дикция;
понятие образ исполнителя;
понятие придыхательного пения, сольное исполнение;
Учащиеся должны уметь:
использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;
применять на практике полученные знания;
интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню «а капелла»;
сольфеджировать несложные мелодии;
брать дыхание в характере произведения;
раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность;
определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
определять основные жанры песенного искусства;
чисто произносить текст.
Календарно - тематическое планирование 1 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Пение учебно –тренировочного материала. | |
2 | Индивидуальные занятия. | |
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсон,муз.Т.Попатенко). | |
4 | Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик». | |
5 | Работа над песней «Пестрая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко) с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» (сл.З.Петровой, муз.И.Якушенко). | |
6 | Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка». | |
7 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | |
8 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | |
9 | Разбор песни «Азбука» (сл.З.Петровой, муз.А.Островского). | |
10 | Разбор песни «Алфавит» ( сл.И.Резника, муз. Р.Паульса). | |
11 | Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит». | |
12 | Работа над словами в песнях«Азбука», «Алфавит». | |
13 | Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» (сл.В.Викторова, муз.Д.Кабалевского). | |
14 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | |
15- 16 | Пение упражнений на интонирование «Домисолька», «Семь подружек». Разбор песни «Нотный хоровод» (сл.Н.Френкель, муз.В.Герчик). | |
17- 18 | Работа над художественным образом в песне «Нотный хоровод». | |
19 | Работа над звуковедением в песне «Нотный хоровод». | |
20- 21 | Работа над выученным репертуаром. | |
22 | Индивидуальные занятия. |
23 | Разбор песни «Нотная тетрадь» (сл.М.Садовского, муз.З.Компанеец). | |
24 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь». | |
25 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь». | |
26 | Разбор песни «Колыбельная Волховы» (муз.Н.Римского-Корсакова). | |
27 | Работа над песней. «Колыбельная Волховы». | |
28 | Работа над звуковедением в песне «Колыбельная Волховы». | |
29 | Работа над характером исполнения песни «Колыбельная Волховы». | |
30 | Разбор песни «Здравствуй, детство» (сл.М.Яснова, муз.И.Космачева). | |
31 | Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство». | |
32 | Разбор песни «Доброе утро» (сл.Солодаря, муз.Д.Кабалевского). | |
33 | Работа над выразительным пением в песне «Доброе утро». | |
34 | Работа с песней «Доброе утро» с фонограммой. | |
35 - 36 | Повтор всего репертуара. | |
Календарно - тематическое планирование 2 года обучения
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Пение учебно –тренировочного материала. | |
2 | Индивидуальные занятия. | |
3 | Разбор песни М.А. Пинегина «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой,муз.Г.Струве). | |
4 | Работа над дикцией в песне «Моя Россия». Исполнение попевок «Осень, в гости просим», «Дождик припусти». | |
5 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя» (сл.К.Ибряева, муз.Ю.Чичкова) с солистами. Разбор песни «Патриотическая песня» (сл.А.Машистова, муз.М.Глинки). | |
6 | Работа над песней «Здравствуй, Родина моя». Работа над мелодическими скачками в песне «Патриотическая песня». | |
7 | Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях. | |
8 | Работа над выразительным пением в изучаемых песнях. | |
9 | Разбор песни «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова). | |
10 | Разбор песни «Сонная песенка» ( сл.И.Ласманиса, муз. Р.Паульса). | |
11 | Работа над мелодической линией в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | |
12 | Работа над словами в песнях «Колыбельная медведицы», «Сонная песенка». | |
13 | Разбор песни «Рождественская песенка» (сл.и муз.П.Синявского). | |
14 | Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях | |
15- 16 | Пение упражнений на интонирование «Лесенка», «Звуки музыки». Разбор песни «Бояре, а мы к вам пришли» (рус.нар.песня). | |
17- 18 | Работа над художественным образом в песне «Бояре, а мы к вам пришли». | |
19 | Работа над звуковедением в песне по подгруппам «Бояре, а мы к вам пришли». | |
20- 21 | Работа над выученным репертуаром. | |
22 | Индивидуальные занятия. |
23 | Разбор песни «Реченька» (сл.Е.Красева, муз.А.Абрамова). | |
24 | Работа над словом и мелодической линией в песне «Реченька». | |
25 | Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Реченька». | |
26 | Разбор песни «Песня - спор» (сл.В.Луговского, муз.Г.Гладкова). | |
27 | Работа над песней. «Песня-спор». | |
28 | Разбор песни «Весенняя»(сл.Т.Сикорской, муз. В.Моцарта). | |
29 | Работа над характером исполнения песни «Весенняя». | |
30 | Разбор песни «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина). | |
31 | Работа над мелодией и словом в песне «Сказки гуляют по свету». | |
32 | Разбор песни «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева). | |
33 | Работа над выразительным пением в песне «Большой хоровод». | |
34 | Работа с песней «Большой хоровод» с фонограммой. | |
35 - 36 | Повтор всего репертуара. | |
Методическое обеспечение программы.
«Песенные узоры».
Русские народные песни, игры для детей школьного возраста Н.Сорокина «Музыка» 2009г
Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. Редактор С.Котомина.
Струве Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
Список использованной литературы
«Как Рыжик научился петь» А.Абелян – М. «Композитор».2009г.
«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия».2009г.
«Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.
Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя «Просвещение» 2009г.
«Настольная книга школьного учителя –музыканта». –М. «Владос»,2010г.
«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. «Просвещение»-М.2011г.
«Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.