СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературному чтению 4класс УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературному чтению 4 класс УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературному чтению 4класс УМК Школа России»

МБОУ «Бейская средняяя общеобразовательная школа-интернат»











УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

__________________В.И.Тимченко

Приказ №______________________

От «___»______________20______г













Рабочая программа учебного предмета



Литературное чтение

4 Г класс









Разработчик: учитель начальных классов

СЗД, Зубова Олеся Алексеевна





Обсуждена и согласована на

методическом объединение учителей

начальных классов



Протокол №___ от __.__20__ г.





Принята на Методическом

совете школы



Протокол №___ от __.__20__ г.

















с.Бея, 2018г





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей,  чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции народов мира;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов чтения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации» составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений и понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т, е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;        

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;        

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:        

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

  • 2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


Содержание курса

Название раздела

Темы

Кол-во часов

1

Введение

1.Введение в предмет. Знакомство с учебником.

1 час

2

Летописи, былины, жития

Знакомство  с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Стартовая диагностическая работа

 События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста  летописи  и исторических источников.

 Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

 Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

 Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой

 Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

 «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

 «Житие Сергия Радонежского». В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

 Внеклассное чтение. Былины.

 Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проект: «Создание календаря исторических событий».

11 часов

3

Чудесный мир классики

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  

 П.П.Ершов «Конёк- Горбунок»  

 Внеклассное чтение. Творчество А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин «Няне».

 А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»? «Очей очарованье!».

 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина.

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Внеклассное чтение. Творчество М.Ю. Лермонтова.

Жизнь и творчество Л.Н Толстого.

Л.Н. Толстой «Детство».

 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

 Знакомство со статьёй М. Семановой о семье А.П.Чехова.

 А.П. Чехов «Мальчики».

 Внеклассное чтение. Творчество А.П. Чехова

Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики».

20 часов

4

Поэтическая тетрадь

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»  «Где сладкий шепот…»

 А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков ХIХ-начала ХХ в.)

Н.А. Некрасов «Школьник».

 Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.

 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

8 часов

5

Литературные сказки

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  

 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

 Внеклассное чтение. Творчество В.М. Гаршина.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

 П.П. Бажов «Серебряное копытце».

 Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

11 часов

6

Делу время – потехе час

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

 Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».

7 часов

7

Страна детства

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Елка».

Обобщающий урок по разделу «Страна детства».

5 часов

8

Поэтическая тетрадь

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

 Внеклассное чтение. Творчество С.А. Есенина

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

4 часа

9

Природа и мы

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

 А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

 М.М. Пришвин «Выскочка».

Внеклассное чтение. Творчество Е.И. Чарушина

 Е.И. Чарушин «Кабан».

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

 Обобщающий урок по разделу «Природа и мы».

Проект «Природа и мы».

8 часов

10

Поэтическая тетрадь

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Внеклассное чтение. Творчество Б.Л. Пастернака

 С.А. Клычков «Весна в лесу».

 Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

 С.А. Есенин «Лебедушка».

 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

4 часа

11

Родина

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

 И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

С.Д. Дрожжин  «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

 Обобщающий урок по разделу «Родина».

Проект: «Они защищали Родину».

5 часов

12

Страна Фантазия

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

 Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» ( книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Путешествие по стране Фантазии.

 Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия».

7 часов

13

Зарубежная литература

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Промежуточная аттестация

 Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

 Внеклассное чтение. Творчество Г.Х. Андерсен

 М. Твен «Приключения Тома Сойера».

 С. Лагерлеф «Святая ночь».  

 С. Лагерлеф «В Назарете».

 Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Проверка навыка чтения.

 Внеклассное чтение. По дорогам любимых книг.

Урок-игра «Литературные тайны».

12 часов


Итого


102 часа


    1. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

План

дата

Факт

дата

Примечание

1

Введение в предмет. Знакомство с учебником.

04,09



2

Знакомство  с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи.  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

05,09



3

Основные события Древней Руси. Сравнение текста  летописи  и исторических источников.

06,09



4

Из летописи. И вспомнил Олег коня своего».

 

11,09



5

Летопись- источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

12,09



6

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»..

13,09



7

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой

18,09



8

Герой былины-защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

19,09



9

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

20,09



10

Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий»

25,09



11

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»  .  

26,09



12

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок.

27,09



13

П.П. Ершов «Конёк-

Горбунок». Характеристика героев произведения.

02,10



14

А.С. Пушкин «Няне»

03,10



15

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»? «Очей очарованье!».

04,10



16

А.С. Пушкин. 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

09,10



17

А.С. Пушкин. 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

10,10



18

А.С. Пушкин. 
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев..

11,10



19

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

16,10



20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

17,10



21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

18,10



22

Внеклассное чтение. Жизнь и творчество Л.Н Толстого.

23,10



23

Л.Н. Толстой «Детство».

24,10



24

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня.

25,10



25

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н.Толстого

30,10



26

А.П. Чехов «Мальчики».

31,10



27

А.П. Чехов «Мальчики» главные герои рассказа-герои своего времени

01,11



28

Обобщающий урок КВН «Чудесный мир классики».

13,11



29

Обобщающий урок «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

14,11



30

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

15,11



31

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

20,11



32

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»  

21,11



33

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

22,11



34

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

27,11



35

Н.А. Некрасов «Школьник».

28,11



36

Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

29,11



37

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина. Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

04,12



38

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

05,12



39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.

06,12



40

Внеклассное чтение. Творчество В.М. Гаршина. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

11,12



41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

12,12



42

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

13,12



43

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

18,12



44

П.П. Бажов «Серебряное копытце».. Мотивы народных сказок в авторском тексте.

19,12



45

П.П. Бажов «Серебряное копытце».  Герои художественного  произведения.

20,12



46

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Герои произведения.

25,12



47

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

26,12



48

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

Контрольная работа за первое полугодие

27,12



49

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени».

09,01



50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

10,01



51

В.Ю. Драгунский«Главные реки».

15,01



52

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

16,01



53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

17,01



54

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

22,01



55

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

23,01



56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

24,01



57

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».

29,01



58

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения

30,01



59

М.М. Зощенко «Елка». Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Оценка достижений.

31,01



60

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

05,02



61

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

06,02



62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

07,02



63

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

12,02



64

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

13,02



65

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

14,02



66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

19,02



67

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

20,02



68

М.М. Пришвин «Выскочка».

Характеристика героя на основе поступка.

21,02



69

 Е.И. Чарушин «Кабан».

26,02



70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

27,02



71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Оценка достижений.Проект «Природа и мы»

28,02



72

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

05,03



73

 С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

06,03



74

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебедушка».

07,03



75

Обобщающий урок конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.

12,03



76

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

13,03



77

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

14,03



78

Обобщающий урок по разделу «Родина».

19,03



79

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

20,03



80

Обобщающий урок конкурс «Родина». Оценка достижений.

 Проект: «Они защищали Родину».

21,03



81

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

02,04



82

 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

03,04



83

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

04,04



84

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

09,04



85

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

10,04



86

Путешествие по стране Фантазии

Оценка достижений

11,04



87

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 

16,04



88

Д. Свифт

«Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

17,04



89

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».. Герои приключенческой литературы.

18,04



90

Г.Х. Андерсен «Русалочка.

23,04



91

Г.Х. Андерсен «Русалочка.

24,04



92

Г.Х. Андерсен «Русалочка.

25,04



93

Г.Х. Андерсен «Русалочка.

30,04



94

Г.Х. Андерсен «Русалочка.

02,05



95

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

07,05



96

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

08,05



97

С. Лагерлеф «Святая ночь».

14,05



98

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

15,05



99

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.

16,05



100

Итоговая комплексная работа  2 полугодие

21,05



101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

22,05



102

Урок – игра «Литературные тайны»

23,05



Виды контрольно-измерительных материалов

урока

Вид работы

Дата

1

Оценка достижений Проект «Создание календаря исторических событий»

25,09

2

Обобщающий урок «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

14,11

3

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

04,12

4

Контрольная работа за первое полугодие

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

27,12
















5

Проект «Природа и мы»

28,02

6

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

22,01

7

Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Оценка достижений.

31,01

8

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» Оценка достижений

28,02

9

Обобщающий урок конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.

12,03

10

Обобщающий урок «Родина». Оценка достижений.

 Проект: «Они защищали Родину».

21,03

11

Путешествие по стране Фантазии

Оценка достижений

11,04

12

Итоговая комплексная работа  2 полугодие

21,05



25,09 Летописи, былины, жития Вариант 1

А1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?

1) былины  2) летопись

 3) житие  4) слово

А2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?

 1) собрал большое войско  2) долгое время осаждал город

 3) поставил корабли на колёса  4) убедил греков сдаться

А3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?

 1) женатым быть  2) убитым быть

 3) пленным быть  4) богатым быть

В 1. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?

 1) Кирилл

 2) Варфоломей

 3) Стефан

4) Фёдор

В 2. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергее Радонежском?

 1) былина  2) летопись

 3) житие 4) слово

С1. Отметь пословицу, которая не характеризует русских богатырей.

 1) На вид богатырь, а сердце как у птенца .

 2) Не родом богатырь славен, а подвигом.

 3) Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.

4) Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот богатырь, что врага одолевает.




Летописи, былины, жития Вариант 2

А1. Укажи, как называется старинная народная эпическая песня-сказание о богатырях?

1) былина  2) летопись

 3) житие  4) слово

А2. Отметь, каким образом погиб князь Олег?

 1) погиб в бою  2) умер от укуса змеи

 3) умер от болезни в походе  4) умер от старости

А3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?

 1) женатым быть  2) забытым быть

 3) убитым быть  4) богатым быть

В 1. Укажи, что попросил отрок Варфоломей у старца?

 1) знание грамоты

 2) богатства для семьи

 3) здоровья родителям

4) счастья всем людям

В 2. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история Вещем Олеге?

 1) былина  2) летопись

 3) житие 4) слово

С1. Отметь пословицу, которая не характеризует русских богатырей.

 1) Славна богатырями земля русская .

 2) Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

 3) Плохой воин - богатырь для своих знакомых.

4) Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот богатырь, что врага одолевает.


Проверочная работа по теме «Летописи, былины, жития»

  1. Соедини стрелками название произведения с названием жанра.



«И вспомнил Олег коня своего» житие

«Житие Сергея Радонежского» былина

«Ильины три поездочки» летопись

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда

  1. Соедини слово и его толкование.

яства деньги Древней Руси

гривны шёлковые ткани

паволоки изысканная еда

застава драгоценные камни

яхонты монах

черноризец религиозное песнопение

псалом сторожевая застава



  1. Запиши, какого князя благословил на битву Сергий Радонежский

__________________________________________________________________



  1. Узнай героя по описанию и запиши.

а) И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал.

_____________________________________________________________________



б) В среду и в пятницу он не брал грудь и не пил молока коровьего, и так без еды оставался в течение дня всего.

_____________________________________________________________________

в) Он обратился к Варфоломею, подозвал его и поцеловал его во имя Христа и спросил его: «Что ищешь и чего хочешь чадо?»

___________________________________________________________________



г) Закипела в добром молодце душа,

Уходил, открывал он подвал,

Выпускал тридцать витязей,

Женихов недожененных.

___________________________________________________________________



  1. Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.

Приказал дать дань.

Не принял отравленного вина.

Заключил мир с греками.

Пришёл к Царьграду.

Поставил корабли на колёса.











14,11 Чудесный мир классики. Вариант 1

А1. Укажи автора стихотворения «Няне»?

1) М.Ю.Лермонтов  2) А.С.Пушкин

 3) П.П.Ершов  4) С.А.Есенин

А2. Укажи рассказ Л.Н.Толстого?

 1) «Как мужик убрал камень»  2) «Мальчики»

 3) «Телефон»  4) «Слон»

А3. Отметь чудо, которого не было в сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»?

 1) Жар -птица

 2) купание Ивана в кипятке

 3) разговор с месяцем

 4) кони с золотыми хвостами и алмазными копытами

В 1. Отметь правильное значение слова СЕДМИЦА

 1) пятница  2) неделя

 3) заря 4) весна

В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная пословица.

Сметлив и хитёр – пятерым нос утёр.

 1) «Детство»  2) «Мальчики»

 3) «Как мужик камень убрал» 4) «Ашик-Кериб»

С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу Л.Н.Толстого.

 1) «Детство»

 2) «Как мужик камень убрал»

 3) «Дары Терека»

4) «Акула»




Чудесный мир классики. Вариант 2

А1. Укажи автора произведения «Дары Терека»?

1) М.Ю.Лермонтов  2) А.С.Пушкин

 3) П.П.Ершов  4) С.А.Есенин

А2. Укажи рассказ А.П.Чехова?

 1) «Как мужик убрал камень»  2) «Мальчики»

 3) «Детство»  4) «Страшный рассказ»

А3. Отметь чудо, которого не было в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»?

 1) разговор с солнцем

 2) говорящее зеркало

 3) разговор с месяцем

 4) кони с золотыми хвостами и алмазными копытами

В 1. Отметь правильное значение слова ПЕРСТЫ

 1) пальцы  2) кольца

 3) руки 4) глаза

В 2. Укажи произведение, к которому подходит данная пословица.

Нет лучше дружка, чем родная матушка

 1) «Детство»  2) «Мальчики»

 3) «Как мужик камень убрал» 4) «Ашик-Кериб»

С1. Укажи произведение, которое не принадлежит перу А.С.Пушкина

 1) «Сказка о рыбаке и рыбке»

 2) «Как мужик камень убрал»

 3) «Няне»

4) «Туча»




Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики

  1. Запиши имена и отчества писателей

Пушкин ___________________________________________________

Лермонтов ________________________________________________

Толстой __________________________________________________

Чехов _____________________________________________________

Ершов _____________________________________________________




  1. Допиши имена героев сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Ашик - ______________________

Магуль - _____________________

Куршуд - _____________________




  1. Запиши ответ на вопрос о детстве писателей одним словом




  1. Как в детстве все называли М.Ю.Лермонтова?

________________________________________________________________

  1. Чем особенно увлекался А.П.Чехов в гимназии?

__________________________________________________________________

  1. Что сделали родители П.П.Ершова, чтобы сын выздоровел?

_____________________________________________________________________

  1. Что сочинял А.С.Пушкин в 7-8 лет?

_____________________________________________________________________

  1. Что каждый вечер перед сном делал Л.Н.Толстой?

_____________________________________________________________________

  1. Узнай по описанию и запиши героев из рассказа А.П.Чехова «Мальчики»

  1. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся.

_______________________________________________________________________

  1. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!»

__________________________________________________________________

  1. Господи боже мой, даже ножниц не дают ! – отвечал он плачущим голосом и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался.

_______________________________________________________________________

  1. Рано утром в сочельник они тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

  1. Отгадай загадки. Запиши название стихотворения со словом-отгадкой и его автора.

1) Бежит без ног, не зная горя,

И добирается до моря.

__________________________________________________________________

2) Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

___________________________________________________________________

3) Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на длинный лес,

Прохудился и исчез.



04,12 Поэтическая тетрадь 1 Вариант 1

А1. Укажи автора стихотворения «Весенний дождь»?

1) Ф.И.Тютчев  2) А.А.Фет

 3) А.Н.Плещеев  4) И.С.Никитин

А2. Укажи стихотворение И.А.Бунина.

 1) «Листопад»  2) «Школьник»

 3) «Бабочка»  4) «Где сладкий шёпот»

А3. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин лес в стихотворении «Листопад»?

 1) с замком  2) с теремом

 3) с двором  4) с хоромами

В 1. Укажи, как называется поэтический приём, когда неживые предметы и явления наделяются человеческими качествами.

 1) сравнение  2) метафора

 3) олицетворение 4) эпитет

В 2. Узнай стихотворение по рифме.

Сказки – салазки. Стрелой – ледяной.

 1) «В синем небе плывут облака»

 2) «Где сладкий шёпот»

 3) «В зимние сумерки»

4) «Еще земли печален вид»

С1. Укажи, кто из поэтов раздела «Поэтическая тетрадь» не писал стихи о весне?

 1) Ф.И.Тютчев

 2) Е.А.Баратынский

 3) И.А.Бунин

4) А.А.Фет

Поэтическая тетрадь 1 Вариант 2

А1. Укажи автора стихотворения «Дети и птичка»?

1) Ф.И.Тютчев  2) А.А.Фет

 3) А.Н.Плещеев  4) И.С.Никитин

А2. Укажи стихотворение Н.А.Некрасова.

 1) «Листопад»  2) «Школьник»

 3) «Бабочка»  4) «Где сладкий шёпот»

А3. Отметь, с чем сравнивает И.А.Бунин мотылька в стихотворении «Листопад»?

 1) с лепестком  2) с цветком

 3) с листиком  4) с лоскутком

В 1. Укажи, как называется поэтический приём, когда определение даёт художественную характеристику явлению или предмету.

 1) сравнение  2) метафора

 3) олицетворение 4) эпитет

В 2. Узнай стихотворение по рифме.

Полями – краями. Туман – румян.

 1) «В синем небе плывут над полями»

 2) «Где сладкий шёпот»

 3) «В зимние сумерки»

4) «Еще земли печален вид»

С1. Укажи, кто из поэтов раздела «Поэтическая тетрадь» не писал стихи о весне?

 1) Ф.И.Тютчев

 2) Е.А.Баратынский

 3) И.А.Бунин

4) А.А.Фет

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь №1.»




  1. Запиши в таблицу тему и идею стихотворения

Название стихотворения

Тема

Идея



«Дети и птичка»



«Школьник»



«Как неожиданно и ярко…»



«Листопад»



Темы: радуга после дождя, раздумье о школьнике, лес осенью, разговор детей с птичкой.

Идеи: расставание с птичкой согревает надежда на встречу, Россия богата умными людьми, в мире всё быстротечно, осенний лес похож на сказку.

  1. Допиши сравнения И.С.Бунина из стихотворения «Листопад.

а) Лес, точно ____________________________________.

б) Ёлочки темнеют, как ___________________________

в) Просветы в небе, что ___________________________.

г) Паутины ткани, как ______________________________.

д) Мотылёк точно ________________________________.



  1. Соедини название стихотворения с его автором.




Ф. И. Тютчев «Дети и птичка»

А.А.Фет «Весна, весна! как воздух чист!»

А.Н.Плещеев «Школьник»

И.С.Никитин «Бабочка»

Е.А Баратынский «Как неожиданно и ярко»

Н.А.Некрасов «В синем небе плывут над полями»

  1. Соедини начало и конец пословиц о природе.

Осенний дождь мелко сеется, на дню погод восемь.

Лето идёт вприпрыжку, да долго тянется.

Весна красна цветами, осень дождлива, да сытна.

Весна да осень – а зима в развалку.

Весна красна, да голодна; а осень плодами.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.



  1. Допиши слова в стихотворение Н.А.Некрасова

В зимние сумерки нянины ______________

Саша любила. Поутру в _______________

Саша садилась, летела ________________,

Полная счастья, с горы _______________.

Няня кричит: «Не убейся, _____________!»

Саша, салазки свои ___________________,

Весело мчится. На полном _____________

Набок салазки - и Саша в ______________!

Выбьются косы, растреплется ___________ -

Снег отряхает, смеётся, __________________!

Не до ворчанья и няне __________________:

Любит она её смех _____________________...






27,12 Литературные сказки Вариант 1

А1. Укажи автора сказки «Городок в табакерке»

1) В.М.Гаршин  2) С.Т.Аксаков

 3) В.В.Одоевский  4) П.П.Бажов

А 2. Укажи имя главной героини сказки «Серебряное копытце»

 1) Машенька  2) Алёнка

 3) Дарёнка  4) Настенька

А3. Отметь сказку, которую написал П.П.Бажов.

 1) «Сказка о жабе и розе»  2) «Серебряное копытце»

 3) «Аленький цветочек»  4) «Городок в табакерке»

В 1. Укажи, что не заказывали дочери своему отцу в сказке «Аленький цветочек»

 1) золотой венец из самоцветов

 2) украшение из хрусталя восточного

 3) жемчужное ожерелье

 4) цветочек аленький

В 2. Укажи правильное значение слова хризолит

 1) цветок  2) самоцвет

 3) первоцвет 4) украшение

С1. Отметь, кого не встретил Миша в своём путешествии по табакерке

 1) колокольчиков  2) пружинку

 3) валик 4) топорики




Литературные сказки Вариант 2

А1. Укажи автора сказки «Аленький цветочек»

1) В.М.Гаршин  2) С.Т.Аксаков

 3) В.В.Одоевский  4) П.П.Бажов

А 2. Укажи имя главного героя сказки «Городок в табакерке»

 1) Саша  2) Миша

 3) Алёша  4) Паша

А3. Отметь сказку, которую написал В.М.Гаршин

 1) «Сказка о жабе и розе»  2) «Серебряное копытце»

 3) «Аленький цветочек»  4) «Городок в табакерке»

В 1. Укажи, что помогло младшей дочери навестить отца в сказке «Аленький цветочек»?

 1) ковёр-самолёт

 2) сапоги-скороходы

 3) золотой перстень

 4) волшебное слово

В 2. Укажи правильное значение слова голубчик

 1) приступка для всхода на печь

 2) ласковое обращение к мальчику

 3) название птицы

4) предмет крестьянской посуды

С1. Укажи, чего не рассказывал дед Кокованя о Серебряном копытце

 1) что у козлика рожки на пять веток

 2) что у козлика лёгонькая голова

 3) что у козлика длинная густая шерсть

4) что на правой передней ноге у козлика серебряное копытце


Проверочная работа по теме «Литературные сказки»

  1. Соедини имя и отчество писателей с фамилиями

Владимир Фёдорович Гаршин

Павел Петрович Одоевский

Сергей Тимофеевич Бажов

Всеволод Михайлович Аксаков



  1. Соедини фразу с её значением.

Паче зеницы ока поросший травой

Пригорок муравчатый слуги

Челядь дворовая беречь больше глаз




  1. Вспомни произведение П.П.Бажова и расположи пункты плана в нужном порядке.

Серебряное копытце

Поход в лес

Сиротка Дарёнка

В лесу без деда

Новая жизнь




  1. Запиши, к каким сказкам подходят эти пословицы.

а) В добре жить хорошо.

______________________________________________________________



б) Кто добро творит, тому Бог отплатит.

______________________________________________________________



в) Не стыдно не знать, стыдно не учиться

______________________________________________________________



г) На великое дело – великая помощь.

_______________________________________________________________




  1. Узнай героя по описанию и запиши его.




А) Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой

_____________________________________________________________


Б) Она ни радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.

___________________________________________________________________


В) Он садился на корточки перед толстым, окружённым мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх ксвоим коровам – травяным тлям.

________________________________________________________________


Г) Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет её. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула.

__________________________________________________________________



Из какой сказки эти герои? Запиши название и автора.

____________________________________________________________




22,01 Делу время – потехе час Вариант 1

А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу Е.Л.Шварца?

 1) «Главные реки»  2) «Сказка о потерянном времени»

 3) «Никакой горчицы я не ел»  4) «Что любит Мишка»

А2. Укажи автора рассказа «Что любит Мишка»

 1) Е.Л.Шварц  2) В.Ю.Драгунский

 3) В.В.Голявкин  4) М.М.Зощенко

А3. Укажи, кого не было из школьников в «Сказке о потерянном времени»

 1) Пети Зубова  2) Маруси Поспеловой

 3) Наденьки Соколовой  4) Миши Волкова

В 1. Укажи фамилию главного героя рассказов В.Ю.Драгунского

 1) Кораблёв  2) Слонов

 3) Горбушкин 4) Воробьёв

В 2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Главные реки»?

 1) рассказы о животных  2) рассказы о природе

 3) юмористические рассказы 4) рассказы о подвигах

С1. Укажи пословицу, которая не подходит к «Сказке о потерянном времени» Е.Л.Шварца

 1) Делу время – потехе час.

 2) Один пашет, а семеро руками машут.

 3) Откладывай безделье, но не откладывай дела .

4) Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость.




Делу время – потехе час Вариант 2

А1. Укажи произведение, которое принадлежит перу В.В.Голявкина?

 1) «Главные реки»  2) «Сказка о потерянном времени»

 3) «Никакой горчицы я не ел»  4) «Что любит Мишка»

А2. Укажи автора рассказа «Главные реки»

 1) Е.Л.Шварц  2) В.Ю.Драгунский

 3) В.В.Голявкин  4) М.М.Зощенко

А3. Укажи, кого не было из школьников в «Сказке о потерянном времени»

 1) Пети Зубова  2) Маруси Поспеловой

 3) Наташи Воробьёвой  4) Васи Зайцева

В 1. Укажи фамилию лучшего друга главного героя рассказов В.Ю.Драгунского

 1) Кораблёв  2) Слонов

 3) Горбушкин 4) Воробьёв

В 2. Укажи, к какой группе рассказов относится рассказ В.Ю.Драгунского «Что не любит Мишка?»

 1) рассказы о животных  2) рассказы о природе

 3) юмористические рассказы 4) рассказы о подвигах

С1. Укажи пословицу, которая не подходит к рассказу «Никакой горчицы я не ел»

 1) Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

 2) Если за день ничему не научился, зря прожил день.

 3) Готовь сани с весны, а колёса с осени.

4) Скучен день до вечера, коли делать нечего.




Проверочная работа по теме «Делу время – потехе час»

  1. Соедини фамилию автора с его произведением

Е.Л.Шварц «Никакой горчицы я не ел»

В.Ю.Драгунский «Сказка о потерянном времени»

В.В.Голявкин «Главные реки»



  1. Подумай о каком предмете идёт речь. Запиши, в каком произведении она играет важную роль. Запиши автора этого произведения.




а) Этот предмет помог заколдованным школьникам снова стать детьми.

______________________________________________________________




б) Этот предмет помешал Дениске выучить стихотворение и реки Америки.

______________________________________________________________




в) Этот предмет помог определить кондуктору, что главный герой рассказа прогуливал школу.

______________________________________________________________




г) Этот предмет положил начало беседе, в которой учитель пения узнал, что любят Дениска и Мишка.

_______________________________________________________________




  1. Допиши пословицы.

Скучен день до вечера, __________________________________.

Откладывай безделье, ____________________________________.

Не сиди сложа руки, _______________________________________.

Кто грамоте горазд, _______________________________________.




  1. Подчеркни, с рабочими каких профессий общался герой рассказа В.В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

Шофёр, водитель трамвая, парикмахер, дворник, врач, кондуктор, тракторист, пожарный, милиционер, экскаваторщик, учитель, инженер, строитель, продавец.



  1. Вспомни и запиши рассказы В.Ю.Драгунского, с которыми ты познакомился раньше.

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________



31,01

Страна детства Вариант 1

А1. Укажи автора рассказа «Как я ловил человечков».

1) К.Г.Паустовский  2) В.Ю.Драгунский

 3) М.М.Зощенко  4) Б.С.Житков

А2. Отметь рассказ М.М.Зощенко.

 1) «Ёлка»

 2) «Как я ловил человечков»

 3) «Корзина с еловыми шишками»

 4) «Главные реки»

А3. Укажи, какому композитору посвятил свое произведение К.Г.Паустовский?

 1) П.И.Чайковскому  2) Эдварду Григу

 3) В.А.Моцарту  4) Л.Бетховену

В 1. Отметь, каким был главный герой рассказа «Как я ловил человечков»?

 1) жестоким  2) глупым

 3) любознательным 4) жадным

В 2. Укажи правильное значение слова ботфорты.

 1) военные брюки  2) высокие сапоги

 3) инструмент сапожника 4) старые вещи

С1. Отметь, каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Э.Григ?

 1) загулявших матросов

 2) летящий снег

 3) Золушку в заштопанном платье

4) вежливых посетителей концертов


Страна детства Вариант 2

А1. Укажи автора рассказа «Ёлка».

1) К.Г.Паустовский  2) В.Ю.Драгунский

 3) М.М.Зощенко  4) Б.С.Житков

А2. Отметь рассказ Б.С.Житкова.

 1) «Ёлка»

 2) «Как я ловил человечков»

 3) «Корзина с еловыми шишками»

 4) «Главные реки»

А3. Укажи, как звали девочку, которой Э.Григ посвятил своё произведение?

 1) ДагниХагеруп  2) ДагниПедерсен

 3) Магда Педерсен  4) Магда Хагеруп

В 1. Отметь, какими были главные герои рассказа «Ёлка»?

 1) жестоким  2) глупым

 3) любознательным 4) злыми

В 2. Укажи правильное значение слова симфоническая музыка.

 1) музыка для оркестра  2) загадочная музыка

 3) музыка в подарок 4) волшебная музыка

С1. Отметь, каких слушателей своей музыки меньше всего ценил Э.Григ?

 1) прачку из соседнего дома

 2) нарядных посетителей концертов

 3) Золушку в заштопанном платье

4) сверчка из трещины


Проверочная работа по теме «Страна детства»

  1. Ответь коротко на вопросы К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».



а) Где проводил осень Э.Григ?

______________________________________________________________



б) В какой стране родился Э.Григ?

______________________________________________________________



в) Сколько времени Э.Григ писал музыку для Дагни?

______________________________________________________________



г) Какую музыку Дагни впервые услышала на концерте?

_______________________________________________________________



д) Как называется пьеса, которую Э.Григ посвятил Дагни?

_______________________________________________________________



  1. Вспомни произведение Б.С.Житкова и расположи пункты плана в нужном порядке.

Пароходик.

Болезнь.

Там живут человечки.

Что я наделал!

У бабушки.

Угощения для человечков.




  1. Запиши, к какой группе рассказов можно отнести произведение М.М.Зощенко «Ёлка»?

______________________________________________________________



  1. Вспомни, какие произведения писали авторы раздела «Страна детства». Соедини автора с названием его произведения.

Б.С.Житков «Растрёпанный воробей»

К.Г.Паустовский «Великие путешественники»

М.М.Зощенко «Про обезьянку»




  1. Расшифруй слова и запиши их. Напиши, что их объединяет.

ЕГСН, КЧОРСВЕ, УШАКОЛЗ, АТРМОЫС, КАЧПРА, УФЕКТЛЬИ

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

28,02

Природа и мы Вариант 1

А1. Отметь рассказ А.И.Куприна

 1) «Барбос и Жулька»

 2) «Выскочка»

 3) «Кабан»

 4) «Стрижонок Скрип»

А2. Укажи автора рассказа «Приёмыш»

 1) А.И.Куприн  2) Е.И.Чарушин

 3) Д.Н.Мамин-Сибиряк  4) В.П.Астафьев

А3. Определи лишнего героя

 1) Тарас  2) Соболько

 3) Вьюшка  4) Приёмыш

В 1. Узнай рассказ по ключевым словам

Лайка, косточки, сороки, расчёт, хвост

 1) «Барбос и Жулька»  2) «Выскочка»

 3) «Кабан»  4) «Стрижонок Скрип»

В 2. Объясни значение слова сайма

 1) пологий берег  2) рыбацкая стоянка

 3) речные водоросли 4) деревянная пристань

С1. Укажи, какая пословица не отражает главную мысль рассказа «Выскочка»

 1) Как волки не хитрят, а всё ж заплатят шкурой за грабёж.

 2) Когда с коварством к делу подходишь, будь на чеку.

 3) Друг в беде – друг вдвойне.

4) Всё, что построено на хитрости – не прочно.




Природа и мы Вариант 1

А1. Отметь рассказ Е.И.Чарушина

 1) «Барбос и Жулька»

 2) «Выскочка»

 3) «Кабан»

 4) «Стрижонок Скрип»

А2. Укажи автора рассказа «Стрижонок Скрип»

 1) А.И.Куприн  2) Е.И.Чарушин

 3) Д.Н.Мамин-Сибиряк  4) В.П.Астафьев

А3. Определи лишнего героя

 1) Барбос  2) Соболько

 3) Тарас  4) Приёмыш

В 1. Узнай рассказ по ключевым словам

Зоосад, марал, шерсть, забор, акварель, парнишка.

 1) «Барбос и Жулька»  2) «Выскочка»

 3) «Кабан»  4) «Стрижонок Скрип»

В 2. Объясни значение слова яр

 1) крутой берег  2) яркая вспышка

 3) вид птиц 4) растение

С1. Укажи, какая пословица не отражает главную мысль рассказа «Барбос и Жулька»

 1) Дружба заботой, да подмогой крепка.

 2) Не бросай друга в несчастье.

 3) Друг в беде – друг вдвойне.

4) Недостаток доверия вредит дружбе.




Проверочная работа по теме «Природа и мы»

  1. Соедини автора с названием его произведения.

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Кабан»

А.И.Куприн «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»

Е.И.Чарушин «Приёмыш»

В.П.Астафьев «Выскочка»

  1. Запиши главных героев рассказа «Приёмыш».

__________________________________________________________________



  1. Узнай героя по описанию.



А) Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этой церемонии виновато завилял хвостом.

________________________________________________________________________



Б) Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нём замечалось отдалённое сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасалось ни мыло, ни гребень, ни ножницы.

________________________________________________________________________



В) Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

______________________________________________________________



Г) У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали.

_________________________________________________________________________



  1. Отгадай загадки о животных.

  1. На овчарку он похож:

Что не зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

___________________________




  1. Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

__________________________

  1. Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли, 

Им с ходулей не сойти.

_________________________




  1. Веток хруст в лесу

То тут, то там,

Ищет жёлуди …

________________




  1. Бивни-клыки толсты, велики.

Хват силён.

Кто же он?

______________________




  1. Запиши в каком рассказе можно встретить этих животных? Кто автор рассказа?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________



12,03

Поэтическая тетрадь 2 Вариант 1

А1. Укажи автора стихотворения «Лебёдушка»?

1) Н.М.Рубцов  2) С.А.Есенин

 3) С.А Клычков  4) Б.Л.Пастернак

А2. Отметь стихотворение Д.Б.Кедрина

 1) «Золотая осень»  2) «Сентябрь»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

А3. Укажи стихотворение, которое похоже на песню.

 1) «Золотая осень»  2) «Лебёдушка»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение С.А.Клычкова «Весна в лесу»?

 1) грустным  2) тревожным

 3) радостным 4) равнодушным

В 2. Определи верное толкование слова каталог.

 1) список предметов  2) явление природы

 3) вид транспорта 4) наука

С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?

 1) берёзы  2) липы

 3) тополя 4) клёны






Поэтическая тетрадь 2 Вариант 2

А1. Укажи автора стихотворения «Сентябрь»?

1) Н.М.Рубцов  2) С.А.Есенин

 3) С.А Клычков  4) Б.Л.Пастернак

А2. Отметь стихотворение С.А.Клычкова.

 1) «Золотая осень»  2) «Сентябрь»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

А3. Укажи стихотворение, которое похоже на сказку.

 1) «Золотая осень»  2) «Лебёдушка»

 3) «Весна в лесу»  4) «Бабье лето»

В 1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение Л.Б.Кедрина «Бабье лето»?

 1) грустным  2) тревожным

 3) радостным 4) равнодушным

В 2. Определи верное толкование слова чертог

 1) линия  2) дворец

 3) скала 4) рассказ

С1. Укажи какие деревья не описывает Б.Л. Пастернак в стихотворении «Золотая осень»?

 1) рябины  2) липы

 3) берёзы 4) клёны





Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»

  1. Соедини название стихотворения с его автором.

С.А. Клычков «Золотая осень»

Б.Л.Пастернак «Бабье лето»

С.А. Есенин «Весна в лесу»

Д.Б. Кедрин «Сентябрь»

Н.М. Рубцов «Лебёдушка»



  1. Соедини слово с его значением

Чертог глубокий овраг

Каталог дудка из дерева

свирелка список предметов

яр дворец




  1. Узнай и запиши автора стихотворения.

А) Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья…

_____________________________________________________________________


Б) Соберутся зайцы грудой

Под капелью, под теплом…

______________________________________________________________________



В) Солнце! Что на свете слаще

После зябкого денька…

_______________________________________________________________________


Г) Радуюсь громкому лаю

Листьям, корове, грачу…

______________________________________________________________________



  1. Отгадай загадки. Напиши отгадки.




  1. Птица сверху налетает

И цыплят внизу хватает.

_______________________


  1. Шелестя, шурша травой, 

Проползает  кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел"

__________________________




  1. Гордая птица, 

Воды не боится, 

Очень пригожа, 

На двойку похожа,

Как зовут, ответь!

Это белый …..

_______________________



В каком стихотворении встречаются эти животные? Запиши название и автора.

_________________________________________________________________




  1. Запиши с какой интонацией надо читать данные стихи.



«Лебёдушка» _______________________________________

«Золотая осень» _______________________________________

«Весна в лесу» _______________________________________

«Бабье лето» __________________________________________





21,03 Родина Вариант 1

А1. Укажи автора стихотворения «Родина»

1) И.С.Никитин  2) С.Д.Дрожжин

 3) А.В. Жигулин  4) Б.А.Слуцкий

А2. Отметь стихотворение А.В. Жигулина.

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

А3. Узнай стихотворение по рифме

Вздор-простор. Небеса - леса.

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

В 1. Укажи стихотворение, которое похоже на былину.

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

В 2. Отметь, с каким чувством С.Д.Дрожжин говорит о своей Родине?

1) с радостью  2) с недоверием

 3) с равнодушием  4) с гордостью

С1. Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения А.В.Жигулина.

 1) Своя земля и в горсти мила.

 2) О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

 3) Всякому мила своя сторона.

4) И пылинка родной земли - золото


Родина Вариант 2

А1. Укажи автора стихотворения «Лошади в океане»

1) И.С.Никитин  2) С.Д.Дрожжин

 3) А.В. Жигулин  4) Б.А.Слуцкий

А2. Отметь стихотворение С.Д.Дрожжина

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

А3. Узнай стихотворение по рифме

Блеске – перелески. Люблю – ловлю.

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

В 1. Укажи стихотворение, которое похоже на легенду.

 1) «Лошади в океане »  2) «Русь»

 3) «Родине»  4) «О, Родина! В неярком блеске…»

В 2. Отметь, с каким чувством И.С.Никитин говорит о своей Родине?

1) с радостью  2) с недоверием

 3) с равнодушием  4) с гордостью

С1. Укажи пословицу, которая не перекликается с главной мыслью стихотворения И.С.Никитина

 1) Нет в мире краше Родины нашей.

 2) Кто за Родину горой, тот истинный герой.

 3) Береги Родину как зеницу ока.

4) Москва – Родины украшенье, врагам – устрашенье.



Проверочная работа по теме «Родина»

  1. Соедини имя и отчество поэта с фамилией.

Иван СаввичЖигулин

Спиридон Дмитриевич Слуцкий

Анатолий Владимирович Никитин

Борис Абрамович Дрожжин


  1. Узнай и запиши название стихотворения по двум строчкам.

А) Как хороша ты в тёплый день

На празднике весны.

__________________________________________________



Б) «И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью.

_______________________________________________________



В) Плыл по океану рыжий остров

В море синем остров плыл гнедой.

_______________________________________________________



  1. Запиши значение слов

Гнедой _____________________

Курган ______________________


  1. Допиши пословицы о Родине.

Родина – мать, умей ________________________________.

Своя земля _______________________________________ .

Нет в мире краше __________________________________.


  1. Отметь в каких строфах И.С.Никитин использует олицетворение.

  1. И на гранях их,
    Выше тёмных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.




  1. Гляну к северу —
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;



  1. Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лёд
    Ходит по морю;



  1. Под большим шатром
    Голубых небес —
    Вижу — даль степей
    Зеленеется.



11,04 Страна фантазия Вариант 1

А1. Укажи автора произведения «Приключения Электроника»

1) Кир Булычёв  2) Е.С.Велтисов

 3) А.Н.Толстой  4) А.Р Беляев

А2. Укажи, к какому жанру относится произведение К.Булычёва «Путешествие Алисы»?

 1) повесть  2) сказка

 3) сказочная повесть  4) фантастическая повесть

А3. Узнай героя по описанию.

Человек с трубкой в зубах, почётный гость конгресса кибернетиков.

 1) механик Зелёный  2) капитан Полосков

 3) профессор Громов  4) профессор Селезнёв

В 1. Определи «лишнего» героя.

 1) профессор Громов  2) директор гостиницы

 3) капитан Полосков  4) Электроник

В 2. Укажи, как назывался космокатер, на котором путешествовала Алиса с папой?

1) «Орион»  2) «Пегас»

 3) «Гермес»  4) «Голубая чайка»

С1. Отметь, какими качествами не обладала Алиса?

 1) добротой

 2) находчивостью

 3) отзывчивостью

4) вредностью


Страна фантазия Вариант 2

А1. Укажи автора произведения «Путешествие Алисы»

1) Кир Булычёв  2) Е.С.Велтисов

 3) А.Н.Толстой  4) А.Р Беляев

А2. Укажи, к какому жанру относится произведение Е.С.Велтисова «Приключения Электроника»?

 1) повесть  2) сказка

 3) сказочная повесть  4) фантастическая повесть

А3. Узнай героя по описанию.

Вид у него испуганный, борода развевалась, словно от ветра

 1) механик Зелёный  2) капитан Полосков

 3) профессор Громов  4) профессор Селезнёв

В 1. Определи «лишнего» героя.

 1) профессор Громов  2) механик Зелёный

 3) капитан Полосков  4) Алиса

В 2. Укажи, как называлась гостиница, в которую приехал профессор Громов?

1) «Берёзки»  2) «Дубки»

 3) «Ёлочки»  4) «Рябинки»

С1. Отметь, какими качествами не обладал профессор Громов?

 1) умом

 2) жестокостью

 3) добротой

4) знанием


Проверочная работа по теме «Страна фантазия»



  1. Узнай героя по описанию и запиши

А) Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… синяя курточка, рубашка, летние брюки.

_____________________________________________________________



Б) У них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие толстые корни.

_______________________________________________________________



  1. Допиши героев произведений.

  1. Профессор Громов, ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Профессор Селезнёв, капитан Полосков ________________________________________

_________________________________________________________________________



  1. Ответь одним словом.

  1. Как называлась гостиница, куда приехал профессор Громов?

________________________________________________________________

  1. В чём вёз профессор громов Электроника?

______________________________________________________________

  1. Как назывался космокатер профессора Селезнёва?

_________________________________________________________________

  1. Что делали кусты пред песчаной бурей?

________________________________________________________________

  1. Как Алиса успокоила воинственные кусты?

_____________________________________________________________

  1. Запиши значение слов.

Кибернетик- _____________________________________________________

Кают-компания - ________________________________________________




  1. Запиши, что в литературе обозначает слово фантастика?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________



21,05 Зарубежная литература Вариант 1

А1. Укажи автора произведения «Русалочка»

1) Г.Х.Андерсен  2)С.Лагерлёф  3)Д.Свифт  4) М.Твен

А2. Укажи произведение Дж.Свифта.

 1) «Русалочка»  2) «Путешествие Гулливера»

 3) «Приключение Тома Сойера»  4) «Святая ночь»

А3. Укажи автора , который родился и жил в Дании.

1) Г.Х.Андерсен  2)С.Лагерлёф  3)Д.Свифт  4) М.Твен

В 1. Отметь, что отдала Русалочка ведьме в обмен на ноги.

 1) волосы  2) зрение

 3) красоту  4) голос

В 2. Выбери, каким качеством наделён Том Сойера?

 1) жадностью  2) глупостью

 3) злостью  4) хитростью

С1. Определи «лишнего» героя.

 1) Том Сойер

 2) Гекельберри Финн

 3) Гулливер

4) Бекки Тэтчер




Зарубежная литература Вариант 2

А1. Укажи автора произведения «В Назарете»

1) Г.Х.Андерсен  2) С.Лагерлёф  3) Д.Свифт  4) М.Твен

А2. Укажи произведение М.Твена

 1) «Русалочка»  2) «Путешествие Гулливера»

 3) «Приключение Тома Сойера»  4) «Святая ночь»

А3. Укажи автора , который родился и жил в Англии

1) Г.Х.Андерсен  2)С.Лагерлёф  3)Д.Свифт  4) М.Твен

В 1. Отметь, что забрала ведьма в обмен на жизнь Русалочки?

 1) волосы  2) зрение

 3) красоту  4) голос

В 2. Выбери, каким качеством наделён Иисус?

 1) жадностью  2) добротой

 3) коварством  4) хитростью

С1. Определи «лишнего» героя.

 1) Том Сойер

 2) Русалочка

 3) ведьма

4) принц




Проверочная работа по теме «Зарубежная литература»

  1. Допиши фамилии писателей

Джонатан _____________________________________________________________

Ганс Христиан _________________________________________________

Марк _______________________________________________________

Сельма ___________________________________________________



  1. Соедини писателей со странами, в которых они родились.

Г.Х.Андерсен Америка

М.Твен Англия

Д.Свифт Швеция

С.Лагерлёф Дания



  1. Запиши, в каких произведениях встречаются данные предметы?

Нож ________________________________________________

Бочка _______________________________________________

Персик _______________________________________________

Уголья _______________________________________________

Глиняные птички ______________________________________




  1. Узнай героя по описанию и запиши.

  1. Женщина умная, только уж больно гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть.

_____________________________________________________________

  1. Она только и любила, что цветы ярко-красные, как солнце, там, на верху, да ещё красивую мраморную статую.

_________________________________________________________________

  1. Он был красивее всех, с большими чёрными глазами. Ему, наверное, не больше шестнадцати лет.

______________________________________________________________

  1. Она кормила изо рта жабу, как люди кормят сахаром маленьких канареек. Омерзительных ужей она звала своими цыплятками и позволяла им ползать по своей большой, ноздреватой, как губка, груди




  1. Запиши, з какого произведения герои, перечисленные в задании 4.Запиши его автора

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________