СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке 1-4 класс Школяр,Усачев

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будет полезна учителям музыки,работающим в 1-4 классах

Просмотр содержимого документа
«Календарно 2 класс»

Календарно-тематическое планирование 2 класс


Тема урока

Музыкальный материал

Элементы содержания

Ожидаемый результат

дата

Кор-ка

1

2

3

4

5

6

7


Всеобщее в жизни и в музыке 8 часов

1

Как живет музыка?





Фрагмент 5 симфонии Патетической Л. Бетховен. Вступление к опере Ж.Бизе «Кармен»

Взаимодействие явлений жизни и музыки

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.



2

Великие композиторы

И.С.Бах Хоральные прелюдии Es-dur, f-moll

Знакомство с композиторами И.Бахом, В.Моцартом

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.



3

Сердце поэта

Ф.Шопен Ноктюрн cis-moll, прелюдия №7,20

Знакомство с композитором Ф. Шопеном и его музыкальными произведениями

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.



4

Два полонеза

Ф.Шопен полонез A-dur, юнршеский полонез g-moll

Знакомство с композитором Ф. Шопеном и его музыкальными произведениями

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.



5

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека

Э. Григ «Я знаю одну маленькую девочку», «Ариэтта», «Ноктюрн» из цикла «Лирические песни»

Знакоство с композиторои Э. Григом. Воспринимать всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.


Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека



6

Песенность в музыке. Песня Сольвейг

Э.Григ симфоническая сюита Пер Гюнт. Песня Сольвейг

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека


Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.



7

Изобразительность в музыке

Э. Григ «Утро»

Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека


Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве



8

Музыка в сказках

Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сказка «Шехеразада»

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов




Музыка – искусство интонируемо смысла 10 часов

9

Что такое интонация

С.В. Рахманинов «Вокализ»»

Интонация как феномен человеческой речи и музыки

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.



10

Все растет, все изменяется

И.О. Дунаевский Увертюра из к\ф «Дети капитана Гранта», «Веселый ветер»

Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного


Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.



11

Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали!

С.С. Прокофьев «Болтунья

Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки




12

Музыка живая

С.В. Рахманинов финал 4 симфонии. Клод Дебюсси «Ветер на равнине»

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.



13

Звуки человеческой речи делаются музыкой

М.П. Мусоргский «С няней», «В углу», «Жук»

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.




14

Что говорит музыка?

М.П. Мусоргский сцена юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов», «Гопак», Трепак.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.



15

Изобразительные интонации в музыке

Г.В. Свиридов «Снег идет» кантата

Единство выразительного и изобразительного


Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию



16

Урок-концерт

Музыкальный материал данного раздела

Повторение пройденного материала

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию



17

Где родился, там и сгодился

Русские народные песни «Ноченька», «Из-за лесу темного», «Во поле береза стояла»

Интонации русской народной песни

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки




18

Интонация

С.В. Рахманинов «Богородице Дево радуйся!»

Интонация как единство содержания и формы

Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки





«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа 10 часов

19

Что такое художественный образ

А. Майкапар «Сиротка», А.П. Бородин «Спящая княжна»

Знакомство с понятием художественный образ

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.




20

Люд чесной

М.И. Глинка сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила», А.С, Даргомыжский «Титулярный советник»

Внутреннее богатство и многообразие проявлений человеческих чувств

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.



21

Свадьба в деревне

Фрагмент из народного свадебного обряда «Рязанская свадьба»

Знакомство со свадебными обрядами и песнями народов России

Воплощать исполнительский замысел в пении, пластическом интонировании




22

Свадьба на сцене

М.И.Глинка «Свадебный хор» из оперы «Руслан и Людмила»

Проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов на основе тождества и контраста, сходства и различия


Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.



23

Житие Ивана








М.И. Глинка «Жизнь за царя» сцена с арией Сусанина, хор «Славься»

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.



24

Художественный образ в опере «Жизнь за царя»

М.И. Глинка «Иван Сусанин» Интродукция, ответ Сусанина полякам

Взаимодействия музыкальных тем, частей на основе сходства и различия


Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.



25

Тема и развитие в опере «Руслан и Людмила»

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила» Увертюра, марш Черномора

«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе сходства и различия



26

Музыкальная викторина по теме художественный образ

Музыкальный материал 3 четверти

Повторение пройденного материала

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни



27

Единство и содержание в музыке

С.С. Прокофьев Мимолетности №1,5

Единство содержания и формы музыкального произведения

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.




28

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа

Музыкальный материал раздела «Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.




«Развитие» как становление художественной формы 6 часов

29

Развитие в музыке

Н.А. Римский –Корсаков симфонический эпизод «Сеча при Керженце»

Роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.



30

Думай музыкой

К. Сен-Санс «карнавал животных»

Построение музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении



31

В гостях у М.И. Глинки

М.И. Глинка романсы

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные



32

В гостях у П.И. Чайковского

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Определять на слух простые формы звучащей музыки — трехчастные



33

Форма вариаций и форма рондо

Ф.Шуберт «Форель» вариации на тему песни в одной из частей фортепианного квинтета

Исторически сложившиеся музыкальные формы —рондо, вариации


Определять на слух простые формы звучащей музыки — вариации и формы рондо



34

Заключительный урок по теме «Развитие» как становление художественной формы

Музыкальный материал по выбору учащихся

Повторение пройденного материала

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации




Просмотр содержимого документа
«Календарно»

Календарно – тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал

Ожидаемый результата

дата

Коррек-

тировка

1

2

3

4

5

6

7

Многоцветие музыкальной картины мира 7 часов

1

Многообразие звучащего пространства

Найти ответ на вопрос, почему музыка обретает имена тех, кто услышал ее в себе и сделал доступной для всех людей

Отрывки произведений П.И. Чайковского, Н.А. Римского – Корсакова, С.В. Рахманинова

Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека



2

Музыка Германии

Познакомить с музыкой Германии на примере композиторов: Баха, Моцарта, Шуберта, Вебера.

Фрагменты произведений. И.С. Бах месса си минор, В.А. Моцарт «Весенняя песня», Ф. Шуберт «Вальс» си минор, К. Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок»

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.



3

Музыка Польши и Венгрии

Познакомить с интонационными особенностями музыки Польши и Венгрии

Ф. Шопен Мазурка B-dur, Полонез As-dur и песня «Желание». Ф. Лист Рапсодия №6, «Венгерские танцы» И. Брамса

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.



4

Знакомство с музыкальной культурой Италии и Испании

Познакомить с интонационными особенностями музыки Италии и Испании

Дж. Россини «Срока воровка» из оперы «Трубадур», Дж. Верди «Хор» из оперы «Набукко», П.де Сарасате «Дуэт гитар», «Испанские напевы».

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности




5

Музыка Норвегии

Познакомить с суровой красотой Норвегии через музыкальную культуру этой страны

Э. Григ романсы «Лебедь», «Лесная песнь», песня «Заход солнца», фортепианная музыка – «Халлинг», «Колыбельная Йендины»

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.



6

Музыка Америки

Знакомство с музыкальной культурой Америки через музыку американских негров в интерпретации американских джазистов

Дж. Гершвин Прелюдия es-moll, «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» и «Голубая рапсодия». Фрагменты мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», Р. Роджерс музыка к кинофильму «Звуки музыки»

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности




7

Вариации на тему…

Рассматривается обращение зарубежных композиторов к музыке других народов

В.А. Моцарт «Вариации на тему французской песни», шотландские и ирландские народные песни в обработке Л. Бетховена

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности





Музыка мира сквозь «призму» русской классики 8 часов

8

Глинка в Испании

Проследить как интерпретируются русскими классиками зарубежные интонации

М.И. Глинка «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья»

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности



9

Италия глазами русских художников

Проследить как интерпретируются русскими классиками зарубежные интонации

А.С. Даргомыжский романс «Ночной зефир», С.С. Прокофьев «Тарантелла»

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.



10

Итальянское каприччио П.И. Чайковского

Проследить как интерпретируются русскими классиками зарубежные интонации

П.И. Чайковский «Итальянское каприччио»

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности



11

Восточный ветер

Понять музыкальную душу других народов. Музыка Японии

Д.Б. Кабалевский вариации на тему мелодии народной японской песни «Вишня»

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.



12

Вокруг света с Н.А. Римским – Корсаковым

Проследить как интерпретируются русскими классиками зарубежные интонации

Н.А. Римский –Корсаков «Шехеразада», «Хор половецких девушек»

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.



13

Восточные мотивы

Музыка Востока в русской музыкальной культуре.

А.П. Бородин «Хор половецких девушек» и половецкие пляски из оперы Князь Игорь»

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.



14

Русский восток

Музыка ближнего востока в русской музыкальной культуре.

М.И. Глинка «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». А.Г. Рубинштейн «Персидская песня»

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности



15

Заключительный урок по теме Музыка мира сквозь «призму» русской классики

Музыка ближнего зарубежья в русской музыкальной культуре.

П.И. Чайковский «Веснянка» первый фортепианный концерт Финал. М.П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.



Музыкальное общение без границ 10 часов

16

1 музыкальный салон. И.С. Бах

Жизнь и творчество И.С. Баха

И.С. Бах Ария сопрано №3 из «Магнификата»

Месса си минор (фрагмент)

Концерт ре минор для клавесина с оркестром часть I.

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



17

1 музыкальный салон В.А. Моцарт

Жизнь и творчество В.А. Моцарта

В.А. Моцарт Ария графини из оперы «Свадьба Фигаро»

Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро»

Соната ля мажор для фортепиано Финал

Фантазия до минор для фортепиано

Фантазия ре минор для фортепиано

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



18

2 музыкальный салон. Р. Шуман.

Жизнь и творчество Р. Шумана

Концерт ля минор Часть I

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



19

2 музыкальный салон. Ф. Шопен.

Жизнь и творчество Ф. Шопена

Этюд ля бемоль мажор

Прелюдия ре бемоль мажор

Фантазия-экспромт

Ноктюрн до диез минор

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



20

3 музыкальный салон. Ф. Лист

Жизнь и творчество Ф. Листа

Рапсодия № 2

Рапсодия №12

Ракоци-марш

Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



21

3 музыкальный салон. Ф. Шуберт

Жизнь и творчество Ф. Шуберта

Мельник и ручей

Баркарола

Аве Мария!

Лебединая песня

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



22

4 музыкальный салон. К. Дебюсси.

Жизнь и творчество К. Дебюсси

Затонувший собор

Девушка с волосами цвета льна

Фейерверк


Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



23

4 музыкальный салон. А.Н. Скрябин.

Жизнь и творчество А. Скрябина

Прелюдии (опус 11)

Две поэмы для фортепиано (опус 31)

Этюд до диез минор

Этюд ре диез минор

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.

Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации



24

5 музыкальный салон. Музыка стран ближнего зарубежья.

Визитные карточки национальных музыкальных культур.

Украина: «Веснянка», «Гопак»

Белоруссия: «Перепелочка»

Грузия: «Сулико»

Осетия: «Лезгинка»

Узбекистан: «Мавриги»

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.



25

5 музыкальный салон. День «Открытых дверей»

Визитные карточки национальных музыкальных культур.

Казахстан: «Асет»

Армения: «В тучах Алагяз»

Эстония: «У каждого свой инструмент»

Латвия: «Вей, ветерок»

Молдавия: «Молдавеняска»

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.

Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.



Искусство слышать музыку 9 часов

26

Голос России

Услышать в произведениях русских композиторов голос России

П.И. Чайковский Симфония №4

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



27

Что значит слышать голос России

Услышать в произведениях русских композиторов голос России

С.В. Рахманинов Концерт №2

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



28

Я часть России

Услышать в русских народных пенях голос России

Русские народные песни разных жанров

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



29

Гимн России

История гимна России. Проследить проблему становления Гимна РФ

А. Львов «Боже царя храни»

«Марсельеза»

«Интернационал»

С.А. Александров гимн СССР, РФ

М. Глинка «Патриотическая песня»

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



30

Образы борьбы и победы в искусстве

Проследить особенности мелодики, ритма которые использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа

С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.



31

Героические образы в симфониях Л. Бетховена

История создания симфонии №5

Л. Бетховен симфония №5

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



32

Фортепианный концерт Э. Грига

Интонационные особенности фортепианной музыки Эдварда Грига

Фортепианный концерт

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.



33

В музыке Баха слышатся мелодии космоса

Особенности музыкального склада немецкого композитора И.С. Баха

Токката и фуга ре минор

ХТК

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.



34

Заключительный урок по теме года: Услышать в музыкальной партитуре мира голос России и собственный голос

Подведение итогов теме года. Прослушивание полюбившихся музыкальных произведений.

По выбору учащихся

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.

Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей






Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Искусство. Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Музыка»: 4 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.: Вентана - Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).

Основой отбора содержания данной программы является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

Цель обучения:

  • Воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи обучения:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;

  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;

  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.


Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 4 класс, - М.: Вентана - Граф, 2013;

  2. О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Тетрадь для учащихся 4 класса образовательных учреждений,- М.: Вентана-Граф, 2013.

Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении учебного предмета.

Личностные результаты

  • Формирование основ национальных ценностей российского общества;

  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении избегать конфликтов;

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Предметные результаты

  • Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач;

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»;

  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое и музыкальное наследие: народная музыка, фольклор, духовная и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период.

В качестве методологического основания концепции учебной программы выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • Возвышение ребенка до филосовско-эстетической сущности искусства;

  • Деятельное освоение искусства;

  • Проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  • Моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке. В качестве видов музыкальной деятельности представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Содержание программы

Основная идея содержания четвертого года обучения - развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами. 4 класс - итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Тематическое содержание музыкального образования



Тема раздела

Кол-во часов

1

Многоцветие музыкальной картины мира

7

2

Музыка мира сквозь «призму» русской классики

8

3

Музыкальное общение без границ

10

4

Искусство слышать музыку

9

Итого:

34



Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

  • проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

  • проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы. Любимые жанры, исполнители – 2-3 примера);

  • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

  • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;

  • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (хоровое пение, музыкальная драматизация, игра на детских музыкальных инструментах).





Просмотр содержимого документа
«Тематический план музыка»

Календарно – тематический план

Тема урока

Элементы содержания

Музыкальный материал

Ожидаемые результаты

Дата

Коррек-

тировка

1

2

3

4

5

6

7

Истоки возникновения музыки (8ч)

1

Введение в проблему рождения музыки




Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор».

Знать специфику музыки как вида искусства.



2

Проблема рождения музыки


Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Знать истоки музыкального искусства.



3

Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки.

Выяснить где рождается музыка. Как родились музыкальные инструменты

песня Г.А. Cтруве «Музыка».,

Знать истоки происхождения музыки. Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.



4

Где найти песню и как ее искать?

Продолжаем искать «Родину музыки». Знакомство с жанром песня. Что такое колыбельная.

В.О. Усачева «Баю-бай», П.И. Чайковский «Мелодия»

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Знать истоки музыкального искусства



5

Танец – что это?


Продолжаем искать «Родину музыки». Знакомство с жанром танец.

П.И. Чайковский «Камаринская». А.Я Эшпай «Перепелочка»

Знать сферу народного и композиторского музицирования.

Уметь выявлять жанровое начало (песни, танца,).



6

Родина музыки. Маршевый порядок


Знакомство с жанром марш.

С.В. Рахманинов прелюдия соль минор. С.С.Прокофьев марш «Любовь к трем апельсинам»

Знать специфику музыки.

Уметь образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.



7

Обобщение проблематики четверти «Истоки возникновения музыки»


Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку С.С. Прокофьева. Обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

С.С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» - «Таней рыцарей», «Джульетта – девочка», финал 2 действия.

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь выразительно исполнять песни. Уметь выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)



8

Урок обобщение.

Помочь ребятам сделать вывод, что жанры музыки это и есть не что иное, как исторически сложившееся обобщение типичных музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер, которые получают развитие в более крупных жанрах и формах.

П.И. Чайковский «Пиковая дама» хор мальчиков. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». К.В. Глюк «Орфей и Эвредика» мелодия.

Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь выразительно исполнять песни. Уметь выявлять жанровое начало (песня, танец, марш)



Содержание и формы бытования музыки (18ч)

9

Содержание музыки


Помочь детям услышать пространственный диапазон музыкальных произведений

П.И. Чайковский «Времена года» «Охота», «У камелька»

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении, рисунках



10

«Можно ли увидеть музыку?»


В процессе урока дети познакомятся с такими понятиями как темп, динамика, тембр, способ звукоизвлечения. Исследование проблемы: что значит «видеть» музыку

П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргский Баба – Яга», «Два еврея»,

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении



11

«Как «увидеть» музыку?


Исследование проблемы. Помочь детям увидеть, что музыка может быть видимой, что она движется в пространстве и во времени.

М.П. Мусоргский цикл пьес «Картинки с выставки»

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.




12

Исследование проблемы «как «увидеть» музыку





Помочь детям научится расшифровывать образно-эмоциональное содержание пьес. Знакомство с понятие ритм.

М.П. Мусоргский цикл пьес «Картинки с выставки»

Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. Выражать характер музыки в выразительном пении, художественном движении



13

Каждый композитор художник

Исследование проблемы изобразительного и выразительного в музыке

С.С. Прокофьев балет «Золушка», «Ромео и Джульета» фрагменты.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



14

Изобразительность в музыке


Выяснить что стоит за соотношениями контрастных образов, помещенный в одно музыкальное пространство (темы добра и зла)

П.И. Чайковский интродукция, пролог, вальс из балета «Спящая красавица»

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.



15

Существует ли в музыке чистая изобразительность?


Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни

К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных»

Знать названия изученных жанров музыки. Уметь определять и сравнивать характер музыкальных произведений.



16

Урок - концерт








Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях



17

Введение в проблему Формы бытования музыки

Знакомство с понятием фортепианный концерт

Э. Григ 1 часть фортепианного концерта

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.



18

Исследование проблемы «формы бытования музыки»


Знакомство с обрядовыми песнями. Истоки возникновения обрядов

Русские народные обрядовые песни

Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках



19

Музыкальный театр


Поверхностное знакомство с жанрами опера и балет

С.С. Прокофьев балет «Золушка»

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



20

Народный театр


Знакомство с понятиями народный театр, симфония, симфонический оркестр.

П.И. Чайковский симфония №4. Р.н.п. «Во поле береза стояла»

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.



21

Музыкальный театр. Балет «Щелкунчик»

Раскрыть жанровые, темповые, динамические и прочие ассоциации, связанные с характеристикой персонажей балета.

П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» фрагменты.

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.




22

Музыкальный театр. Симфония.


Знакомство с понятием симфонический оркестр, из чего состоит симфония

С.С. Прокофьев симфония №7 1 часть.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



23

Идем в театр. Опера


Знакомство с жанром опера. Из чего состоит опера.

Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка»

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



24

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»


Знакомств с содержанием оперы.

Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка»

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



25

Урок-импровизация.

Познакомит с Масленичным обрядом, подлинными народными песнями.

Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка». Р.Н.П. обрядовые, масленичные

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении.



26

Чудеса в музыке и в жизни

Понять, что музыка позволяет не только понять суть жизни, но прежде всего прожить эту суть в человеческих чувствах, в поэтических образах.

Э. Григ «Весной». Н.А. Римский –Корсаков «Полет шмеля»

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.




27

«Чудеса» в музыкальном театре.


Обобщение темы формы и бытования музыки. Игра – театрализация.

П. И. Чайковский «Подснежник»

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.




Язык музыки (6ч)

28

Введение в проблему становления языка музыки


Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать.

П.И. Чайковский Фортепианный концерт №1 1 часть

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.



29

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев


Познакомить с тембрами симфонических инструментов.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев


Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



30

Продолжаем слушать симфоническую сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк»


Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

Симфоническая сказка «Петя и Волк» С.С.Прокофьев


Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



31

Выразительные средства музыки


Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках» в оркестровом исполнении

Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.




32

Кульминация проблемы «язык музыки»


Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).



33

Что значит услышать музыку?


Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит?

Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор».

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).





Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Музыка» разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Искусство. Музыка» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, учебнику «Музыка»: 1 класс, (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр - М.: Вентана - Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).

Основой отбора содержания данной программы является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире.

Цель обучения:

  • Воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи обучения:

  • Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;

  • Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.

  • Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

  • Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств;

  • Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.


Для реализации программного содержания курса музыки используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.: Вентана - Граф, 2011;

  2. О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Тетрадь для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.: Вентана-Граф, 2011.

Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе, а именно:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.


Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении учебного предмета.



Личностные результаты

  • Формирование основ национальных ценностей российского общества;

  • Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении избегать конфликтов;

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Предметные результаты

  • Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения задач;

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»;

  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое и музыкальное наследие: народная музыка, фольклор, духовная и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «незаменимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период.

В качестве методологического основания концепции учебной программы выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:

  • Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • Возвышение ребенка до филосовско-эстетической сущности искусства;

  • Деятельное освоение искусства;

  • Проникновение в природу искусства и его закономерностей;

  • Моделирование художественно-творческого процесса.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке. В качестве видов музыкальной деятельности представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.

Содержание программы

Идея первого года обучения – дать обобщенный образ музыки. Который раскрывается в трех содержательных линиях.

Первая связанна с происхождением музыки, как филосовского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышляя об этом должны подвести детей к осознанию роли музыкального искусства в жизни каждого человека в частности. Ребенок должен возвыситься до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало человечество» (В.В. Медушевский).

Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед учащимися истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно:

  • Вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки;

  • Осознание природы музыки путем погружения в музыкальные образы как организованную звуковую материю путем прослеживания процесса перерождение звука из явления физического в музыкальное.

Третья содержательная линия – творческо-поисковая, когда учащиеся вводятся в музыкально-творческую деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя. Эти обобщенные виды музыкальной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не сможет появиться на свет.

В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры.



Тематическое содержание музыкального образования



Тема раздела

Кол-во часов

1

Истоки возникновения музыки

8

2

Содержание и форма бытования музыки

16

3

Язык музыки

6

4

Резерв

3

Итого:

33



Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

  • Воспринимать музыкальные произведения;

  • Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

  • Знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

Решать учебные и практические задачи:

  • Выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояния человека, природы, живого и неживого в окружающей среде;

  • Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

  • Различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;

  • Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).