Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования. Рабочая программа составлена на основе Программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. Начальная школа» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой, Т.С.Шмагина,М., Просвещение, 2010.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 35 часов, в том числе 3 обобщающих урока, 2 урока-концерта
Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся муз культуру как часть всей их духовной культуры». Цель достигается решением трёх ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития музыкального восприятия учащихся.
Программа разработана на основе общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности и др., а также принципов художественной дидактики:
целостности, сходства и различия;
интереса, увлечённости, изучения музыки как живого искусства;
интонационности, ассоциативности и вариативности, образности, разного и своеобразного.
В связи с тем, что важнейшим принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства, в планировании каждый урок имеет свою тему, подчиняющуюся основной. Тематическое построение помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между всеми темами, на протяжении всех лет обучения, осуществляется логика развития, связанная с постижением музыки как искусства интонируемого смысла (Б. В. Асафьев).Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя в организации и проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно включение в урок (если возникает такая необходимость) непрограммных произведений, которые рассматриваются с точки зрения критериев художественно-педагогического анализа: художественной ценности и увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Это позволяет учителю свободно маневрировать в рамках тематического построения, активнее подыскивать новый музыкальный материал, с новых позиций осмысливать уже известные сочинения, в различных комбинациях применять их в таких формах музыкальной деятельности детей, как слушание музыки и размышления о ней, в хоровом, ансамблевом, инструментальном, пластическом музицировании, импровизациях и пр. Темы планирования определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся. Своё выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки с учётом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий.
Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.
К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.
2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Личностные результаты достижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность, содержание учебников так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение. Отсюда обращение к детям:
Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).
3. Уровень коммуникативной культуры личности, который обеспечивает успех всего обучения, социальный статус и общественную активность человека.
4. Общекультурный уровень, позволяющий продолжать обучение на основной ступени в образовательных учреждениях.
5. Ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
6. Развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
К метапредметным результатам обучающихся относятся - освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
1.Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов:
создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.
Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
Принцип возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.
Предметные:
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.
3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
Знать и определять направления музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/
Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/187642.html
Житие преподобного Иоанна Дамаскина. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html
Житие преподобного Романа Сладкопевца – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html
Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/
Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstrana.ru/
Дополнительная литература для учащихся:
Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
17.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор
Тематическое планирование «Музыка» 2 класс.
№ п/п | дата | факт | Кол-во уроков | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
Россия - Родина моя |
1 четверть (9) |
1 | | | 1 | Мелодия -Музыка | Как определить мелодию, опираясь на жанры песня, танец, марш). Цель: дать понятие, что мелодия – главная мысль музыкального произведения. | 1.«Рассвет на Москве -реке» из оперы «Хованщина» Мусоргского; 2.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой; Мелодия; опера, композитор | Научатся: понимать, что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразитель ность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Понимать отличи тельные черты русской музыки. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Координировать и принимать раз личные позиции во взаимодействии | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель. |
2 | | | 1 | Здравствуй, Родина моя! | Как звучит музыка? Цели: разви вать устойчи вый интерес к музыкальным занятиям; пробуждать эмоциональный отклик на музыку разных жанров. | 1.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки; 3.«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловье вой 4. .«Гимн России» Музыка А. Алексан Слова С. Михалкова Песенность, запев, припев, мелодия, аккомпанемент | Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты - скрипичный ключ, басовый ключ, ноты; размышлять об отечествен ной музыке, её характере и средствах выразительности. | Регулятивные Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Строить монологичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства как любовь, добро, счастье дружба, долг |
3 | | | 1 | Гимн России | Музыкальные образы родного края | Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя | Научатся: применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, вокально-хоровые навыки; петь легко, звонко, напевно ; определять названия изученных произведений, их авторов | Регулятивные Преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника и тетради Коммуникативные: Строить монологичное высказывание, учитывая настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально открытого позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и чувство патриотизма |
4 | | | 1 | Музы кальный инстру мент –форте пиано | История и устройство фортепиано. Какие бывают интонации? Цель:1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произ ведения с одинаковыми названиями.. | «Сладкая греза” Чайковского и “Вечер” Прокофьева. “Полька” из “Детского альбома” Чайковского. 1.«Утро»;2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогу лка» Мусоргского; 4 «Прогулка» Прокофьева Интонации, музыкальный альбом, музыкальный язык | Научатся: - откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоцио- нального отношения к искусству, внутренняя позиция, сопереживание |
5 | | | 1 | Природа и музыка. Звуча щие картины.Музыка татар ского народа | Как можно исполнять музыку? Цель: Осознание гимна как главной песни страны. | П.И.Чайковский «Детский альбом» Рустем Яхин «Рондо», «Гимн» | Научатся иметь представления о музыке своего народа. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. | Регулятивные Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ориентироваться в ин-формационном материале учебника. Коммуникативные Участвовать в коллективном пении, проявлять активность в решении познавательных задач | Осознание своей этнической принадлежности, развитие патриотических чувств, укрепление культурных и гражданских традиций страны |
6 | | | 1 | Танцы, танцы, танцы | Какие мы знаем танцева льные жанры? Цель: Знаком ство с танцева льными жан рами; познако мить с основ ными движе ниями вальса и польки. | 1.«Вальс»; 2.«Полька» 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев Вальс, полька, тарантелла, мазурка | Научатся : отличать на слух музыку танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка – по ритмической основе. Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: Использовать общие приёмы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
7 | | | 1 | Эти разные марши | Всегда ли маршевая музыка одинаков? Цель: Умение находить отличия в музыке для ходьбы. | 1. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш»Чайковского3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева; 4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева. Марш; вальс; шествие, поступь, темп. | Научатся: определять на слух маршевую музыку; выделять среди произведений пьесы маршевого характера. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий Познавательные: Ставить и формулировать проблемы; ориентироваться в информационном материале учебника Коммуникативные: Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. |
8 | | | | «Расскажи сказку» Колыбельные | Какой бывает музыка для сна? Цель: Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. | 1.«Нянина сказка» Чайковский;2.«Сказочка» Прокофьев; 3. «Спят усталые игрушки» А. Остров ский; 4. «Сонная песня» Р. Паулс Мелодия, аккомпа немент, вступление; колыбельная, темп, динамика, фраза | Уметь называть фамилии композиторов: П. Чайковский, С. Прокофьев. Развивать выразительную сторону вольного исполнения; определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. Сочинить сказку. Выбрать характерные движения для музыки. Найти или сочинить слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следстве нные связи, делать обобщения, выводы; Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Подобрать стихи соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Словарь эмоций. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
9 | | | 1 | Обобщающий урок 1 четверти. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека | Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов | Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского | Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения проблем; Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель и артист |
«О России петь – что стремиться в храм» |
2 четверть(8) |
10 (1) | | | 1 | Великий колокольный звон | Почему звонят колокола? Цель: Вводный урок в тему духовной музыки. | 1.Звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов»; 2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»; 3.«Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев Голоса-тембры, духовная музыка; Благовест; «Трезвон. | Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Распознавать, исполнять вокальные про-изведения без музыкального сопровождения. Выполнять задания в творческой тетради | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: Осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ориентироваться в информационном материале Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа |
11 (2) | | | 1 | Святые земли Русской. Князь Александр невский | Кто такие святые? Цель: Познакомить с образами героев в музыке и церкви. | 1.«Песня об Александре Невском» Прокофьев; 2.«О, Преславного чудесе» Кантата, народные песнопения икона, житие, молитва, церковные песнопения | Научатся различать характерные особенности духовной музыки. Определять на слух духовную и композиторскую музыки. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собствен ные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умения ми и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
12 (3) | | | 1 | Святые земли Русской Сергий Радонежский | Кто такие святые? Цель: Познакомить с образами героев в музыке и церкви. | 1..Песнопение о Сергее Радонежском; 2.«О, Преславного чудесе» Кантата, народные песнопения икона, житие, молитва, церковные песнопения | Научатся различать характерные особенности духовной музыки. Определять на слух духовную и композиторскую музыки. | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собствен ные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умения ми и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке | Этнические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
13 (4) | | | 1 | Молитва. | Зачем людям ходить в церковь? Цель: Познакомить с церковной музыкой для детей. | 1.«Утренняя молитва» 2 «В церкви» Чайковский 3. «О, Преславного чудесе» Молитва, святые, духовная музыка | Научатся: правилам поведения в церкви, называть имена святых; проводить сравнительный интонационно- образный анализ музыкальных произведений; характеризовать произведения П. И. Чайковского | Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия Познавательные: Расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки Коммуникативные: Расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке и музыкантах, | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности |
14 (5) | | | 1 | «С рождеством Христовым!» | Где звучит песня? Цель:Познакомить с праздни ком Русской православной церкви – Рождеством Христовым. | 1.«Добрый тебе вечер» 2.«Колыбельная» польская н. п; 3.»Рождественское чудо» Народные церковные праздники, Евангелие, сочельник, колядки | Научатся выразительно исполнять рождественские песни на уроке и дома; передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений; выполнять творческие задачи в рабочей тетради; | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями Коммуникативные: Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа |
15 (6) | | | 1 | Новогодние песни татарского народа | Как мы пони маем музыку? Цель: учить анализировать музыкальные сочинения, исполнять мелодию при помощи пластического интонирования | Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, регистр | Научатся: определять характер музыкальных произведений; распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки; осмысление знаково-символических элементов в музыке; передавать в пении различные интонации; осуществлять музыкально-ритмические движения | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; ориентироваться в информационном материале учебника и рабочей тетради Коммуникативные: Использовать общие приёмы в решении исполнительских задач. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих музыкальных задач. |
16 (7) | | | 1 | Музыка на новогоднем празднике | О чем поведала нам музыка? Цель: Уметь петь по нотам | «Новогодние песни» | Научатся определять настроение и характер музыки с учетом терминов и образных определений | Регулятивные: Оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения других слушателей Познавательные: овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; | Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности |
17 (8) | | | 1 | Обобщающий урок 2 четверти. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека | Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов | Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов | Регулятивные Выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: Использовать общие приёмы в разнообразии способов решения проблем; Коммуникативные: Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я - слушатель и артист |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
3 четверть (10) |
18 (1) | | | 1 | Русские народные инструменты | Можно ли разыграть песню? Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа. | Вариация; Песня-пляска; Русские народ ные песни и пляски из фонохрестоматии 1класса: «Березка”» (оркестр русских народных инструмен тов);«Полянка» (свирель); «Во кузни це» (трио рожечников); «Как под яблонькой”, “Былин ные наигрыши” (гус ли).“Во поле береза стояла” “Камаринская” | Научатся: придумывать свои движения при исполнении песен. Нарисовать инструменты. Уметь совместно исполнять песни; Понимать графическое изображение мелодии, определять голоса музыкальных инструментов Импровизировать в игре на русских народных инструментах; Выразительно «разыгрывать» народные песни; | Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способов решения задач Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи Коммуникативные: Уметь слушать и вступать в диалог. Обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, формулировать свои затруднения | Укрепление духовных традиций семьи и народа |
19 (2) | | | 1 | Разыграй песню. Плясо вые наигры ши . | Что роднит композиторскую музыку с народной? Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа | 1.«Светит месяц» р.н.п;2.«Камаринская» р.н.п; 3.«Выходили красны девицы»; 4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п. Песня-пляска; Фольклор | Сопоставить композиторскую музыку с народной. Воспитывать уважение к народным традициям. Импровизировать в игре на русских народных инструментах. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя на ударных инструментах (ложки, бубен, треугольник) Познавательные: Осуществлять и выделять необходимую информацию Коммуникативные: Участвовать в коллективном музицировании | Что роднит композиторскую музыку с народной? Цель: Значение фольклора в жизни каждого народа |
20 (3) | | | 1 | Музыка в народном стиле. | Что роднит композиторскую музыку с народной? Цель: Приоб щить детей к культуре и обычаям наро дов через луч шие образцы народного муз. фольклора и композ творче | 1.«Мужик на гармонике играет»; 2.«Русская песня»; 3.«Камаринская» Чайковский; 4. «Ходит месяц над лугами»; 5. «Вечер» С. Прокофьев; 6. песни-прибаутки Песни-прибаутки, музыка в народном стиле | Разучить народные песенки-прибаутки; Предлагать свои варианты мелодий для песен; Освоить детский фольклор. Сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. Импровизировать в игре на русских народных инструментах | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую, использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной деятельности. Познавательные: Формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе. | Познакомить с алгоритмом сочинения, мелодии |
21 (4) | | | 1 | Обряды и праздники русского народа | Как можно проводить зиму? Цель: Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь. | 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации песни-заклички, масленица, наигрыши; песня-пляска, фольклорная музыка | Выявлять особенности традиционных праздников народов России Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: Выявлять особенности традиционных праздников в России. Узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: Ставить вопросы, слушать собеседника, обращаться за помощью к учителю | Как можно проводить зиму? Цель: Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь. |
В музыкальном театре |
22 (5) | | | 1 | Детский музыкальный театр. Опера | Можно ли полюбить опер и балет ? Цель: Привести детей к пониманию того, что песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2.«Вальс» из балета «Золушка» Прокофьева Музыкальный театр, балет, балерина, танцор, пуанты, пачка, кордебалет | Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. Понять связь между речью музыкальной и разговорной. Выразительно исполнять песню-спор. Пластическое интонирование с эле-ментами игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации. | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
23 (6) | | | 1 | Детский музыкальный театр. , Балет | Можно ли полюбить опер и балет ? Цель: Привести детей к пониманию того, что песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2.«Вальс» из балета «Золушка» Прокофьева Музыкальный театр, балет, балерина, танцор, пуанты, пачка, кордебалет | Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. Понять связь между речью музыкальной и разговорной. Выразительно исполнять песню-спор. Пластическое интонирование с эле-ментами игры. Предлагать свой вариант исполнения песни, театрализации. | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
24 (7) | | | 1 | Театр оперы и балета. | Может ли рисовать музыка? Цель: Заинтересовать детей произведениями крупных муз. жанров. | 1.«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского 2. «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева; 3. «Марш Черномора» М.Глинки; Оркестр, дирижёр, дирижёрская палочка | Научатся: Связывать жизненные впечатления с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. Определять характер и настроение музыки, вслушиваться в произведение. Характеризовать музыкальные образы. Принимать участие в играх, пластическом интонирова нии: «элементарно» дирижировать музыкой | Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы |
25 (8) | | | 1 | Волшеб ная палочка дирижёра | Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты. | Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр | Импровизировать в игре на русских народных инструментах . Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. | Регулятивные: использовать общие приёмы решения задач Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. |
26 (9) | | | 1 | Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки | Бывают ли оперы- сказки? Цель: Познакомить с фрагментами оперы | 1.«Первая песня Баяна» 2. Сцены из оперы. «Какое чудное мгновенье»; 3. «Марш Черномора». Былина, опера, солист, хор, контраст | Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. Проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов | Регулятивные: Преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные :ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
27 (10) | | | 1 | Сказка будет впереди. Музыкальный диалог | Можно ли полюбить оперу? Цель: Привести детей к пониманию того, что песен ность, танцева льность, маршевость как основа становления более сложных жанров | 1.«Песня-спор» Г. Гладкова; 2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля; Музыкальный театр, дирижер, режиссер, сцена, декорации, опера | Учить детей понимать музыкальную драматургию произведения. Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к прекрасному. Нарисовать иллюстрации к опере Коваля М. «Волк и семеро козлят» , инсценировать оперу. Выразительно исполнять песню-спор | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способов решения Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. |
4 четверть (8) |
28 (1) | | | 1 | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева. | Можно ли рассказать сказку без слов? Цель: Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. | Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. Концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, симфоническая сказка | Научатся :выявлять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик. | Регулятивные: Моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
29 (2) | | | 1 | В концерт-ном зале. Музыка льные образы сюиты “Картин ки с выставки” | Может ли музыка рисовать? Цель: Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. | 1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»; 3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского. Фортепианный цикл; Сюита; Регистры; Музыкальные сюжеты и образы | Научатся: Сравнивать по принципу “сходства и различия” музыкальных образов и средств выразительности. Учить позитивно-эмоциональным отношениям. Определять названия цикла пьес и автора. Сопоставлять звучание пьес и рисунки В. Гартмана. | Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначаль ный контроль своего участия в интересных видах музыкально-практической деятельности Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: проявлять активность во взаимно действии вести диалог слушать собеседника | Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, живописи |
30 (3) | | | 1 | «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт». | Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? Цель: Познакомить детей с музыкой Моцарта | Симфония №40 экспозиция 1 часть Опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, увертюра | Научатся: Определять звучание симфонического оркестра. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальные произведения и мнения других людей о музыке | Развитие эмоционального восприятия произведения искусства определения основного настроения и характера музыкального произведения |
31 (4) | | | 1 | Волшебный цветик - семицветик» | Где мы встречаемся с музыкой? Цель: Познакомить детей с органной музыкой. | Цель: Познакомить детей с органной музыкой. 1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах. Средства музыкальной выразительности; Орган; Волынка; Менуэт. | Научить: Различать мелодию и аккомпанемент. Узнавать звучание органа. Понимать триединство композитор- исполнитель- слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных образах | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника | Эмоциональное и осознанное усвоение учащи мися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понима ния их интонации онной природы |
32 (5) | | | 1 | «И всё это – И. СБах». Орган | Где мы встречаемся с музыкой? Цель: Познакомить детей с органной музыкой. | 1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах. Средства музыкальной выразительности; Орган; Волынка; Менуэт. | Научить: определять музыку Баха; Различать мелодию и аккомпанемент. Узнавать звучание органа. Понимать триединство композитор- исполнитель- слушатель; осознавать, что все события в жизни находят своё отражение в ярких музыкальных образах | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействие, вести диалог, слушать собеседника | Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя. |
33 (6) | | | 1 | Все в движении. Попутная песня | Может ли музыка изобразить движение? Цель: Изобразительная сила музыки. | 1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки; 3.«Карусель» Кабалевский. Пьеса; Скороговорка; Регистр; Тембр; Пульсирующий фон | Научить: понимать изобразительный язык музыки. Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. Соотносить собственное эмоциональное состояние с эмоциональным состоянием музыки. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведения и мнения других людей по музыке | Развитие эмоцио нального восприя тия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. |
34 (7) | | | 1 | Два лада. Природа и музыка. | Для чего нужна музыка? Цель: Выразительность лада в музыке. | 1.«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из балета. «Золушка»; 3.«Весна. Осень» Свиридов; Лад; Мажор; Минор; Опера; Балет. | Учить детей различать музыкальные лады. Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: осмысление знаково-символических элементов музыки Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Наличие эмоцио нального отно шения к искусств, развитие ассоциативно-образного мышления |
35 (8) | | | 1 | Могут ли иссякнуть мелодии. Урок-концерт | Конкурс на лучшую песню, лучшее исполнение песен | Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Тест. | Уметь через различные формы деятельности показать разнообразное звучание музыкальных произведений | Регулятивные: составлять план и последовательность действий Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Наличие эмоционального отношения к искусству, разви тие ассоциатив но-образного мышления |