МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ №1"
«Рассмотрено» на заседании МО _____________Е.А.Седых Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Г.В. Весельева «30» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №1» ____________О.Е. Струкова Приказ №_________ от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Музыка
4 класс
2019-2020 учебный год
Учитель:
Насонова Л.А
Воронеж, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по музыке для 4-х классов составлена на основе:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для ФГОС),
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») (для ФГОС),
Образовательная программа МБОУ «Лицей №1» (утверждёна приказом директора № 195/2-п от 29 августа 2016 г.);
Учебный план МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора от 30.08.2019 №204-п);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №1» (утверждён приказом директора 30.08.2019 №204-п);
Авторская программа по музыке: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Просвещение, 2010.
Программа ориентирована на использование УМК:
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 4 классов (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.).
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Целью реализации программы является:
Формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи изучения курса:
1. Привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства.
2. Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.
3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя-слушателя.
4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Место учебного предмета в учебном плане образовательных учреждений общего образования:
Таким образом, учебным планом МБОУ «Лицей №1» на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится по 1 час в неделю, всего за год 104 часа (34 учебные недели).
Формы контроля:
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО предмета
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая).
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно -нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
Учащиеся научатся:
• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России ;
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – 34 часа.
4 класс (34 часа)
Содержание программы делится на семь разделов:
«Россия — Родина моя»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского).
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Фрагменты русских народных песен разных жанров. Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая.
«День, полный событий»
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
«О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. Гимн. Гимн Кириллу и Мефодию. Молитвы в храмах. «Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Традиции празднования праздника Пасха. Тропарь, иконы, молитва. Духовная и классическая музыка. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В концертном зале»
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
«В музыкальном театре»
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка – интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Знакомство с концертами, музыкальными фестивалями. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Жанры фортепианной музыки. «Прелюдия» С.В.Рахманинов. Форма музыки трехчастная.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Тема урока I четверть (9ч) | Всего часов |
| Раздел: «Россия — Родина моя» (4ч) |
1 | Мелодия. | 1 |
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 |
3 | «Я пойду по полю белому…» | 1 |
4 | На великий праздник собралася Русь! | 1 |
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.) |
5 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?». Как сложили песню. | 1 |
6 | Композитор-имя ему народ. | 1 |
7 | Оркестр русских народных инструментов. Муз. Инстр. России. | 1 |
8 | Музыкант – чародей. | 1 |
9 | Народные праздники и традиции. Троица. Обобщающий урок I четверти | 1 |
II четверть (7ч) Раздел: «День, полный событий» (5 ч.) |
10 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». | 1 |
11 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. | 1 |
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
13 | «Приют, сияньем муз одетый…». | 1 |
14 | Зимнее утро! Зимний вечер! | 1 |
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»(2 ч.) |
15 | Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий. Илья Муромец. | 1 |
16 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Обобщающий урок II четверти. | 1 |
III четверть (10ч) Раздел 5: ««В концертном зале» (5ч.) |
17 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 1 |
18 | «Старый замок». М.П.Мусоргский | 1 |
19 | Счастье в сирени живет…С. Рахманинов. | 1 |
20 | «Патетическая» соната. Л.В. Бетховен. | 1 |
21 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы… | 1 |
Раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.) |
22 | Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Бал в замке польского короля. II действие. | 1 |
23 | Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. III действие. | 1 |
24 | Балет Петрушка | 1 |
25 | Русский Восток! | 1 |
26 | Опера М.Мусоргского «Хованщина». «Исходила младешенька». Обобщающий урок III четверти. | 1 |
IV четвертая четверть (8ч) Раздела 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.) |
27 | Театр музыкальной комедии | 1 |
28 | Царит гармония оркестра. | 1 |
29 | Прелюдия. С. Рахманинов | 1 |
30 | «Исповедь души». «Революционный» этюд. Ф.Шопен | 1 |
31 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | 1 |
32 | Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. Н. Римский – Корсаков. | 1 |
34 | «Рассвет на Москве-реке». М.П. Мусоргский. Обобщающий урок IV четверти. | 1 |
| ИТОГО | 34 |