Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №160»
Тайгинского городского округа
Музыка
Рабочая программа
для учащихся 5-8 классов
Составитель:
Петрова Л.В.
учитель музыки
Обсуждено на заседании ШМО
гуманитарных дисциплин и предметов
эстетического цикла
Протокол № 1 от 27.08.2019 г.
Руководитель ШМО______ Семушкина И.В.
Утверждено методическим советом школы
Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
Председатель методического совета _____ Данилова Н.М.
Утверждено:
Директор школы ______ Журавкина О.А.
Приказ 127/ 1 от 2 сентября 2019 г.
Тайга
2019
Содержание
1.Пояснительная записка | 3 |
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
3.Содержание учебного предмета | 9 |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 23 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №160» ТГО; с учетом примерной образовательной программы по музыке; с учетом планируемых к использованию учебно-методических комплексов (УМК), включающих в себя авторскую программу по учебному предмету «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
В рабочую программу по «Музыке» включен регионально-национальный компонент. В 8 классе изучается музыкальная культура Кузбасса, а так же включен модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержащий вопросы духовно-нравственного воспитания.
Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1. | Нравственные ценности религий и музыка | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2. | Музыкальные культурные традиции народов России | 2 | 1 | 1 | |
3. | Культурные традиции народов Кузбасса в музыке | 2 | 1 | 1 | |
4. | Этнокультурные особенности моего города, деревни, села в музыке | 2 | 1 | 1 | |
5. | Музыка об исторической роли традиционных религий | 2 | 1 | 1 | Проект |
| Всего: | 10 | 5 | 5 | |
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и изучается в 5-8 классах (136 часов: 5 класс – 34ч., 6 класс – 34 ч., 7 класс – 34 ч., 8 класс – 34 ч.).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Музыка» учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" обеспечит:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного предмета
5-8 классы
Музыка как вид искусства
Музыка как часть духовного опыта человека. Длительности нот, сильная и слабая доля. Такт и тактовая черта. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Настройка и распевание на разных звуках по нотам. Распевание на одном звуке. Особенности музыкального языка. Интонация как носитель смысла в музыке (ладовое отличие мажора и минора). Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Разучивание мелодии песен по нотам. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Жанровая основа размеров 2/4; 3/4; 4/4.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные, трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XXвв.: духовная музыка (знаменитый распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIXв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др.
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).
Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. Ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Этническая музыка. Музыкальная культура Кемеровской области.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XXв., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникативные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а Capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин; Б. Бриттен, К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, А. Шенберг и др.).
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.
Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.
Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
При знакомстве с разделом «Музыка в современном мире: традиции и инновации» обогащение и накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:
осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, его традициями и обрядами;
личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;
вокального и инструментального исполнения образцов народного музыкального творчества;
распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном духе;
создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки;
участия в народных праздниках.
ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);
выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;
высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;
создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;
изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;
использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;
поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;
приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.
Музыкальная культура Кузбасса
Особенности музыкального фольклора Кузбасса. Русский музыкальный фольклор Кузбасса. Семейно-бытовые и обрядовые песни. Необрядовый фольклор. Особенности становления шорского фольклора. Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе. Музыкальная культура Кузбасса в 20-60 годы.
Музыкальная культура Кузбасса в последней трети 20 века. О гимне Кемеровской области и его авторах. Творческие музыкальные объединения Кузбасса. Союз композиторов Кузбасса. Губернаторский культурный центр «Юные дарования Кузбасса».
Джаз-клуб «Геликон» города Новокузнецка. Профессиональные музыкальные коллективы. Симфонический оркестр Кузбасса. Камерный мужской хор «Хоровая академия». Любительские коллективы. Сводный хор Спасо Преображенского кафедрального собора и Новокузнецкого - православного духовного училищаим. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Оркестр народных инструментов государственной филармонии Кузбасса.Школьный оркестр народных инструментов пос. Мундыбаш. Академический хор Кемеровского государственного университета.
Образцовая хоровая студия «Надежда» города Новокузнецка. Государственный музыкальный театр Кузбасса им. А Боброва. Творческая деятельность В.М. Пипекина, А.Ф. Ляпина, М.М. Маслова, Г.Н. Ребровой, С.Б. Толстокулакова, М.В. Аристовой, И.В. Другова Фьюжн-дуэт. Кемеровский институт культуры. Творческая деятельность Тайгинцев.
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Синагога – молельный дом иудеев. Песни народов земли Израиля. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Музыкальные культурные традиции народов разных национальностей (башкиры, украинцы, удмурты, марийцы, чукчи, чуваши, чеченцы, якуты, немцы).
Культурные традиции народов Кузбасса в музыке (шорцев, телеутов). Традиционная одежда, обряды, национальные музыкальные инструменты.
Этнокультурные особенности моего города в музыке. Традиции народов разных национальностей (русские, азербайджанцы, армяне, татары, казахи, цыгане, узбеки), проживающих в нашем городе. Деятельность Дворца культуры.
Музыка об исторической роли традиционных религий. Воздействие музыки на людей.
Музыка в формировании духовной культуры личности. Музыка как незаменимое средство формирования духовной, художественной, музыкальной культуры личности, раскрытие еѐ особого места в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств, общности тем, взаимодополнения выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др. Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: коммуникативной функции музыки – на осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; этической функции – на пробуждение и возвышение в человеке чувства добра и душевной отзывчивости; эстетической функции – на формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познавательно-просветительской функции – на познание мира в особой, уникальной музыкально-образной форме и стремление делиться этим познанием. Арттерапевтические возможности музыкального искусства в достижении комфортности душевного состояния человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха); любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У. Шекспира в трактовках Г. Берлиоза, П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева);войны и мира (творчество Д. Д. Шостаковича, Г. Малера, Д. Б. Кабалевского); личности и общества (Л. ван Бетховен, А. И. Хачатурян, А. Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М. П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Формы контроля:
СР- Самостоятельная работа;
УО- Устный опрос;
ПО- Письменный опрос;
СР- Словарная работа;
ВзО-Взаимоопрос;
Т- Тест;
В – Викторины;
ПР- Практическая работа;
К – Кроссворд;
Т – Тест;
ТР- Творческая работа;
П- Проект;
ПРУ- Презентация работ учащихся;
Сб - Сообщение;
АПИ- Анализ произведений искусств.
№ | Наименование раздела, темы 5 класс | Кол-во часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Музыка как вид искусства Музыка как вид искусства, часть духовного опыта человечества. Длительности нот, сильная и слабая доля. Такт и тактовая черта. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
2. | Основные образно-эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Настройка и распевание на разных звуках по нотам. | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
3. | Характеристика особенностей музыкального языка. Основные закономерности музыкального искусства. Распевание на одном звуке. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
4. | Круг интонаций, выражающий внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Ладовое отличие мажора и минора. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
5. | Интонация как носитель образного смысла, многообразие интонационно-осмысленных музыкальных построений. Жанровая основа размеров 2/4; 3/4; 4/4. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
6. | Интонация как источник элементов музыкальной речи (мелодии, ритма и др.) и характера музыки. Разучивание мелодии песен по нотам. | 1 | 0,5 | 0,5 | АПИ |
7. | Многообразие связей музыки с литературой. | 1 | 0,5 | 0,5 | К,УО |
8. | Взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре, либретто оперы, балета. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, К |
9. | Музыка как «главное действующие лицо» сказки, былины, рассказа, программная музыка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
10 | Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
11 | «Музыкальные портреты», картины природы («музыкальная живопись»). | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
12 | Музыкальные, литературные и зрительные образы, их единая жизненная основа, общие и специфические черты. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
13 | Современное разнообразие вокальной, симфонической и театральной музыки. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
14 | Особенности вокально-инструментальной и камерно-инструментальной музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
15 | Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Традиции и новаторство в мире музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, Т |
16 | Основные признаки исторических эпох, стилевых направлений, национальных школ в музыке русской и западноевропейской традиции. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, К |
17 | Стиль как отражение мироощущения композитора. | 1 | 0,5 | 0,5 | СР |
18 | Общие и специфические черты индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
19 | Исполнение музыки как искусство интерпретации. | 1 | | 1 | ТР |
20 | Интонационная выразительность вокальной и инструментальной музыки. Формы бытия музыкального искусства в жизни общества. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Музыка и её влияние на человека, его чувства и мысли, характер и деятельность, отношение к жизни. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
22 | Музыка борьбы и надежды, утешения и опоры. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, АПИ |
23 | Преобразующая сила музыки как вида искусства. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
24 | Взаимосвязь красоты и правды в музыкальных произведениях. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО,В |
25 | Музыка в сопоставлении с правдой и красотой человеческих чувств и мыслей. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
26 | Общее представление о значении музыки в жизни каждого человека и человеческого общества в целом. Обобщение по разделу «Музыка как вид искусства». | 1 | 0,5 | 0,5 | Т |
| Итого по разделу: | 26 | | | |
27 | Музыка в современном мире: традиции и инновации Значение устного народного творчества в развитии общей культуры народа. | 1 | 0,6, | 0,4 | Сб, УО |
28 | Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России, их ярко выраженная национальная самобытность. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
29 | Особенности музыкального фольклора народов мира. | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб,ПРУ, УО |
30 | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов. | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб, ПРУ, В |
31 | Оркестр народных инструментов. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
32 | Специфика и основные жанры русской народной музыкальной культуры (былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен) | 1 | 0,3 | 0,7 | П |
33 | Образцы песенной и инструментальной народной музыки. Музыкально-инструментальное творчество: характерные черты, тематика. | 1 | 0,3 | 0,7 | П |
34 | Народно песенные истоки русского профессионального творчества. Обобщение по разделу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Т, промежуточная аттестация. |
| Итого по разделу: | 9 | | | |
| Всего: | 34 | 14,05 | 19.95 | |
№ | Наименование раздела, темы 6 класс | Кол-во часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Музыка как вид искусства 9 часов. Композитор – поэт – художник: общность тем, взаимодополнение выразительных средств. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
2. | Виды искусства (временные, пространственные, пространственно-временные). | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
3. | Средства музыкальной выразительности в единстве. Ритмическая выразительность музыкального произведения. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
4. | Мелодия – душа музыки. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
5. | Эмоциональный мир и красочность музыкальной гармонии. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
6. | Мир образов полифонической музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
7. | Пространство фактуры. | 1 | 0,5 | 0,5 | К,УО |
8. | Тембровая окраска музыкального произведения. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, К |
9. | Динамика музыкального произведения. Обобщение по разделу: «Музыка как вид искусства» | 1 | 0,5 | 0,5 | АПИ, Т |
| Итого по разделу | 9 | | | |
10 | Музыка в современном мире: традиции и инновации Обращение композиторов к народному музыкальному творчеству, специфика перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
11 | Музыкальный фольклор народов России. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
12 | Музыкальный фольклор народов других стран. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
13 | Общее представление об этнической музыке. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
14 | Музыкальное искусство 20 века: многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке. | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
15 | Отличительные особенности и специфические черты импрессионизма, неофольклоризма, неоклассицизма. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, Т |
16 | Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, К |
17 | Особенности проявления романтизма в русской музыке. | 1 | 0,5 | 0,5 | СР |
18 | Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
19 | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. | 1 | | 1 | ТР |
20 | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов симфонии, оперы, реквиема. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
22 | Новые виды классической и современной музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, АПИ |
23 | Отечественная духовная и светская музыкальная культура17-19 вв.. Основные жанры светской музыки (соната, симфония) | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
24 | Основные жанры светской музыки (камерная инструментальная музыка - ноктюрн) | 1 | 0,5 | 0,5 | УО,В |
25 | Развитие жанров светской музыки: концерт, симфония, опера, балет. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
26 | Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Многообразие форм творческих поисков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Т |
27 | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы. Традиции музыкальной классики. | 1 | 0,6, | 0,4 | Сб, УО |
29 | Знакомство с музыкальным творчеством всемирно известных отечественных и зарубежных композиторов академического направления. Творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
30 | Особенности современного музыкального искусства: джаз, спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин).рок-н-ролл, британский бит. мюзикл, | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб,ПРУ, УО |
31 | Особенности современного музыкального искусства: рок-опера, хард-рок; арт-рок; фолк-рок,реггей, хеви-металл. | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб, ПРУ, В |
32 | Деятельность центра отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, ПРУ |
33 | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (Гайдн, В.А. Моцарт, Ф. Шопен, Р. Шуман) | 1 | 0,3 | 0,7 | П |
34 | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ, И. Л. ван Бетховен). Обобщение по разделу: «Музыка в современном мире: традиции и инновации. | 1 | 0,3 | 0,7 | П, Т, промеж.аттестация |
| Итого по разделу: | 25 | | | |
| Всего: | 34 | 15,83 | 19.17 | |
№ | Наименование раздела, темы 7 класс | Кол-во часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный язык: его характерные особенности (мелодические, тембровые, ритмические и др.), смысловое и эмоциональное содержание. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2. | Музыкальный язык: его характерные особенности (мелодические, тембровые, ритмические и др.), смысловое и эмоциональное содержание. | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
3. | Основные закономерности искусства музыки. Единство содержания и формы. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
4. | Характерные черты народной и профессиональной музыки. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
5. | Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях малых и крупных (развитых) форм разных направлений. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
6. | Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях малых и крупных (развитых) форм разных направлений. | 1 | 0,5 | 0,5 | АПИ |
7. | Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. | 1 | 0,5 | 0,5 | К,УО |
8. | Музыка русских классиков, её значение в музыкальной культуре. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, К |
9. | Музыка русских классиков, её значение в музыкальной культуре. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
10 | Воплощение музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
11 | Музыкальный образ как воплощение творческого замысла композитора, отражение звучания жизни (размышлений, поступков, действий, переживаний и др.) | 1 | 0,5 | 0,5 | Сб, УО |
12 | Круг музыкальных образов их взаимосвязь и развитие (лирические образы) | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
13 | Круг музыкальных образов их взаимосвязь и развитие (эпические образы). Яркость и контрастность образов. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
14 | Круг музыкальных образов их взаимосвязь и развитие (драматические образы). Яркость и контрастность образов. | 1 | 0,5 | 0,5 | ВзО |
15 | Круг музыкальных образов их взаимосвязь и развитие (героические образы). Яркость и контрастность образов. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, Т |
16 | Круг музыкальных образов их взаимосвязь и развитие (романтические образы). Яркость и контрастность образов. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, В К |
17 | Музыка и жизнь: противоречие как источник развития. | 1 | 0,5 | 0,5 | СР |
18 | Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная) их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
19 | Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо) их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. | 1 | | 1 | ТР |
20 | Различные формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита) их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Отражение единства жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
22 | Сопоставление и столкновение музыкальных образов, их самостоятельное и совместное развитие | 1 | 0,5 | 0,5 | УО, АПИ |
23 | Специфика интонационного и драматургического развития музыки конфликт образов, тем - взаимодополнение и совместное развитие. | 1 | 0,4 | 0,6 | УО |
24 | Духовная музыка в эпоху средневековья. | 1 | 0,5 | 0,5 | УО,В |
25 | Знаменитый распев как основа древнерусской церковной музыки, его мелодика. | 1 | 0,5 | 0,5 | ТР |
26 | Григорианский хорал: интонации древнейших музыкальных культур, ритмика. | 1 | 0,5 | 0,5 | Т |
27 | Профессиональная композиторская музыка и народное музыкальное творчество. | 1 | 0,6, | 0,4 | Сб, УО |
28 | Западноевропейская музыка(мадригал) | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
29 | Западноевропейская музыка(мотет) | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб,ПРУ, УО |
30 | Западноевропейская музыка (фуги). | 1 | 0,75 | 0,25 | Сб, ПРУ, В |
31 | Западноевропейская музыка (прелюдии) | 1 | 0,5 | 0,5 | УО |
32 | Западноевропейская музыка (мессы). | 1 | 0,3 | 0,7 | П |
33 | Венская классическая школа. | 1 | 0,3 | 0,7 | П |
34 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Обобщение по разделу: «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» | 1 | 0,5 | 0,5 | Т, промеж.аттестация |
| Итого по разделу: | 34 | | | |
| Всего: | 35 | 15.11 | 18,89 | |
№ п/п | Наименование разделов, тем 8 класс | Кол.час. | Т | П | Формы контроля |
«Искусство в жизни человека и общества» (5 ч.) |
1 | Роль и место искусства в жизни человека и общества | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2 | Общечеловеческие ценности искусства | 1 | 1 | | Собеседование |
3 | Первобытное искусство | 2 | 1 | 1 | Собеседование, Защита творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ |
Искусство эпохи Просвещения и искусство XIX в. (4 ч.) |
4 | Общая характеристика Искусства XIX в. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации Искусство как проводник духовной энергии. Рождение новых видов и жанров искусства | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
5 | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
Искусство Народов России (3 ч.) |
6 | Основные особенности искусства народов России | 3 | 1 | 2 | Защита творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ |
Искусство XX в. (5 ч.) |
7 | Искусство как образ окружающего мира, жизни человека в разные времена и эпохи. Современные стили и направления развития искусства | 4 | 2 | 2 | Защита творческих (исследовательских) проектов по искусству с использованием средств ИКТ |
8 | Новаторство в области музыки, театра, кино | 1 | | 1 | Собеседование Защита проектов |
| Итого: | 17 | | | |
Модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (10 ч.) |
9 | Нравственные ценности религий и музыка | 4 | 2 | 2 | Собеседование |
10 | Музыкальные культурные традиции народов России | 3 | 2 | 1 | Информационные проекты |
11 | Культурные традиции народов Кузбасса в музыке | 1 | 1 | 0 | Информационные проекты |
12 | Этнокультурные особенности моего города в музыке | 1 | 1 | 0 | Собеседование |
13 | Музыка об исторической роли традиционных религий | 1 | 1 | 0 | Защита проектов |
| Итого по модулю: | 10 | | | |
Музыка в формировании духовной культуры личности (8 ч.) |
14 | Музыкальное искусство как средство духовного преображения жизни и личности человека. | 2 | 2 | | Информационные проекты |
15 | Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности | 2 | 2 | | Собеседование |
16 | Арттерапевтические возможности музыкального искусства | 1 | | 1 | Собеседование Защита проектов |
17 | Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений | 2 | 1 | 1 | Т. промежуточная аттестация |
| Итого по модулю | 8 | | | |
| Итого: | 34 | 20 | 14 | |
40