СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по нравственному воспитанию школьников

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по нравственному воспитанию предназначена для школьного возраста. От 7 до 17 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа по нравственному воспитанию школьников»




Государственное казенное учреждение Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»




«Утверждаю»

Директор ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»

_________________ И.В. Разина

Протокол П.С. №…….

Приказ от «….» _______ 20… № …………..





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Уроки нравственности»

Направленность программы: нравственная

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7-17 лет





Разработчик:

Н.В Ланг

воспитатель







г. Октябрьск

2025 год

Краткая аннотация

Программа «Уроки нравственности» предназначена для учащихся школьного возраста.

Нравственное воспитание на основе культурных традиций и общепринятых моральных норм формирует  ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Урок нравственной культуры несет добро, культивирует его, способствуя обретению учащимися положительного нравственного опыта.

Пояснительная записка

Программа «Уроки нравственности» имеет нравственную направленность.

Актуальность программы

Программа нравственного воспитания «Уроки нравственности» ориентирована на интересы, потребности детей, их возможности и социальный опыт.

Как показывают наблюдения и результаты бесед, многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность, ответственность, уважение и т.д. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии дать определения этим качествам более. Поэтому очевидна необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, подростки находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности». Необходима целенаправленная работа, ориентированная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

Новизна программы

Отличительные особенности программы в том, что деятельность строится на следующих принципах:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.

3. Создание условий для реализации существующих интересов детей, пробуждение новых интересов.

4. Гуманизация межличностных отношений: уважительные отношения между детьми и взрослыми.

5. Принцип следования нравственному примеру.

6. Принцип диалогического общения.

7. Принцип ориентации на идеал.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность нравственного воспитания заключается в том, что оно: способствует восстановлению традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений; сохраняет, распространяет и развивает национальную культуру; воспитывает бережное отношение к историческому наследию российского народа.

Цель программы: формирование и развитие нравственных качеств личности и навыков нравственного мировоззрения.

Задачи программы:

Образовательные:

- Расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру;

- Формировать понятия об основных нравственных категориях;

Воспитательные:

- Приобщить учащихся к нравственным ценностям

- Воспитывать положительные нравственные качества личности учащихся;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную и нравственную сферы ребенка; создать условия для творческого развития.

Возраст учащихся

Программа «Уроки нравственности» адресована обучающимся 7-17 лет. Этот возраст является благоприятным периодом для формирования познавательной активности, жизненных ценностей и ориентиров.

В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребенок, будет складываться его личность.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения, всего 36 часов в год.

Формы организации деятельности: по группам или всем составом.

Формы обучения: используются теоретические, практические, комбинированные.

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают: беседы, игры, экскурсии, походы, массовые воспитательные мероприятия.

Режим занятий

Занятия по программе «Уроки нравственности» проводятся 1 раз в неделю. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для учащихся 7-17 лет – 45 минут.

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:

- нравственное развитие ребёнка, а именно положительные изменения в его нравственном мире;

- организация и участие детей в разнообразных видах деятельности творческой направленности;

- эмоциональная отзывчивость;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Методика «Как поступать», методика «Что такое хорошо и что такое плохо», Метод «Беседа»

Формы подведения итогов

Диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности нравственного развития личности.

Учебный план программы

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

«Человек и общество»

3

2

1

2

«Личностные качества человека»

9

9


3

«Другие и я»

15

13

2

4

«Я и окружающий мир»

6

4

2

5

«Я и семья»

3

3



ИТОГО

36

31

5





















Учебно-тематический план



Тема занятия

Количество часов

Форма контроля


Всего

Теория

Практика


1

«Человек и общество»

3

2

1



1.1

 Мы живём среди людей.

1

0.5

0.5

Беседа. Тестовые задания.


1.2

«Что значит быть хорошим человеком?»


1

0.5

0.5

Беседа. Тестовые задания.


1.3

Может ли человек прожить в одиночестве

1

1


Беседа


2

Личностные качества человека

9

9




2.1

Не быть равнодушным

1

1


Беседа


2.2

Как быть тактичным и сдержанным?

1

1


Беседа


2.3

Что такое «подвиг»?

1

1


Беседа


2.4

Прощать-значит любить

1

1


Беседа


2.5

Где набраться терпения

1

1


Беседа


2.6

Отдам тебе то, что есть у меня

1

1


Беседа


2.7

Жизнь дана на добрые дела

1

1


Беседа


2.8

Мир глазами агрессивного человека

1

1


Беседа


2.9

Ложь. Клевета. Почему человек обманывает?

1

1


Беседа


3

Другие и я

15

13

2



3.1

Жизнь замечательных людей


1

0.5

0.5

Беседа


3.2

Правила этикета

1

0.5

0.5

Беседа


3.3

Вредные привычки и как с ними бороться

1

1


Беседа


3.4

Вина. Стыд.

1

1


Беседа


3.5

Лень и трудолюбие

1

1


Беседа


3.6

что такое честь и как она важна

1

1


Беседа


3.7

Учимся обсуждать проблему.

1

0.5

0.5

Беседа


3.8

О дружбе, о друзьях. Правила дружбы

1

1


Беседа


3.9

Разговор с совестью. Сам от себя не утаишь.

1

1


Беседа


3.10

Мальчик и девочка

1

1


Беседа


3.11

Милосердие и сострадание


1

0.5

0.5

Беседа


3.12

Старость и уважение

1

1


Беседа


3.13

В чем заключается «героизм»

1

1


Беседа


3.14

Жадность и щедрость

1

1


Беседа


3.15

Сквернословие

1

1


Беседа


4

Я и окружающий мир

6

4

2



4.1

Как прекрасен этот мир

1

0.5

0.5

Беседа Фотоотчет.


4.2

Искусство понимать музыку

1

0.5

0.5

Беседа



4.3

Ответственность за природу. Братья наши меньшие.

1

1


Беседа Фотоотчет.


4.4

Относимся к природе бережно.

1

0.5

0.5

Беседа


4.5

Я и книга

1

0.5

0.5

Беседа


4.6

Жизнь замечательных людей

1

1


Беседа


5

Я и семья

3

3




5.1

Дружная семья. Какая она.


1

1


Беседа


5.2

Любовь и уважение к родителям


1

1


Беседа


5.3

Семейные традиции


1

1


Беседа



ИТОГО

36

31

5








Содержание программы

Раздел 1. «Человек и общество»


Тема 1.1 «Мы живем среди людей»

Цель: формирование правовой грамотности как основы нравственной культуры обучающихся.

Тема 1.2 «Что значит быть хорошим человеком?»

Цель: Формирование этических норм и правил поведения в социуме. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в выборе между тем, что легче и тем, как необходимо поступать, строя взаимоотношения с другими людьми. Закрепление представления о нравственном поведении в социуме.

Тема 1.3 «Может ли человек прожить в одиночестве»

Цель: формировать понятия: взаимопонимание, гармония, одиночество. 


Раздел 2. «Личностные качества человека»


Тема 2.1 «Не быть равнодушным»

Цель: Развитие умения вести рассуждение. Формирование нравственных качеств учащихся: доброжелательность, чуткость. Воспитывать умение дарить тепло и доброту.

Тема 2.2. «Как быть тактичным и сдержанным»

Цель: углубить представления учащихся о тактичности, бестактности, познакомить с принципами тактичного поведения в обществе.

Тема 2.3 «Что такое подвиг»

Цель: создание условий для формирования представления о подвиге, мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности.

Тема 2.4 «Прощать - значит любить»

Цель: подготовить к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого.

Тема 2.5 «Где набраться терпения»

Цель: развитие навыка – терпение, на основе примеров и упражнений.

Тема 2.6 «Отдам тебе то, что есть у меня»

Цель: формирование понятия взаимопомощи, поддержки, чуткости и отзывчивости.

Тема 2.7 «Жизнь дана на добрые дела»

Цель: формировать представления учащихся о доброте, как достоинстве человека.

Тема 2.8 «Мир глазами агрессивного человека»

Цель: формирование у несовершеннолетних способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние,

Тема 2.9 «Ложь. Клевета. Почему человек обманывает?»

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, как честность, необходимого не только для взаимоотношений между людьми, но и, прежде всего, для самой личности.


Раздел 3. «Другие и я»


Тема 3.1 «Жизнь замечательных людей»

Цель: знакомство с художественно-биографическими изданиями о выдающихся личностях разных эпох, написанными по историческим и литературным источникам.

Тема 3.2 «Правила этикета»

Цель: формирование морально-нравственных качеств личности обучающихся, представления об основных этических нормах, побуждение к желанию стать высоконравственной личностью и привитие навыков культурного общения. 

Тема 3.3 «Вредные привычки и как с ними бороться»

Цель: способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек; развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность; формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье

Тема 3.4 «Вина. Стыд»

Цель: ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение. Формировать мотивации к осознанному соблюдению нравственных норм. Воспитывать ответственность за свои поступки, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Тема 3.5 «Трудолюбие и лень»

Цель: пробуждение интереса к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, обобщить и закрепить представления детей о трудолюбии и лени.

Тема 3.6 «Что такое честь и как она важна»

Цель: дать представление о чести и достоинстве как качествах личности человека; учить давать объективную оценку различным поступкам; учить держаться достойно в различных ситуациях.

Тема 3.7 «Учимся обсуждать проблему»

Цель: узнать правила ведения дискуссии и научиться их применять.

Тема 3.8 «О дружбе, о друзьях. Правила дружбы»

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений, сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков общения. 

Тема 3.9 «Разговор с совестью. Сам от себя не утаишь»

Цель: способствовать формированию представления у учащихся понятия «совести» как важнейшего морально-этического регулятора поведения человека. 

Тема 3.10 «Мальчик и девочка»

Цель: расширить представление детей о межличностных отношениях, о мужественности и женственности; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность, сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность; воспитывать нетерпение к распущенности, вульгарности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы в коллективе, укреплению дружбы между мальчиками и девочками.



Тема 3.11 «Милосердие и сострадание»

Цель: сформировать у детей понятия «милосердие и сострадание» как основы человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.  Формировать нравственные ценностные ориентации: добро, милосердие, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание. Развивать способность к размышлению, умение аргументировать свою точку зрения, способность формулировать нравственные суждения. Воспитывать уважительное, милосердное отношение к людям, внимательность и тактичность. 

Тема 3.12 «Старость и уважение»

Цель: воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость; формировать нравственные качества личности: человечности, милосердия, сострадания, благородства, умения прийти на помощь.

Тема 3.13 «В чем заключается героизм»

Цель: сформировать представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий. Воспитать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм. Способствовать сохранению исторической памяти и преемственности поколений.

Тема 3.14 «Щедрость. Жадность»

Цель: познакомить детей с понятиями «жадность»,«щедрость».Формировать отрицательное отношение к жадности. Воспитывать честность, щедрость, послушание, любовь к ближнему.

Тема 3.15 «Сквернословие»

Цель: формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; определять правила этичного общения подростков в повседневной жизни и при общении в социальных сетях. 

Раздел 4 «Я и окружающий мир»


Тема 4.1 «Как прекрасен этот мир»

Цель: расширить знания детей о природе; раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу.

Тема 4.2 «Искусство понимать музыку»

Цель: пробудить интерес к музыке и на основе этого развить умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения.

Тема 4.3 «Ответственность за природу. Братья наши меньшие»

Цель: воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность. Познакомить учащихся с понятием «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость». Воспитывать любовь к окружающему миру, внушение детям симпатии к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам. Воспитание сочувствия, сострадания и сердечности как неотъемлемых качеств человеческой личности.

Тема 4.4 «Относимся к природе бережно»

Цель: напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Тема 4.5 «Я и книга»

Цель: воспитывать интерес к литературным произведениям прививать любовь к чтению, воспитывать бережное отношение к книгам.

Тема 4.6 «Жизнь замечательных людей»

Цель: знакомство с художественно-биографическими изданиями о выдающихся личностях разных эпох, написанными по историческим и литературным источникам.


Раздел 5 «Я и семья»


Тема 5.1 «Дружная семья. Какая она»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни человека; сделать совместные выводы о семейных отношениях.

Тема 5.2 «Любовь и уважение к родителям»

Цель: формирование чувства любви, уважения  и бережного отношения к родителям как важнейшему источнику гармоничного нравственного развития здоровой и уверенной в себе личности.

Тема 5.3 «Семейные традиции»

Цель: углубить представления о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.



Ресурсное обеспечение программы

Информационно-методическое обеспечение включает в себя перечень:

  • Наглядных пособий, материалов;

  • методической продукции по разделам программы;

  • учебных и информационных ресурсов.

Применяемые технологии и средства обучения и воспитания:

в образовательном процессе используются элементы педагогических технологий объяснительно-иллюстративные личностно-ориентированные, проблемно-поисковые. Игровые технологии развивающего обучения.

Средства обучения: книги, аудиозаписи, натуральные объекты, магнитофон, телевидение, видеосюжеты.

Материально-техническое обеспечение

Занятие по программе «Уроки нравственности» проводятся на базе СРЦН.

Занятия проводятся в кабинете, который соответствуют нормам СанПиН.

В кабинете имеются компьютеры, колонки.




Взаимодействие с внутренним и внешним социумом.

С кем взаимодействуем

Как взаимодействуем

Храм в честь Смоленской Божией Матери, г. Октябрьск.

Экскурсии, беседы со священником, посещение занятий воскресной школы.

Храмв честь Николая Чудотворца, с. Усолье.

Организация совместной деятельности. Экскурсии, беседы со священником.

Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М.

Консультирование по различным вопросам, помощь в создании творческих проектов. Поддержка, предоставление материально – технической базы, сотрудничество.

КДК «Октябрьский»

Организация и проведение совместных мероприятий.

Храм в честь Казанской Божией Матери, г. Сызрань.

Экскурсии, беседы со священником, посещение занятий воскресной школы.



Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

4. Богуславский  М. В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход./ М. В. Богуславский// Классный руководитель.-2009- №8 –С.21-28

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6

7. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И. Матвеева-Ленинград, 1989 -265с.

8. Серебряное слово: Этико- речевые традиции русского народа/ Под ред. В.В. Соколовой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр – 198 с.






ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»

п.п

Название мероприятия

Сроки

Возраст детей

Взаимодействие

1

«Человек и общество»




1.1

Мы живём среди людей.

Январь

От 7 до 17


1.2

«Что значит быть хорошим человеком?»

Январь

От 7 до 17


1.3

Может ли человек

прожить в одиночестве

Январь

От 7до 17


2

Личностные качества человека




2.1

Не быть равнодушным

Февраль

От 7 до 17


2.2

Как быть тактичным и сдержанным?

Февраль

От 7 до 17


2.3

Что такое «подвиг»?

Февраль

От 7 до 17


2.4

Прощать-значит любить

Март

От 7 до 17


2.5

Где набраться терпения

Март

От 7 до 17


2.6

Отдам тебе то, что есть у меня

Март

От 7 до 17


2.7

Жизнь дана на добрые дела

Апрель

От 7 до 17

Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М.

2.8

Мир глазами агрессивного человека

Апрель

От 7 до 17


2.9

Ложь. Клевета. Почему человек обманывает?

Апрель

От 7 до 17


3

Другие и я


От 7 до 17


3.1

Жизнь замечательных людей


Май

От 7 до 17

Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М.

3.2

Правила этикета

Май

От 7 до 17


3.3

Вредные привычки и как с ними бороться

Май

От 7 до 17


3.4

Вина. Стыд.

Июнь



3.5

Лень и трудолюбие

Июнь

От 7 до 17


3.6

что такое честь и как она важна

Июнь

От 7 до 17


3.7

Учимся обсуждать проблему.

Июль

От 7 до 17


3.8

О дружбе, о друзьях. Правила дружбы

Июль

От 7 до 17


3.9

Разговор с совестью. Сам от себя не утаишь.

Июль

От 7до 17


3.10

Мальчик и девочка

Август

От 7 до 17



3.11

Милосердие и сострадание


Август

От 7 до 17


3.12

Старость и уважение

Август

От 7 до 17


3.13

В чем заключается «героизм»

Сентябрь

От 7 до 17


3.14

Жадность и щедрость

Сентябрь

От 7 до 17


3.15

Сквернословие

Сентябрь

От 7 до 17

Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М.

4

Я и окружающий мир


От 7 до 17


4.1

Как прекрасен этот мир

Октябрь

От 7 до 17


4.2

Искусство понимать музыку

Октябрь

От 7 до 17


4.3

Ответственность за природу. Братья наши меньшие.

Октябрь

От 7 до 17


4.4

Относимся к природе бережно.

Ноябрь

От 7 до 17


4.5

Я и книга

Ноябрь

От 7 до 17


4.6

Жизнь замечательных людей

Ноябрь

От 7 до 17

Преподаватель Воскресной школы при Храме Смоленской Божией Матери Ермакова Т.М.


5

Я и семья




5.1

Дружная семья. Какая она.


Декабрь

От 7 до 17


5.2

Любовь и уважение к родителям


Декабрь

От 7 до 17


5.3

Семейные традиции


Декабрь

От 7 до 17