Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением предметов» г. Ижевска
Рассмотрена на заседании ШМО Составлена на основе Федерального
Протокол №___ от _____________ Государственного стандарта общего образования
Руководитель __________________ и Программы по изобразительному искусству для
общеобразовательных учреждений
Авторы: Б. М. Неменский, Волчкова В.Н.,
Утверждена Степанова Н.В.
Директор школы № 91_____________
Заместитель директора
по УВР___________
Рабочая программа
Изобразительное искусство, дети 6 лет
Составитель: Семакина Т.В.,
учитель первой категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, оно выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражения жизненные обобщения. Художественные образы аккумулируют достижения детей в познавательной, эстетической, эмоциональной и социальной сферах.
Актуальность программы обуславливается необходимостью помочь ребенку раскрыть наиболее полно творческие способности, заложенные в нем с рождения, поддержать стремление узнать мир в разных его проявлениях. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в творчестве, поддерживает своеобразие его стиля, стимулирует познавательную активность дошкольников. Творческий ребенок - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Структура программы учитывает потребности детей в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
Педагогическая целесообразность программы определяется с учётом возрастных особенностей детей, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Цель: развитие детского творчества и интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
создавать условия для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству;
обучать основным приёмам и технике рисования красками (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки);
развивать эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;
развивать усидчивость, внимание, формировать умение работать в коллективе;
воспитывать любовь и интерес к родному краю и интерес к изучению народных промыслов;
содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий;
способствовать творческому развитию личности ребенка посредством знакомства с живописью и народными промыслами.
Принципы построения программы:
Принцип психологической комфортности – обеспечение эмоционального благополучия, создание атмосферы доброжелательности, веры в силы ребенка, обеспечение индивидуального подхода, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Принцип деятельности – новые знания даются не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» их детьми.
Принцип минимакса – дифференцирование заданий с учетом индивидуальных особенностей детей, продвижение каждого ребенка вперед своим темпом и с постоянным успехом.
Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип последовательности и постепенности – выполнение работ идет от простого к сложному, тематика работ подбирается в соответствии с сезоном, календарными праздниками.
Предполагаемые результаты:
ребенок умеет использовать материалы и инструменты по назначению;
имеет представления о жанрах живописи, знает известных художников и их картины;
узнает жанры: натюрморт, пейзаж;
у ребенка сформировано эстетическое восприятие, чувство гармонии и красоты, воображение, художественный вкус;
дети приобретают опыт участия в совместных мероприятиях по созданию коллективных художественных композиций.
Методы оценки результатов:
Требования к проведению занятий:
Программа рассчитана на 7 месяцев.
Периодичность занятий - 1 раз в неделю.
Длительность занятия для детей 6 лет - 30 минут;
Темы некоторых композиций могут быть рассчитаны на 1-2 занятия.
Структура занятия:
Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия, ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.
Объяснение и показ педагога.
Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.
Практическая часть работы.
Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности
№ урока | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Планируемые действия каждого ребенка Речевые, индивидуально-проверяемые | Материалы |
Знает, имеет представление | умеет |
1 | Введение в предмет. Рисование осеннего дерева. | 1 | Правила работы с пастелью, красками. | Работать кистью и акварельными красками. | Проговаривает правила пользования акварельными красками, кистью. Выполняет рисунок осеннего дерева. | восковые мелки, акварель, кисти №2,4, альбомные листы, банки с водой |
2 | Рисование. Грибочки в траве. | 1 | Правила работы на уроке. О видах художественной деятельности. | Видеть и изображать. | Проговаривает правила работы на уроке и материалами. Изображает увиденное. | восковые мелки, акварель, кисти №2,4, альбомные листы, банки с водой |
3 | Композиция «Подводное царство». | 1 | О цветовой гамме, форме рыб. | Наблюдать. | Проговаривает значение понятия «форма». Выполняет рисунок рыб. | восковые мелки, акварель, кисти №2,4, альбомные листы, банки с водой |
4 | «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) | 1 | Об изображении на плоскости. | Работать кистью и гуашью. | Проговаривает технику выполнения работы. Изображает рисунок плодов и цветов. | кисти №2,4, альбомные листы, банки с водой, гуашь |
5 | Изображаем домашнее животное. | 1 | О работе с карандашами в технике графика. | Представлять. | Правила работы с карандашами. Изображает фигуру животного с помощью поэтапного рисования. | альбомные листы, карандаши |
6 | Рисование сказочной птицы | 1 | Об изображении линией на плоскости. | Видеть линии в природе. | Проговаривает значение понятия « графика». Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения какого – то предмета. | карандаши, пастель, фломастеры |
7 | Изображать можно линией. Рисование на тему «Портрет мамы». | 2 | Об изображении линией на плоскости. | Видеть линии в природе. | Проговаривает правила работы с материалами на уроке. Выполняет простым карандашом набросок, раскрашивает фон. На втором уроке работает гуашью над портретом. | альбомные листы, карандаши, пастель, гуашь |
8 | Разноцветные краски. | 1 | О работе с красками. | Получать новые цвета при их смешивании. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует коврик. | гуашь, кисти №2,4 |
9 | Изображать можно и то, что невидимо. | 1 | О невидимом мире, мире чувств, настроении. | Красками передать своё настроение. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует своё настроение. | карандаши, пастель, фломастеры |
10 | «Моя любимая игрушка» | 1 | О работе гуашью. | Наблюдать. Видеть оттенки цветов, смешивать краски. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует свою игрушку. | гуашь, кисти №2,4 |
11 | «Фантастический зверь». | 1 | Использовать различные виды техник. | Фантазировать, представлять, выдумывать. | Рисование пастелью, затем красками. | пастель, акварель |
12 | Мир полон украшений. В чем красота зимы. Первый снег. | 1 | О видах художественной деятельности. | Воображать. | Проговаривает значение слова украсить. Выполняет рисунок сугроба и елок, используя только белый и синий цвет. | синяя и белая гуашь, кисти №2,4 |
13 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) | 1 | Загадки о природе, стихотворения. | Видеть красоту родной природы. | Выполняет рисунок снеговика пошагово. | гуашь, кисти |
14 | Новогодняя открытка | 1 | Стихи о празднике. | Фантазировать. | Зимние забавы, новогодние игрушки, елка. Рисуем на выбор. | гуашь, кисти №2,4 |
15 | Рождественский сувенир. | 1 | | | | |
16 | «Сказочный дворец (работа по представлению) | 1 | О разнообразии украшений в природе и форме украшений. | Видеть красивое, описывать. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисуем дворец с абстрактными узорами. | фломастеры, карандаши |
17 | Узоры, которые создали люди. | 1 | О разнообразии орнаментов. | Наносить и создавать орнаменты. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Рисует орнамент. | фломастеры, карандаши |
18 | Как украшает себя человек. | 1 | Об украшениях. | Рассказать о человеке по его украшениям. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Изображает своего любимого сказочного героя. | гуашь, кисти №2,4 |
19 | Композиция «Цирк» | 1 | О цирке. | Подбирать материал для изображения своей идеи. | Создание общего панно. Арена цирка, на которой различные герои. | фломастеры, карандаши |
20 | «В царстве нежности». Рисование подснежников | 1 | Как смешивать 2 цвета. | Сливать краски. | Рисование акварельными красками подснежники. | акварельные краски |
21 | Рисуем поэтапно птицу | 1 | Пошаговое рисование | Владеет новой техникой изображения – графика. | Изображает птицу цветными карандашами поэтапно. | цветные карандаши |
22 | Рисование. «Лунная дорожка». | 1 | Смешивать краски. | Создавать условия для отражения в рисунке природы в вечернее время суток. | Рисование пейзажа, поэтапно нанося мазки гуашью | гуашь, №2,4 |
23 | Рисование. «Золотые купола». | 1 | О внешнем виде и внутренней конструкции дома. | Представить внутренний и внешний вид домика. | Рисование пейзажа, на фоне которого стоит маленькая часовня. | простой карандаш, акварель, гуашь |
24 | Рисование декоративное. «Чайный сервиз». | 1 | Как рисуется объемная вещь. | Наблюдать, фантазировать. | Продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика». Рисуем простые элементы гжельской росписи: точки, кружочки, линии, капельки, составляя из элементов узор. | гуашь белая и голубая, кисти разных размеров, палитры, банки с водой |
25 | Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. | 1 | О конструировании из бумаги птиц. | Видеть результат своей работы. | Проговаривает правила работы на уроке с материалами. Конструирует птицу из бумаги. | бумага белая, фломастеры, ножницы |
26 | Разноцветные жуки. | 1 | О видах насекомых, называет их. | Рисовать объекты природы и их украшения. | Проговаривает виды насекомых. Изображает божью коровку. | фломастеры, карандаши |
Список используемой литературы
Большой самоучитель рисования – Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2009. –
192 с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.
Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М.: Педагогическое общество России, 2006. -192 с.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1985 – 96 с.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010 -176 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. -112 с.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011. -208 с., переизд. дораб. и доп.
Программа Неменского Б.М. для 1 класса.