СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Декоративно-прикладное искусство"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей

_____________________

_____________________

Руководитель

______________________ Протокол

От 30.08.2019 г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Куратор

_______________

Прокопьева О.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ СОШ № 13

________________ Н.П.Маркова



Приказ № 219 од

от 31.08.2019 г.







Программа внеурочной деятельности

«Декоративно-прикладное творчество»

на 2019 – 2023 учебный год

Классы: 1-4







Учитель: Баталова А.А.



2019 г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Декоративно-прикладное творчество»» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:

  1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года с изменениями и дополнениями;

  2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г №19993; с изменениями №3 внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81, зарегистрированного в Минюст Российской Федерации 18 декабря 2015г №40154;

  3. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированного в Минюст России 22 декабря 2009г №17785; Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241; приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357; приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060; приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576;

  4. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  5. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 №09-1672;

  6. Приказа Минобрнауки России от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрированного в Минюст России 03 февраля 2011 г №19682;

Актуальность и новизна программы.

Декоративно-прикладное искусство, является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, у детей формируются представления о многообразии художественного творчества разных народов, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства происходить в контексте изучения разных художественных культур.

Воспитать любовь к прекрасному. Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Цель программы:

- формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное искусство;

- развитие творческих способностей детей средствами изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;

- воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности;

- дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.

Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.

Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.

Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.

Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.

Учитывая взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшение в процессе эстетического анализа, украшением декоративно-прикладного искусства.

Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

Приобщение к эстетической культуре;

Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Пробуждать фантазию детей, настроить их на создание необычных композиций росписи;

Развитие мелкой моторики рук детей;

Обогащать словарный запас детей.

Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на проведение одного часа в неделю в 1-4 классах.

Общее число часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

  • Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

  • Беседы, диалоги;

  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

  • Репродуктивный (воспроизводящий);

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие);

  • Индивидуальная работа;

  • Экскурсии.

Ожидаемые результаты.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и всеми учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в запущенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальнойсреде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружеской среды гимназии, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Содержание программы

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с природным материалом

7

3.

Работа с бумагой и картоном

11

4.

Работа с пластилином и соленым тестом

6

5.

Работа с тканью и нитками

7

6.

Отчетная выставка работ школьников

1


Всего

33



Календарно-тематическое планирование

«Декоративно-прикладное искусство»

1 класс (1 час в неделю - 33 часа)

п/п

заня

тия

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

1

Вводное занятие. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы. Техника безопасности на занятиях.




Работа с природным материалом

2

1

Ознакомление с природным материалом: палочками, ягодами рябины, ракушками, семенами плодов, крылатками кленов. Техника безопасности при работе с природным материалом.




3

2

Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.




4

3

Аппликация из засушенных трав и листьев «Аквариум».




5

4

Аппликация из засушенных трав и листьев «Забавные человечки».




6

5

Аппликация из засушенных трав и листьев «Осенний пейзаж».




7

6

Изготовление поделок из шишек, каштанов и других природных материалов.




8

7

Изготовление поделок из скорлупы орехов и других природных материалов.




Работа с бумагой и картоном

9

1

Знакомство с видами и свойством бумаги. Сгибание в различных направлениях, деление бумаги на части, получение множества деталей методом сложения слоев, разметка по шаблону, линейке, трафарету.




10

2

Создание занимательных игрушек из бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.




11

3

Творческая работа в технике бумажной пластики «Цветы в вазе».




12

4

Творческая работа в технике бумажной пластики «Цветы в вазе».




13

5

Изготовление животных в технике оригами.




14

6

Творческая работа в технике бумажной пластики «Море и кораблик»




15

7

Творческая работа в технике бумажной пластики «Море и кораблик».




16

8

Аппликация из полос бумаги «Тортик».




17

9

Изготовление закладок для книг и тетрадей.




18

10

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Самолетики разных типов с последующим состязанием.




19

11

Объемные игрушки из бумажных полос.




Работа с пластилином и соленым тестом

20

1

Виды и способы лепки пластилина. Виды глиняных народных игрушек.




21

2

Пластилинография «Цветик – семицветик».




22

3

Лепка овощей и фруктов по образцу.




23

4

Пластилиновый зоопарк. Лепка животных.




24

5

Пластилиновая аппликация «Сова».




25

6

Натюрморт из чайной посуды.




Работа с тканью и нитками

26

1

Знакомство с видами ниток. Плетение нитками в 2-3 полоски.




27

2

Аппликация с использованием плетеных «косичек».




28

3

Аппликация из ниток «Грибок».




29

4

Пришивание пуговиц. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой.




30

5

Аппликация из пуговиц.




31

6

Изготовление цветов из ткани.




32

7

Изготовление птичек из ткани.




33

8

Отчетная выставка работ школьника.










Содержание программы

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

2

2.

Работа с бумагой

7

3.

Работа с различными тканями

7

4.

Работа с природным материалом

6

5.

Кожная пластика

5

6.

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

7.

Отчетная выставка – ярмарка работ

1


Всего

34



Календарно-тематическое планирование

«Декоративно-прикладное искусство»

2 класс, 1 час в неделю, 34часа в год

п/п

заня

тия в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Вводное занятие (2 часа)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Декоративно-прикладное искусство.




2

2

Экскурсия в парк.




Работа с бумагой (7 часов)

3

1

Наши эксперименты.




4

2

Оригами: транспорт (кораблик, автомобиль, самолетик).




5

3

Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами.




6

4

Обрывная аппликация «Зимой на дереве», «Летом на лугу», «Волшебная осень», «Весной в саду».




7

5

Квилинг: цветы, панно.




8

6

Мозаика из сердечек (гусеница).




9

7

Новогодние снежинки.




Работа с различными тканями (7 часов)

10

1

Виды тканей.




11

2

Игольница.




12

3

Мягкая игрушка.




13

4

Мягкая игрушка.




14

5

Мягкая игрушка.




15

6

Аппликация из ткани.




16

7

Аппликация из ткани.




Работа с природным материалом (6 часов)

17

1

Поделки из природных материалов.




18

2

Картина из пластилина.




19

3

Панно из круп, семян.




20

4

Поделки из шишек.




21

5

Поделки из желудей.




22

6

Композиция «Дары матушки Земли».




Кожная пластика (5 часов)

23

1

Художественная обработка кожи.




24

2

Декоративный ремешок для часов.




25

3

Брошь.




26

4

Миниатюрный сувенир – подарок.




27

5

Панно из ремешков.




Морские пришельцы (работа с ракушками) (6 часов)

28

1

Виды ракушек, хранение и обработка.




29

2

Аппликация «Морское дно».




30

3

Ассамбляж «Медуза».




31

4

Ассамбляж «Медуза».




32

5

Изготовление рамки для фотографии.




33

6

Изготовление рамки для поделок.




Отчетная выставка – ярмарка (1 час)

34

1

Отчетная выставка работ учащихся.






Содержание программы

п/п

Тема

Количество часов

1.

Работа с бумагой и картоном

10

2.

Работа с природным материалом

3

3.

Работа с пластилином

5

4.

Работа с тканью и нитками

6

5.

Работа с разными материалами

9

6.

Итоговое занятие

1


Всего

34



Календарно-тематическое планирование

«Декоративно-прикладное искусство»

3 класс, 1 час в неделю, 34часа в год

п/п

заня

тия

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Работа с бумагой и картоном (10 часов)

1

1

Вводное занятие. Из истории бумаги. Оригами. Бабочки.




2

3

2

3

Художественное моделирование из бумаги путем складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению «Путаница».




4

5

4

5

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Поросенок.




6

6

Объемная аппликация из скученной бумаги. Лилия. Корова.




7

8

7

8

Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Филин на ветке».




9

10

9

10

Мозаика из газетных комков. Поделка «Барашек».




Работа с природным материалом (3 часа)

11

1

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.




12

2

Панно из семян «Подсолнух».




13

3

Объемные композиции из природных материалов.






Работа с пластилином ( 5 часов)




14

15

1

2

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.




16

3

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка «Парусник».




17

4

Налепные украшения «Универсальный робот», «Принцесса».




18

5

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам.




Работа с тканью и нитками (6 часов)

19

20

1

2

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани.




21

22

3

4

Из истории ниток. Виды ниток. Куклы из ниток.




23

24

5

6

Игрушка из ткани и картона «Мышка».










25

26

1

2

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек» «Ветка сирени».




27

28

3

4

Мозаика из карандашных стружек «Дюймовочка».




29

5

Мозаика из кусочков поролона «Ягода – малинка».




30

6

Мозаика из ватных шариков «Гномик».




31

32

7

8

Мозаика из яичной скорлупы «Аквариум».




33

9

Изготовление открытки по замыслу.




Итоговое занятие (1 час)

34

1

Выставка творческих работ учащихся.






Содержание программы

п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Работа с природным материалом

7

3.

Пластилинография

6

4.

Бумагопластика

11

5.

Работа с нитками и тканью

8

6.

Итоговое занятие

1


Всего

34



Календарно-тематическое планирование

«Декоративно-прикладное искусство»

4 класс, 1 час в неделю, 34часа в год

п/п

заня

тия в теме

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

1

Вводное занятие. Введение в мастерство. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы. Техника безопасности на занятиях.






Работа с природным материалом (7 часов)




2

1

Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Сбор природного материала.




3

2

Плоскостная композиция из листьев растений.




4

3

Объемная композиция из сухоцветов.




5

4

Объемные цветы из крылаток клена.




6

5

Панно из семян и листьев на пластилиновой основе.




7

6

Аппликация из яичной скорлупы.




8

7

Аппликация из яичной скорлупы.




Пластилинография( 7 часов)

9

1

Путешествие в Пластилинию. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Техника безопасности при работе с пластилином.




10

2

Рисование пластилином.




11

3

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе «Совушка – сова».




12

4

Натюрморт из чайной посуды.




13

5

Выпуклая аппликация из пластилина «Подводный мир».




14

6

Изготовление животных из пластилина.




Бумагопластика( 11 часов )

15

1

Из истории папье-маше. Знакомство с техникой.




16

2

Поделки «папье-маше» и их роспись. «Тарелка».




17

3

Поделки «папье-маше» и их роспись .«Тарелка».




18

4

Поделки «папье-маше» и их роспись .«Тарелка».




19

5

Объемные изделия в технике «многослойное торцевание». Топиары.




20

6

Объемные изделия в технике многослойное торцевание. Топиары.




21

7

Модульное оригами. Елочка.




22

8

Модульное оригами. Елочка.




23

9

Вырезание сюжетных картин в технике «киригами».




24

10

Вырезание сюжетных картин в технике «киригами».




25

11

Вырезание открыток.




Работа с нитками и тканью ( 8 часов )

26

1

Полигоны из шерстяных ниток. Пушистая гусеница.




27

2

Аппликация из ткани на картонной основе.




28

3

Знакомство с техникой «изложить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработки навыков заполнения различных элементов в технике «изонить».




29

4

Работа в технике «изонить».




30

5

Построение выкройки игрушки животного (понятие чертежа и выкройки).




31

6

Раскрой частей игрушки и сшивание деталей. (Понятие о приемах раскроя).




32

7

Сшивание частей игрушки и ее набив.




33

8

Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки.




34

1

Итоговое занятие. Выставка работ «Наши достижения».








Литература.

  1. Панышина Т.Г. Декоративно-прикладное искусство. Мн., 1975г.

  2. Перевертель Г.И. Самоделки из разных материалов: книга для учащихся нач.классов по внеклассной работе.- М.:Просвещение, 1985г.

  3. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки, Модульное оригами, - М.: АСТ – Пресс книга, 2012г.

  4. Давыдова Т. Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза – Пресс 2005г.

  5. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала / Э.К.Гульянц.- М. 1991г.