ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);
Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».
Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с «Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно- ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);
Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году.
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5
Краеведение один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и формирование нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.
Программа «Край, где я живу» направлена на воспитание гражданско-патриотических чувств, приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа Севера, духовным и нравственно-эстетическим ценностям, в этом его актуальность.
Важно пробудить любовь ребенка к своей малой Родине, через богатый мир Югорской
природы, знакомство с историей и культурой родного края.
Как сделать, чтобы наши дети, став взрослыми, помнили свой город, край, речку, ни с чем несравнимый запах Сибирской тайги? Эта тема востребована и актуальна в наше время, поэтому необходимо, чтобы дошкольники знали историю края, в котором живут, о его достопримечательностях. Педагоги должны прививать любовь к краю детям. Д.С. Лихачев писал «Любовь к родному краю, знание его истории –основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.
Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста знаний о родном крае – Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Задачи программы:
1.Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.
3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным поселком, краем.
4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.
5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.
7. Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Формы организации:
- игровая деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулка в природу в разные сезоны (на различные сельские объекты);
- развлечение;
- проектирование решения проблемы;
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, прослушивание сказки;
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Программа курса «Югра – моё наследие» соответствует требованиям ФГОС НОО к результатам основной образовательной программы начального образования и рекомендациям к внеурочной деятельности.
Данная программа помогает формировать первичные представления учащихся о своем природном и культурном наследии, обобщает знания об экологических и этнокультурных особенностях своей малой Родины, формирует деятельностные средства их познания. Учащиеся мотивируются на освоение полезных привычек по сохранению природного разнообразия и поликультурных ценностей народов Югорского края.
Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней».
Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы «Край, где я живу» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. (34 недели)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• способность к самооценке;
• осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• умение оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• установка на здоровый образ жизни и еѐ реализация в своѐм поведении;
• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
• основы экологической культуры;
• уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
• целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Предметные
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты;
• различать план местности и географическую карту;
• читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги),
• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать
• необходимость их бережного использования;
• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоѐмы, почву, природные и искусственные сообщества;
• рассказывать об использовании природы своего края и еѐ охране;
• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе,
между природой и человеком);
• выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
• предсказывать погоду по местным признакам;
• характеризовать основные виды почв;
• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
• применять масштаб при чтении плана и карты;
• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
• участвовать в мероприятиях по охране природы.
Обучающиеся научатся:
• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
• различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
• описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
• описывать основные этапы развития государства
• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
• рассказывать о ключевых событиях истории государства;
• рассказывать об основных событиях истории своего края.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
• осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
• Обучающиеся могут научиться:
• самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
• осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
• устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
• обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
• сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
• сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать еѐ и использовать при выполнении заданий;
• устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
• сравнивать исторические и литературные источники;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерѐдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
2. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
3. Природа родного края
Цель блока: прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.
4.Мой город
Цель блока: прививать любовь к родному города, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.
История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания.
5.Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во час. | Дата |
2группа | 1 группа |
1 | Мой дом — Югра | 1 | 01.09.20 | 07.09.20 |
2 | Мой адрес - Сибирь | 1 | 08.09.20 | 14.09.20 |
3 | Облик родной земли | 1 | 15.09.20 | 21.09.20 |
4 | Облик родной земли | 1 | 22.09.20 | 28.09.20 |
5 | Климат. | 1 | 29.09.20 | 05.10.20 |
6 | Река Обь – многогранная и незабываемая. | 1 | 06.10.20 | 12.10.20 |
7 | Река - кормилица. | 1 | 13.10.20 | 19.10.20 |
8 | Приглашаем в путешествие по реке. | 1 | 20.10.20 | 10.11.20 |
9 | Мой дом на карте России. | 1 | 12.11.20 | 17.11.20 |
10 | Приключение двуглавого орла. | 1 | 19.11.20 | 24.11.20 |
11 | Символ родной земли. | 1 | 26.11.20 | 01.12.20 |
12 | Геральдика Югры | 1 | 03.12.20 | 08.12.20 |
13 | «В некотором царстве в некотором государстве…» | 1 | 10.12.20 | 15.12.20 |
14 | «В некотором царстве в некотором государстве…» | 1 | 17.12.20 | 22.12.20 |
15 | «В некотором царстве в некотором государстве…» | 1 | 24.12.20 | 29.12.20 |
16 | Народная мудрость Югорского края. | 1 | 14.01.21 | 12.01.21 |
17 | Народная мудрость Югорского края. | 1 | 21.01.21 | 19.01.21 |
18 | Пословицы и поговорки народов ханты. | 1 | 28.01.21 | 26.01.21 |
19 | Загадки народов Югры. | 1 | 04.02.21 | 02.02.21 |
20 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 | 11.02.21 | 09.02.21 |
21 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 | 18.02.21 | 16.02.21 |
22 | Игры народов ханты и манси. | 1 | 25.02.21 | 02.03.21 |
23 | Конкурс на считалку для проведения игры. | 1 | 04.03.21 | 09.03.21 |
24 | Югорский лес весной. | 1 | 11.03.21 | 16.03.21 |
25 | Многообразие животного мира Югры. | 1 | 18.03.21 | 30.03.21 |
26 | Животный и растительный мир Югры. | 1 | 01.04.21 | 06.04.21 |
27 | Красная книга Югры. | 1 | 08.04.21 | 13.04.21 |
28 | Красная книга Югры. | 1 | 15.04.21 | 20.04.21 |
29 | Мой дом. | 1 | 22.04.21 | 27.04.21 |
30 | Моя семья. | 1 | 29.04.21 | 04.05.21 |
31 | «Знай и люби вою малую Родину». Обобщение. | 1 | 06.05.21 | 11.05.21 |
32 | «Знай и люби вою малую Родину». Обобщение. | 1 | 13.05.21 | 18.05.21 |
33-34 | Итоговое занятие по всем разделам. | 1 | 20.05.21 | 25.05.21 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000