Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заборьевская средняя школа Демидовского
р
айона Смоленской области
«Утверждаю»: директор школы __________ Т.Г.Кузнецова "30 " августа 2018 г. |
Принято на заседании педагогического совета школы. Протокол №1 от "30 "августа 2018 г. |
10 - 11 класс
Учитель Жаворонкова Елена Викторовна.
д.Заборье
Содержание рабочей программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы элективного курса Н.И. Тишиной по учебному пособию П.Г. Пустовойта «Тайны словесного мастерства» 10-11классы. М.: Айрис Пресс, 2007г.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Программа предлагает освоить глубокий теоретический материал и приобрести опыт внимания к художественному слову, к художественному образу, индивидуальному мастерству художника, обобщить знания, накопленные учащимися в 5-9 классах, систематизировать знания по русскому языку и литературе.
Знания, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения курса, помогут успешно сдать письменный экзамен, подготовиться к ЕГЭ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель изучения курса «Листая книжные страницы» в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы. Основа изучения курса – чтение и изучение художественных произведений с точки зрения художественных особенностей произведения, средств достижения художественной выразительности, использования различных приемов, необходимых для понимания включенных в программу произведений. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
В основе курса внеурочной деятельности «Листая книжные страницы», с одной стороны, лежат произведения искусства, восприятие которых связано с субъективностью переживаний и своеобразием внутреннего мира человека; с другой стороны, определённая система получения универсальных умений и навыков, обеспечивающих достижение конкретных результатов по итогам обучения.
Наиболее уязвимым местом в преподавании литературы и языка является изучение художественных особенностей произведения. Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.
Программа предлагает освоить глубокий теоретический материал и приобрести опыт внимания к художественному слову, к художественному образу, индивидуальному мастерству художника; обобщить знания, накопленные учащимися в 5-9 классах; перейти к кропотливой работе с текстом; систематизировать знания по русскому языку, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.
Данный курс внеурочной деятельности не предполагает полное систематическое повторение программы средней школы по литературе и русскому языку, но ряд предложенных к рассмотрению произведений соотнесён с требованиями государственного стандарта общего образования.
Произведения художественной литературы, на рассмотрении которых базируется программа
Программные произведения
«Слово о полку Игореве».
Д. И. Фонвизин. «Недоросль».
А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
А. С. Пушкин. Лирика. «Евгений Онегин». «Медный всадник». «Борис Годунов». «Моцарт и Сальери».
Н. В. Гоголь. «Ревизор». «Тарас Бульба». «Мёртвые души». «Шинель».
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». «Песня про купца Калашникова». «Герой нашего времени».
И. А. Гончаров. «Обломов».
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города».
А. Н. Островский. «Гроза». «Бесприданница».
И. С. Тургенев. «Отцы и дети». «Первая любовь». «Записки охотника».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Н. С. Лесков. «Левша».
Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». «Железная дорога».
Ф. И. Тютчев. Лирика.
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
А. П. Чехов. «Ионыч». «Ванька». «Скрипка Ротшильда». «Чайка». «Три сестры». «Вишнёвый сад».
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». «Гамбринус».
И. А. Бунин. «Танька».
А. А. Блок. «Стихи о прекрасной даме». «Снежная маска». «Двенадцать».
А. А. Ахматова. Лирика.
С. А. Есенин. Лирика.
В. В. Маяковский. Лирика.
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
А. П. Платонов. Рассказы.
Программа предлагает 12 содержательных блоков:
Слово в народном употреблении
Особенности языка литературного
Слово как средство создания образности
Образ и характер ( об индивидуализации )
Речевая характеристика героев.
Создание образности в прозе.
Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)
Образность в драматургии
Образность в поэзии.
Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина.
Финальные аккорды тургеневской лиры.
Письменные работы разных жанров на филологические темы.
Кроме того, автор курса представляет «Аннотированную библиографию», которую учащийся может использовать при самостоятельной работе над рефератом, сообщением, докладом.
Таким образом, к моменту завершения изучения курса учащиеся овладевают эстетическими основами литературы как искусства художественного слова, что обеспечивает глубокое постижение произведений художественной литературы, прочное усвоение навыка филологического анализа произведения, систематизацию филологических знаний старшеклассников.
За время изучения курса учащиеся знакомятся с неизвестными произведениями русской литературы и повторяют ранее изученные. У них складывается представление о значимости и неповторимости творчества писателей-классиков, одновременно расширяется представление о богатстве и художественных достижениях русской литературы.
В процессе отбора художественных произведений учитывались следующие критерии:
- высокие художественные достоинства
-ориентация на возрастные особенности учащихся, их способность адекватно воспринимать художественные произведения, предложенные к рассмотрению;
-отбор таких произведений, которые позволили бы освоить содержательные элементы программы, сформировать определённые знания, умения, навыки;
-подбор литературных произведений, создающих общий контекст, на основании которого формируется представление о богатстве и многообразии русской классической литературы, её достижениях и традициях, ее роли в формировании литературного языка.
Планируемые результаты.
В процессе обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;
-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;
-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;
-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос автора и голоса персонажей в литературном произведении;
-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;
-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;
-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в создании образности;
-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;
-отвечать на вопросы проблемного характера;
-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с литературоведческой задачей;
-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);
-выполнять элементарные исследовательские работы;
-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и собственно творческие;
-создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы
- создавать работы реферативного характера на филологические темы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
Приемы, методы и формы работы:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й блок. Слово в народном употреблении
На этом этапе учащиеся рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фольклором.
2-й блок. Особенности языка литературного
На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают особенности различных стилей (в том числе и стиль художественной литературы), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влияние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.
3-й блок. Слово как средство создания образности
При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.
4-й блок. Образ и характер (об индивидуализации)
Этот блок рассматривает художественный образ как особую форму познания действительности, характер в художественном произведении и принципы его создания. Учащиеся в процессе изучения материала данного блока рассматривают литературных героев в их неповторимой индивидуальности, исследуют проблему характера в художественном произведении, факторы, влияющие на степень и качество индивидуализации художественного образа, а также средства индивидуализации у того или иного писателя.
5-й блок. Речевая характеристика героев
На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с приёмами речевой характеристики героя на примерах произведений русской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность выбора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистической атмосферы вокруг них.
6-й блок. Создание образности в прозе
Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обусловленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, особенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты сильного эмоционального воздействия произведения на читателя, показывает различные пути создания образности в прозаическом произведении.
7-й блок. Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)
На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным фактором, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается особая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим видам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.
8-й блок. Образность в драматургии
Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода художественной литературы, требующего от художника наивысшего мастерства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом индивидуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и психологическими коллизиями, требующими изображения особыми средствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).
9-й блок. Образность в поэзии
Данный этап освоения программы предполагает изучение художественного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутреннего мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду формальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, чтобы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знакомятся с различными художественными приёмами и принципами создания образности в поэтическом произведении.
10-й блок. Гармония чувства и слова (С. А. Есенин)
На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесообразности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).
11-й блок. Финальные аккорды тургеневской лиры
Данный блок знакомит учащихся с образцами лирической прозы, в частности со «Стихотворениями в прозе» И. С. Тургенева, разнообразными по тематике, жанру, стилю, проблематике, преисполненными любовью и добром.
12-й блок. Творческие работы разных жанров
Данный блок предполагает практическую подготовку на занятиях, домашнюю самоподготовку под руководством учителя к итоговой аттестации по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Художественное слово». Темы рефератов, сочинений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к ЕГЭ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛИСТАЯ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ» (10-11 КЛАСС)
.
№ | Тема | Дата |
1 | Слово в народном употреблении. Формирование общенародного языка. | |
2 | Архаизмы, функции архаичной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствования.. | |
3 | Просторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Диалектизмы | |
4 | Фразеологизмы и их классификация. Идиомы | |
5 | Особенности языка литературного. Слово, стиль, образность. Публицистический стиль. Многозначность. Стиль художественной литературы. | |
6 | Стиль художественной литературы. Роль А.С. Пушкина в развитии русского языка. | |
7 | Слово как средство создания образности. Слово, стиль, образность. Явление многозначности. Сумма предметных значений слов и образность. | |
8 | Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика. Творческая личность художника слова. | |
9 | Образ и характер (об индивидуализации). Художественный образ как особая форма познания действительности. Характер литературного героя. | |
10 | Индивидуализация в романтическом и реалистическом произведениях. | |
11 | . Речевая характеристика героев. Приёмы речевой характеристики. Модернизация и архаизация речи героев. | |
12 | Создание образности в прозе. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Художественная структура повести И.С.Тургенева «Первая любовь». Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. | |
13 | Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». «Персонажные стили». Изображение героев в развитии. | |
14 | Деталь и образность. Принцип «тайной психологии» И.С.Тургенева. | |
15 | «Диалектика души» Л.Н.Толстого. Приём «срывания маски» как средство создания образа в развитии. | |
16 | Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей). Роль авторских лирических отступлений в прозаических произведениях. | |
17 | Многообразие стилей автора и рассказчиков. Пейзаж. Конкурс пейзажных зарисовок. | |
18 | Многообразие стилей автора и рассказчиков. Деталь. | |
19 | Многообразие стилей автора и рассказчиков. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор. | |
20 | Образность в драматургии. Особенности драмы как литературного рода. Средства изображения психологической коллизии в драме. Образность в драматургии. Намёки, реплики, паузы, ремарки. | |
21 | Образность в драматургии. «Подводное течение». «Двойной диалог» И.С. Тургенева. | |
22 | Образность в драматургии. «Параллельные монологи» А.П.Чехова. Инсценировка отрывка из «Вишневого сада» | |
23 | Образность в поэзии. Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. Приёмы достижения гармонии в поэзии. | |
24 | Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи. | |
25 | Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя | |
26 | Внутренний мир лирического героя. Приём символизации. Принцип художественного лаконизма. | |
27 | Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина. Проявление поэтического дара в анималистических стихотворениях. | |
28 | Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина. «Лирическое чувствование». | |
29 | Финальные аккорды тургеневской лиры. Философско-лирические миниатюры И.С.Тургенева – «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. | |
30 | Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющихся в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева | |
31-32 | Письменные работы работы разных жанров на филологические темы. . Сравнительная характеристика. Комплексный литературоведческий анализ. Рецензия. Интерпретация стихотворения. Интерпретация рассказа. | |
33 | Защита проектов | |
34 | Итоговое занятие | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс:
П.Г. Пустовойт «Тайны словесного мастерства» 10, 11 классы. Москва: Айрис Пресс, 2007
Программа элективного курса Н.И. Тишиной по учебному пособию П.Г. Пустовойта «Тайны словесного мастерства» 10-11классы. Москва: Айрис Пресс, 2007г.
Меркин Г.С,Зинин С.А., Чалмаев В.А., Литература. Программа по литературе для 5-11 классов, 2008г. Москва: Русское слово
Беляева Н.В. Литература. 10-11 класс. Проверочные работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с.
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. I полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 356 с.
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. II полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 310 с.
Дополнительная литература:
В мире литературы. 11 класс: Учебник для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 464 с.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А.Б. Есин. – М.: Флинта : Наука, - 2007. – 248 с.
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. москвин. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 940 с.
Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 1296 с.
Русский язык. Литература. 5-11 классы : уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины./ сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
Информационные ресурсы в интернете
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://www.gramma.ru Культура письменной речи.
http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы.
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор».
http://www.svetozar.ru/ "Светозар".
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ.
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/ Методология и практика русского языка и литературы
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".
http://old-russian.narod.ru/ Древнерусская литература.
http://www.klassika.ru/ Классика.