СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ отражает заданную последовательность действий и систему организационных мероприятий, определяющих принципы, условия, порядок, процедуры, формы и методы работы специалистов по постинтернатному сопровождению детей-сирот

Просмотр содержимого документа
«Программа постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа»













Программа постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»











Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»

(ГБПОУ РО «ЧМПТ»)






Утверждаю

и. о. директора ГБПОУ РО «ЧМПТ»

____________Л. Н. Середюк

«____»____________2021 г.










ПРОГРАММА

постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области

«Чертковский многопрофильный техникум»










с. Осиково

2021-2025


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»

(далее – Программа)

Правовые основания

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;

Постановление Правительства Ростовской области от 06.10.2011 года № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Цель программы

Организация индивидуального постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обеспечивающего позитивную социализацию студента в обществе.

Задачи Программы

1. Формирование необходимой документации для реализации комплекса мер по социальной адаптации, подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, и их постинтернатному сопровождению в ГБПОУ РО «ЧМПТ» в соответствии региональной Модельной программой.

2. Создание условий для формирования устойчивого алгоритма постинтернатного сопровождения в образовательной организации и продуктивной модели межведомственного взаимодействия организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение.

3. Развить у обучающихся умение самостоятельно решать жизненно-важные проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, трудоустройством, физическим, психологическим здоровьем, социально-экономические проблемы через систему наставничества.

Ожидаемые результаты

1. Увеличение численности выпускников категории детей-сирот, успешно адаптировавшихся в образовательной организации, в социуме. посредством постинтернатного сопровождения.

2.Создание механизма обеспечивающего функционирование системы постинтернатного сопровождениия, переход от стихийного решения проблемы сопровождения выпускников к планомерному.

3.Наличие устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работы системы постинтернатного сопровождения для успешной социализации и адаптации детей-сирот

Разработчики

И. о. зам. директора по УВР Яна Владимировна Бабушкина

Педагог-психолог Светлана Леонидовна Кузьмичёва

Сроки реализации

  1. – 2025 г.г.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Нормативно-правовая основа Программы

Программа постинтернатного сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей разработана Постановления Правительства Ростовской области от 06.10.2011 года № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный документ отражает заданную последовательность действий и систему организационных мероприятий, определяющих принципы, условия, порядок, процедуры, формы и методы работы специалистов по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение обучающихся этой категории осуществляется такими социальными практиками, которые позволяют защитить молодых людей от маргинализации и гарантируют им соблюдение их законных прав и интересов, учитывая состояние их здоровья. В Программе представлен механизм межведомственного взаимодействия специалистов по сопровождению выпускников в процессе обучения в образовательной организации, описаны социально-психологические особенности учебной и профессиональной адаптации выпускников.

Нормативно-правовой основой разработки Программы послужили следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Семейный кодекс Российской Федерации;

  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  • Постановление Правительства Ростовской области от 06.10.2011 года № 29 «О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


    1. Основные понятия, используемые в Программе

Адаптант – субъект (в данном случае выпускник) в процессе приспособления к новым условиям социальной среды (образовательной, трудовой).

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, жестоким обращением в семье, нарушением законных прав и интересов, отсутствием определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Постинтернатное сопровождение - комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

Лица, подлежащие постинтернатному сопровождению - воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет.

Участники постинтернатного сопровождения - постинтернатные сопровождающие, исполнительные органы государственной власти Ростовской области, государственные образовательные организации Ростовской области, государственные организации социального обслуживания Ростовской области, оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

Договор о постинтернатном сопровождении - договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению.

Индивидуальная программа постинтернатного сопровождения - документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.

Адаптационный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на адаптацию в социуме в течение первого года после выпуска из организации для детей-сирот. Мероприятия адаптационного уровня сопровождения проводятся с выпускниками, которые соответствуют следующим признакам: первый год после выпуска из организации для детей-сирот, трудности в социальной адаптации к самостоятельной жизни;

Базовый (профилактический) уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предупреждения проблем в самостоятельной жизни. На этом уровне сопровождения состоят выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, недостаточность активности, проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, сопровождении и оказании содействия в дельнейшем жизнеустройстве.

Кризисный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание выпускникам организаций для детей-сирот специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций. Мероприятия кризисного уровня сопровождения проводятся с выпускниками организаций для детей-сирот, имеющими нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностыо. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления трудной жизненной ситуации. Данная помощь может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, врачей, социальных работников) при длительном сопровождении.

Экстренный уровень постинтернатного сопровождения - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи выпускникам организаций для детей-сирот с целью предотвращения угрозы для жизни, здоровья (психологического, физического) лица, подлежащего сопровождению, жестокого обращения. На этом уровне сопровождения, как правило, находятся подростки, находящиеся в социально-опасном положении или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, психическое состояние и др.) Эти выпускники имеют низкий уровень адаптации.

Команда сопровождения - совокупностью экспертов из различных дисциплинарных областей (в соответствии с потребностями выпускника), в которой совместно трудятся специалисты, представляющие различные направления помощи, разделяющие единый методологический подход к деятельности по постинтернатному сопровождению, понимающие ее как совместную работу и профессионально отождествляющие себя с ней;

Консилиум по постинтернатному сопровождению - это совещание специалистов, участвующих в постинтернатном сопровождении, для утверждения документов по сопровождению выпускника, результат которого отражается в протоколе заседания консилиума;

Наставник– это гражданин РФ, который добровольно и безвозмездно берет на себя обязательства регулярно встречаться со студентом, быть для него другом, оказывать ему поддержку, помогать с учебой и формированием, развитием социальных навыков и умений.

Служба постинтернатного сопровождения - структурное подразделение организации для детей-сирот, учреждений профессионального образования, территориальных центров социальной помощи семье и детям, осуществляющее деятельность по постинтернатному сопровождению.


  1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Принципами постинтернатного сопровождения обучающихся из числа детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

- добровольность, предполагающая уважение лица, подлежащего постинтернатному сопровождению, и его самостоятельности в принятии решения о необходимости оказания ему помощи посредством постинтернатного сопровождения и заключения соответствующего договора;

- комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем выпускника, затрудняющих его социализацию в обществе;

- межведомственность, которая предполагает достижение высокой степени согласованности действий исполнительных органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, других организаций социальной сферы, социально ориентированных некоммерческих организаций, граждан в решении проблем выпускников организаций для детей-сирот;

- адресность и доступность, которые предполагают предоставление постинтернатного сопровождения тем выпускникам организаций для детейсирот, которые в нем действительно нуждаются для преодоления конкретной жизненной ситуации, затрудняющей их социализацию в обществе;

- вариативность, предусматривающая учет региональных различий в социальной инфраструктуре, в содержании, в технологиях и методиках постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, лиц из числа;

- конфиденциальность, в соответствии с которой не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера, или служебной информации о несовершеннолетием, находящемся па сопровождении, лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей;

- непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы;

рекомендательный характер предлагаемых механизмов решения сложной жизненной ситуации;

- эффективность, предполагающая учет соизмеримости используемых ресурсов с ожидаемым результатом постинтернатного сопровождения, а также учет необходимости активизации собственных ресурсов лица, подлежащего постинтернатному сопровождению.

3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ

ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

3.1. Категории обучающихся нуждающихся в постинтернатном сопровождении

Постинтернатное сопровождение предполагает использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства обучающегося и постановки на учет в форме одного из четырёх типов постинтернатного сопровождения – экстренный, кризисный, адаптационный и базовый.

Экстренный уровень сопровождения необходим подросткам, находящимся в социально-опасном положении или попавшим в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, психическое состояние и др.)

Оперативное сопровождение включает в себя психологическую и социально-юридическую помощь:

- Оказание индивидуальной психологической помощи в острых стрессовых ситуациях, например, задержание полицией, нежелательная беременность, потеря близкого человека и т.д.

- Решение жилищного вопроса – включение в список, для получения жилья и пр.;

- Предоставление условий для проживания выпускникам (каникулярные и выходные дни);

- Работа с выпускниками, нарушавшими закон (представительство в судебных и правоохранительных органах, комиссиях по делам несовершеннолетних по месту пребывания несовершеннолетних).

- Содействие в получении необходимой медицинской помощи в лечебных учреждениях (консультация подросткового психиатра, нарколога, медицинского психолога).

Кризисный уровень сопровождения подразумевает под собой оказание психолого-педагогической, медико-социальной и юридической помощи по мере поступления просьб о помощи по инициативе самих выпускников, а также отслеживание сроков получения либо замены всех необходимых юридически важных документов выпускника.

Повседневное сопровождение включает:

- Содействие в получении образования, помощь в выполнении курсовых работ, рефератов и др.;

- Помощь в трудоустройстве на летний период;

- Помощь в оформлении социально значимых документов;

- Организация коллективной деятельности и совместного досуга в образовательной организации с целью создания поддерживающей и развивающей микросреды и т.д.

Базовый и адаптационный уровень сопровождения подразумевают обследование условий жизни обучающегося, мониторинг его жизнеустройства. В большинстве случаев мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий для жизни, личностной зрелости подростка, наличии развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми). Таким образом, постинтернатное сопровождение – это реализация практических мер по адаптации (с использованием дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства подростка). Форма сопровождения устанавливается в зависимости от уровня:

- Адаптационный (до 12 месяцев)

- Базовый (до 12 месяцев)

- Кризисный (до 6 месяцев)

- Экстренный (до 3 месяцев)


3.2. Межведомственная координация постинтернатного сопровождения

В рамках постинтернатного сопровождения поставленные задачи решаются наиболее эффективно при грамотно простроенном межведомственном взаимодействии всех субъектов профилактики.

Учреждения здравоохранения. Предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождении на учете (ЦРБ Чертковского района). Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) диагнозов.

Правоохранительные органы. Информация о нахождении на учете, совершении правонарушений. Профилактическая работа по предотвращению правонарушений, выработка норм поведения. Участие в профилактических мероприятиях.

Детские социальные учреждения. Представляют характеристику на обучающегося с указанием причин учебной дезадаптации в социальном учреждении. Оказание консультационной помощи в составлении индивидуальных программ сопровождения, участие в воспитательном процессе. Совместное решение жилищных или семейных вопросов.

Социальные службы. Решение вопросов трудоустройства, оказание помощи в получении паспорта обучающимся, не имеющим прописки. Предоставление информации о льготной категории обучающихся, основаниях, порядке и размерах социальных выплат (Центр занятости населения пос. Чертково; отдел Опеки и попечительства пос. Чертково; Отдел социальной защиты и др.)

Органы исполнительной власти. Решение жилищного вопроса: предоставление жилплощади, работа по постановке на учет и выдаче жилищных сертификатов (Администрация Чертковского района; Военный комиссариат и др.)

Учреждения культуры и спорта. Помощь в организации досуга и отдыха: привлечение обучающихся категории детей-сирот в молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов, организация и проведение досуга с привлечением обучающихся (Чертковский дом культуры; центральная библиотека, ДЮСШ и др).

3.3. Порядок установления постинтернатного сопровождения

Основаниями установления постинтернатного сопровождения являются:

А) Для обучающихся категории детей-сирот в возрасте до 18 лет — личное заявление;

Б) Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: личное заявление; документ, подтверждающий статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшего в период обучения обоих родителей или единственного родителя, лица из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет, ранее находившегося под опекой.

В) Договор о постинтернатном сопровождении заключается на безвозмездной основе:

- в отношении лиц, указанных в пункте А - между органом опеки и попечительства, организацией и лицом, указанном в пункте А;

- в отношении лиц, указанных в пункте Б - между организацией и лицом, указанным в пункте Б. Примерная форма договора о постинтернатном сопровождении

(Приложение 1)

Г) Организационной формой постинтернатного сопровождения является Служба постинтернатного сопровождения обучающихся категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Д) Формой профилактической работы является Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних ГБПОУ РО «ЧМПТ», который осуществляет анализ состояния правонарушений и преступности среди обучающихся, контролирует посещаемость и поведение проблемных обучающихся, организует индивидуальную профилактическую работу, выявляет социально-неблагополучные семьи и обучающихся, проводит просветительскую деятельность среди несовершеннолетних.


3.4. Содержание и формы постинтернатного сопровождения

Мероприятия по постинтернатному сопровождению в соответствии с профессиональными стандартами в образовании и социальной сфере, в зависимости от уровня сопровождения, выполняют специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитационной работе, психологи, социальные педагоги.

Характеристика уровня сопровождения

постинтернатной адаптации

Таблица 1

п/п

Уровень сопровождения

Срок

реализации

Содержание

1.

Адаптационный

До 12 месяцев

Составляется для обучающихся, из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только поступивших в техникум

2.

Базовый

До 12 месяцев

Предусмотрено для обучающихся с самым благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации.

3.

Кризисный

До 6 месяцев

Составляется для обучающихся с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации.

4.

Экстренный

До 3 месяцев

Составляется для обучающихся с критически низким уровнем социальной адаптации.



Определение индивидуального маршрута постинтернатной адаптации обучающегося осуществляется на основании входной диагностики:



Методологический инструментарий отделения

Постинтернатного сопровождения

Таблица 2

Название методики

Цель применения

Личностные опросники. Опросник Шмишека «Акцентуации характера».

Позволяет обозначить характерологические особенности

Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину)

позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения.

Личностный опросник Г.Айзенка

Предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название "экстраверсия", "интроверсия" и "нейротизм".

Уровень жизнестойкости (для старших подростков) Тест жизнестойкости С. Мадди

Диагностика системы убеждений, препятствующей или способствующей возник-новению внутреннего напряжения, совладанию со стрессами и трудностями жизни

Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность"

Предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития

Вербальный тест Г.Айзенка

Оценка интеллектуальных способностей (для обучающихся вузов и колледжей)

Опросник С. Хартера «Самовоспритие подростков» (модификация Радина)

Изучение персональной идентичности подростка, самопринятия



В соответствии с определённым в результате входной диагностики уровнем социальной адаптации обучающегося из категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, утверждается индивидуальная программа постинтернатного сопровождения и план мероприятий по ее реализации.



План социально-психологической адаптации и постинтернатного сопровождения обучающихся из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для всех уровней адаптации

Таблица 3

Мероприятия

Срок

исполнения

Ответственный

Поставленные задачи

  1. Мероприятия по подготовке обучающегося к самостоятельной жизни

    1. Формирование навыка по планированию личного бюджета

Беседы о правильном планировании своего бюджета

ежемесячно

Социальный педагог

формирование умения грамотно расставить приоритеты покупок

Трудоустройство через Центр занятости (во внеурочное время)

Июль-август

Социальный педагог

Формирование трудовых умений и уважение к трудовой деятельности

    1. Профориентация

Проведение комплекса диагностических мероприятий

Два раза в год

Педагогпсихолог, социальный педагог, воспитатель, специалисты Центра занятости

Выявление сформированности профессинальных компетенций

Участие в профессиональных пробах, мастер-классах

Один раз в 6 месяцев

социальный педагог, мастера п/о

Формирования успешной социализации

    1. Формирование здорового образа жизни

Мониторинг по ведению здорового образа жизни

1 раз в год и по плану индивидуальной программы

Зам. директора по УВР, специалист отдела опеки и попечительства, социальный педагог

Профилактика вредных привычек

Оказание помощи по организации досуговой деятельности

По мере необходим ости

Соц. педагог

Профилактика вредных привычек, бережное отношение к здоровью

Участие в соревнованиях техникума

По плану

Руководитель физ. воспитания, классные руководители

Формирование стремления к занятиям физической культурой

Организация встреч с врачом- наркологом, венерологом

По плану

Зам. директора по ВР, мастера п/о, классные руководители

Профилактика вредных привычек

Проведение круглых столов, диспутов, семинаров, конкурсов плакатов, стенгазет по здоровому образу жизни

Два раза в год

Педагог-психолог, социальный педагог, мастер п/о, классный руководитель

Формирование навыков ответственного поведения и сознательного отказа от вредных привычек

Занятия в спортивных секциях

По графику

Руководитель секции

Укрепление

здоровья

    1. Повышение правовой грамотности

Ознакомление с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», ФЗ №159, Семейный кодекс и др.

Один раз в полгода

Зам. директора по ВР, социальный педагог, юрист отдела опеки и попечительства

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

Круглый стол, беседы, лекции с представителями правоохранительных органов

По мере необходим ости, не реже 1 раз в 3 месяца

Социальный педагог, Инспектор ПДН, специалист КДН и ЗП, участковый

Повышение правовой грамотности и воспитание уважения к закону

Издание памяток по вопросам обеспечения основных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

1 раз в год

Социальный педагог, отдел опеки и попечительства

Реализация дополнительных гарантий по социальной поддержке сирот.

Проведение лекций, бесед, круглых столов, диспутов по этике и психологии семейной жизни

Два раза в год

Социальный педагог, отдел опеки и попечительства, общественные организации

Информирование об этике и психологии семейной жизни

Оказание помощи в трудной жизненной ситуации

По мере необходим ости

Педагог-психолог

Решение возникшей проблемы

1.5. Формирование коммуникативных навыков

Проведение комплекса

Диагностических мероприятий по коммуникативной культуре

По плану

Педагога-психолога

Педагог-психолог

Выявление уровня

сформированности

коммуникативных

навыков

Проведение

тренинговых занятий «Я

и моё окружение», «Мир

общения» и т.д

По плану

Педагога-психолога

Педагог-психолог

Формирование

внешних

коммуникативных

навыков

Участие в

мероприятиях,

предусмотренных программой

профессионального воспитания

По плану

воспитательной

работы

Зам. Директора

по УВР, соц. педагог

Формирование

внешних

коммуникативных

навыков

    1. Обеспечение образовательного процесса

Контроль за посещаемостью и успеваемостью

ежедневно

Социальный

педагог, классные руководители, мастера

п/о

Обеспечение

успешной

социализации и

адаптации

Сопровождение прохождения

производственной практики

По учебному

плану

Мастер п/о, соц.

педагог

Формирование

профессиональных

навыков

1.7. Трудоустройство

Оказание помощи при

трудоустройстве

По

окончанию

учебного

заведения

специалисты

Центра

занятости,

социальный

педагог

Трудоустройство по

специальности

Оказание помощи при

постановке в центр занятости

По мере

необходимости

Соц. Педагог, специалист

отдела опеки и

попечительства

Трудоустройство по

специальности

Изучение возможностей

и создание условий для

продолжения образования (получение 2 профессинального или

высшего образования)

На

заявительной основе

Социальный

педагог

Продолжение

обучения.

Проведение ярмарок

вакансий, бирж труда и

т.д.

По

Окончании техникума

Органы

государственной

службы занятости

населения


1.8.Социальная защита

Мониторинг получения

пособий.

В соответствии с

индивидуальной

программой

Социальный

педагог

Обеспечение

успешной

социализации и

адаптации

Обеспечение знаний о

предоставлении

дополнительных

гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без

попечения родителей

В течение года

Зам. директора по УВР, социальный

педагог, специалисты

отдела опеки и

попечительства

Получение знаний

по действующему

законодательству

1.9. Создание семьи

Оказание помощи в

трудной жизненной

ситуации

По мере необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог

Обеспечение

успешной

социализации и

адаптации, сохранение семьи

Предоставление

информации о работе

клубов, секций и

центров досуга

По мере

необходимости

Социальный педагог, педагог-психолог

Обеспечение

успешной

социализации

Обеспечение

литературой,

пропагандирующей

создание семьи

По мере

необходимости

Зав.

библиотекой

Формирование

коммуникативных

навыков

Встречи, круглые столы,

лекции о создании

семьи

1 раз в полгода

Зам. директора

по УВР,

социальный

педагог

формирования

нравственных

качеств личности



3.4.1. Модель адаптационного сопровождения

Данная модель подразумевает повседневную деятельность, включающую в себя психолого-педагогическую диагностику особенностей развития обучающегося, определение мотивов поведения, психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, социальные тренинги, способствующие повышению уровня адаптации.


Алгоритм постинтернатного сопровождения адаптационного уровня

Таблица 4

Срок

Содержание

Исполнители

Август-сентябрь

Помощь в устройстве на обучение в ГБПОУ РО «ЧМПТ» и получении места в общежитии.

наставник,

администрация,

социальный педагог

Сентябрь-октябрь

Мониторинг успешности адаптации

Соц. педагог, педагог-психолог, классный руководитель группы

Октябрь

Входная психологическая диагностика, диагностика уровня полученных знаний, уровня

знания о своей будущей профессии, уровня физического развития

Соц. педагог, педагог-психолог, классный руководитель группы, руководитель физ. воспитания

Октябрь-ноябрь

Знакомство с правилами поведения и распорядками техникума, уставом, локальными

актами

Зам. директора по УВР,

социальный педагог

По плану

воспитательной

работы

Вовлечение в мероприятия воспитательной работы

Зам. директора по УВР,

социальный педагог

первые полгода

– 1 раз в месяц,

далее 1 раз в

полгода

Контроль успешности процесса адаптации.

Соц. педагог, педагог-психолог, классный руководитель группы

1 раз в год до

достижения

возраста 23 лет

Мониторинг успешности адаптации.

Классный руководитель, соц. педагог.

До 23 лет

Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

наставник, соц. педагог,

педагог-психолог,

администрация

В соответствии с представленным в таблице алгоритмом постинтернатного сопровождения адаптационного уровня планируется вести углубленную индивидуальную работу, основанную на комплексной диагностике психоэмоционального состояния обучающегося. Планируются развивающие занятия с обучающимися категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, по усилению познавательной сферы, развитию эмоционально-волевой, формированию положительной «яконцепции» и адекватной самооценки.


3.4.2. Модель базового сопровождения

Данная модель сопровождения подростка подразумевает работу с личностно-зрелыми обучающимися, не имеющими проблем с законом, посещающими занятия, не имеющими особых проблем со здоровьем, с нормальными условиями жизни и развитой коммуникативной компетентностью, не страдающими от социальной дезадаптации, но требующими внимания и ситуативной поддержки.

В этом случае достаточно назначения одного лица, ответственного за поддержку обучающегося. Основными формами сопровождения являются: мотивация учебно-профессиональной деятельности и её контроль; создание условий для получения дополнительного образования, занятия в спортивных секциях, творческих студиях; проведение тренингов, направленных на принятие ответственности за своё настоящее и будущее, развитие способности к планированию будущего на далекую и среднесрочную перспективу, индивидуальное консультирование, наставничество.

Алгоритм постинтернатного сопровождения базового уровня аналогичен алгоритму постинтернатного сопровождения адаптационного уровня.

Диагностический компонент наиболее важен для объективной оценки нормативно – правовых инструментов при организации процесса сопровождения и потенциала всех субъектов сопровождения.




План дополнительных мероприятий социально-психологического

сопровождения в рамках модели базового уровня

Таблица 5

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Поставленные задачи

Диагностическая работа

-Опросник С. Хартера

«Самовосприятие

подростков»

(модификация Радина)

-Диагностика

предрасположенности

личности к конфликтному

поведению (К.Томас)

-Социометрия

В течение

года

Педагог-психолог,

Классный руководитель,

мастер п/о

Изучение

Персональной идентичности

самопринятия

Определение типа поведения




Определение роли в

группе

Индивидуальная профилактическая консультативная работа

-«Моя жизненная

позиция», «Я среди других»;

-«Как научиться говорить «НЕТ»;

-Проведение

индивидуальных бесед,

консультаций с целью

формирования критического отношения

к социальным негативным явлениям


Педагог-психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

Обучение приемам

снятия эмоционально-волевого напряжения;

профилактика и пропаганда ЗОЖ

Коррекционная работа

Контроль посещаемости

занятий

ежедневно

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Мотивация на обучение

Контроль текущей

успеваемости

ежедневно

Классный руководитель, преподаватели,

мастер п/о

Мотивация на обучение

Пропаганда

юридических знаний.

Информация о правах,

обязанностях, уголовной,

административной

ответственности за

нарушение Устава ОУ,

совершения самовольных уходов

В течение

года

Администрация,

Классный руководитель, соц. педагог, мастер п/о, инспектор ПДН

Формирование социальной

ответственности

Привлечение обучающегося к

различным формам

активной социальной

деятельности и

формирование ситуации

обеспечения успеха

В течение

года

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Формирование социальной

ответственности

Организация досуговой

деятельности.

В течение

года

Классный руководитель, Наставник, руководители кружков и секций

Формирование личностных качеств


3.4.3. Модель кризисного сопровождения

«Кризисный» уровень сопровождения – сопровождение обучающихся, находящихся в ситуации психологического неблагополучия, которое ведет к наркотической, алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, агрессии, побегам, подростковой беременности, социальному и криминальному поведению. Создается для тех подростков, у которых достаточно высока вероятность оказаться в трудной жизненной ситуации.

Алгоритм постинтернатного сопровождения кризисного уровня

Таблица 6

Срок

Содержание

Исполнители

Август-сентябрь

Помощь в устройстве на обучение в ГБПОУ РО «ЧМПТ» и получении места в общежитии.

наставник,

администрация,

социальный педагог

С момента

поступления

выпускника в

ГБПОУ РО «ЧМПТ»

Составление плана межведомственного

взаимодействия и ГБПОУ РО «ЧМПТ».

Социальный педагог,

наставник, администрация ГБПУ РО «ЧМПТ» внешние

субъекты сопровождения

С 1 курса до

достижения

выпускником 23

лет

Установление контакта с социально-поддерживающей сетью.

Наставник, социальный

педагог, педагог-психолог

По мере

необходимости

Оказание социально-психолого-педагогической

помощи и поддержки.

наставник, соц. педагог,

педагог-психолог,

внешние субъекты

сопровождения

Первые полгода

– 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год

адаптации – 1 раз в полгода

Контроль успешности процесса адаптации.

наставник, социальный

педагог

1 раз в год до достижения

возраста 23 лет

Мониторинг успешности адаптации

наставник, соц. педагог.

1 раз в полгода

после выпуска

Контакт с наставником или администрацией с места работы, учебы выпускника.

Наставник


До 23 лет.

Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

наставник, соц. педагог,

педагог-психолог, администрация


Снижение уровня тревожности и агрессивности, снятие напряженности при общении, раскрытие положительных сторон каждого обучающегося осуществляется через групповые занятия, изучающие и корректирующие микроклимат коллектива, направленные на его сплочение.

Основной формой групповой работы, используемой для профилактики самовольных уходов и с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия в социуме, является тренинговое занятие. Одно из направлений тренинговых занятий - формирование навыков уверенного (ассертивного) поведения. Кроме того, педагог-психолог и социальный педагог используют технику игротерапии: с целью концентрации внимания на внутреннем чувстве собственной личной власти над собой, способности свободно руководить собой.

План дополнительных мероприятий социально-психологического

сопровождения в рамках модели кризисного уровня

Таблица 7

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Поставленные задачи

Диагностическая работа

-Уровень жизнестойкости (для

старших подростков)

-Тест жизнестойкости

С. Мадди

-Способность

совладания со стрессом

Копинг-тест Лазаруса

-Метод рисуночной

фрустрации Розенцвейга

Март







Апрель


Май

Педагог-психолог,

Классный руководитель,

мастер п/о

Диагностика системы убеждений, препятствующей или способствующей

возникновению внутреннего

напряжения, совладанию

со стрессами и трудностями жизни определение типа

поведения в стрессовой ситуации

Индивидуальная профилактическая консультативная работа

-«Формула успеха и здоровья»

-«Мифы о табаке»

«Пагубное влияние»

-Проведение индивидуальных бесед,

консультаций с целью

формирования

критического отношения

к социальным

негативным явлениям


В течении года

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему

миру. Способствовать

формированию отрицательного

отношения к ПАВ

Коррекционная работа

Контроль посещаемости

занятий

ежедневно

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Мотивация на обучение

Контроль текущей

успеваемости

ежедневно

Классный руководитель, преподаватели,

мастер п/о

Мотивация на обучение

Пропаганда

юридических знаний.

Информация о правах,

обязанностях, уголовной,

административной

ответственности за

нарушение Устава ОУ,

совершения самовольных уходов

В течение

года

Администрация,

Классный руководитель, соц. педагог, мастер п/о, инспектор ПДН

Формирование социальной

ответственности

Привлечение обучающегося к

различным формам

активной социальной

деятельности и

формирование ситуации

обеспечения успеха

В течение

года

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Формирование

социальной

ответственности

Организация досуговой

деятельности.

В течение

года

Классный руководитель, Наставник, руководители кружков и секций

Формирование

личностных качеств


3.4.4. Модель экстренного сопровождения

Данная модель подразумевает работу с обучающимися, которые находятся в ситуации опасной для их жизни и здоровья. Основная задача – установить отношения с подростком, оказать ему экстренную помощь и вернуть в систему образования.

Алгоритм постинтернатного сопровождения экстренного уровня

Таблица 8

Срок

Содержание

Исполнители

Август-сентябрь

Помощь в устройстве на обучение в ГБПОУ РО «ЧМПТ» и получении места в общежитии.

наставник,

администрация,

социальный педагог

С момента

поступления

выпускника в

ГБПОУ РО «ЧМПТ»

Составление плана межведомственного

взаимодействия и ГБПОУ РО «ЧМПТ».

Социальный педагог,

наставник, администрация ГБПУ РО «ЧМПТ», внешние

субъекты сопровождения

С 1 курса до

достижения

выпускником 23

лет

Установление контакта с социально-поддерживающей сетью.

Наставник, социальный

педагог, педагог-психолог

По мере

необходимости

Оказание социально-психолого-педагогической

помощи и поддержки.

наставник, соц. педагог,

педагог-психолог,

внешние субъекты

сопровождения

Первые полгода

– 1 раз в неделю, далее 1 раз в месяц, на следующий год

адаптации – 1 раз в полгода

Контроль успешности процесса адаптации.

наставник, социальный

педагог

1 раз в год до достижения

возраста 23 лет

Мониторинг успешности адаптации

наставник, соц. педагог.

1 раз в полгода

после выпуска

Контакт с наставником или администрацией с места работы, учебы выпускника.

Наставник


До 23 лет.

Дальнейшая поддержка в трудных жизненных ситуациях.

наставник, соц. педагог,

педагог-психолог, администрация


План дополнительных мероприятий социально-психологического

сопровождения в рамках модели экстренного уровня

Таблица 9

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Поставленные задачи

Диагностическая работа

Опросник детской депрессии М. Ковак

-«Оценка уровня

эмоционального

благополучия»

-Шкала одиночества

Д.Рассела, Л.Пепло,

М.Фергюсона

-Методика измерения

выраженности

состояния нервнопсихического

напряжения" (по

Т.А.Немчину)

- «Тревожность»

(Филлипс)

Февраль


Март






Апрель






Май

Педагог-психолог,

Классный руководитель,

мастер п/о, специалисты внешних

служб сопровождения

Удовлетворенность

собственной

способностью решения

межличностных

проблем

предназначена для

исследования уровня

субъективного

ощущения человеком

своего одиночества,

позволяет выявить

уровень нервнопсихического

напряжения.

Выявление уровня ивида тревожности

Индивидуальная профилактическая консультативная работа

-«ВИЧ/СПИД: мы знаем

как себя защитить»

-«Наркотики — не влезай убьёт!»

-«Кризис: выход есть!»

В течении года

Педагог-психолог,

социальный педагог,

классный руководитель, специалисты внешних

служб сопровождения

Способствовать

формированию

отрицательного

отношения к

социально-негативным

явлениям

Выработка стратегий

выхода из кризисных

ситуаций

Коррекционная работа

Контроль посещаемости

занятий

ежедневно

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Мотивация на обучение

Контроль текущей

успеваемости

ежедневно

Классный руководитель, преподаватели,

мастер п/о

Мотивация на обучение

Пропаганда

юридических знаний.

Информация о правах,

обязанностях, уголовной,

административной

ответственности за

нарушение Устава ОУ,

совершения самовольных уходов

В течение

года

Администрация,

Классный руководитель, соц. педагог, мастер п/о, инспектор ПДН

Формирование социальной

ответственности

Привлечение обучающегося к

различным формам

активной социальной

деятельности и

формирование ситуации

обеспечения успеха

В течение

года

Классный руководитель, мастер п/о, соц. педагог

Формирование

социальной

ответственности

Организация досуговой

деятельности.

В течение

года

Классный руководитель, Наставник, руководители кружков и секций

Формирование

личностных качеств


Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов направлена на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов обучающегося кризисного и экстренного уровней.



3.5. Механизм взаимодействия специалистов

в рамках постинтернатного сопровождения

Социальный педагог, ответственный за постинтернатное сопровождение, выдает карту индивидуального постинтернатного сопровождения педагогу – наставнику, куратору для внесения необходимой информации. Проведенная работа с обучающимися фиксируется в картах, которые хранятся у социального педагога, ответственного за постинтернатное сопровождение.

Социальный педагог, курирующий постинтернатное сопровождение, ведет общий мониторинг адаптации обучающихся, осуществляет контроль проживания в общежитии. При возникновении необходимости подключает к работе наставника подростка.

Наставник держит на постоянном контроле обучающегося, фиксирует в картах проведенную работу, о необходимости помощи незамедлительно доводят до

сведения социального педагога ГБПОУ РО «ЧМПТ». Социальный педагог, исходя

из актуальной ситуации, привлекает к работе узких специалистов, социальных партнеров и субъекты профилактики.

Работа, проведенная с каждым подростком, анализируется раз в полгода

посредством психолого-медико-педагогического консилиума. Внешние специалисты также прописывают всю проведенную работу в картах постинтернатного сопровождения.

Деятельность в рамках программы включает в себя три направления:

1. Информационно-аналитическое.

2. Социально-психологическое.

3. Организационно-методическое.

Календарно-тематический план реализации Программы

Таблица 10

п/п

Направление деятельности

Вид деятельности

Ответственные

Сроки реализации

I.

Информационно-аналитическое направление:

Внесение изменений в банк данных об

обучающихся категории детей-сирот;

Социальный педагог

сентябрь

Составление индивидуальной программы постинтернатного сопровождения обучающегося

Социальный педагог

Педагог-психолог

Сентябрь

Ведение индивидуальных карт сопровождения

Наставники

1 раз в месяц

Анализ профессионально-личностного становления

Социальный

педагог,

педагог-психолог

Сентябрь,

октябрь

(вновь

поступивших)

Осуществление обмена необходимой информацией с различными организациями и учреждениями для оказания помощи обратившимся подросткам

Наставники

по мере

необходимости

Разработка и реализация планов по социальной адаптации обучающихся учреждения:

а) кризисного уровня;

б) экстренного уровня

Социальный

педагог,

педагог-психолог,

внешние

специалисты

Ноябрь-декабрь


Отслеживание результатов сопровождения


Зам. директора

по УВР,

Социальный

педагог

1 раз в 6

месяцев, по

мере

необходимости

Мониторинговое отслеживание

результатов адаптации подростка.

Социальный

педагог

В конце

каждого

учебного года

II.

Социально-психологическое:

Защита личных, жилищных имущественных прав и интересов обучающихся

Социальный

педагог,

наставники

По мере

необходимости

Предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения

профессионального образования и трудоустройства

Социальный

педагог,

мастера п/о

По мере

необходимости

Социальный патронат

Уполномоченные органы

опеки и

попечительства

1раз в полгода

Организация работы по повышению

психологической устойчивости

обучающихся

Педагог-психолог

По мере

необходимости

Оказание помощи обучающимся в решении

социально-бытовых вопросов

Социальный

педагог,

наставники

По мере

необходимости

Организация реабилитационных

мероприятий для обучающихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации;

Социальный

педагог,

внешние

специалисты

По мере

необходимости

Оказание помощи в организации

отдыха и досуга обучающихся

Наставники

По мере

необходимости

Систематическое общение с обучающимися в онлайн режиме с целью

содействия в решении их проблем;

Социальный

педагог,

Системный

администратор

март

Проведение Дня правовой грамотности

с приглашением представителей

органов опеки и попечительства.

Социальный

педагог, органы

опеки и

попечительства

апрель

III.

Организационно-методическое:

Организация деятельности (педагогов и

социальных партнёров), направленной

на поддержку обучающихся

Директор,

Зам. директора

по УВР

Периодически

Обучающие семинары-практикумы для

педагогических работников

Директор,

Зам. директора

по УВР

Периодически

(но не реже 1

раза в год)

Выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и

поддержки обучающегося в процессе его

социализации;

Зам. директора

по УВР,

специалисты

Службы ПС

Периодически

(но не реже 1

раза в год)

Оформление во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики на территории информационных листовок, памяток со сведениями об органах и учреждениях,

которые могут оказать содействие и помощь в реализации прав и гарантий

Социальный

педагог

январь

Социальное партнерство с Центром

занятости населения Чертковского района

Юрист ЦЗН,

социальные

педагоги

Периодически

Оформление листовок о негативных последствиях для здоровья и социально-правовых последствиях незаконного потребления

наркотических средств и психотропных

веществ.

Социальный

педагог, врач-нарколог

Ноябрь, март


В течение 14 дней до обсуждения на первичном Консилиуме социальный педагог и педагог-психолог проводят диагностику с обучающимися, которых будут сопровождать по критическому или экстренному уровню. С обучающимися, находящимися в группе базового сопровождения диагностика проводится для определенной социальной ситуации в случае пожелания тполучателя социальных услуг, так как в основном данная категория детей находится под наблюдением и мониторингом и тщательной всесторонней диагностики не требуется.


3.6. Ожидаемые результаты

  1. Увеличения численности выпускников категории детей-сирот, успешно

адаптировавшихся в техникуме, в социуме.

  1. Создание механизма обеспечивающего функционирование системы постинтернатного сопровождения, переход от стихийного решения проблемы сопровождения выпускников к планомерному.

  2. Наличие устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работы системы постинтернатного сопровождения для успешной социализации и адаптации сирот.


    1. Схема постинтернатного сопровождения

да

Издание приказа о приёме получателя государственной услуги на социальное обслуживание и (при необходимости) заключение договора на предоставление социального обслуживания на основании ИППС

Отказ о предоставлении соц. обслуживания и уведомление заявителя об отказе

Завершение предоставления государственной услуги, оценка качества эффективности, полноты, своевременности оказанной услуги, приказ о снятии с обслуживания, акт выполненных работ или закрытие ИППС

Предоставление социального обслуживания

Правовая оценка поступивших документов (сведений)

Выявлены основания для предоставления социального обслуживания

Предоставление заявителем в ГБПОУ РО «ЧМПТ» всех документов, необходимых для предоставления государственных услуг

нет

Формирование и направление запросов в рамках межведомственного взаимодействия, получение ответов

Приём запроса и (или) документов от обучающегося или его законного представителя, государственных органов, действующих в интересах нуждающегося





























































Список используемой литературы

1. Бобылева И.А. Содержание деятельности Центра поддержки выпускников

интернатных учреждений. /Журнал «вестник психосоциальной и

коррекционнореабилитационной работы» №4, 2010 г. стр.36-43

2. Данилюк А.Я., Конаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение. -

2010.

3. Дубровина Ю.А. Специфика постинтернатного сопровождения выпускников

профессионального училища// Сборник материалов практикоориентированного семинара по проблеме «Соцальная адаптация детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей», 2012

4. Решетников В.А., Хижаева Т.М. У истоков социального служения: Очерки о

становлении и развитии системы социальной защиты населения Иркутской

области / В.А. Решетников, Т.М. Хижаева // – Иркутск: Оттиск, 2011







Приложение 1.

ДОГОВОР №___________

об установлении постинтернатного сопровождения выпускника ГБПОУ РО «ЧМПТ» для лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Ростовская область Чертковский р-он «____»__________202_г.

с. Осиково


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум», именуемое в дальнейшем «Учреждение», в лице исполняющего обязанности директора Середюк Лидии Николаевны, действующей на основании Устава, с одной стороны, гражданина(ки) Российской Федераци,_______________________________________

________________________________________________________________________

(Ф.И.О. выпускника(цы))

проживающий(-ая) по адресу: ______________________________________________

____________________________________________________, являющий (-ая)ся выпускником Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковского многопрофильного техникума» и относящий(-ая)ся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуемый(-ая) в дальнейшем «Выпускник», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем.

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом договора является установление постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование и реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения Выпускника(-цы)

Постинтернатное сопровождение Выпускника осуществляется на безвозмездной основе.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.Постинтернатное сопровождение Выпускников в возрасте до 23х лет обеспечивается с целью:

-защиты прав и интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23х лет, являющихся выпускниками ГБПОУ РО «ЧМПТ»;

-оказания содействия выпускникам ГБПОУ РО «ЧМПТ» в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;

-оказания содействия с целью закрепления социальных гарантий выпускников, решении вопросов их жизнеустройства;

-обеспечения индивидуального комплексного сопровождения процесса их социализации в

обществе;

- проведения диагностики и коррекции процесса постинтернатной адаптации.

2.2. При организации постинтернатного сопровождения соблюдаются права и законные интересы выпускников, обеспечиваются социальные гарантии по специальной поддержке граждан данной категории, установленные действующим на территории Российской Федерации законодательством.


III. ПРАВА СТОРОН

3.1. Учреждение имеет право:

3.1.1. Запрашивать в установленном порядке и получать необходимые сведения от органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, образовательных и медицинских учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги населению и иных организаций в целях эффективного постинтернатного сопровождения Выпускника.

3.1.2. Устанавливать деловые контакты с лицами и Учреждениеми, которые могут способствовать повышению эффективности постинтернатного сопровождения и социальной адаптации Выпускника.

3.1.3. Самостоятельно выбирать не запрещенные законом формы и методы работы с Выпускником, определять приоритетные направления в реализации постинтернатного сопровождения Выпускника.

3.1.4. Инициировать рассмотрение вопроса о расторжении Договора о постинтернатном сопровождении Выпускника.

3.2. Выпускник имеет право:

3.2.1. Участвовать в разработке индивидуального плана постинтернатного сопровождения.

3.2.2. Расторгнуть Договор по личному заявлению.

3.2.3. Отказаться от проведения психологического обследования.


IV. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Учреждение обязуется:

4.1.1. Оказывать безвозмездно услугу постинтернатного сопровождения Выпускника посредством оказания правовой, педагогической, медицинской, индивидуальной или групповой психологической и иной помощи Выпускнику в соблюдении его прав и законных интересов, в решении текущих задач, направленных на развитие и становление его личности, социализацию и успешную социальную адаптацию в обществе.

4.1.2. Использовать при составлении индивидуального плана постинтернатного сопровождения данные социально-психологического обследования (по согласию Сторон)

4.1.3. Осуществлять услуги по постинтернатному сопровождению Выпускника в Учреждении, по месту проживания Выпускника (по мере необходимости), а также дистанционно – по телефону и посредством сети «Интернет».

4.1.4. Использовать комплексный подход к организации постинтернатного сопровождения Выпускника, привлекая других специалистов Учреждения.

4.1.5. Информировать Выпускника о планах проведения мероприятий, связанных с реализацией индивидуального плана постинтернатного сопровождения.

4.1.6. Корректировать в случае необходимости пункты индивидуального плана постинтернатного сопровождения, текущие мероприятия по реализации задач индивидуального плана постинтернатного сопровождения

4.1.7. Принимать решения по вопросам постинтернатного сопровождения Выпускника и меры по безопасности жизнедеятельности Выпускника строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4.1.8. Соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе социально-психологического обследования и постинтернатного сопровождения Выпускника.

4.2. Выпускник обязуется:

4.2.1. Предоставлять достоверную информацию о себе в объеме, необходимом для постинтернатного сопровождения.

4.2.2. Сообщать об изменениях, влияющих на процесс постинтернатного сопровождения: места жительства, телефонного номера, адреса электронной почты, и т.д.

4.2.3. Оказывать содействие в решении задач постинтернатного сопровождения, активно участвовать в мероприятиях, связанных с реализацией плана постинтернатного сопровождения.

4.2.4. Выполнять мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом постинтернатного сопровождения.

4.2.5. Уважительно относиться к специалистам Учреждения, осуществляющим постинтернатное сопровождение, не допускать грубости, оскорблений в их адрес.

4.




V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В случае возникновения между Сторонами споров по вопросам исполнения настоящего Договора, Стороны принимают все меры по решению их путем переговоров.


VI. СРОК ДЕЙСТВИЯДОГОВОРА, ИЗМЕНЕНИЕ,ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

6.1. Настоящий Договор вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания и действует в течение __________, с возможностью его неоднократной пролонгации, до достижения Выпускником(-цей) 23 лет.

6.2. Окончание срока действия настоящего Договора влечет прекращение обязательств Сторон, установленных Договором.

6.3. При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий настоящего Договора Стороны вправе его расторгнуть.

6.4. Изменение и расторжение настоящего Договора возможно, как по требованию одной из Сторон, так и по соглашению Сторон, в соответствии и порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.5. Соглашение о изменении, продлении или расторжении настоящего Договора, совершается в письменной форме и является неотъемлемой частью данного Договора.

6.6. В случае одностороннего расторжения настоящего Договора обязательства считаются прекращёнными в момент расторжения настоящего Договора.

6.7. Возникающие вопросы в результате изменения или расторжения настоящего Договора, решаются по согласованию Сторон.


VII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу:

- экземпляр № 1 находится у Выпускника;

- экземпляр № 2 хранится в Учреждении в личном деле Выпускника.



АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

Учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»

Адрес: Ростовская области, Чертковский район с. Осиково, ул. Российская 43

Тел.: 8(86387) 4-76-33



Выпускник

Ф. И. О._____________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Адрес:______________________________________________________________________________________ Паспортные данные:

Серия __

Выдан (кем, когда) _________________________________________________


____________________________________________________________________________

Тел.

И. о. директора: _____________/Л. Н. Середюк/


« » 20__год

Выпускник: _____________/__________________/


« » __20__год

Приложение № 2

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»

(ГБПОУ РО «ЧМПТ»)












ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Ф.И.О. _____________________________________________________

Педагог-наставник:____________________________________________















с. Осиково

2021-2025

1. Общие сведения о выпускнике


«____» __________ 20____ год


Вопросы

Содержание

1.

ФИО выпускника


2.

Дата, месяц, год рождения


3.

Дата поступления в ГБПОУ РО «ЧМПТ»



Дата окончания ГБПОУ РО «ЧМПТ»


4.

Социальный статус (подчеркнуть):

сирота

оставшийся без попечения

5

Физкультурная группа:

Основная подготовительная специальная


6


Образование (подчеркнуть):


Окончил техникум


7


Жилищные условия (подчеркнуть):


жилья не имеет, но поставлен на очередь;

собственное жилье с удобствами;

собственное жилье без удобств;

комната в общежитии;

другое:_________________________________________


8

Место предполагаемого проживания на момент выпуска ОУ

собственное жилье с удобствами

собственное жилье без удобств

комната в общежитии

съемное жилье

другое:_________________________________________


9

Чем предполагает заниматься после выпуска из ГБПОУ РО «ЧМПТ» (подчеркнуть):

учеба

работа

учеба и работа одновременно

служба в армии

незанятость

учет в центре занятости населения

11

Место предполагаемой работы и должность после выпуска из ОУ



12

Возможные средства содержания (подчеркнуть):

заработная плата по месту работы

случайный заработок

помощь родственников

стипендия

пенсия

пособие по безработице

перепродажа жилья, имущества

другое:_________________________________________


13

В чем нуждается на момент окончания ГБПОУ РО «ЧМПТ» (подчеркнуть):

одежда

медицинское обслуживание

жилье

паспорт (гражданство)

мебель

средства на ремонт жилья

другое:_________________________________________


14

Как предполагает проводить свободное время (подчеркнуть):


гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный кружок

проводить время в компании друзей

другое:_________________________________________


15

С кем предполагает общаться (подчеркнуть):

с родственниками

с членами замещающей семьи

с друзьями

ни с кем

другое:_________________________________________


16

Наличие вредных привычек (подчеркнуть):

Курение

Алкоголь

Токсикомания

Наркотики (какие):______________________________


17

Отношение к правонарушениям (подчеркнуть):

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое_________________________________________


18

Социально-поддерживающая сеть (подчеркнуть):


родственники

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты школы-интернат

другие_________________________________________


19

Координаты для связи с выпускником:

(адрес местожительства, телефон)

______________________________________________

______________________________________________



Социальный педагог: _____________ /С. Л. Кузьмичёва/


Педагог-наставник: ________ /_____________________/


Выпускник: _________ /___________________/





Маршрут сопровождения выпускника

Специалисты

Предлагаемые мероприятия

Ожидаемые результаты

Вопросы на контроле

1.

Педагог-психолог

1.

2.

3.

4



2.

Социальный педагог

1.

2.

3.

4.



3.

Другие специалисты (указать)






































Банк данных выпускников ГБПОУ РО «ЧМПТ»

из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

2020 – 2021 учебный год

п/п

ФИО выпускника

Телефон

Дата рождения

Сведения о трудоустройстве

2021

2022

2023

2024

2025

1

Авдиенко Вячеслав Александрович

8-918-893-16-27

04.06.2003

проходит срочную службу в армии





2

Беспальцев Вадим Ильич


8-918-537-03-91

26.05.2003

проходит срочную службу в армии





3

Овчинников Даниил Александрович

8-908-516-31-20

05.09.2002






4

Радченко Максим Сергеевич



16.07.2002